Файл: Комарова К.В. и др. Лидерство Учебное пособие 2008.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 12439

Скачиваний: 47

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

266 

рирующих  фирм  более  чем  на  40%.  Он  решил,  что  самым  эффективным 
средством снижения издержек станет закрытие одного из старых предпри-
ятий,  сопровождающееся  увольнением  персонала  и  увеличением  объемов 
производства на новых предприятиях. Он знал, какое именно предприятие 
ему  следует  закрыть.  Основная  проблема  заключалась  в  том,  что  от  этого 
предприятия  зависела  жизнь  местного  населения.  Местные  власти  вложи-
ли  немалые  средства  в  ремонт  автотрассы,  а  также  в  освещение  примы-
кающих  к  предприятию  территорий.  Большую  часть  работников  предпри-
ятия  составляли  пожилые  люди,  проработавшие  на  нем  едва  ли  не  всю 
свою жизнь.  Найти какую-то иную работу  в этом регионе было  практиче-
ски невозможно. Следует ли Роджеру закрывать это предприятие? 

_____Следует. 
_____Не следует. 
 

Вопросы для обсуждения 

 

Создайте  небольшую  группу  и  обсудите  следующие  вопросы,  имею-

щие отношение к приведенным выше пяти сценариям. 

1.  Обоснуйте свой выбор для каждой ситуации. 
2.  Какие  принципы  или  базовые  ценности  вы  применили  для  приня-

тия решения в каждом случае? 

3.  В  какой  дополнительной  информации  вы  нуждаетесь,  чтобы  при-

нятое вами решение выглядело бесспорным? 

4.  Что должно измениться для того, чтобы вы поменяли принятое ва-

ми решение? Определите  условия, при  которых ваше решение бы-
ло бы иным. 

5.  Соответствуют  ли  ваши  ответы  вашим  ценностям,  когнитивному 

стилю, отношению к переменам и интерперсональной ориентации? 

 
 
Ситуация 3. Поражение адмирала Киммеля при Перл-Харборе  
Летом  1941  года,  когда  отношения  между  США  и  Японией  стали 

стремительно  ухудшаться,  адмирал  Киммелъ,  командовавший  Тихоокеан-
ским флотом, стал то и дело получать сообщения, свидетельствовавшие о 
том,  что  война  с  Японией  может  начаться  в  любой  момент.  Именно  в 
этот период он приступил со своим штабом в Перл-Харборе к разработке 
планов,  в  которых  основной  упор  делался  на  обучении  личного  состава  и 
улучшении  материально-технического  снабжения военных баз на Дальнем 
Востоке.  В  основе  плана  лежало  предположение  о  большой  вероятности 
развязывания долгой и тяжелой войны с Японией. Адмирал Киммель и его 
подчиненные ясно осознавали тот риск, если они не успеют подготовить-
ся к началу войны, а также риск и объем затрат, связанных с подготов-
кой к войне. При этом они сохраняли известный оптимизм и считали, что 
успеют  не  только  разработать,  но  и  реализовать  новые  стратегические 


background image

 

 

267 

планы. Главным их принципом в ту пору было сохранение постоянной бди-
тельности. 

К концу осени 1941 года сообщения стали приобретать еще более зло-

вещий  характер.  Адмирал Киммель по-прежнему выжидал, хотя все более 
очевидным становилось то, что Перл-Харбор вполне может стать жертвой 
внезапной  атаки.  Существующие  ресурсы  продолжали  использоваться, 
главным  образом,  для  обучения  новобранцев  и  для  снабжения  баз,  нахо-
дившихся в непосредственной близости от Японии, а не для защиты Перл-
Харбора от неожиданной атаки неприятеля. 

Командование,  понимало,  что  находящиеся  в  зоне  его  ответственно-

сти войска, так же как и все прочие американские армейские части, не бы-
ли  готовы  к  реальным  военным  действиям,  однако,  несмотря  на  это,  ко-
мандование пришло к ряду достаточно странных выводов, например, было 
решено,  что  японцы  не  станут  нападать  на  американские  базы,  тем  более, 
не решатся напасть на Перл-Харбор. Адмирал Киммель и его штаб считали 
избранную ими политику единственно правильной. И потому практически 
весь  флот,  находившийся  в  районе  Гавайев,  пребывал  в  бездействии.  Ко-
рабли  стояли  на  приколе  в  доках  Перл-Харбора.  Каждое  новое  донесение 
адмирал Киммель обсуждал со своими заместителями. Им то и дело овла-
девало беспокойство, но заместители раз за разом успокаивали его, и пото-
му  он  по-прежнему  никак  не  реагировал  на  предупреждения.  Адмирал  со-
вершенно  проигнорировал  поступившую  к  нему  27  ноября  1941  года  ин-
формацию  из  Вашингтона  о  возможной  «угрозе  скорого  начала  военных 
действий», источником которой был адмирал, координировавший действия 
всех  флотов.  Это  послание  являлось,  по  сути,  повторением  поступившего 
тремя днями ранее сообщения о том, что война с Японией неизбежна, и что 
«жертвами внезапной атаки могут стать даже Филиппины или Гуам». В но-
вом предупреждении говорилось о том, что Япония может предпринять не-
кие агрессивные действия уже в ближайшие дни, вследствие чего Киммелю 
надлежало принять необходимые оборонительные меры и привести в дейст-
вие план ведения боевых действий на море. 

Предупреждение  это  показалось  Киммелю  настолько  серьезным,  что 

он  созвал  для  его  обсуждения  весь  штаб.  Однако  работники  штаба  вновь 
отказались  внять  здравому  смыслу.  Члены  штаба  обратили  внимание  ад-
мирала на то, что Гавайи не включены в состав возможных целей против-
ника, к которым были отнесены Филиппины, Малайя и другие отдаленные 
регионы. Киммель согласился с такой интерпретацией текста,  хотя, на де-
ле,  она  была  достаточно  произвольной.  При  этом  он  даже  не  попытался 
связаться с  Вашингтоном  и  уточнить смысл сообщения. В итоге командо-
вание  флота  пришло  к  выводу,  что  ждать  атаки  на  Гавайи  пока  не  прихо-
дится. 

Киммель считал Перл-Харбор неуязвимым и потому принял за доста-

точный ограниченный уровень боевой готовности флота который был вве-
ден за несколько месяцев до этого. При этом он полагал, что все наземные 
части, в том числе соединения противовоздушной обороны и радарной раз-


background image

 

 

268 

ведки, будут переведены в состояние полной боевой готовности, но, опять-
таки, даже не попытался связаться с их командованием. В результате, лишь 
в день катастрофы, 7 декабря, он узнал о том, что части эти также находи-
лись  в  состоянии  ограниченной  боеготовности,  то  есть  решали  только  за-
дачи самообороны. 

3  декабря  1941  года  Киммель  обсудил  с  двумя  представителями  сво-

его  штаба  свежее  донесение,  поступившее  из  Вашингтона.  В  нем  говори-
лось  о  том,  что  американским  специалистам  по  дешифровке  удалось  про-
честь секретное донесение об уничтожении большинства секретных кодов, 
которое было разослано из Токио в японские дипломатические миссии, на-
ходящиеся  в  США  и  в  других  странах.  Киммель  понимал,  что  подобное 
распоряжение  могло  свидетельствовать  о  близком  начале  военных  дейст-
вий  со  стороны  Японии.  Однако  советники  вновь  обратили  внимание  ад-
мирала  на  то,

-

  что  в  сообщении  говорилось  об  уничтожении  «большинст-

ва»  кодов,  но  не  «всех».  Соответственно,  уничтожение  кодов  было  вос-
принято  ими  как  рутинное  мероприятие.  Киммель  не  стал  консультиро-
ваться с командованием и на сей раз, однако решил, что военный конфликт 
с Японией теперь действительно стал чем-то почти неизбежным. 

6 декабря 1941 года, за день до атаки, у Киммеля накопилось сразу не-

сколько  крайне  тревожных  донесений.  Помимо  официальных  предупреж-
дений, он получил из Вашингтона персональное письмо от адмирала Стар-
ка, в котором тот сообщал ему, что президент Рузвельт и государственный 
секретарь Холл считают, что японцы уже готовы к совершению внезапной 
атаки. 6 декабря Киммель получил от адмирала Старка еще одно письмо, в 
котором  тот  приказывал  ему  срочно  уничтожить  все  секретные  и  конфи-
денциальные  документы  на  американских  базах,  расположенных  на  уда-
ленных  островах  Тихого  океана.  В  тот  же  день  представитель  ФБР  на  Га-
вайях  проинформировал  Киммеля  о  том,  что  сотрудники  местного  япон-
ского консульства в течение двух последних дней сжигали какую-то доку-
ментацию.  Руководитель  флотской  разведки  Киммеля  сообщил  ему  в  тот 
же день, что было потеряно из виду сразу шесть японских авианосцев, ме-
стоположение  которых  в  данный  момент  было  неизвестно.  (Их  след  был 
потерян  уже  к  середине  ноября,  когда  они  взяли  курс  на  Гавайи,  чтобы 
предпринять неожиданную атаку на Перл-Харбор). 

Все  эти  сообщения  ясно  свидетельствовали  о  том,  что  японцы  гото-

вятся  к  нападению  на  американцев,  но  оставалось  неясным,  куда  именно 
будет  нацелен  их  удар.  К  донесениям  примешивалось  немало  «шумов»,  к 
числу  которых  относились  сообщения  о  том,  что  японцы  направили  свой 
флот  в  сторону  Малайи.  Тем  не  менее,  нас  не  перестает  поражать  то  об-
стоятельство, что Киммель и его штаб продолжали  хранить  уверенность  в 
том, что Перл-Харбор в любом случае не станет целью японского флота. 

Впрочем, Киммель все-таки встревожился. 6 декабря он вновь загово-

рил о необходимости изменения стратегии и высказал свои опасения двум 
штабным  офицерам.  Его  волновала  судьба  американских  кораблей,  стояв-
ших у берегов Перл-Харбора. Один из офицеров тут же поспешил заверить 


background image

 

 

269 

своего адмирала, что «японцы, занятые ведением морских операций в ази-
атском  регионе,  не  смогут  направить  сюда  сколько-нибудь  значительные 
силы».  Второй  офицер  согласился  с  этим  мнением  и  вновь  уверил  своего 
командующего,  что  уровень  ограниченной  боеготовности,  введенный  за-
долго до этого, вполне соответствует уровню существующей угрозы. Ким-
мель  говорил  впоследствии:  «Памятуя  об  этом,  мы  решили  оставить  все 
как есть». Адмирал окончательно успокоился и отправился на обед. 
 

Источник. Janis, I. L., & Mann, L. (1977). Decision making: A psychological analysis of con-
flict,  choice,  and  commitment.  New  York:  Free  Press.  Copyright  1977  by  the  Free  Press. 
Reprinted with the permission of the Free Press, an imprint of Simon and Schuster. 

 
Вопросы для обсуждения 
 

1.  Выявите  концептуальные  блоки  Киммеля,  которые  он  демонстри-

рует в этой ситуации. 

2.  Какие  шаги  предпринимал  Киммель  и  его  штаб,  решая  стоявшую 

перед ним проблему? Какие этапы аналитического метода решения 
проблем были упущены или обойдены им? 

3.  Если бы вы были советником адмирала Киммеля, обладающим зна-

ниями, полученными вами при изучении этой главы, какие коррек-
тивы  вы  внесли  бы  в  процесс  принятия  решений?  Каким  образом 
Киммеля можно было бы избавить от его концептуальных блоков? 

 

 

Ключи к упражнениям  
 
Упражнение 1. 
Индивидуальная оценка управленческих навыков 
 

 

Оценка

 

Рассматриваемый навык

 

Пункты

 

Собственная

 

Внешняя

 

Развитие самооценки 

1-5 

 

 

Самооценка и открытость 

1-2 

 

 

Уверенность в себе 

3-5 

 

 

Управление стрессом 

6-11 

 

 

Устранение стрессоров 

6-7 

 

 

Развитие внутренней устойчивости 

8-9 

 

 

Краткосрочные меры 

10-11 

 

 

Творческое решение проблем 

12-23 

 

 

Рациональное решение проблем 

12-14 

 

 


background image

 

 

270 

Продолжение 

Творческое решение проблем 

15-19 

 

 

Поддержка новых идей и подходов 

20-23 

 

 

Поддерживающие коммуникации 

24-32 

 

 

Наставничество и консультирование 

24-25 

 

 

«Отрицательная» обратная связь 

26-28 

 

 

Поддерживающая коммуникация 

29-32 

 

 

Обладание властью и влиянием 

33-40 

 

 

Расширение властных полномочий 

33-37 

 

 

Усиление влияния 

38-40 

 

 

Создание мотиваций для других 

41-49 

 

 

Управление конфликтами 

50-58 

 

 

Предупреждение возникновения недо-
вольства  

50-52 

 

 

Реакция на конфликт 

53-55 

 

 

Посредничество 

56-58 

 

 

Предоставление прав и делегирова-
ние полномочий 

59-67 

 

 

Предоставление прав 

59-62 

 

 

Делегирование полномочий 

63-67 

 

 

Создание эффективной команды и 
командная работа 

68-77 

 

 

Лидерство в команде  

68-71 

 

 

Членство в команде  

72-73 

 

 

Групповая работа 

74-77 

 

 

 

Сравнительный анализ данных: 
Сравните свои результаты, по меньшей мере, с четырьмя другими ря-

дами данных:  

1)  если  вы  попросили  своих  товарищей  оценить  ваше  поведение,  ис-

пользуя графу  «Внешняя оценка», сравните оценки, данные ими, с 
вашими собственными;  

2) сравните свои оценки с оценками, полученными другими студента-

ми;  

3) сравните свои результаты с результатами контрольной группы (ре-

зультаты исследования 300 студентов американской школы бизнеса 
приведены ниже);  

4) сравните свой результат с максимальным (462). 

Если общее количество набранных вами баллов составляет: 
304 или выше – вы находитесь в верхней четверти (квартиле); 
245-303 – вы находитесь во второй четверти (квартиле); 
268-284 – вы находитесь в третьей четверти (квартиле); 
267 или ниже – вы находитесь в нижней четверти (квартиле).