Файл: Комарова К.В. и др. Лидерство Учебное пособие 2008.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 13481

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

256 

_____1.  Я открыто обсуждаю со своим непосредственным начальником во-

прос о том, как преуспеть. 

_____2.  Я пытаюсь применить новые идеи и подходы к решению проблем. 
_____3.    Я  разбираю  предметы  и  ситуации  на  элементы,  чтобы  лучше  по-

нять, как они функционируют. 

_____4.    Я  приветствую  неопределенные  и  необычные  обстоятельства,  от-

носящиеся к моим заданиям. 

 

_____5.  Я открыто обсуждаю со своим руководством вопросы оплаты тру-

да. 

 

_____6.  Я вполне мог бы найти новое применение существующим методам 

и инструментам. 

 

_____7.  Я хочу быть первым или же в  числе первых среди тех коллег, кто 

опробует новую идею или метод. 

 

_____8.  Я беру на себя возможности осуществления коммуникаций между 

моей рабочей группой и другими подразделениями. 

 

_____9.   Я демонстрирую оригинальность. 

 

_____10. Я хочу работать над проблемой, которая отличается от других сво-

ей сложностью. 

 

_____11. Я обеспечиваю критический взгляд на новые идеи. 

    

_____12. Предлагаемые мною идеи всегда имеют письменное обоснование.      
_____13.  Я  развиваю  контакты  со  специалистами,  работающими  в  других 

фирмах. 

 

_____14. Я использую персональные контакты для того, чтобы выбрать ра-

бочее задание. 

 

_____15. Я планирую  время, чтобы разрабатывать свои любимые идеи или 

проекты 

 

_____16. Я коплю ресурсы для работы над рискованными проектами. 

 

_____17. Я вполне терпимо отношусь к людям, которые уклоняются от ор-

ганизационной рутины. 

 

_____18. На собраниях персонала я громко высказываю свои мысли. 

 

_____19. При  решении  комплексных  проблем  я  предпочитаю  работать  в 

команде. 

_____20. Если моих коллег спросят, они ответят, что я разумный. 
 

Источник. Ettlie, J.E., & O'Keefe, R.D. (1982). Innovative attitudes, values, and intentions in 
organizations. Journal of Management Studies, 19. – Р. 163-82. 

Оценка  результатов:  Для  оценки  и  нтерпретации  полученных  вами 

результатов необходимо воспользоваться ключом, представленным в При-
ложении. 

 

 


background image

 

 

257 

Упражнение  11.  Диагностические  исследования  поддерживающих 

коммуникаций. Поддерживающая  коммуникация 

Шаг  1.  Прежде  чем  вы  приступите  к  прочтению  материала  данной 

главы,  оцените  соответствующим  образом  приведенные  здесь  утвержде-
ния,  согласно  приводимой  ниже  шкале  (предварительная  оценка).  Ваши 
ответы  должны  отражать  ваши  реальные  установки  и  поведение,  а  не  же-
лаемые,  какими  бы  вам  хотелось  их  видеть.  Будьте  честны.  Это  упражне-
ние поможет вам оценить ваш уровень компетентности в сфере поддержи-
вающих  коммуникаций  решения  проблем  и  определить  ваши  конкретные 
потребности  в  обучении  навыку.  Выполнив  упражнение,  вы  можете  опре-
делить свой уровень владения навыком по ключу, находящемуся в Прило-
жении,  чтобы  узнать,  какая  именно  информация,  рассматриваемая  в  этой 
главе, наиболее важна для вас как для профессионала. 

Шаг  2.  После  того  как  вы  завершите  чтение  и  выполните  представ-

ленные в данной главе упражнения, вновь вернитесь к этому упражнению. 
Еще  раз  оцените  представленные  здесь  утверждения,  записывая  результа-
ты  в  правую  колонку  (повторная  оценка).  Определите  свой  прогресс  по 
ключу,  находящемуся  в  Приложении.  Если  ваши  результаты  в  тех  или 
иных  областях  навыка  останутся  низкими,  используйте  в  дальнейшей  ва-
шей деятельности поведенческие рекомендации, приведенные в конце раз-
дела «Изучение навыка». 

Шкала оценок: 

 

 

 

 

 

 

В ситуациях, в которых я осуществляю обратную связь, имеющую от-

рицательную дисциплинирующую направленность, или даю совет, направ-
ленный на корректирование поведения: 

 
Оценка 

Предвари-    Повтор- 
тельная         ная 
_______

___

_______1.  Я  четко  различаю,  в  каких  ситуациях  я  могу  высту-

пить  в  качестве  наставника,  а  в  каких  –  в  качестве 
консультанта. 

_______

___

_______2.  Я  способен  помочь  другим  установить  и  определить 

их проблемы, консультируя их. 

1 – Полностью не согласен  
2 – Не согласен 
3 – Скорее не согласен 
4 – Скорее согласен 
5 – Согласен 
6 – Полностью согласен

 


background image

 

 

258 

_______

___

_______3.    Я  способен  быть  абсолютно  искренним  даже  в  слу-

чаях такой обратной связи, когда мне приходится го-
ворить неприятные вещи. 

_______

___

_______4.  Обеспечивая обратную связь с другими, я избегаю 

обсуждать  личные  качества  и  вместо  этого  делаю 
акцент на сути проблемы или на ее решении. 

_______

___

_______5. Я всегда увязываю негативно воспринимаемую об-

ратную связь со стандартами или ожиданиями, ко-
торые были нарушены. 

_______

___

_______6. Если я пытаюсь корректировать поведение другого 

человека,  наши  отношения  от  этого  почти  всегда 
укрепляются. 

_______

___

_______7. Если мне приходится обеспечивать негативную об-

ратную  связь,  я  все  подробно  описываю.  Иными 
словами, я пытаюсь дать объективное описание со-
бытий, их последствий и моих чувств. 

_______

___

_______8.  Я  всегда  предлагаю  конкретные  альтернативы  тем 

лицам,  поведение  которых  я  хочу  откорректиро-
вать. 

_______

___

_______9.  Общаясь с другими людьми, я укрепляю в них чув-

ство собственного достоинства и самоуважения. 

_______

___

_______10.  Я  искренне  интересуюсь  точкой  зрения  другого 

человека  даже  в  тех  случаях,  когда  я  не  согласен  с 
ней. 

_______

___

_______11.  Я  не  говорю  свысока  с  теми,  кто  обладает  мень-

шей властью или не владеет информацией. 

_______

___

_______12. Даже в  тех случаях, когда я не испытываю сомне-

ний  в  правильности  своей  точки  зрения,  при  обще-
нии с другими людьми я демонстрирую гибкость и 
открытость к новой информации. 

_______

___

_______13. В ходе дискуссии с другими лицами, которые име-

ют иную точку зрения, я стараюсь выявить возмож-
ные зоны взаимного согласия. 

_______

___

_______14. Обратная связь, которую я осуществляю с людьми, 

всегда конкретна и точна, и не имеет общего и рас-
плывчатого характера. 

_______

___

_______15. Я не «давлю» на собеседников. 

_______

___

_______16.  Я  всегда  подчеркиваю  авторство  тех  или  иных 

идей и положений, заменяя такие безличные формы, 
как «они думают», оборотами типа «я думаю». 

_______

___

_______17.  При  обсуждении  чужой  проблемы  я,  как  правило, 

пытаюсь  прежде  всего  высказать  свое  понимание 
сути проблемы, а не выступить в роли советника. 


background image

 

 

259 

_______

___

_______18.    Задавая  собеседнику  вопросы  с  тем,  чтобы  лучше 

понять  его  позицию,  я  в  основном  задаю  вопрос 
«что», а не вопрос «почему». 

_______

___

_______19.      Я  регулярно  устраиваю  личные  встречи  с  теми,  с 

кем я работаю, а также с теми, с кем я живу. 

_______

___

_______20.  Я  точно  понимаю,  когда  можно  давать  советы  и 

указания другим, а когда нет. 

 
 

Упражнение 12.  Стили коммуникации 

Этот инструмент оценки состоит из двух частей. 
В первой части дается описание ситуации, когда четверо лиц жалуют-

ся на свои проблемы на работе. За каждой подобной жалобой следует пять 
возможных ответов на нее. Выберите из них три наиболее приемлемых от-
вета  и  оцените  их  следующим  образом:  3  –  лучший  ответ,  2  –  ответ,  не-
сколько  уступающий  первому,  1  –  ответ,  уступающий  двум  первым  отве-
там. 

Во  второй  части  задания  дается  описание  отдельной  ситуации.  Затем 

следует  ряд  пар  утверждений.  Из  каждой  пары  вам  следует  выбрать  и  от-
метить  то  утверждение,  которое  покажется  вам  более  уместным  в  данной 
ситуации. Не определяйте ваши предпочтения. Старайтесь избирать те аль-
тернативы,  которые  соответствуют  реальным  принципам  вашего  поведе-
ния. 

Для оценки результатов тестирования вам следует обратиться к ключу 

и к интерпретации результатов, приведенным в Приложении. 

 

Часть 1 

1. Я работаю здесь вот уже шесть месяцев, но едва знаю кого-либо в 

этой  организации.  Мне  уже  кажется,  что  здесь  невозможно  за-
вести  друзей  или  быть  принятым  другими.  Большинство  со-
трудников  организации  постоянно  заняты  своими  делами  и  не 
имеют  времени  на  общение.  Я  чувствую  себя  здесь  одиноким  и 
совершенно оторванным от жизни коллектива. 

_____а.  Пусть  вас  не  волнует  невозможность  завести  друзей.  Вы  уви-

дите, что со временем все образуется. 

_____b. А как вы повели себя при первой встречи с ними? Может быть, 

и вам следовало бы вести себя более дружелюбно? 

_____с.  Поскольку  члены  организации  заняты,  у  них  нет  времени  на 

тесное  общение,  потому  вы  не  должны  ожидать  от  них  слиш-
ком многого. 

_____d. Насколько сильно вы чувствуете, что вас не приняли сотрудни-

ки в организации? 


background image

 

 

260 

_____е.  Когда  я  впервые  поступил  в  организацию,  мне  понадобилось 

больше  шести  месяцев,  чтобы  наладить  отношения.  Я  до  сих 
пор не знаю некоторых людей в подразделениях. 

2. Я терпеть не могу своего начальника. Степень его автократизма 

трудно себе представить. Я не видел никого, кто бы меньше мое-
го  начальника  заботился  о  подчиненных.  Полнейшая  бесчувст-
венность и бесчеловечность превращает мое место работы в по-
добие каторги. 

______а. Это говорит  о том,  что для вас являются сложными отноше-

ния, основанные на жестком контроле и власти. 

______b.  Я  вас  прекрасно  понимаю.  В  прошлом  году  в  нашем  отделе 

появилась  женщина, которая требовала, чтобы все работали  в 
очень  быстром  темпе.  Она  представляла  собой  тип  макси-
мально доминирующего начальника. 

______с.  Вам  следует  разобраться  с  этими  проблемами,  пока  вы  здесь 

работаете.  На  вашем  месте  я  бы  откровенно  поговорил  с  на-
чальником. 

______d. Вам действительно тяжело из-за вашего босса, не так ли? 
______е.  Собственно,  почему  вы  столь  категоричны  по  отношению  к 

нему? 

3.  Что  я  хочу  знать, так  это  как  обстоят  дела  с  последним  реше-

нием о продвижении по службе. Я думаю, я вполне справился бы с 
этой работой. У меня самый большой в подразделении опыт ра-
боты, да и разговоры о том, что эта работа — моя, до меня до-
ходили.  А  вы  вдруг  ведете  переговоры  вместо  меня  с  кем-то  со 
стороны.  Я  думаю,  что  это  несправедливо.  Почему  назначение 
предпринимается в обход своих работников? 

______а.  С  чего  вы  взяли,  что  повысить  в  должности  должны  были 

именно  вас?  Известны  ли  вам  требования,  предъявляемые  к 
кандидату  на  эту  должность?  Вам  известно,  кого  мы  при-
смотрели для этого места? 

______b.  Пусть  вас  это  не  смущает.  Вы  зарекомендовали  себя  с  самой 

лучшей стороны, и потому  рано или поздно вас все равно  по-
высят в должности. Я буду иметь вас в виду в следующий раз. 

______с.  Боюсь,  что  у  вас  сложилось  превратное  впечатление.  Мы  ис-

ходили  из  вполне  определенных  критериев,  которым  в  боль-
шей степени отвечал другой человек. 

______d. Иными словами, вы озадачены тем, какое положение вы зани-

маете в компании. 

______е. Вы считаете, что это решение ставит под сомнение вашу  тех-

ническую компетентность? 

4.  Почему  моя  заявка  на  новый  персональный  компьютер  осталась 

невыполненной? Я без него как без рук. Мы могли бы сделать на-
много больше с помощью машины! Вместо этого мы вынуждены