Файл: Комарова К.В. и др. Лидерство Учебное пособие 2008.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 13480

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

261 

корпеть над таблицами, которые компьютер заполнил бы в один 
миг!  И  не  повторяйте  мне  старую  историю  о  трудностях  ком-
пании с ресурсами. Я составил эту заявку давным-давно! 

______а. Я понимаю, что вы действительно расстроены тем, что прось-

ба не удовлетворена. 

______b.  Зачем  вам  новый  компьютер?  В  крайнем  случае,  разве  вы  не 

можете взять его на время? 

______с.  Вы  знаете,  другие  тоже  сталкиваются  с  аналогичными  про-

блемами. Мы очень много времени тратим на попытки выпол-
нить необходимые работы на имеющихся машинах. 

______d.  Если  вы  запасетесь  терпением,  я  смогу  поработать  над  реше-

нием вашей проблемы. 

______е.  Наше  финансовое  положение  оставляет  желать  лучшего,  так 

что вам пока придется довольствоваться тем, что есть. 

 
Часть 2 

 

Одной  из  ваших  подчиненных  является  Кэрол  Шалт,  58-летний  кон-

тролер, проработавшая в компании 21 год. Она собирается уйти из компа-
нии  в  62  года,  когда  сможет  рассчитывать  на  полную  пенсию.  Проблема 
заключается  в  том,  что  у  нее  стали  проявляться  простои  в  работе,  она  не 
стремится  сделать  больше  и  быстрее,  чем  положено,  утратила  прежнюю 
старательность.  Несколько  ее  подчиненных  и  клиентов  пожаловались  на 
Кэрол,  обвинив  ее  в  грубости  и  отсутствии  чуткости  (в  то  время  как  ком-
пания  всегда  славилась  высоким  уровнем  обслуживания  своих  клиентов). 
С  одной  стороны,  она  не  делает  ничего  такого,  за  что  ее  можно  было  бы 
уволить, с другой — она явно не оправдывает ваших ожиданий. Вы ежеме-
сячно встречаетесь с ней в своем кабинете. Какую из альтернатив вы пред-
почтете в каждом из пяти предложенных ниже вариантов? 

_____1.  а. Я получил от клиентов нашей компании ряд жалоб относи-

тельно  того,  что  вы  не  следуете  принятым  компанией  стан-
дартам реагирования на их требования.  

b. Кэрол, похоже, вы утратили мотивацию к хорошей работе. 

_____2.  а.  Я  всегда  восторгался  вашей  работой,  но  сегодня  мне  хоте-

лось бы поговорить о некоторых жалобах клиентов, вероятно, 
не слишком серьезных. 

 

b.  В  вашей  сегодняшней  работе  мне  нравится  далеко  не  все. 
Об этом мы сегодня и поговорим. 

_____3. а. Несколько дней тому назад один из ваших подчиненных по-

жаловался на то, что вы стали критиковать его работу публич-
но. Я считаю, что вам нужно встретиться, побеседовать с этим 
работником и сделать так, чтобы устранить негативные чувст-
ва, которые еще могли остаться.  


background image

 

 

262 

 

b. Разумеется, вы не можете не понимать того, что неправиль-
но критиковать работу подчиненного на людях. Она приводит 
лишь к усилению антагонизма и к общему падению морали. 

_____4. а. Мне хотелось бы, чтобы вы увидели следующие изменения в 

вашей работе: (1), (2) и (3). 

 

b. У меня есть кое-какие идеи относительно  улучшения поло-
жения, но сначала мне хотелось бы выслушать ваше мнение. 

_____5.  а. Должен признаться, что вы серьезно расстроили меня свои-

ми результатами. 
b.  Некоторым  из  ваших  подчиненных  кажется,  что  вы  не  со-
всем успешно работаете в последнее время. 

 

2. Анализ ситуаций. 
Ситуации, включающие самооценку.  

 
Ситуация 1. 
Коммунистический лагерь. 
Для того чтобы лучше понять  процесс  совершенствования самооцен-

ки, имеет смысл рассмотреть противоположный процесс, состоящий в ее 
деградации.  Понимание  процесса  развития  нередко  облегчается  при  пони-
мании  процесса  разрушения.  Ниже  представлен  пример  психологического 
саморазрушения,  характерный  для  лагерей  военнопленных  во  время  корей-
ской войны. Постарайтесь понять, могут ли процессы, противоположные 
описанным  ниже,  способствовать  повышению  самооценки.  Место  дейст-
вия – китайский лагерь для военнопленных. 

В лагерях такого типа своеобразный тотальный порядок, сводящийся к 

разного  рода  физическим  ограничениям,  длительным  допросам,  полной 
изоляции  от  прежних  связей  и  источников  информации,  детальной  регла-
ментации всех видов активности и преднамеренному унижению. Такой по-
рядок  используется  в  качестве  средства,  вынуждающего  заключенных  соз-
наться  в  совершении  тех  или  иных  приписываемых  им  преступлений,  со-
гласиться с ролью заключенного и принять  те или иные постулаты  комму-
нистической идеологии. Заключенного не информируют о том, в чем имен-
но  состояла  суть  его  преступления,  при  этом  он  не  сможет  узнать,  в  чем 
именно его обвиняют, даже в том случае, если пойдет на заведомо ложные 
показания.  Заключенному  дают  понять,  что  ему  следует  оценить  свое  про-
шлое  с  коммунистических  позиций,  вследствие  чего  он  сможет  осознать 
преступность  едва  ли  не  всех  своих  былых  действий  и  побуждений.  Свя-
щеннослужитель,  кормивший  нищих  крестьян  в  помещении  миссии,  дол-
жен «понять», что он, по сути, играл роль пособника империализма, одна из 
целей  которого  состоит  в  эксплуатации  крестьян.  Мало  того,  он  использо-
вал пищу в качестве прикрытия для неких совсем уж неблаговидных целей. 

Основная  техника,  используемая  коммунистами,  состоит  в  осуществ-

лении  такого  социального  отчуждения,  которое  делает  возможной  назван-
ную  переоценку  и  переопределение  позиций.  Для  этого  достаточно  помес-
тить  заключенного  в  камеру  с  четырьмя  или  пятью  заключенными,  отли-


background image

 

 

263 

чающимися  «большей  продвинутостью».  В  таких  камерах,  как  правило, 
имеется один явный лидер, который несет перед лагерным начальством от-
ветственность  за  порядок  в  камере.  Состояние  дел  в  камере  определяется 
«степенью продвинутости» наименее политически «грамотного» заключен-
ного. На практике это приводит к тому, что его сокамерники начинают при-
лагать  усилия  с  целью  его  «исправления»,  которое  должно  выразиться, 
прежде  всего,  в  его  раскаянии.  Целые  дни  напролет  они  клянут,  поносят, 
всячески  унижают  и  избивают  его,  что  может  продолжаться  целыми  неде-
лями  и  месяцами.  Если  лагерное  начальство  чувствует,  что  заключенный 
отказывается  от  сотрудничества,  оно  сковывает  ему  цепями  руки  и  ноги, 
вследствие  чего  без  помощи  своих  сокамерников  тот  не  может  даже  спра-
вить  естественную  нужду.  Пребывание  в  этом  скотском  состоянии,  свиде-
телями  которого  становятся  другие  люди,  приводит  к  тому,  что  заключен-
ный перестает осознавать себя чем-то значимым. Он начинает относиться к 
себе как к чему-то донельзя скверному и низкому. 

Если же, желая избегнуть полной физической и психологической гибе-

ли, заключенный начинает делать именно то, чего от него хотят, и признает 
себя  виновным,  начальство  просит  его  доказать  искренность  своего  покая-
ния, предлагая ему оговорить своих друзей и близких, назвав их соучастни-
ками преступления. Если заключенный пойдет и на это, степень его отчуж-
дения  от  своего  былого  «я»  (которая  будет  осознаваться,  прежде  всего,  им 
самим)  станет  еще  большей.  Движимый  стремлением  к  безопасности,  за-
ключенный попытается заручиться каким-то иным «я», а также иной систе-
мой  социальных  взаимоотношений.  Процессу  подобного  «раскаяния»  спо-
собствует  то  обстоятельство,  что  конкретность  преступления  позволяет  за-
ключенному избавиться от расплывчатого чувства вины, которое представ-
ляется и ему самому, и другим заключенным чем-то куда более тягостным. 

Примером этого могут служить больные и раненые пленные, которые, 

будучи  ограниченными  в  своих  действиях,  пребывают  в  конфликтных  от-
ношениях  со  своими  следователями,  вследствие  чего  они  нередко  идут  на 
активное сотрудничество с ними. Китайцы нередко предлагали заключенным 
совершать вместе с ними длительные прогулки и вести беседы в неформаль-
ной обстановке, предлагая им в качестве своеобразных наград сигареты, чай 
и  т.п.  Если  заключенный  проявил  «политическую  сознательность»  или  го-
товность  к  сотрудничеству,  его  могли  включить  в  состав  особой  группы, 
пользовавшейся достаточно серьезными правами и привилегиями. 

В  этом  политическом  лагере  камера  становилась  не  только  средством 

отчуждения  человека  от  своего  подлинного  «я»,  но  и  средством  обретения 
«нового сознания». Этому способствовал не только принцип «все отвечают 
за  всех»,  но  и  достаточно  эффективная  система  вознаграждений,  самым 
действенным  и  желанным  элементом  которой  являлась  информация  о  том, 
что ты вновь представляешься другим личностью, достойной уважения. 

 

Источник.  Schein,  E.H.  (1960).  Interpersonal  communication,  group  solidarity,  and  social 
influence. Sociometry, 23. – Р. 148-161. 


background image

 

 

264 

Вопросы для обсуждения 
 
1.  Какие  особые  приемы  использовались  китайскими  коммунистами 

для снижения уровня самооценки заключенных? 

2.  Какие  обратные  процессы  могут  быть  использованы  для  укрепле-

ния концепции собственного «я»? 

3.  Предположим,  что  вам  поручено  ориентировать  новых  менедже-

ров,  поступивших  на  работу  в  вашу  организацию.  Каким  образом 
вы могли бы помочь им выявить их собственные достоинства и це-
ли и использовать их оптимальным образом на благо организации? 

4.  Какие механизмы  используются людьми для защиты и сохранения 

их концепции собственного «я»? 

5.  Каким образом можно было бы перестроить самооценку этих воен-

нопленных?  Можно  ли  оказать  такую  помощь  человеку,  не  обла-
дающему  высокой  самооценкой,  чтобы  он  смог  повысить  ее  уро-
вень? 

 

 

Ситуация 2. Выбор решения 
Для  каждого  из  пяти  приведенных  ниже  сценариев  вам  следует  вы-

брать то или иное решение, как если бы вы были в этой ситуации. 

1.  Молодому  менеджеру,  работающему  в  фирме,  занимающейся  вы-

сокими  технологиями,  предлагают  занять  аналогичную  должность  в  ком-
пании-конкуренте,  где  ее  (менеджера)  жалование  повысится  вдвое.  Фир-
ма, в которой работает менеджер, пытается удержать ее от этого перехода, 
поскольку  знание  менеджером  ряда  технологических  аспектов  производ-
ства  даст  конкуренту  явные  преимущества.  Поскольку  соответствующие 
знания были получены менеджером на старой работе, ее переход на рабо-
ту к конкуренту был бы крайне неэтичным. Как должен поступить менед-
жер в этой ситуации? 

 _____Принять предложение. 
 _____Отвергнуть предложение. 

2. Организация, занимающаяся защитой прав потребителей, произвела 

исследование,  призванное  подтвердить  то,  что  гамбургеры  компании 
Wendy's горячее и сочнее других гамбургеров. После проверки гамбургеров 
компаний  Big  Mac,  Whopper,  Teen  Burger  и  Wendy's  Hot  and  Juicy  выясни-
лось, что все торговые марки гамбургеров получили примерно равное коли-
чество голосов. Соответственно, представитель организации по защите прав 
потребителей  пришел  к  выводу,  что  компания  Wendy's  не  вправе  реклами-
ровать  свою  продукцию  как  самую  сочную.  Представитель  компании  про-
изводителя заявил, что испытания, проведенные ее специалистами, дали со-
вершенно  иные  результаты.  Помимо  прочего,  он  заметил,  что  все  должно 


background image

 

 

265 

определяться  не  результатами  испытаний,  а  имиджем  продукции.  Должна 
ли компания изменить характер рекламы своей продукции? 

 _____Прекратить рекламу. 
 _____Продолжить рекламу. 

3.  После  нескольких  удачных  лет  работы  компанию  Bob  Cummings 

Organic  Vitamin Company решено было  выставить на продажу. Боб вряд ли 
смог  бы  руководить  крупной  компанией,  так  как  он  осознавал  то  обстоя-
тельство,  что  существующие  рыночные  тенденции  требовали  именно  рас-
ширения  компании,  без  которого  ее  удельный  вес  в  обороте  рынка  мог  бы 
существенно  упасть.  Несколько  фирм  заинтересовались  этим  предложени-
ем.  Особенно  активной  была  одна  из  этих  компаний.  Она  организовала  за 
собственный счет несколько вечеров и приемов, которые сводились к чест-
вованию Боба; эта же компания предоставила в его распоряжение на целое 
лето  35-футовую  яхту  и  сделала  членам  его  семьи  ряд  ценных  подарков. 
Супруга Боба  усомнилась  в правомочности действий мужа. Вправе ли был 
он  принимать  подарки?  Обязан  ли  после  этого  Боб  продать  свою  фирму 
именно той компании, которая принялась одаривать его? 

______Вправе. 
______Не вправе. 

         ______Не  обязан. 
         ______Обязан. 

4.  Джон Уоллер был нанят футбольной командой на роль тренера. Ему 

сопутствовал такой успех, что уже через два сезона он был назван тренером 
года UPI, Sporting News и ESPN. Помимо прочего, его отличало стремление 
очистить  университетский  спорт  от  мошенничества,  особенно  если  речь 
шла о конкурирующих школах, входящих в ту же, что и его команда, ассо-
циацию  команд.  До  него  дошли  слухи  о  подарках,  делавшихся  выпускни-
ками университета некоторым его подопечным. Он решил поговорить с ни-
ми, однако они уверили его в том, что эти слухи не соответствуют действи-
тельности. Тем не менее, в начале следующего сезона он получил не вызы-
вавшую ни малейших сомнений информацию о том, что семеро из его вос-
питанников,  а  часть  из  них  входила  в  команду  всех  звезд,  получали  нема-
лые премии от одного богатого болельщика. Как следует поступить Уолле-
ру в этой ситуации? 

_____Выгнать этих игроков из команды. 
_____Отстранить их от участия в нескольких играх. 
_____Предупредить, но ничего не делать. 

5.  Компания  Роджера  подверглась  серьезным  атакам  со  стороны  ази-

атских  фирм.  Аналогичные  азиатские  продукты,  несмотря  на  свое  более 
высокое  качество,  стоили  существенно  дешевле.  Роджер  считал,  что  ему 
удастся повысить качество благодаря инвестициям в высокотехнологичное 
оборудование  и  хорошим  связям  с  профсоюзным  руководством.  Однако 
размер  его  накладных  расходов  превысил  аналогичный  показатель  конку-