Файл: Учебное пособие Караганда, 2012 удк 616. 89 Ббк 88 м 75 рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 892
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
51
активное слушание. Необходимо постоянно вербально и невербально
(кивком головы, наклоном тела в сторону пациента, фиксацией взгляда) демонстрировать пациенту, что его внимательно слушают и понимают.
умение правильно делать паузы в беседе и пользоваться молчанием.
Этот навык во многом творческий и приобретается интуитивно. Порой паузы в беседе дают больше, чем слова, и они наиболее важны для выявления скрытых, глубинных переживаний пациента. Напротив, чрезмерная многословность врача может свидетельствовать о его неуверенности в себе и неосознанной защите от проблем пациента, иметь дело с которыми врач не готов.
выявление проблем пациента и его ожиданий от консультации. Врачу важно выяснить тривиальный вопрос: зачем этот пациент обратился к врачу? При этом причины обращения могут быть не только медицинские.
Следует помнить, что удовлетворенность пациента от встречи с врачом определяется не квалификацией врача вообще, а тем, получил ли пациент то, что искал в этой встрече.
суммирование собранной информации и выдвижение гипотезы. Это заключительный этап сбора информации. Гипотеза может касаться определения характера заболевания, или его причин, или плана дальнейшего терапевтического вмешательства.
3. Руководство интервью.Этот навык состоит в умении врача постоянно держать нить беседы в своих руках и направлять ее по своему усмотрению, не выглядя при этом излишне авторитарным и категоричным. Практически это достигается следующими способами:
позитивное подкрепление пациента , когда он, например, точно и выразительно описал свои жалобы.
способность остановить и прервать пациента там, где это необходимо,
организовать течение разговора вокруг главной темы.
4. Навыки передачи информации.Включают в себя способность врача суммировать полученные результаты, дать пациенту ясную и понятную информацию в отношении дальнейшего лечения, а также проверить степень понимания больным передаваемых ему сведений. Эти навыки относятся к заключительной части интервью. Необходимо помнить, что
80% информации человек получает с помощью зрения, поэтому лучше врач свои объяснения подкрепляет любым визуальным материалом – схемой, графиком, произвольным рисунком.
5. Закрытие интервью.Важна точность завершения беседы, момент для которой должен определить только врач. Для правильного завершения интервью нужно сначала подать пациенту несколько невербальных знаков
(например, изменить позу, прекратить демонстрацию активного слушания, увеличить дистанцию, закрыть записи), затем следуют вербальные сигналы о том, что интервью заканчивается («итак», «таким образом»,
«подводя итоги» и т.п.), и лишь затем закончить интервью. Необходимо убедиться, что пациент согласен с планом обследования и лечения, понял
52 все риски заболевания, диагностики и лечения, что пациент полностью информирован и удовлетворѐн результатами встречи с врачом.
Естественно, что существуют исключительные случаи, касающиеся тяжѐлых и неизлечимых заболеваний, где полная информация о болезни пациенту сообщается не всегда, с учѐтом обстоятельств, личностных качеств пациента, этических и культуральных соображений.
3.
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
СПЕЦИАЛИСТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
3.1.
Коммуникативная
компетентность
врача.
Формирование психологической компетентности (в том числе коммуникативной) врача и необходимость подготовки его к терапевтическому взаимодействию обусловлены также особенностями и самой врачебной деятельности:
- это деятельность в сфере общения, в сфере «человек – человек», поэтому стороной успешности деятельности врача является не только высокий уровень его специальной медицинской подготовки, общечеловеческой культуры, но и социально-психологические аспекты его личностного потенциала;
- необходимость реализации в медицине соответствующего международным нормам социопсихосоматического подхода к болезни, что предполагает умение врача строить доверительное общение с пациентом, способствовать установлению и поддержанию психологического контакта с целью сбора информации, а также передавать пациенту информацию о диагнозе, лечении, прогнозе, способах реабилитации болезненного состояния.
- являясь необходимым условием построения терапевтического альянса
«врач – пациент», коммуникативная компетентность позволяет формировать субъектную (важную, основополагающую) позицию пациента в лечебном процессе;
- молодым врачам приходится взаимодействовать с самыми разными пациентами
(тревожными, ипохондрическими, агрессивными, астенизированными и др.), на психику которых оказывает влияние то или иное заболевание, меняющее отношение к жизни, работе, близким людям и самому себе (Б.Д. Карвасарский, 1982; Н.Д. Лакосина, 1984; В.П.
Петленко, 1989). Это требует получения навыков (алгоритмов) общения с различными категориями пациентов.
В наиболее общем виде коммуникативную компетентность врача можно охарактеризовать как определенный уровень сформированности
межличностного и профессионального опыта взаимодействия с
окружающими,
который
необходим
индивиду
для
успешного
функционирования в профессиональной сфере и обществе.Из этого определения следует, что коммуникативная компетентность зависит не только от присущих индивиду свойств, но и от изменений, происходящих
53 в обществе (системе здравоохранения, в частности), и связанной с этими изменениями социальной мобильностью самого специалиста-медика.
Коммуникативная компетентность определяется психологами как развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми (межличностный опыт), который формируется и актуализируется в условиях непосредственного человеческого взаимодействия. Первым и основным признаком коммуникативной компетентности человека, начавшего мыслить по-новому, служит его убеждение в том, что коммуникативная компетентность – не просто индивидуальное качество, а определенное состояние сознания людей, стремящихся понять друг друга.
Коммуникативная культура врача предполагает также наличие у него определенных профессиональных взглядов и убеждений, установки на эмоционально-положительное отношение к пациенту, независимо от его личностных качеств, и целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых врачу для медицинского взаимодействия
(построения терапевтического альянса с пациентом).
Коммуникативная компетентность врача, коррелирующая с психологическим эффектом лечения, проявляется:
в положительной направленности интеракций и отсутствии реакций игнорирования;
в высоком уровне эмпатии и самооценки;
в отношении к другому человеку как к ценности, как к активному соучастнику взаимодействия.
Современная практическая медицина расширяет свое поле зрения: больной больше не является лишь носителем какого-то заболевшего органа, его необходимо рассматривать и лечить как человека в целом, поскольку «болезнь является следствием неправильного развития отношений между индивидуумом и социальными структурами, в которые он включен».
Социально-психологический подход к здоровью по своему теоретическому содержанию наиболее адекватен саноцентрической парадигме современной медицины, приходящей на смену
патоцентрической парадигме.
Коммуникативная компетентность врача, лежащая в основе
установления терапевтического альянса с пациентом, позволяет:
лучше распознавать и правильнее реагировать на вербальные и невербальные знаки пациентов и извлекать из них больше относящейся к делу информации;
более эффективно проводить диагностику, поскольку эффективная диагностика зависит не только от установления телесных симптомов болезни, но также от способности врача выявить те соматические симптомы, причины которых могут иметь психологическую или социальную природу, что, в свою очередь, требует иных планов лечения;
добиваться одобрения пациентом плана лечения, так как
54 исследования показали, что тренировка коммуникационных навыков оказывает положительное влияние на согласие пациента принимать назначенное ему лекарственное средство. Нежелание следовать назначенному лечению описывается в качестве наиболее серьезной проблемы в медицине (Консультации по проблеме коммуникаций «врач – пациент», 15–18 июня 1993 г. Женева, Всемирная организация здравоохранения);
передавать пациентам адекватную медицинскую информацию и аргументирование убеждать их вести более здоровый образ жизни, повышая таким образом роль врача в укреплении здоровья и профилактике болезни;
воздействовать на различные формы отражения болезни
(эмоциональная, интеллектуальная, мотивационная) и активизировать компенсаторные механизмы, повысить психосоматический потенциал личности пациента, помочь ему восстановить связь с миром, преодолеть так называемую усвоенную или обученную беспомощность, разрушить стереотипы, сформированные болезнью, и создать образцы здорового реагирования;
врачам действовать более эффективно в особо деликатных ситуациях взаимоотношений «врач – пациент», например, при необходимости сообщить пациенту, что он неизлечимо болен, или сказать родственникам больного, что тот должен умереть и т.д.
Исследования зарубежных авторов доказывают, что плохие коммуникации со стороны врача являются главным фактором неудовлетворенности пациента и его родственников проводимым лечением, ведут к несчастным случаям и последующему судебному разбирательству (Evans et al., 1991; Simpson et al., 1991; Fallowfield, 1992).
Следовательно, терапевтический альянс в диаде «врач – пациент», основанный на доверии, является важнейшим фактором, определяющим успех терапии вне зависимости от ее ориентации. Однако приходится констатировать, что в настоящее время отношения между врачом и пациентом носят патерналистский характер – характер субъект- объектных отношений, и здесь прослеживаются по крайней мере три главные причины:
1) врач зачастую не придает особого значения общению с пациентом в терапевтическом процессе и не утруждает себя тщательной подготовкой и организацией коммуникативного пространства и общения;
2) врач не всегда умеет так взаимодействовать с самим собой, чтобы опираться на свои потенциальные возможности. Воспринимая себя как бесполую, безэмоциональную,
«думательно-распорядительную» и контролирующую машину, врач оказывается в положении овеществленном и такой же подход реализует по отношению к пациенту;
3) врач в своих действиях по отношению к пациенту руководствуется представлениями о нем как о пассивном исполнителе
55 распоряжений врача, как объекте не компетентном, не автономном, не имеющем потенциалов медицинского самообразования.
Все вышеизложенное дает основание говорить, что в процессе обучения в медицинском вузе положительные личностные качества будущего врача по возможности должны быть доведены до совершенства, а важнейшим фактором, определяющим эффективность этого процесса, следует рассматривать непрерывное психологическое образование. Данное образование представляет собой соединение профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств, что является основой готовности будущего врача осознавать функции врачебного труда, профессиональной позиции, выбирать оптимальные способы деятельности, соотносить свои возможности с преодолением трудностей, которые возникают при решении профессиональных задач и достижении результатов. Поэтому существенное место в психологической подготовке будущего врача должно занимать:
во-первых, формирование у студента-медика психологического антропоцентрического
мировоззрения и достаточного уровня коммуникативной культуры;
во-вторых, развитие представлений, что любая человеческая деятельность, и деятельность врача прежде всего регулируется определенными ценностями, являющимися одной из центральных составных частей мировоззрения;
в-третьих, формирование «Я-концепции» специалиста-медика и позитивной самооценки;
в-четвертых, развитие высокого уровня эмпатии (вчувствование в психологию другого человека),
«клинического мышления» и профессиональной позиции, обеспечивающей личностно-центрированное медицинское взаимодействие (личностно-центрированное отношение к субъекту своей деятельности, осознание своей самоценности и ценности другого человека, отношение к пациенту как к активному соучастнику лечебного процесса).
Коммуникативная компетентность предполагает не только наличие определенных психологических знаний (например, о типах личности, способах переживания и реагирования на стресс у разных людей в зависимости от типа темперамента, о специфике связи между типами телосложения и особенностями психического склада личности и т. п.), но и сформированность некоторых специальных навыков: умения устанавливать контакт, слушать,
«читать» невербальный язык коммуникации, строить беседу, формулировать вопросы. Важно также владение врачом собственными эмоциями, способность сохранять уверенность, контролировать свои реакции и поведение в целом.
Адекватная коммуникация предполагает правильное понимание больного и соответствующее реагирование на его поведение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 16