Файл: Учебное пособие Караганда, 2012 удк 616. 89 Ббк 88 м 75 рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 896

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

61 конкретном случае профессионального общения. Этот компонент адаптации связан с эмпатией, с «дозированием» эмпатической вовлеченности в процесс межличностного взаимодействия с больным.
Еще один компонент профессиональной адаптации связан с формированием «профессионального имиджа» как важного инструмента врачебной деятельности. Один из наиболее значимых его элементов — уверенное поведение врача, адекватное ситуации. При любых, самых неожиданных, опасных ситуациях, как бы ни был врач шокирован, напуган, подавлен допущенной ошибкой, он не должен показывать своей растерянности больному. Уверенный стиль поведения помогает сформировать у больного «терапевтическую иллюзию» абсолютной компетентности врача, его способность контролировать ситуацию и определять прогноз, что позволяет пациенту сохранять веру в благополучный исход событий.
Другими составляющими
«профессионального имиджа» являются характеристики невербального поведения: открытые позы, располагающие к общению; коммуникативные и экспрессивные жесты, рассчитанные на произведение определенного впечатления; мимические реакции, выражающие доброжелательность, спокойную уверенность; межличностная дистанция, отражающая степень эмоциональной близости в каждый момент общения в зависимости от поставленных тактических задач. Важен и внешний вид врача, особенности его речи: доверительная, властная или спокойная, уверенная интонация, плавная, хорошо построенная речь. Это повышает степень доверия к полученной информации и уверенность в профессиональной компетентности врача.
3.5. Личность врача, ее психологические характеристики. Личность врача, его индивидуальность – объект пристального внимания общества, предмет общественных дискуссий и изучения в профессиональном поле, в организациях образования, в управляющих здравоохранением структурах.
Повышенный интерес к этому вполне обоснован. Несмотря на технологизацию медицинской деятельности, все лучшее оснащение врачей новейшими средствами диагностики и лечения, во главе этого процесса остается человек, врач с его индивидуальностью. Характером, психологическими особенностями. И если спросить любого пациента, с кем бы он предпочел общаться, если бы ему предоставили выбор: с умнейшей диагностической машиной, не дающей сбоев, или с хорошим врачом, - то ответ, наверное, можно предугадать с большой вероятностью.
Выбор будет сделан в пользу человеческого общения.
Образ идеального врача каждый пациент рисует себе сам. Но во многом это образ получается одинаковым. Студенты Карагандинского медицинского университета на занятиях по психологии, коммуникативным навыкам отвечают на этот вопрос в большинстве своем одинаково. Врач в их представлении – гуманный, добрый человек, бескорыстный и внимательный, хорошо знающий свою профессию,


62 постоянно совершенствующийся в ней. Студенты наделяют врача такими свойствами характера как принципиальность, целеустремленность, чувство юмора, способность к состраданию. Интересно, что первокурсники говорят в основном о волевых свойствах личности врача. Студенты старших курсов акцентируют внимание на интеллектуальных, когнитивных свойствах личности. В одном из вузов Беларуси проведено исследование, в котором приняли участие студенты медико- профилактического факультета (Дуброва В.П., Елкина И.В., 2004).
Будущие врачи отмечают следующие качества идеального врача:

оказание психологической поддержки;

эмпатия, понимание;

умение установить терапевтический альянс;

умение найти подход к любому человеку;

коммуникабельность, гибкость в общении;

прекрасные отношения с коллегами, взаимопомощь;

открытость, искренность, приветливость;

умение видеть в пациенте личность;

умение доступно объяснить пациенту диагноз и способ лечения ;

уважение со стороны окружающих, авторитет;

умение лечить тело и душу.
Среди качеств, относящихся к морально-нравственной сфере, наиболее часто студентами отмечаются такие личностные качества, как доброжелательность, интеллигентность, ответственность врача.
К
действенно-практической сфере относят проявления человека как деятеля, практически реализующего себя в окружающем мире, и в студенческой характеристике идеального врача эта сфера представлена профессиональными умениями.
Когнитивно-познавательная
сфера представляется как получение, хранение, узнавание, воспроизведение и преобразование информации, к ней следует относить когнитивно- познавательные состояния, процессы и свойства личности. В представлениях студентов эта сфера наполнена характеристиками, относящимися к профессиональным знаниям идеального врача.
В содержание понятия «идеальный врач» студенты включают также профессиональное самосовершенствование, любовь к своей профессии, полную отдачу своей профессии, увлеченность своим делом, ценность и уважение к собственной жизни и здоровью, к жизни и здоровью окружающих.
Эти характеристики исследователи относят к
потребностно-мотивационной сфере, которая включает различные потребности (испытываемые человеком нужды в определенных условиях жизнедеятельности и развития), мотивы (связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности) и направленности.
Экзистенционально-бытийная сфера проявляется в состояниях самоуглубления, переживаниях своей самости, свойствах личности, обусловленных сопричастностью своему бытию в мире. К этой


63 сфере можно отнести следующие выделяемые студентами качества
«идеального врача». Нам представляется чрезвычайно важным наблюдение наших коллег из Беларуси над этим аспектом личности врача, который выделили студенты. Несмотря на стремительный век, практичность молодежи, необходимыми чертами личности врача они считают

уверенность в себе;

позитивная Я-концепция;

автономность и принятие автономии другого;

способность к рефлексии;

обладание яркой индивидуальностью;

самодостаточность;

самоуважение;

высокая самооценка, то есть те свойства, которые не позволяют врачу быть стопроцентно конформным ради получения выгоды и построения карьеры. Оценит высказывания белорусских студентов и сопоставьте с вашими суждениями. Например: «Идеальный врач должен обладать чувством самоуважения, так как, если человек уважает себя, он будет всегда стремиться быть на высоте». Или: «Врач, самостоятельный в принятии решений и уважающий самостоятельность других людей, понимающий, какое впечатление он оказывает на пациента и обладающий высокой самооценкой, может называться идеальным врачом».
Исследователи отмечают, что определенную роль в понятии
«идеальный врач» студенты отвели имиджу медицинского специалиста.
По мнению некоторых из них, идеальный врач должен быть мужчиной, что говорит об установке относительно мужчины-врача как носителя деловых качеств. Кроме того, идеальный врач должен быть аккуратным, в белоснежном халате, обладать привлекательной внешностью и приятными манерами, вести здоровый образ жизни, иметь стильную машину, свой дом и отличный заработок. «Мужчина, одетый в дорогой костюм, галстук, дорогую обувь. С аккуратной прической и дорогими часами. Имеющий стильную машину». «Некурящий и малопьющий, всегда в белой рубашке, начищенной обуви и накрахмаленном халате». «Внешний вид врача не должен вызывать отрицательных эмоций у больного. Например, видя длинные ногти у врача, пациент прежде всего думает: «Как же врач оказывает помощь такими руками?» Врач, пропагандирующий чистоту, должен быть в чистом халате и иметь порядок на столе».
Исходя из приведенного исследования, его результатов, наших наблюдений и размышлений, обобщая те высказывания, которые мы получаем на занятиях от студентов КГМУ, мы считаем справедливыми выводы авторов о том, что студенты, прежде всего, выделяют межличностно - социальную сферу личности идеального врача. Это обусловлено постулатом медицинской этики, согласно которому


64 профессиональная деятельность врача – это деятельность в сфере общения и одной из сторон успешности данной деятельности является достаточный уровень развития межличностно - социальных качеств, направленных на умение установить терапевтическое сотрудничество с пациентом. Этот постулат служит отправной точкой для общественной оценки успешности врача как специалиста и как личности.
Для будущих специалистов также важно обладание достаточным уровнем знаний и умений, позволяющих переживать собственную ценность как специалиста, чувствовать сопричастность к происходящему.
Наличие морально-нравственных, потребностно - мотивационных и эмоционально-волевых качеств позволяет врачу достичь самоактуализации, быть успешным в своей профессиональной деятельности, внести определенный вклад в развитие медицины.
Доминирование межличностно-социальной сферы, отражающей особенности взаимодействия врача с пациентом, позволило определить общий эталон идеального врача как «сотрудничающего» и готового к установлению с пациентом в лечебном процессе терапевтического альянса.
Мы рассматриваем это обстоятельство как результат усвоения студентами основных положений медицинской этики, методологических основ и теоретических проблем медицинского взаимодействия, основных правил общения в диадах «врач – пациент», «врач – другие медицинские специалисты», «врач – родственники больного». Образ сотрудничающего врача как идеального в представлениях студентов высшей медицинской школы создает условия для формирования профессиональных ценностных ориентации и профессионального самосовершенствования. Причем многие из перечисленных студентами качеств говорят о необходимости соблюдения идеальным врачом доктрины информированного согласия, принципов и норм медицинской этики, «Кодекса врачебной этики», разрабатываемыми в начале третьего тысячелетия.
Таким образом, врач должен обладать следующими качествами:

способность к сопереживанию,

заботливость,

уважительное отношение к больному,

обеспокоенность судьбой больного,

соблюдение врачебной тайны,

компетентность,

ответственность,

доверие больному,

чуткость,

проницательность,

добросовестность.
Психологические портреты врачей. Большинство врачей, безусловно, - настоящие профессионалы, однако многие обстоятельства - усталость, эмоциональное перенапряжение, семейные неурядицы, - отрицательно


65 сказываются на способности врача к общению. Ниже приводятся юмористические характеристики врачей, которым трудно общаться со своими больными.
Маг и волшебник. Недоступен и всемогущ. Носит черный костюм-тройку с бабочкой. Ездит на "Мерседесе"> под стать костюму. Держит студентов в страхе. Любит хорошее виски. Знает верные средства от всех болезней.
Из всех методов лечения верит по-настоящему только в хирургический. Если от лечения стало хуже, виноват кто угодно, только не он.
Ворчун. Грубоват. Говорит односложно. Блестящий специалист. Под личиной грубости скрывается робкая и чувствительная душа. Ездит на "Форде".
Ученый. Работает как заведенный. Сух, самоуверен и одержим.
Изнуряет больного бесчисленными исследованиями и испытывает на нем все известные препараты. Больше интересуется клетками, чем их хозяевами. Водит "Фиат".
Фанатик. Помешан на редких болезнях. Проявляет особенный интерес к уродствам. Изводит редакторов медицинских журналов своими творениями. Гоняет больных на консультации к разным специалистам. Водит желтый "Порше".
Молчун. Молчит то ли оттого, что все знает, то ли оттого, что не знает ничего. Водит "БМВ" и обожает свой компьютер.
Мечтатель. Мечтает завести обширную практику, иметь помощников (но не партнеров) и свою лабораторию.
Завсегдатай симпозиумов и коктейлей. Тоскует по "Альфа-Ромео", славе и наградам.
Всезнайка. Самоуверен и болтлив. Всегда носит на шее фонендоскоп. Водит красный спортивный автомобиль последней модели. Готов читать лекции на любые темы.
Его трудно застать, больные часами просиживают у него под дверью. Стрекоза. Поверхностный и тенденциозный.
С больными фамильярен. Разъезжает на "Рено", побитом во время политической демонстрации. Слишком горд, чтобы работать. Надменный и бесцеремонный.
"Только что вышел". Вечно занят. Бегает из кабинета в кабинет, у него - все срочно. Часто разговаривает по телефону во время приема. Сверхуслужлив, располагает к себе больных и в то же время их запугивает. Имеет лицензию на вождение самолета. Водит "Лендровер", правда, у него часто отбирают права.

66
"Зайдите следующий". Всегда говорит больным то, что они хотят услышать. Работает, как на конвейере. Редко встает со стула, не утруждает себя осмотром больных. Водит "Додж-Кольт".
Собственник. Впивается в больных мертвой хваткой. Самоуверен, консилиумы - не для него, он и так все знает. Хочет, чтобы его все любили.
Пренебрегает ведением документации, его страсть - выписывать рецепты.
Ездит на "Вольво" выпуска 1969 г.
Народный целитель. Специалист по нетрадиционной медицине. Славный малый. Держит небольшую аптеку, где есть отвары, травы, коренья.
Относится к больным как к соратникам. Разговаривает сам с собой.
Любимые методы - массаж, йога и медитация. Носит вязаный галстук.
Ездит на велосипеде.
Личные качества врача, неблагоприятно влияющие на общение:

Слишком пожилой или слишком молодой возраст

Врач и больной разного пола

Нарушения восприятия, например глухота

Инвалидность

Некомпетентность:

незнание предмета

отсутствие опыта

неспособность к сопереживанию

социальная дезадаптация

Отрицательное отношение к тем, кто посещает других врачей, в том числе занимающихся нетрадиционной медициной

Неприятные манеры

Иные, чем у больного:

вероисповедание

сексуальная ориентация

социальная принадлежность

национальная принадлежность

политические пристрастия

Чудаковатость

Врач и больной - родственники или друзья.
3.6. Синдром эмоционального выгорания.
Актуальной проблемой медицинской психологии и современной медицинской практики является предупреждение и коррекция эмоционального выгорания (сгорания)
медицинских работников.
Под эмоциональным выгоранием (burn-out) понимается комплекс особых психических проблем, возникающих у человека в связи с его профессиональной деятельностью. Впервые они были описаны X.
Фройденбергером в 1974 г. Он наблюдал их у специалистов так называемых помогающих профессий — людей, с полной самоотдачей и с большим воодушевлением работавших в общественных организациях.
После нескольких месяцев такой добровольной деятельности у этих людей