Файл: Анна Лёвенхаупт ЦзинГриб на краю света. Овозможности жизни на.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 387

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ческий подход и сообразительность фермеров – те учатся пользоваться привилегиями договоров, чтобы решать местные задачи. Одна исследовательница со- общает о том, как селяне перераспределяют участки леса, чтобы уравнять потенциальный доход с каждо- го. Так, она описывает работу двух взрослых братьев,
которые последовательно меняются участками, что- бы уравнять шансы на получение благ
368
Но каковы они, эти воображаемые блага? Юньнань пробыл под запретом на вырубку леса несколько лет,
и – по крайней мере официально – лес можно ру- бить только со специальным разрешением и только для домашних нужд. Но есть в лесу и другие активы.
В горах префектуры Чусюн в центральном Юньнане самый ценный лесной продукт – мацутакэ. Индиви- дуальные договоры лесопользования воодушевляют
International Forestry Review 12, № 1 (2010). P. 27–37; Jianchu Xu,
David R. Melick, «Rethinking the effectiveness of public protected areas in southwestern China», Conservation Biology, 21, № 2 (2007). P. 318–328.
368
Из беседы с Су Кай-мей, Юньнаньская академия сельскохозяй- ственных наук, 2009. См. также: Yang Yu-hua, Shi Ting-you, Bai Yong-
shun,
Su Kai-mei, Bai Hong-fen, Mu Li-qiong, Yu Yan, Duan Xing-zhou,
Liu Zheng-jun, Zhang Chun-de, «Discussion on management model of contracting mountain and forest about bio-resource utilization under natural forest in Chuxiong Prefecture» [кит.], Forest Inventory and Planning, № 3
(2007). P. 87–89; Li Shu-hong, Chai Hong-mei, Su Kai-mei, Zhing Ming-hui,
Zhao Yong-chang, «Resources investigation and sustainable suggestions on the wild mushrooms in Jianchuan» [кит.], Edible Fungi of China 5 (2010).
экспертов именно поэтому: без приватизации, говорят они, сборщики уничтожили бы свой ресурс. Лесники рассказывали нам об ужасах в других районах, где сельские сборщики высыпают в лес еще до рассвета и прочесывают общие земли с фонарями. Это хаос,
говорят они. Кроме того, мелкие грибы собирают до того, как они достигнут высшей рыночной ценности.
Договоры же, напротив, наводят в лесу порядок и от- секают подобную дикость и неэффективность. Чусюн- ские леса – образец частных активов, пример лесной реформы для Юньнаня и Китая в целом
369
Деревенские аукционы как форму управления ре- сурсом мацутакэ хвалят особенно пылко. На таких аукционах выставляется доступ к лесам, закреплен- ным за селянами по договорам, на время грибного се- зона. Система похожа на японскую. Права на сбор и продажу мацутакэ на деревенских землях достаются победителю аукциона. В области Юньнаня, которую навещали мы, деньги, вырученные на аукционе, рас-
369
См.: X. Yang et al., Common and privatized, и Y. Yang et al., Discussion on management model. Совершенно другое управление сбором мацута- кэ – с гораздо большей долей общинности – характеризует тибетскую область Юньнаня, Дечен, где в основном и собираются зарубежные исследователи. Menzies, Our forest; Emily Yeh, «Forest claims, conflicts,
and commodification: The political ecology of Tibetan mushroom-harvesting villages in Yunnan province, China», China Quarterly, 161 (2000). P. 212–
226.

пределяются между хозяйствами и составляют важ- ную часть наличного дохода. Поскольку конкуренции на выигранной земле нет, выигравший волен соби- рать грибы, когда рыночная цена на них наивысшая,
и тем самым зарабатывать максимум прибыли себе и селянам, которым достаются барыши с аукциона.
Сторонники индивидуальных договоров считают к то- му же, что ресурс – мацутакэ – растет лучше в усло- виях без лихорадочного хаотического сбора. Но спо- собны ли мацутакэ процветать в частных лесах? Раз- беремся с этим вопросом последовательно.
В пределах сельской экономики победители аукци- она – показательные фигуры, стремящиеся аккумули- ровать частные активы. Босс Л. – один из них: он вы- играл договор на сбор мацутакэ в своей же деревне из 11 дворов, а также стал главным местным скупщи- ком. У него хорошие отношения с государственными лесниками и исследователями. 15 лет назад лесники попросили его создать образцовый лес мацутакэ. Он обнес несколько гектаров леса забором и проложил тропинку между деревьев, чтобы лесники и исследо- ватели могли смотреть на образцовый лес, но не тре- вожить его. Без крестьянского вмешательства дере- вья в образцовом лесу выросли большие и красивые.
Земля, не тронутая крестьянскими чёсами, накопила толстую подстилку из листьев и игл поверх перегноя,
что делался все богаче. По этому лесу гулять прият- но, над головой – купол ветвей, витают земляные аро- маты. Замечаешь гриб – восторг, а поскольку мацута- кэ здесь никто не собирает, они опрятными зонтиками торчат из подстилки. Гости съезжаются сюда отовсю- ду – полюбоваться на лес мацутакэ. Но лесникам есть о чем тревожиться: подстилка слишком толстая. Пе- регной слишком насыщенный. Мацутакэ еще здесь,
но, возможно, ненадолго. Мацутакэ нравится, когда вокруг больше суматохи.
Разумеется, где-то еще все гораздо живее. За пре- делами образцового леса всё в деле – даже чересчур.
Где бы мы с Майклом Хэтэуэем ни оказывались, ши- роколиственные деревья выказывали знаки массиро- ванной обрезки на дрова, кое от каких остались лишь иссеченные обрубки. Сосны тоже беспрестанно обру- бали – крестьяне забирали ветви ради пыльцы или орехов, в зависимости от вида дерева. Сосновые иг- лы выгребают на корм свиньям, а потом получается удобрение для полей. Повсюду козы, жрут все подряд,
в том числе и юные сосенки, которые, кажется, посте- пенно приспособились жить в «стадии травы», чтоб хоть так не оказаться съеденными. Люди тоже повсю- ду – собирают лечебные травы, корм свиньям и ком- мерчески продаваемые грибы, не только мацутакэ, но

и многие другие, от едкого Lactarius
370
, который необ- ходимо сушить или кипятить, до очень условно съе- добных Amanita. Эти леса не безмятежные и не мир- ные, они – хлопотливый перекресток и человеческих нужд, и потребностей их растительных и животных пи- томцев.
Однако эти леса – восхваляемая модель индивиду- ального договорного лесопользования! Почему же в них столько народу? Диссонанс между толпой людей и «индивидуальностью» смущал меня, пока я не про- вела день с Малышом Л., другим победителем аук- циона по сбору мацутакэ, он обрабатывает меньший участок леса, чем Босс Л. Он отвел нашу группу к се- бе в лес и показал нам растения и грибы. Как и про- чие леса мацутакэ, которые я повидала в этих местах,
участок Малыша оказался замордованным юным ле- сом, его тоже изрядно объели и обрубили. Малыша
Л. это не заботило: он показал нам богатство грибно- го урожая, прямо посреди людской беготни в его ле- су. И объяснил, как устроено взаимодействие между толпой людей и индивидуальностью, устранив тем са- мым мое замешательство. В сезон мацутакэ он рас- ставляет метки на границах своего леса вдоль дорог и троп. Люди знают, что им нельзя, и в целом не ле- зут, хотя без браконьерства не обходится. В осталь-
370
Млечник, из семейства сыроежковых. – Примеч. пер.
ное время вход свободный – заготовлять дрова, па- сти коз, искать другие дары леса. Ну конечно! Вопре- ки своей гордости обладателя лесного надела с мацу- такэ, Малыш Л. не считает это лукавством. А как еще людям дрова добывать, говорит он, если в лес не хо- дить?
Официальный план – не таков. Провинциальные лесники и эксперты не обсуждают сезонное закрытие индивидуальных участков, а если и знают о них – вы- брасывают из головы как нечто, достойное однознач- ного порицания международными экспертами. Сезон- ное закрытие – провал программы «приватизации как консервации», потому что местные жители использу- ют ресурсы именно так, как не нравится экспертам.
Кроме того, эти же эксперты такой лес на дух не пе- реносят – он молодой, обтерханный, суетливый. План был другой. И все же такой способ задействования приватизации – не спасительная ли благодать для мацутакэ? Толпы людей помогают лесам оставаться просторными, а значит, в них удобнее сосне, перегной здесь тонкий, а почвы бедные – значит, мацутакэ есть чем заняться: питать деревья. Здесь мацутакэ высту- пает в паре и с дубом и его родственниками, и с сос- ной – и весь этот юный ледащий лес борется за суще- ствование вместе с мацутакэ. Получается, что имен- но толпы народу помогают мацутакэ – в этих местах

грибы родятся лучше всего. Но беготня по лесу долж- на происходить незамеченной, под радаром догово- ров, которые были введены на этих землях с исклю- чительной целью спасти мацутакэ. Мацутакэ процве- тает в таких вот неорганизованных общностях. Инди- видуальным доступом растить можно только доходы с мацутакэ
371
Отступление к вопросу о доходах с мацутакэ по- могает мне обобщить: личные капиталы почти всегда происходят из непризнанных общностей. И речь не только о хитроумных юньнаньских крестьянах. При- ватизация никогда не окончательна: чтобы генериро- вать стоимость, ей нужны общинные места. Таков сек- рет постоянного воровства собственности – и ее же уязвимость. Еще раз представьте мацутакэ как товар,
готовый к отправке из Юньнаня в Японию. Перед нами грибы, то есть плодовые тела подземной грибницы.
Грибнице для процветания нужна суета общинности:
никакой гриб в невозмущенном лесу не задержится.
Гриб в частном владении – это ответвление общин- но живущего под землей тела, которое творят возмож-
371
Другие исследователи этого региона описывают расхождение меж- ду политикой управления и местными практиками как вопрос разных масштабов управления. Liu, Tenure; Menzies, Li, One eye on the forest;
Nicholas K. Menzies, Nancy Lee Peluso, «Rights of access to upland forest resources in southwest China», Journal of World Forest Resource
Management 6 (1991). P. 1–20.
ности скрытой общности, и человеческой, и нет. То,
что можно отгородить гриб как актив без всякого уче- та его подземной общности, – и обычная для привати- зации ситуация, и дело довольно возмутительное, ес- ли вдуматься. Противоречие между частными гриба- ми и формирующей грибницу лесной суетой потянет на символ превращения чего угодно в товар и в более широком смысле: постоянное, но никогда не оконча- тельное пресечение взаимных переплетений.
Это возвращает меня к вопросам отчуждения как свойства и не людей, и людей. Чтобы сделать гриб ма- цутакэ полностью частным ресурсом, его нужно вы- рвать не только из его мира обитания, но и из всех свя- зей, возникших в процессе добычи гриба. Сбор гри- бов и их доставка за пределы леса с первой задачей справляются. А вот второй разрыв и в центральном
Юньнане, и в Орегоне происходит медленнее.
В маленьком городке, где мы с Майклом Хэтэуэем разместили свою полевую исследовательскую базу в Юньнане, главными «боссами» (ляобан) мацутакэ считались трое мужчин – торговцев, скупавших основ- ную часть всех местных мацутакэ и продававших их далее, в города побольше. Были там и скупщики, кото- рые наезжали в городок в базарные дни, но им доста- валось совсем немного грибов. Как объяснили «бос- сы», бродячим торговцам не хватает местных связей.


Наблюдая за работой «боссов» и их агентов, я осо- бенно поразилась отсутствию торга по ценам и кате- гориям грибов, какого навидалась во время полевых исследований в Орегоне. Один «босс» послал свое- го шофера в горы купить мацутакэ у местных селян,
сборщики сдали грибы без единого слова и молча по- лучили взамен пачку наличных
372
. В других транзак- циях разговоры были, но сборщики никогда не спра- шивали, какую цену им предлагают за грибы, а просто брали, что дают. Я наблюдала, как один из «боссов»
получил коробку грибов у водителя ехавшего мимо автобуса: «босс» объяснил, что сборщику заплатит потом. Видела я и сборщиков, сортировавших свои грибы и выкидывавших червивые, – никто не пытался подсунуть их под шумок скупщику.
Все это показалось мне диковинным на фоне мо- его орегонского опыта: в Орегоне конкурентные ры- ночные торги – главное с того самого момента, как сборщик попадает в пространство скупщика. Все ина- че и чуть ниже по течению юньнаньского товарного потока. На профильных грибных рынках больших го- родов торг о цене и категориях товара ведется по- стоянно и яростно
373
. Многие оптовики соревновались
372
Я в ту поездку отправиться не смогла, произошедшее мне любезно описал Майкл Хэтэуэй.
373
Дэвид Эрора (Houses) наблюдал, как на одном юньнаньском гриб-
друг с другом и очертя голову рвались определить лучшую цену, и самые сообразные категорийные под- борки привлекали всеобщее внимание. Выше по те- чению покупка, напротив, происходила беззвучно.
Все, с кем я разговаривала в провинции, объясняли мне, что покупка без торга происходит из-за давности отношений и доверия, к ним приложенного. Воротилы дают сборщикам лучшие цены, говорили люди. Меж- ду скупщиками и сборщиками находятся община, се- мья, этнические и языковые связи
374
. Это местные ре- бята, часть местной жизни. Сборщики им доверяют.
Это доверие на руку не всем в равной мере. Вряд ли кто-то путает доверие с обоюдным согласием или равенством. Все знали, что «боссы» на мацутакэ на- живаются, все хотели бы повторить их успех и добыть богатства себе лично. Однако это форма переплете- ния со взаимными обязательствами: пока мацутакэ в них участвуют, они не полностью отчужденный товар.
ном рынке мацутакэ сменили руки восемь раз за два часа. Мой опыт наблюдения за мацутакэ на специализированных рынках схож с этим:
обмен происходил постоянно.
374
Показателен контраст между этой сценой закупки и гораздо более конкурентными местными рынками мацутакэ, которые Майкл Хэтэуэй изучал в тибетских районах Юньнаня. Здесь тибетские сборщики про- дают китайским (хань) торговцам: сцена покупки с самого начала чрез- вычайно накалена. В местах, которые описываю я, и «боссы», и сбор- щики по национальности – йи. Сборщиков и скупщиков поэтому допол- нительно связывают узы родства и малой родины.