Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 533
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
смыкается у корней верхних резцов. Средняя часть языка
приподнята;
II этап — после взрыва передняя часть спинки язы
ка образует щель, отодвигается от верхних резцов к аль
веолам.
Некоторые авторы признают возможным как верхнее (с поднятым кончиком языка), так и нижнее произношение. Однако в логопедической работе по коррекции дефектов звукопроизношения более эффективным является формирование верхнего произношения шипящих звуков.
Нарушения произношения шипящих звуков и методы их коррекции Артикуляция шипящих звуков имеет много общего с артикуляцией свистящих звуков. Средство артикуляции этих звуков определяет и сходные дефекты произношения. Наблюдаются те же виды искажений шипящих звуков (губно-зубной, межзубный, призубный, боковой, шипящий, носовой сигматизмы). Парасигматизмы шипящих звуков проявляются в следующих основных заменах: ш-с, т, ж; ж-з, д, ш, щ-сь, ш, т; ч-щ, ть, с.
Этап постановки звуков
На этапе постановки звука необходимо проводить работу над речевой моторикой, а также развитие фонематического анализа, синтеза и представлений.
Кроме артикуляторных упражнений, используемых при коррекции нарушений свистящих звуков, на этапе поста новки шипящих звуков рекомендуются и следующие специальные упражнения.
Для губ — попеременно «улыбка-трубочка».
Для языка — «чашечка» вне ротовой полости; ., — «чашечка» внутри ротовой полости.
Приемы постановки шипящих звуков:
-
от «чашечки». Предлагается сделать «чашечку» в ротовой полости и сильно подуть на нее. При этом обращается внимание, чтобы боковые края языка упирались в верхние коренные зубы, так как иначе образуются щели с боков и часть воздуха проходит через них. Утечка воздуха через боковые щели приводит к ослаблению шумового акустического эффекта. Во избежание этого рекомендуется прижимать щеки пальцами к челюстям; -
от звука с. Предлагается.произнести звук с, одновременно поднимая кончик языка вверх. Возможна механическая помощь: кончик языка поднимают с помощью зонда или шпателя; -
от звука т. В момент произнесения звука mпредлагается с силой выдохнуть воздух; -
по подражанию. Используется подражание шипению змеи, шуму деревьев при сильном ветре.
При постановке звука ш используются тактильные ощущения (ощущение теплой широкой струи выдыхаемого воздуха).
Рекомендуется использовать кинестетические ощущения движений пальцев кистей рук для обозначения положения языка.
Звук ж можно поставить аналогичным образом от звуков з, д, р, а также путем озвончения звука ш.
Звук щь рекомендуется ставить от звука сь. Произносится звук сь, с помощью зонда или шпателя кончик языка поднимается вверх, к верхним альвеолам.
Звук ч можно поставить следующим образом:
— от звука ть в верхней артикуляции (кончик языка
у альвеол верхних резцов) или от слога ать, при этом с помо
щью зонда или шпателя кончик языка поднимается вверх,
к верхним альвеолам, и отодвигается назад;
— от нижнего (нормального) произношения звука ть (с помощью зонда или шпателя), рекомендуется поднять кончик языка вверх и отодвинуть его назад;
-
при произношении ть отодвигают кончик языка вглубь (нижнее ч); -
рекомендуется быстрое поочередное произнесение звуков ть и щ.
Этап автоматизации шипящих звуков Шипящие звука ш, ж, щ автоматизируются первоначально в прямых открытых слогах, далее — в обратных и закрытых словах, в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных. Звук ч автоматизируется сначала в обратных слогах, а затем в прямых словах.
3. Звуки л-ль
Нормальная артикуляция звуков л-ль
Положение губ и зубов зависит от последующего гласного, кончик языка узкий, смыкается с верхними резцами и альвеолами у их основания. По активному органу звук л является апикальным, т. е. образуется прижиманием кончика языка (апекса). Средняя часть спинки языка опущена, а корень языка отодвинут назад и поднят вверх. Боковые края языка не касаются верхних коренных зубов. По бокам образуются щели, через которые проходит воздушная струя. Язык имеет форму седла. Согласные л-ль, таким образом, являются боковыми. Небная занавеска приподнята и закрывает проход в носовую полость, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.
При палатализованном ль корень языка опущен. Средняя часть спинки языка и его передняя часть более приподняты. Передняя часть языка упирается в верхние зубы.
Нарушения произношения звуков л-ль
Выделяются следующие наиболее распространенные виды ламбдацизмов:
— губно-губное произношение, напоминающее звук у.
В этом случае произнесение звука осуществляется участием
губ, кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости;
-
губно-зубное произношение, напоминающее звук в. Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка лежит на дне ротовой полости; -
межзубное произношение. При этом виде ламбдациз-ма кончик языка находится между зубами; -
смягченное произношение, среднее между твердым и мягким произношением. В этом случае звук л произносится с более приподнятой средней частью спинки языка.
Параламбдацизмы. Звук л чаще всего заменяется звуками д, в, н,ль, з,р.
Коррекция нарушений произношения звуков л-ль
На этапе постановки звука при проведении артикулятор-
ной гимнастики рекомендуются следующие специальные
упражнения.
Для губ (лишь в случае губно-губного или губно-зубного
ламбдацизма):
— растянуть губы в улыбку — губы трубочкой;
— опустить нижнюю губу — поднять ее.
Для языка:
-
язык широкий-узкий (если не получается узкий язык, предлагают дотянуться до пальца, просунуть язык между вытянутыми губами); -
«маятник» или «часики» (узкий язык вправо-влево); -
узким языком посчитать зубы; -
надавить на правую, левую щеку; -
узкий язык на верхнюю (нижнюю) губу; -
узкий язык за верхнюю (нижнюю) губу, на верхние и нижние зубы; -
узкий язык за верхние (нижние) зубы.
Рекомендуются следующие приемы постановки звука л
-
межзубная постановка звука л. Предлагается просунуть кончик языка между зубами, подуть на язык и погудеть. Получается звук, близкий к звуку л; -
постановка звука л от гласных а, у, ы. Предлагается тянуть гласный звук и и в это время просунуть кончик языка между зубами, закусив его посредине. В дальнейшем межзубное положение переводят в зазубное положение. В других случаях при произношении гласных рекомендуется поднять узкий кончик языка за верхние зубы.
Автоматизация звука л осуществляется вначале в слогах ал, алла, начинающихся с гласного, от которого ставился звук. Аналогичным образом подбираются слова палка, галка, в которых звук л произносится после гласного, от которого начиналась постановка, если он ставился от звука а.
В случаях искажения звука рекомендуются специальные приемы коррекции. При межзубном ламбдацизме рекомендуется произношение звука л с зазубным положением кончика языка.
При губно-губном или губно-зубном произношении необ
ходимо, прежде всего, затормозить движения нижней губы (опустить нижнюю губу вниз с помощью пальцев), используя механическую помощь, зрительный и кинестетический контроль. Затем переходят к постановке звука л с использованием какого-либо из указанных способов постановки.
При носовом произношении обращается внимание на то, что воздушная струя проходит по бокам языка, а кончик языка выдвигается вперед. Вначале рекомендуется межзубное произношение звука л.
При ламбдацизме необходима работа по дифференциации смешиваемых звуков.
4. Звуки р-рь
Нормальная артикуляция звуков р-рь
Положение губ зависит от последующего гласного звука. Нижняя челюсть и вся ротовая полость напряжены. Кончик языка широкий, истонченный, приподнят и вибрирует у альвеол верхних резцов, то прилегая к ним, то отходя от них. Быстрота колебаний — от 2-3 до 30 с. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята. Боковые края языка приподняты и упираются в верхние коренные зубы. Мягкое небо приподнято, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.
При произношении рь кончик языка загибается кверху в незначительной степени, средняя часть спинки языка приподнята.
§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи
*
Дефекты произношения звуков р-рьВ логопедической практике отмечается большое количество разнообразных искажений звука р (до 28). Основными видами искажений являются следующие:
-
губно-губное, или «кучерское» произношение, при котором вибрируют губы, как в слове ТПРУ; -
одноударное произношение. В этом случае вибрация кончика языка отсутствует, кончик языка ударяется лишь один раз об альвеолы верхних резцов; -
боковое произношение. При этом виде произношения различается двусторонний и односторонний боковой ротацизм. При двустороннем боковом ротацизме вибрируют боковые края языка, при одностороннем — кончик языка отклоняется вправо или влево (правосторонний или левосторонний); -
картавое, или горловое, произношение. Выделяются два его подвида: велярное р, которое образуется вибрацией мягкого неба, и увулярное, при котором вибрирует маленький язычок;
-
носовое произношение, когда звук р произносится с гнусавым, носовым оттенком, так как воздушная струя проходит через нос; -
глухое р, которое произносится без участия голоса (голосовые складки разомкнуты и вибрируют).
Звук р чаще всего заменяется следующими звуками: л, лъ, й, д, г, е.
г
Методы коррекции нарушений произношения звуков р-рь Нарушения произношения звука р связаны с недостаточной подвижностью кончика языка. В связи с этим, при проведении артикуляторной гимнастики необхо-димо работать:
-
над поднятием кончика языка вверх; -
над развитием подвижности, вибрацией кончика языка. Рекомендуются такие специальные упражнения для
развития подвижности кончика языка:
-
подъем кончика языка на верхнюю губу, опускание на нижнюю губу; -
подъем кончика языка на верхние зубы, опускание на нижние зубы;
-
подъем кончика языка к верхним альвеолам, опускание к нижним альвеолам; -
«пересчитать» кончиком языка верхние, нижние зубы; -
пощелкивание языком; -
присосать язык к небу; -
«болтушка» — кончик языка быстро двигается между верхней и нижней губой; -
«цоканье»; -
«пулеметик» — частое произношение звуков т, д; -
сдувание кусочков ваты, тонкой бумаги с кончика языка, просунутого между губами; -
вибрация губ и кончика языка, просунутого между губами; -
«балалайка» — в момент произнесения звука д (или ж) чистым пальцем или соской, натянутой на шпатель или палец, под кончиком языка проводятся частые движения слева направо и справа налево. Возникает механическая вибрация языка.
Рекомендуются следующие способы постановки звука р:
-
присосать кончик языка к твердому небу, вдохнуть через нос и с силой выдохнуть через рот; -
от «балалайки» при механической вибрации кончика языка подается голос; -
от быстрого произношения звуков т, д, ж. При этом также используется механический способ постановки звука: с помощью пальца или соски в момент произнесения звука производится вибрация кончика языка.
Постановка звука/) является длительной. Поэтому автоматизация звука р проводится еще до окончательной отработки, без механической помощи, нормального звучания р. С механической помощью звук произносится в следующих слогах: дра, дро, дру; в словах дрова, друг, в словосочетаниях, предложениях. Вначале звуку р в речевом материале предшествует звук, от которого он ставится (дрова или трава).