Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 533

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

смыкается у корней верхних резцов. Средняя часть языка
приподнята;

II этап — после взрыва передняя часть спинки язы­
ка образует щель, отодвигается от верхних резцов к аль­
веолам.

Некоторые авторы признают возможным как верхнее (с поднятым кончиком языка), так и нижнее произноше­ние. Однако в логопедической работе по коррекции дефек­тов звукопроизношения более эффективным является фор­мирование верхнего произношения шипящих звуков.

Нарушения произношения шипящих звуков и методы их коррекции Артикуляция шипящих звуков имеет много общего с ар­тикуляцией свистящих звуков. Средство артикуляции этих звуков определяет и сходные дефекты произношения. На­блюдаются те же виды искажений шипящих звуков (губно-зубной, межзубный, призубный, боковой, шипящий, носовой сигматизмы). Парасигматизмы шипящих звуков проявляются в следующих основных заменах: ш-с, т, ж; ж-з, д, ш, щ-сь, ш, т; ч-щ, ть, с.

Этап постановки звуков

На этапе постановки звука необходимо проводить работу над речевой моторикой, а также развитие фонематического анализа, синтеза и представлений.

Кроме артикуляторных упражнений, используемых при коррекции нарушений свистящих звуков, на этапе поста новки шипящих звуков рекомендуются и следующие спе­циальные упражнения.

Для губ — попеременно «улыбка-трубочка».

Для языка — «чашечка» вне ротовой полости; ., — «чашечка» внутри ротовой полости.

Приемы постановки шипящих звуков:

  • от «чашечки». Предлагается сделать «чашечку» в ро­товой полости и сильно подуть на нее. При этом обращается внимание, чтобы боковые края языка упирались в верхние коренные зубы, так как иначе образуются щели с боков и часть воздуха проходит через них. Утечка воздуха через боковые щели приводит к ослаблению шумового акустичес­кого эффекта. Во избежание этого рекомендуется прижи­мать щеки пальцами к челюстям;

  • от звука с. Предлагается.произнести звук с, одновре­менно поднимая кончик языка вверх. Возможна механи­ческая помощь: кончик языка поднимают с помощью зонда или шпателя;

  • от звука т. В момент произнесения звука mпредлага­ется с силой выдохнуть воздух;

  • по подражанию. Используется подражание шипению змеи, шуму деревьев при сильном ветре.

При постановке звука ш используются тактильные ощу­щения (ощущение теплой широкой струи выдыхаемого воз­духа).

Рекомендуется использовать кинестетические ощущения движений пальцев кистей рук для обозначения положения языка.


Звук ж можно поставить аналогичным образом от звуков з, д, р, а также путем озвончения звука ш.

Звук щь рекомендуется ставить от звука сь. Произносит­ся звук сь, с помощью зонда или шпателя кончик языка поднимается вверх, к верхним альвеолам.

Звук ч можно поставить следующим образом:

— от звука ть в верхней артикуляции (кончик языка
у альвеол верхних резцов) или от слога ать, при этом с помо­
щью зонда или шпателя кончик языка поднимается вверх,
к верхним альвеолам, и отодвигается назад;

— от нижнего (нормального) произношения звука ть (с помощью зонда или шпателя), рекомендуется поднять кончик языка вверх и отодвинуть его назад;

  • при произношении ть отодвигают кончик языка вглубь (нижнее ч);

  • рекомендуется быстрое поочередное произнесение зву­ков ть и щ.

Этап автоматизации шипящих звуков Шипящие звука ш, ж, щ автоматизируются первоначаль­но в прямых открытых слогах, далее — в обратных и зак­рытых словах, в последнюю очередь — в слогах со стечени­ем согласных. Звук ч автоматизируется сначала в обратных слогах, а затем в прямых словах.

3. Звуки л-ль

Нормальная артикуляция звуков л-ль

Положение губ и зубов зависит от последующего гласно­го, кончик языка узкий, смыкается с верхними резцами и альвеолами у их основания. По активному органу звук л является апикальным, т. е. образуется прижиманием кон­чика языка (апекса). Средняя часть спинки языка опуще­на, а корень языка отодвинут назад и поднят вверх. Боко­вые края языка не касаются верхних коренных зубов. По бокам образуются щели, через которые проходит воздуш­ная струя. Язык имеет форму седла. Согласные л-ль, таким образом, являются боковыми. Небная занавеска приподнята и закрывает проход в носовую полость, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При палатализованном ль корень языка опущен. Сред­няя часть спинки языка и его передняя часть более припод­няты. Передняя часть языка упирается в верхние зубы.

Нарушения произношения звуков л-ль

Выделяются следующие наиболее распространенные виды ламбдацизмов:

— губно-губное произношение, напоминающее звук у.
В этом случае произнесение звука осуществляется участием


губ, кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости;

  • губно-зубное произношение, напоминающее звук в. Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик язы­ка лежит на дне ротовой полости;

  • межзубное произношение. При этом виде ламбдациз-ма кончик языка находится между зубами;

  • смягченное произношение, среднее между твердым и мягким произношением. В этом случае звук л произносит­ся с более приподнятой средней частью спинки языка.

Параламбдацизмы. Звук л чаще всего заменяется звука­ми д, в, н,ль, з,р.

Коррекция нарушений произношения звуков л-ль

На этапе постановки звука при проведении артикулятор-

ной гимнастики рекомендуются следующие специальные

упражнения.

Для губ (лишь в случае губно-губного или губно-зубного

ламбдацизма):

— растянуть губы в улыбку — губы трубочкой;

— опустить нижнюю губу — поднять ее.
Для языка:

  • язык широкий-узкий (если не получается узкий язык, предлагают дотянуться до пальца, просунуть язык между вытянутыми губами);

  • «маятник» или «часики» (узкий язык вправо-влево);

  • узким языком посчитать зубы;

  • надавить на правую, левую щеку;

  • узкий язык на верхнюю (нижнюю) губу;

  • узкий язык за верхнюю (нижнюю) губу, на верхние и нижние зубы;

  • узкий язык за верхние (нижние) зубы.

Рекомендуются следующие приемы постановки звука л

  • межзубная постановка звука л. Предлагается просу­нуть кончик языка между зубами, подуть на язык и погу­деть. Получается звук, близкий к звуку л;

  • постановка звука л от гласных а, у, ы. Предлагается тянуть гласный звук и и в это время просунуть кончик язы­ка между зубами, закусив его посредине. В дальнейшем меж­зубное положение переводят в зазубное положение. В других случаях при произношении гласных рекомендуется под­нять узкий кончик языка за верхние зубы.

Автоматизация звука л осуществляется вначале в слогах ал, алла, начинающихся с гласного, от которого ставился звук. Аналогичным образом подбираются слова палка, гал­ка, в которых звук л произносится после гласного, от кото­рого начиналась постановка, если он ставился от звука а.

В случаях искажения звука рекомендуются специальные приемы коррекции. При межзубном ламбдацизме рекомен­дуется произношение звука л с зазубным положением кон­чика языка.

При губно-губном или губно-зубном произношении необ­
ходимо, прежде всего, затормозить движения нижней губы (опустить нижнюю губу вниз с помощью пальцев), исполь­зуя механическую помощь, зрительный и кинестетический контроль. Затем переходят к постановке звука л с использо­ванием какого-либо из указанных способов постановки.

При носовом произношении обращается внимание на то, что воздушная струя проходит по бокам языка, а кончик языка выдвигается вперед. Вначале рекомендуется межзуб­ное произношение звука л.

При ламбдацизме необходима работа по дифференциа­ции смешиваемых звуков.

4. Звуки р-рь

Нормальная артикуляция звуков р-рь

Положение губ зависит от последующего гласного звука. Нижняя челюсть и вся ротовая полость напряжены. Кон­чик языка широкий, истонченный, приподнят и вибрирует у альвеол верхних резцов, то прилегая к ним, то отходя от них. Быстрота колебаний — от 2-3 до 30 с. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята. Боковые края языка приподняты и упираются в верхние коренные зубы. Мягкое небо приподнято, голосовые складки сомкну­ты и вибрируют.

При произношении рь кончик языка загибается кверху в незначительной степени, средняя часть спинки языка при­поднята.
§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи

*

Дефекты произношения звуков р-рьВ логопедической практике отмечается большое количе­ство разнообразных искажений звука р (до 28). Основными видами искажений являются следующие:

  • губно-губное, или «кучерское» произношение, при ко­тором вибрируют губы, как в слове ТПРУ;

  • одноударное произношение. В этом случае вибрация кончика языка отсутствует, кончик языка ударяется лишь один раз об альвеолы верхних резцов;

  • боковое произношение. При этом виде произношения различается двусторонний и односторонний боковой ротацизм. При двустороннем боковом ротацизме вибрируют боковые края языка, при одностороннем — кончик языка отклоня­ется вправо или влево (правосторонний или левосторонний);

  • картавое, или горловое, произношение. Выделяются два его подвида: велярное р, которое образуется вибрацией мягкого неба, и увулярное, при котором вибрирует малень­кий язычок;




  • носовое произношение, когда звук р произносится с гнусавым, носовым оттенком, так как воздушная струя проходит через нос;

  • глухое р, которое произносится без участия голоса (го­лосовые складки разомкнуты и вибрируют).


Звук р чаще всего заменяется следующими звуками: л, лъ, й, д, г, е.

г

Методы коррекции нарушений произношения звуков р-рь Нарушения произношения звука р связаны с недоста­точной подвижностью кончика языка. В связи с этим, при проведении артикуляторной гимнастики необхо-димо работать:

  1. над поднятием кончика языка вверх;

  2. над развитием подвижности, вибрацией кончика языка. Рекомендуются такие специальные упражнения для

развития подвижности кончика языка:

  • подъем кончика языка на верхнюю губу, опускание на нижнюю губу;

  • подъем кончика языка на верхние зубы, опускание на нижние зубы;




  • подъем кончика языка к верхним альвеолам, опуска­ние к нижним альвеолам;

  • «пересчитать» кончиком языка верхние, нижние зубы;

  • пощелкивание языком;

  • присосать язык к небу;

  • «болтушка» — кончик языка быстро двигается между верхней и нижней губой;

  • «цоканье»;

  • «пулеметик» — частое произношение звуков т, д;

  • сдувание кусочков ваты, тонкой бумаги с кончика язы­ка, просунутого между губами;

  • вибрация губ и кончика языка, просунутого между губами;

  • «балалайка» — в момент произнесения звука д (или ж) чистым пальцем или соской, натянутой на шпатель или па­лец, под кончиком языка проводятся частые движения сле­ва направо и справа налево. Возникает механическая виб­рация языка.

Рекомендуются следующие способы постановки звука р:

  • присосать кончик языка к твердому небу, вдохнуть через нос и с силой выдохнуть через рот;

  • от «балалайки» при механической вибрации кончика языка подается голос;

  • от быстрого произношения звуков т, д, ж. При этом также используется механический способ постановки зву­ка: с помощью пальца или соски в момент произнесения звука производится вибрация кончика языка.

Постановка звука/) является длительной. Поэтому авто­матизация звука р проводится еще до окончательной отра­ботки, без механической помощи, нормального звучания р. С механической помощью звук произносится в следующих слогах: дра, дро, дру; в словах дрова, друг, в словосочетани­ях, предложениях. Вначале звуку р в речевом материале пред­шествует звук, от которого он ставится (дрова или трава).