Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 536

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Звук}

Нормальная артикуляция звука j и его нарушения Звук /' — это среднеязычный щелевой звук, сонант. Его артикуляция в ударном слоге похожа на артикуляцию зву­ка и. Губы слегка раскрыты в виде улыбки, но в слоге с по­следующей гласной положение губ зависит от этой гласной: йа, йо, йу. Кончик языка — у нижних зубов, края языка упираются в коренные зубы. Средняя часть языка припод­нята к твердому небу, образуя щель более узкую, чем при звуке и. Задняя часть языка продвинута вперед. Мягкое небо поднято. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. От звука и среднеязычный согласный отличается тем, что при его произнесении имеет место большая сила воздуш­ной струи, а также большее напряжение артикуляционных мышц.

Нарушения произношения звука / наблюдаются относи­тельно редко, чаще всего у дошкольников, и проявляются либо в отсутствии звука: олка, ама, либо в замене его зву­ком ль: л яма, лелка.

Коррекция нарушений произношения звука у Звук / можно поставить по подражанию и с механичес­кой помощью от других звуков.

Рекомендуются следующие приемы постановки звука j:

1) От звука и. Детям предлагается произнести кратко, с шумом звук ц. Толчок воздушной струи можно ощутить на кисти руки (тактильный контроль).

Второй способ постановки / от звука и. Предлагается на одном выдохе произнести сочетание звуков, например, иа, аиа. При этом ц произносится более протяжно, а после­дующий гласный о — кратко. Получается айа. Для получе­ния конечного / в слоге предлагается произнести слог аи с резким ударением на звуке а, получается ай.

Далее предлагаются слова, которые начинаются с соче­тания йа (яма, яблоко), затем произношение звука автома­тизируется в словах, в которых звук слышится в конце и середине слова: май, край, майка, лейка.

Аналогичным образом проводится работа в слогах с дру­гими гласными.

2) От звука з (с механической помощью). Предлагается произнести слог за. С помощью шпателя передняя часть язы­ка отодвигается вглубь ротовой полости. Сначала слышит­ся зя, далее — средний звук между зь и жб, затем — йа. Автоматизация звука сначала проводится в словах с началь­ным восходящим дифтонгом: яма, ежик, Юля, ели; затем — в словах, включающих данный звук в середине слова. Да­лее переходят к нисходящему дифтонгу:
трамвай, мой, улей.

б. Заднеязычные согласные

Нормальная артикуляция заднеязычных звуков к, г, х

Положение губ при произношении заднеязычных соглас­ных зависит от последующей гласной.

При произношении к-г имеются три фазы артикуляции: смычка, выдержка и взрыв. Активным речевым органом является задняя часть спинки языка, которая, поднима­ясь вверх, производит смычку с мягким небом. Боковые края языка упираются в задние коренные зубы. Кончик языка, передняя и средняя части спинки языка опущены. Мягкое небе поднято. Голосовые складки при произноше­нии звука к раскрыты, а при произношении г — сомкнуты и вибрируют.

При произношении глухого щелевого х задняя часть спин­ки языка отодвигается назад и приподнимается к мягкому небу, но не смыкается с ним. Задние боковые края языка упираются в коренные зубы. Кончик языка — у нижних зу­бов, но слегка отодвинут от них. Мягкое небо поднято. Го­лосовые складки раздвинуты.

Произнесение мягких кь, гь, хъ приближается к средней язычной артикуляции.

Нарушения произношения заднеязычных звуков

Нарушения произношения заднеязычных согласных встречаются относительно редко (1,5% всех случаев на­рушений произношения) и проявляются следующим об­разом:

  • отсутствие звуков (от, усь вместо кот, гусь);

  • замена звуками тлд (бабуста, дусь);

  • замена смычных г, к придыхательным южно-русским заднеязычным звуком;

  • произнесение едва слышного взрывного звука, при этом при произношении звуков г, к спинка языка не смыка­ется с небом;

  • замены внутри группы заднеязычных звуков: г-к,к-х.

Методы коррекции нарушений произношения заднеязычных со­гласных звуков. Способы постановки заднеязычных звуков Заднеязычные звуки ставятся либо по подражанию, либо с механической помощью.

Звук г можно поставить от звука д в слоге да. В момент
произнесения слога да шпателем или указательным паль­
цем кончик языка прижимается книзу на расстоянии пол­
сантиметра от нижних зубов. В результате слышится дя-дя-
дя.
Затем кончик и спинка языка отодвигаются еще более
вглубь ротовой полости. Слышится В дальнейшем

при отодвигании языка вглубь получается га-га-га.

Аналогичным образом ставится звук к от звука mв слоге та.

Звук к можно поставить также от звука

х: при длитель­ном произнесении х слегка нажимают большим пальцем на дно ротовой полости в области корня языка до тех пор, пока не получится звук к.

При постановке звука х могут быть использованы следу­ющие приемы: погреть озябшие руки, подышать на руки, за­смеяться. Некоторые авторы рекомендуют ставить х от звука к. Предлагается в момент произнесения звука к сильно вы­дохнуть, взорвав смычку и удерживая щелевой момент. Звук х можно поставить и от звука с в слоге са, с помощью шпа­теля отодвигая вглубь кончик и спинку языка: са-ся-хя-ха. Автоматизация смычных г-к проводится сначала в об­ратных: ак, ок, затем в прямых слогах. Звук х сначала авто­матизируется в прямых слогах: ха, хо, затем в обратных слогах: ах, ох, ух. В дальнейшем звуки закрепляются в сло­вах, в предложениях, в тексте. В случае замен звуков необ­ходим этап дифференциации.
7. Дефекты звонкости и глухости и их коррекция

Нормальная артикуляция и нарушения произношения звонких и глухих согласных

В русском языке имеется 6 пар согласных звуков, кото­рые различаются только наличием или отсутствием голосо­вого компонента: б-п, в-ф, д-т, з-с, ж-ш, г-к. При произно­шении звонких звуков голосовые складки сомкнуты и виб­рируют, при произношении глухих они раскрыты. Сонорные звуки русского языка: м, н, л,р,] — не имеют глухой пары. Звонкой пары не имеют ц, ч, щ, х.

В онтогенезе речи способность к слуховому различению звонких и глухих формируется относительно поздно, так как эти звуки являются акустически близкими.

Однако противопоставление этих звуков в произношении усваивается рано, так как дифференциация по звонкости-глухости используется в русском языке очень широко. Де­фекты звонкости и глухости встречаются нечасто (у 4% детей с нарушением звукопроизношения). Причинами на­рушений произношения звонких и глухих согласных зву­ков являются недоразвитие фонематического восприятия, недостаточная координированность в работе голосового и ар-тикуляторного аппарата, тугоухость, паретичность голосо­вых складок и др. В некоторых случаях голосовые складки могут как бы запаздывать с включением или, наоборот, за­паздывают с выключением.

Нарушения звонкости и глухости проявляются следу­ющим образом:

  • оглушение звонких согласных звуков;

  • озвончение глухих согласных звуков;

  • смешения звонких и глухих.


Более всего дефектам звонкости и глухости подвергают­ся парные звуки. Чаще всего наблюдается оглушение звон­ких согласных, т. е. дефекты звонкости.

Коррекция нарушений звонкости-глухости

При устранении более целесообразно начинать работу со щелевых согласных, так как при произношении щеле­вых звучание продолжается более длительное время и звук легче воспринимается.

Впроцессе коррекции дефектов звонкости и глу­хости необходимо работать вдвух направлениях:

  1. над слуховой дифференциацией звонких и глухих со­гласных;

  2. над произносительной дифференциацией.

Необходимо, чтобы ребенок усвоил различие в артику­лировании звонких и глухих согласных. Это может быть достигнуто как с помощью объяснения, так и с помощью тактильно-вибрационного ощущения.

При коррекции дефектов звонкости используются как об­щие, так и частные приемы коррекции. К общим относятся такие приемы, которые могут быть использованы для озвон­чения любого глухого звука. Частные приемы озвончения используются при озвончении лишь определенных звуков.

Общие приемы озвончения

  1. Производится опора на тактильно-вибрационное ощу­щение. Тыльной стороной одной руки ребенок касается гор­тани логопеда, другую руку кладет на свою гортань. По под­ражанию ребенок повторяет вслед за логопедом глухие и звонкие звуки. При этом обращается внимание на то, что при произношении звонких звуков «горлышко» дрожит.

  2. Предлагается последовательно произносить гласные: сначала — шепотом, потом — громко. Следом за ними пред­лагаются пары согласных: сначала глухой, потом звонкий. Ребенок произносит глухие и звонкие вслед за логопедом, по подражанию.

  3. Используется таблица звонких и глухих согласных. Вначале произносятся пары правильно произносимых зву­ков. В конце предлагается произносить пары с нарушен­ным звуком. Читая пары глухих и звонких согласных, ре­бенок по аналогии озвончает и неправильно произносимый звук.

4. Глухой щелевой звук произносится протяжно. Затем предлагается говорить этот звук все громче и громче. Для контроля можно использовать зажимание ушей.

Частные приемы озвончения

  1. Звонкий звук б ставят от звука у. При произнесении звука у смыкают губы, сначала с механической помощью.

  2. Звук д ставится от межзубного произнесения б, при этом губы отодвигаются. Получается межзубное д, от кото­рого переходят к зазубному произнесению этого звука.

  3. Звук г ставится от звука д. При произнесении д (или слога да) шпателем нажимают на переднюю часть спинки языка и отодвигают ее вглубь ротовой полости (да-дя-га-гя).

  4. Звонкий звук в можно поставить от «гудения» (у-у-у), поднимая вверх нижнюю губу.

  5. При постановке звука з можно исходить от протяжного звучания гласного звука э, ы. При этом предлагается выдви­нуть кончик языка между зубами. Далее от межзубного про­изношения переходят к зазубному произношению звука.


6. При постановке звука ж предлагается произносить
звук з. Одновременно при произнесении звука з с помощью
шпателя кончик языка приподнимается кверху.

8. Нарушения произношения твердых и мягких согласных звуков и их кор­рекция

Нормальная артикуляция и дефекты произношения твердых и мягких согласных

Ч

Противопоставление по принципу мягкости и твердости очень широко используется в русской речи. В русском язы­ке имеется 15 пар согласных звуков, которые отличаются по признаку твердости и мягкости. Мягкие согласные отли­чаются от твердых согласных поднятием средней части спин­ки языка. Согласные ш, ж, ц не имеют мягкой пары, а со­гласные й, ч, щ не имеют твердой пары.

Дефекты твердости и мягкости согласных могут охваты­вать многие пары звуков и проявляются в трех вариантах:

  1. замена твердых звуков мягкими;

  2. замена мягких звуков твердыми;

3) смешения твердых и мягких звуков.

Чаще всего твердые согласные заменяются мягкими, ко­торые являются более простыми по артикуляции и раньше твердых появляются в онтогенезе речевого развития.

Нарушения произношения твердых и мягких согласных звуков могут быть связаны с нарушением слуховой диффе­ренциации, с наличием парезов, гиперкинезов, повышен­ного тонуса спинки языка.

Коррекция дефектов твердости и мягкости Коррекция дефектов твердости и мягкости согласных зву­ков проводится в двух направлениях:

  1. работа над слуховым различением твердых и мягких звуков;

  2. формирование правильного артикуляторного уклада при произношении твердых и мягких согласных звуков.

В процессе слуховой дифференциации твердых и мягких звуков большое внимание уделяется различению слов-ква­зиомонимов, например: мел мель, угол — уголь, вал вял, мал мял.

Для формирования правильного произношения в ходе артикуляторнои гимнастики отрабатываются упражнения на поднятие («выгарбливание») и опускание средней части спинки языка, сначала — со зрительным контролем, перед зеркалом, затем — на основе кинестетических ощущений.

Необходимо научить ребенка удерживать среднюю часть спинки языка при более низком и при более высоком поло­жении. Если это упражнение не получается по подражанию, можно использовать обходной путь. Работа начинается с раз­личения произношения гласных, например