Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 536
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Звук}
Нормальная артикуляция звука j и его нарушения Звук /' — это среднеязычный щелевой звук, сонант. Его артикуляция в ударном слоге похожа на артикуляцию звука и. Губы слегка раскрыты в виде улыбки, но в слоге с последующей гласной положение губ зависит от этой гласной: йа, йо, йу. Кончик языка — у нижних зубов, края языка упираются в коренные зубы. Средняя часть языка приподнята к твердому небу, образуя щель более узкую, чем при звуке и. Задняя часть языка продвинута вперед. Мягкое небо поднято. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. От звука и среднеязычный согласный отличается тем, что при его произнесении имеет место большая сила воздушной струи, а также большее напряжение артикуляционных мышц.
Нарушения произношения звука / наблюдаются относительно редко, чаще всего у дошкольников, и проявляются либо в отсутствии звука: олка, ама, либо в замене его звуком ль: л яма, лелка.
Коррекция нарушений произношения звука у Звук / можно поставить по подражанию и с механической помощью от других звуков.
Рекомендуются следующие приемы постановки звука j:
1) От звука и. Детям предлагается произнести кратко, с шумом звук ц. Толчок воздушной струи можно ощутить на кисти руки (тактильный контроль).
Второй способ постановки / от звука и. Предлагается на одном выдохе произнести сочетание звуков, например, иа, аиа. При этом ц произносится более протяжно, а последующий гласный о — кратко. Получается айа. Для получения конечного / в слоге предлагается произнести слог аи с резким ударением на звуке а, получается ай.
Далее предлагаются слова, которые начинаются с сочетания йа (яма, яблоко), затем произношение звука автоматизируется в словах, в которых звук слышится в конце и середине слова: май, край, майка, лейка.
Аналогичным образом проводится работа в слогах с другими гласными.
2) От звука з (с механической помощью). Предлагается произнести слог за. С помощью шпателя передняя часть языка отодвигается вглубь ротовой полости. Сначала слышится зя, далее — средний звук между зь и жб, затем — йа. Автоматизация звука сначала проводится в словах с начальным восходящим дифтонгом: яма, ежик, Юля, ели; затем — в словах, включающих данный звук в середине слова. Далее переходят к нисходящему дифтонгу:
трамвай, мой, улей.
б. Заднеязычные согласные
Нормальная артикуляция заднеязычных звуков к, г, х
Положение губ при произношении заднеязычных согласных зависит от последующей гласной.
При произношении к-г имеются три фазы артикуляции: смычка, выдержка и взрыв. Активным речевым органом является задняя часть спинки языка, которая, поднимаясь вверх, производит смычку с мягким небом. Боковые края языка упираются в задние коренные зубы. Кончик языка, передняя и средняя части спинки языка опущены. Мягкое небе поднято. Голосовые складки при произношении звука к раскрыты, а при произношении г — сомкнуты и вибрируют.
При произношении глухого щелевого х задняя часть спинки языка отодвигается назад и приподнимается к мягкому небу, но не смыкается с ним. Задние боковые края языка упираются в коренные зубы. Кончик языка — у нижних зубов, но слегка отодвинут от них. Мягкое небо поднято. Голосовые складки раздвинуты.
Произнесение мягких кь, гь, хъ приближается к средней язычной артикуляции.
Нарушения произношения заднеязычных звуков
Нарушения произношения заднеязычных согласных встречаются относительно редко (1,5% всех случаев нарушений произношения) и проявляются следующим образом:
-
отсутствие звуков (от, усь вместо кот, гусь); -
замена звуками тлд (бабуста, дусь); -
замена смычных г, к придыхательным южно-русским заднеязычным звуком; -
произнесение едва слышного взрывного звука, при этом при произношении звуков г, к спинка языка не смыкается с небом; -
замены внутри группы заднеязычных звуков: г-к,к-х.
Методы коррекции нарушений произношения заднеязычных согласных звуков. Способы постановки заднеязычных звуков Заднеязычные звуки ставятся либо по подражанию, либо с механической помощью.
Звук г можно поставить от звука д в слоге да. В момент
произнесения слога да шпателем или указательным паль
цем кончик языка прижимается книзу на расстоянии пол
сантиметра от нижних зубов. В результате слышится дя-дя-
дя. Затем кончик и спинка языка отодвигаются еще более
вглубь ротовой полости. Слышится В дальнейшем
при отодвигании языка вглубь получается га-га-га.
Аналогичным образом ставится звук к от звука mв слоге та.
Звук к можно поставить также от звука
х: при длительном произнесении х слегка нажимают большим пальцем на дно ротовой полости в области корня языка до тех пор, пока не получится звук к.
При постановке звука х могут быть использованы следующие приемы: погреть озябшие руки, подышать на руки, засмеяться. Некоторые авторы рекомендуют ставить х от звука к. Предлагается в момент произнесения звука к сильно выдохнуть, взорвав смычку и удерживая щелевой момент. Звук х можно поставить и от звука с в слоге са, с помощью шпателя отодвигая вглубь кончик и спинку языка: са-ся-хя-ха. Автоматизация смычных г-к проводится сначала в обратных: ак, ок, затем в прямых слогах. Звук х сначала автоматизируется в прямых слогах: ха, хо, затем в обратных слогах: ах, ох, ух. В дальнейшем звуки закрепляются в словах, в предложениях, в тексте. В случае замен звуков необходим этап дифференциации.
7. Дефекты звонкости и глухости и их коррекция
Нормальная артикуляция и нарушения произношения звонких и глухих согласных
В русском языке имеется 6 пар согласных звуков, которые различаются только наличием или отсутствием голосового компонента: б-п, в-ф, д-т, з-с, ж-ш, г-к. При произношении звонких звуков голосовые складки сомкнуты и вибрируют, при произношении глухих они раскрыты. Сонорные звуки русского языка: м, н, л,р,] — не имеют глухой пары. Звонкой пары не имеют ц, ч, щ, х.
В онтогенезе речи способность к слуховому различению звонких и глухих формируется относительно поздно, так как эти звуки являются акустически близкими.
Однако противопоставление этих звуков в произношении усваивается рано, так как дифференциация по звонкости-глухости используется в русском языке очень широко. Дефекты звонкости и глухости встречаются нечасто (у 4% детей с нарушением звукопроизношения). Причинами нарушений произношения звонких и глухих согласных звуков являются недоразвитие фонематического восприятия, недостаточная координированность в работе голосового и ар-тикуляторного аппарата, тугоухость, паретичность голосовых складок и др. В некоторых случаях голосовые складки могут как бы запаздывать с включением или, наоборот, запаздывают с выключением.
Нарушения звонкости и глухости проявляются следующим образом:
-
оглушение звонких согласных звуков; -
озвончение глухих согласных звуков; -
смешения звонких и глухих.
Более всего дефектам звонкости и глухости подвергаются парные звуки. Чаще всего наблюдается оглушение звонких согласных, т. е. дефекты звонкости.
Коррекция нарушений звонкости-глухости
При устранении более целесообразно начинать работу со щелевых согласных, так как при произношении щелевых звучание продолжается более длительное время и звук легче воспринимается.
Впроцессе коррекции дефектов звонкости и глухости необходимо работать вдвух направлениях:
-
над слуховой дифференциацией звонких и глухих согласных; -
над произносительной дифференциацией.
Необходимо, чтобы ребенок усвоил различие в артикулировании звонких и глухих согласных. Это может быть достигнуто как с помощью объяснения, так и с помощью тактильно-вибрационного ощущения.
При коррекции дефектов звонкости используются как общие, так и частные приемы коррекции. К общим относятся такие приемы, которые могут быть использованы для озвончения любого глухого звука. Частные приемы озвончения используются при озвончении лишь определенных звуков.
Общие приемы озвончения
-
Производится опора на тактильно-вибрационное ощущение. Тыльной стороной одной руки ребенок касается гортани логопеда, другую руку кладет на свою гортань. По подражанию ребенок повторяет вслед за логопедом глухие и звонкие звуки. При этом обращается внимание на то, что при произношении звонких звуков «горлышко» дрожит. -
Предлагается последовательно произносить гласные: сначала — шепотом, потом — громко. Следом за ними предлагаются пары согласных: сначала глухой, потом звонкий. Ребенок произносит глухие и звонкие вслед за логопедом, по подражанию. -
Используется таблица звонких и глухих согласных. Вначале произносятся пары правильно произносимых звуков. В конце предлагается произносить пары с нарушенным звуком. Читая пары глухих и звонких согласных, ребенок по аналогии озвончает и неправильно произносимый звук.
4. Глухой щелевой звук произносится протяжно. Затем предлагается говорить этот звук все громче и громче. Для контроля можно использовать зажимание ушей.
Частные приемы озвончения
-
Звонкий звук б ставят от звука у. При произнесении звука у смыкают губы, сначала с механической помощью. -
Звук д ставится от межзубного произнесения б, при этом губы отодвигаются. Получается межзубное д, от которого переходят к зазубному произнесению этого звука. -
Звук г ставится от звука д. При произнесении д (или слога да) шпателем нажимают на переднюю часть спинки языка и отодвигают ее вглубь ротовой полости (да-дя-га-гя). -
Звонкий звук в можно поставить от «гудения» (у-у-у), поднимая вверх нижнюю губу. -
При постановке звука з можно исходить от протяжного звучания гласного звука э, ы. При этом предлагается выдвинуть кончик языка между зубами. Далее от межзубного произношения переходят к зазубному произношению звука.
6. При постановке звука ж предлагается произносить
звук з. Одновременно при произнесении звука з с помощью
шпателя кончик языка приподнимается кверху.
8. Нарушения произношения твердых и мягких согласных звуков и их коррекция
Нормальная артикуляция и дефекты произношения твердых и мягких согласных
Ч
Противопоставление по принципу мягкости и твердости очень широко используется в русской речи. В русском языке имеется 15 пар согласных звуков, которые отличаются по признаку твердости и мягкости. Мягкие согласные отличаются от твердых согласных поднятием средней части спинки языка. Согласные ш, ж, ц не имеют мягкой пары, а согласные й, ч, щ не имеют твердой пары.
Дефекты твердости и мягкости согласных могут охватывать многие пары звуков и проявляются в трех вариантах:
-
замена твердых звуков мягкими; -
замена мягких звуков твердыми;
3) смешения твердых и мягких звуков.
Чаще всего твердые согласные заменяются мягкими, которые являются более простыми по артикуляции и раньше твердых появляются в онтогенезе речевого развития.
Нарушения произношения твердых и мягких согласных звуков могут быть связаны с нарушением слуховой дифференциации, с наличием парезов, гиперкинезов, повышенного тонуса спинки языка.
Коррекция дефектов твердости и мягкости Коррекция дефектов твердости и мягкости согласных звуков проводится в двух направлениях:
-
работа над слуховым различением твердых и мягких звуков; -
формирование правильного артикуляторного уклада при произношении твердых и мягких согласных звуков.
В процессе слуховой дифференциации твердых и мягких звуков большое внимание уделяется различению слов-квазиомонимов, например: мел — мель, угол — уголь, вал — вял, мал — мял.
Для формирования правильного произношения в ходе артикуляторнои гимнастики отрабатываются упражнения на поднятие («выгарбливание») и опускание средней части спинки языка, сначала — со зрительным контролем, перед зеркалом, затем — на основе кинестетических ощущений.
Необходимо научить ребенка удерживать среднюю часть спинки языка при более низком и при более высоком положении. Если это упражнение не получается по подражанию, можно использовать обходной путь. Работа начинается с различения произношения гласных, например