Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 532

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и-ы.

При постановке мягких согласных рекомендуется ото­двигание кончика языка вглубь ротовой полости, при этом средняя часть спинки языка «выгарбливается». Можно про­водить коррекцию, используя механическую помощь.

При постановке твердых согласных звуков рекомендует­ся продвинуть кончик языка немного вперед. При постанов­ке некоторых твердых переднеязычных звуков (т, д, л, с)

можно использовать межзубное произношение звуков, при котором средняя часть языка опускается. В дальнейшем межзубное произношение переводится в зазубную артику­ляцию.

В том случае, когда у ребенка нарушена дифференциа­ция многих пар твердых и мягких звуков, рекомендуется следующая последовательность в работе (по Ф.А. Pay): m, д, н, затем — в, ф, п, б, м, далее — с, з и, наконец, л, р. При этом учитывается сложность артикуляции звуков, а также возможность наиболее наглядного показа различий в арти­куляции твердых и мягких согласных звуков.

Работа начинается с дифференциации звуков т-ть, д-дь, н-нъ, так как различие в артикуляции этих твердых и мяг­ких звуков очень существенно: при произношении твердых звуков кончик языка упирается в верхние резцы (апикаль­ный вариант), а при произношении мягких звуков касается нижних резцов, что легко воспринимается и зрительно, и кинестетически.

МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕК­СИКИ

При проведении логопедической работы по развитию лек­сики необходимо учитывать современные лингвистические и психо лингвистические представления о слове, о структу­ре значения слова, о закономерностях формирования лек­сики в онтогенезе, об особенностях лексики у дошкольни­ков с речевой патологией.

С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:

  1. расширение объема словаря параллельно с расширени­ем представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности (мышле­ния, восприятия, представлений, памяти и др.);

  1. уточнение значений слов;

  1. активизация словаря, перевод слова из пассивного в ак­тивный словарь.

Предлагаемые задания могут варьироваться в зависимо­сти от этапа работы, коррекционных задач, программы дет­ского сада, контингента и возраста детей.

Дидактические игры и задания

1.Развитие ассоциаций.

Логопед дает следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а ты в ответ назови первое слово, какое вспомнишь (или какое придет в голову)». Слова называются по одному. Примерный перечень слов:


  • стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, цвет;

  • стоит, говорит, расти, петь, смеяться, падать, слезать;

  • желтый, большой, высокий, толстый, хороший, серди­тый, лисий, деревянный;

  • быстро, высоко, весело.

2.Классификация предметов по картинкам.

Детям предлагаются картинки и дается задание разло­жить их на две группы (критерий классификации не назы­вается). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например: овощи и фрукты; домаш­ние и дикие животные; домашние и дикие птицы; посуда и мебель; одежда и обувь; птицы и насекомые;

3. Игра «Найди «лишний» предмет».
Детям предлагается несколько картинок, среди которых

одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображен­ные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» кар­тинку и объяснить, почему она «лишняя».

4. «Объясните, чем отличаются предметы»
(с использованием картинок).

Примерные пары: чашка и стакан; яблоко и груша; по­мидор и яблоко; тарелка и миска; кофта и свитер; стул и кресло; грузовик и легковая машина; самолет и птица.

5.Назвать одним словом серию картинок.

После воспроизведения обобщающего слова предлагает­ся назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе.

6. «Послушайте слова и назовите только те из них, которые обозначают домашних жи­вотных»:

  • лиса, волк,собака,заяц;

  • лошадь, теленок, лось, медведь;

  • белка, кошка, петух;

  • сарай, корова, коза, овца.

7. «Послушайте слова. Какие из них обо­
значают транспорт?»:

  • грузовик, метро, самолет, скамейка;

  • автобус, дорога, вертолет, машина;

  • поезд, дом, пароход, магазин;

  • трамвай, водитель, троллейбус.

I

8. «Догадайтесь, каким будет четвертое
слово» (смысловые ряды):

  • белка-дупло, собака — ...;

  • дом-крыша, книга — ...;

  • человек-ребенок, собака — ...;

  • птица-гнездо, человек — ...;

  • пальто-пуговица, ботинок — ... .

Слова для справок: конура, обложка, щенок, дом, шнурок.

9.Игра «Назови части».

Возможны два варианта: а) по картинке; б) по представ­лению.

Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.

Например: кот тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.



Грузовик — ..., дом — .... дерево — .... человек — ....

10. «Отгадай предмет по названию его частей».

  • кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);

  • ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево);

  • дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);

  • подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом);

  • крылья, кабина, хвост, мотор (самолет);

  • глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки,(лицо);

  • пол, стены, потолок (комната);

  • подоконник, рама, стекло (окно).

11. «Объясните, что общее у предметов».
У двух предметов:

  • огурец, помидор (овощи);

  • ромашка, роза (цветы);

  • кошка, собака (домашние животные). У трех предметов:

  • мяч, солнце, шар (круглые);

  • тарелка, блюдце, чашка (посуда);

  • лист, трава, крокодил (зеленые).

12. Отгадывание обобщающего слова по фун­
кциональным признакам, по ситуации, в которой чаще все­
го находится предмет, называемый этим словом. Например:

  • Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).

  • Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

— Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей,
грузы.

13. Отгадать название предмета по описанию
его признаков. Например: «Что это?»

Овощ, круглый, красный, вкусный.

  • Это овощ, круглый...

  • Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно снять.

  • Это дерево с крепкими листьями; на нем растут желуди.

  • Это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.

14. Отгадывание загадок по картинкам с ис­
пользованием эпитетов. Предлагается несколько картинок,
из которых надо выбрать нужную. Например:

  • маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки;

  • хитрая, рыжая, с пушистым хвостом;

  • зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам;

  • он большой, серый и злой.

15.Закончить предложение и назвать сло­ва-«неприятели»:

  • слон большой, а комар...;

  • камень тяжелый, а пушинка...;

  • зимой погода холодная, а летом...;

  • сахар сладкий, а горчица...;

  • дерево высокое, а куст...;

  • суп горячий, а компот...;

  • молоко жидкое, а сметана...;

  • река широкая, а ручеек...;

  • днем светло, а ночью...;

  • заяц скачет быстро, а черепаха ползает...;

  • продавец продает, а покупатель ...;

  • воспитатель спрашивает, а дети...;

  • утром дети приходят в детский сад, а вечером...;

  • сначала гостей встречают, а потом...;

  • вечером ложатся в кровать, а утром... .


16. Подберите соответствующие картинки
к следующим словам:

  • лохматый, косолапый...;

  • голодный, серый, злой...;

  • маленькая, быстрая, проворная...;

  • хищный, сильный, полосатый...;

  • яркое, теплое...;

  • серый, колючий... .

17. К данным словам придумать слова-«не­
приятели» («скажи наоборот»):

день—...; войти—...; большой—...;

утро—...; говорить—...; белый—...;

друг—...; взял—...; высокий—...;

грязь—...; ложиться—...; здоровый—...;

жара—...; одеваться—...; новый—...;

мир—...; опускать—...; молодой—...;

смеяться—...; толстый—...;

закрывать—...; широкий—...;

включать—...; сухой—...;

входить —...; твердый —... .

18.Игра «Сравни наоборот».

Используются слова: больше меньше, тяжелее лег­че, выше ниже, быстрее медленнее и другие. Грузовик и такси. Что чего больше? Слон и медведь. Кто тяжелее? Жираф и лошадь. Кто кого выше? Заяц и черепаха.

19. И г р а «Чем отличаются слов а? » (подбери
картинки, придумай предложения с этими словами).

Шить — вязать; мыть — стирать;

чистить — подметать; лежать — стоять;

нести — везти; лежать — спать.

20. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей.

Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, проти­воположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.

Бросить — (поймать); поднять — (опустить);

купить — (продать); спрятать — (найти);

дать — (взять); налить — (вылить).

21.Добавить одно о вам.

Дерево, цветы — что делают? Кошка, собака — что делают? Дождь, снег — что делают? Фрукты, овощи — что делают? Мяч, яблоко — какие? Сахар, мед — какие? Снег, лед — какие? Вода, молоко — какие?

бщее слово к двум сло-

Сидит, стоит — кто? Льется, журчит — что? Шумит, дует — что? Растет, зеленеет — что? Круглое, сочное — что? Желтый, кислый — что? Высокое, зеленое — что? Длинный, деревянный — что? Яркое, теплое — что?

22. Выбрать среди других предметов или картинок те, названия которых звучат одинаково. Объяс­нить значение похожих слов. Например:




23 Подобрать Как можно болыше назйаний предметов (существительных) к названию действия (гла­голу).

Бежит: кто? (человек, собака...);

что? (река, ручей, молоко, время).

Идет: кто? (девочка, кошка...);

что? (время, дождь, снег, град).


Растет: кто? (ребенок, щенок...); что? (дерево, цветок).

Можно также дать задание подобрать картинки, назва­ния которых употребляются с данным словом (глаголом).

24. Игра «Кто как передвигается?».

Логопед показывает картинки, изображающие животных.
Дети определяют их и называют способ передвижения.
Лошадь — скачет. Змея — ползает. Птица — летает.

Рыба — плавает. Лягушка — прыгает.

25. Игра «Кто как ест?».

Кошка лакает молоко. Собака грызет кость.

Корова жует сено. Курица клюет зерно.

26. Игра «Кто как голос подает?».

Воробей чирикает. Ворона каркает. Кошка мяукает.

Петух кукарекает. Лягушка квакает. Свинья хрюкает.

Курица кудахчет. Волк воет. Корова мычит.

Гусь гогочет. Медведь рычит. Лошадь ржет.

Утка крякает. Собака лает.

27. Игра «Когда человек ест?».

Логопед спрашивает детей, что делает человек, если он ест утром? (Завтракает.) А если он ест днем? (Обедает.) А ес­ли он ест вечером? (Ужинает.)
28. Игра;#Кто, чт^о умге$^ ,д ел^ь,?».^ Р ■ ,■
'Логопед предлагает детям картинки с изображением лю­
дей различных профессий. Дети называют, кто что делает.
Учитель — учит. Уборщица — убирает. Строитель — строит.
Доктор — лечит. Художник — рисует. Шофер — водит.
Повар — варит. Парикмахер — стрижет. Продавец — продает.

Покупатель — покупает. Портной — шьет.

  1. Игра «Что какие звуки издает?». Дверь — скрипит. Ветер — свистит. Машина — гудит. Дождь — шумит. Листья — шелестят. Ручеек — журчит. Гром — грохочет. Бумага — шуршит.

  2. Игра «Кто или что может это делать?». Бегать—...; плавать—...;

летать —...; катиться —...;

ползать —...; лежать —...;

стоять —...; сидеть —...;

прыгать —... .

31. Играв лото «Кто что делает?».

На карточках лото изображены люди и животные, вы­полняющие различные действия. Логопед называет дей­ствие. Дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правиль­но, картинка закрывается фишкой.

Например, логопед называет слово скачет, дети находят изображение данного действия (заяц скачет, лошадь ска­чет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложения.

Предлагаются карточки на глаголы: идет, стоит, ле­жит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, ска­чет, ползет, качается и др.

32.Отгадать названия животных.
Мычит (кто?)...; хрюкает...;

лает...; ржет...;