Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 531

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


мяукает...; блеет... .

33. К названиям жнёо* ных подо'браяь слова, которые отвечают на вопросы: «Как голоеподает? », «Как
двигается?», «Как ест?».

Например: кошка мяукает, мурлычет, крадется, пры­гает, лакает; собака лает, рычит, бежит, прыгает, куса­ет, бросается, грызет.

34. Подобрать как можно больше слов
к названиям животных, которые отвечают на воп­
рос «Что делает?».

Курица кудахчет, квохчет, клюет, кормит, созывает, не­сется.

Собака лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторожит, охраняет, грызет.

Кошка царапается, мурлычет, трется, мяукает, ловит, ца­рапается, играет, облизывается, крадется.

35. Игра «Отгадай , что это за животные?».

Логопед называет действия, которые свойственны дан­ному животному. Дети должны отгадать, о каком живот­ном идет речь.

Сторожит, грызет, лает — кто это? Мяукает, лакает, царапается —... . Хрюкает, роет — Ржет, бегает, скачет —... . Мычит, жует, ходит —... . Летает, жужжит, жалит —... .

36. Придумать как можно больше слов, от­
вечающих на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Ка­
кие?» по теме «Осень» (ранняя, поздняя).

Солнце (какое?)...; дождь...;

небо...; ветер...;

облака...; листья...;

земля...; день... .

трава...;

При этом детям предлагается картинка «Осень».

37. Придумать как можно больше слов, от­вечающих на вопросы «Что делает?», «Что делают?» (по теме «Осень»).

Солнце (что делает?)...; трава...;

облака...; листья...;

дождь...; птицы...;

ветер...; деревья... .

Предлагается картинка «Осень». Аналогичные задания даются и по другим картинкам («Зима», «Весна», «Лето»).

38. Придумать слова, отвечающие на вопрос «Кто?»
по теме «Дикие животные».

Большой (кто?) слон; сильный...;

маленькая...; слабый...;

пушистая...; трусливый...;

колючий...; злой...;

серый...; горбатый... .

Новый (что?)...; длинный...;

старый...; грузовой...;

большой...; трехколесный...;

маленькая...; быстроходный... .

39. К названию действий придумать слова,
отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты,
ягоды».

Растет (что?)...; срезают...;

зеленеет...; выкапывают...;

краснеет...; срывают...;

созревает...; варят...;

дергают...; жарят...;

маринуют...; солят... .

40. Игра «Чье это жилище?».

На доске картинки. Слева — картинки, изображающие жилища животных, справа — изображения животных (не у своих жилищ).

Логопед объясняет, что Незнайка перепутал домики жи­вотных. Надо им помочь найти свои домики.
Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жи­лищ, а затем называют, чьи это жилища (нора для лисы, для мышки; берлога — для медведя; дупло для белки, для совы; гнездо для птиц; скворечник для скворца; коров­ник для коровы и телят; конюшня для лошади и же­ребят; свинарник для свиньи и поросят; крольчатник для кроликов).

Перед выполнением этого задания дети закрепляют на­звания жилищ домашних и диких животных и птиц по кар­тинкам.

41. Отгадывание загадок об овощах, фруктах, до­машних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т. д. с объяснением того, почему дети догадались. Напри­мер, предлагается загадка про овощи. Логопед предлагает прослушать стихотворение и догадаться, какие овощи были в корзине.

Мы сами сажали весной огород.

Мы сами сажали, пололи и вот...

Расселся, разлегся в большущей корзине

И красный, и желтый, и черный, и синий,

Здоровый такой разноцветный народ.

Что же это за «народ»?

(Овощи: помидоры, репа, редька, баклажаны...). Логопед спрашивает, как дети догадались, что именно эти овощи лежат в корзине (помидор красный, редька чер­ная, репа желтая, баклажан синий и т. д.).

МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВА­НИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

В процессе логопедической работы по развитию грамма­тического строя речи у дошкольников с ЗПР основной целью является формирование, с одной стороны, психологичес­ких механизмов овладения системой языка (формиро­вание операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения), с другой стороны, усвоение правил, организующих морфо­логическую и синтаксическую систему языка.

Процесс формирования морфологической системы язы­ка осуществляется на основе сопоставления ре­чевых единиц (словообразования и формообразования), выделения морфем в единстве их значения и звуковой обо­лочки, закрепления парадигматических (внутри парадиг­мы словообразования и словоизменения) и синтагматичес­ких (закрепление связей между словами) отношений.

Дети с ЗПР испытывают существенные трудности в вы­членении из речи форм слов, морфем, в определении грам­матических значений, в их соотнесении с формальным вы­ражением. В связи с этим, в процессе логопедической работы осуществляется поэтапное формирование тех речевых пред­посылок, которые определяют овладение парадигмой сло­воизменения и словообразования, а также выбор правиль­ной формы слова в процессе порождения речи.

На начальном этапе в качестве таких предпосы­лок рассматривается уточнение лексического значения сло­ва, отдельных грамматических значений, закрепление свя­зи отдельного грамматического значения с его звуковой формой параллельно с уточнением звуковой структуры сло­ва и морфемы.

Эти предпосылки дают возможность перейти к диффе­ренциации форм слов на основе комплекса грамматических значений, определяющих форму слова (формирование па­радигмы словоизменения и словообразования).

В дальнейшем осуществляется закрепление операции выбора и комбинирования правильных грамматических сло­воформ в словосочетаниях, предложениях, связной речи.

КоррекцйОннр-логопедическое воздействие приводится по следующим направлениям:

  1. уточнение лексического значения слова;

  2. уточнение грамматического значения слова;

  3. формирование парадигмы словоизменения;

  4. формирование словообразования;

  5. развитие умения определять родственные слова и про­изводить морфологический анализ слов;

  6. развитие языкового анализа и синтеза.


Связь между этими направлениями осуществляется си-мультанно-сукцессивно (параллельно-последовательно).

Уточнение грамматического значения слова

Значение грамматической формы в целом представляет со­бой единство грамматических значений, на основании кото­рых и происходит выделение какой-либо формы из ряда грам­матических форм. Каждая грамматическая форма занимает в парадигматической системе определенное место и находится как бы на пересечении (на стыке) грамматических значений.

Однако для того чтобы определить совокупность грамма­тических значений каждой формы слова, ребенок должен уметь дифференцировать отдельные грамма­тические значения.

В связи с этим, на начальных этапах логопедической работы проводится работа по дифференциации наиболее про­стых грамматических значений, а именно: дифференци­ация категориального значения существи­тельных, прилагательных и г л аго л о в (I этап). Затем осуществляется закрепление отдельных, наиболее рано появляющихся в онтогенезе грамматических значений имени существительного: значений рода (мужского и жен­ского) существительных; значений одушевленности и нео­душевленности; дифференциация падежных зна­чений существительных и значений числа г л а г о л а (II этап). На III этапе коррекционной работы про­водится работа по закреплению связи граммати­ческого значения с формальными признака­ми в следующей последовательности: 1) развитие умения определять число существительного по конечной части сло­ва; 2) развитие умения определять род имен существитель­ных по конечной части слова.

Раскроем содержание основных этапов коррек-ционного воздействия.

I этап. Дифференциация имен существительных, имен прилагательных и глаголов.

Логопедическая работа по развитию умения различать имена существительные, имена прилагательные й глаголы должна опираться на онтогенетический принцип появления данных частей речи в активном словаре детей. При этом учитываются этапы формирования умственных действий.

На начальных этапах логопедической работы по диффе­ренциации категориального значения частей речи исполь­зуются внешние схемы, картинки, условные обозначения, которые символизируют предметы, признаки и действия предметов. Графическое изображение помогает осуществить переход от материализованного действия к речи. Затем осу­ществляется интериоризация внешней речи, перенос ее из внешнего плана во внутренний.


С учетом вышесказанного дифференциацию категориальногозначениячастей речи следует проводить в следующей последо­вательности:

  1. усвоение и уточнение грамматического значения имен существительных, имен прилагательных и глаголов, вы­работка умений различать грамматическое и лексичес­кое значение словоформ;

  2. дифференциация имен существительных, имен прила­гательных и глаголов с использованием внешних схем;

  3. дифференциация частей речи в предложении, развитие умения устанавливать грамматические связи между сло­вами.


Примерные виды заданий и игровых упражнений

1)Дифференциация категориальных значений имен существитель­
ных и глаголов

Вначале логопед показывает детям предметы или кар­тинки с изображением предметов и просит сказать, что это. Затем делается вывод, что названные слова обозначают пред­меты. Логопед спрашивает: «Какой вопрос я задавала?» (Что это?) Эти слова соотносятся с символом [ П ]•

Далее логопед показывает сюжетные картинки с изобра­жением одного субъекта, выполняющего различные дей­ствия (мальчик сидит, мальчик играет, мальчик бежит и т. д.). Логопед задает вопрос к картинке: «Что делает маль­чик?» Дети отвечают одним словом (сидит, играет, бежит). Делается вывод, что слова сидит, играет, бежит обознача­ют действия и отвечают на вопрос «Что делает?». Слова со­относятся с символом [ А ],

Далее дается задание поднять [ EL], если слово обозна­чает предмет, поднять [ А ], если слово обозначает действие.

Речевой материал — группы слова (например, дорога, ра­ботать, дом, дерево, кошка, слон, цветок, прыгать и т. д.).

2)Дифференциация категориальных значений имен существитель­
ных и имен прилагательных

Предварительно уточняется, что слова могут называть предметы и свойства (или признаки) предметов.

Речевой материал — группы слов (например, собака, ро­машка, грустный, куст; линейка, веселый, облако, трава; зима, сугроб, шуба, холодный и т. д.).

Логопед предлагает ребенку послушать группу слов и на­звать «лишнее» слово. «Лишним» словом считается имя прилагательное.

3)Дифференциация имен существительных, имен прилагатель­
ных, глаголов

Предварительно каждое обобщенное значение слова (су­ществительное, прилагательное, глагол) соотносится с оп­ределенным символом, фишкой: квадрат — существитель­ное; треугольник — глагол; круг — прилагательное.