Файл: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики Факультет менеджмента ниу вшэ Нижний Новгород.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
девальвация рубля; -
спрос на автомобильном рынке; -
создание новых СП на территории РФ; -
закон о промышленной сборке (требование локализации до 60% стоимости автомобиля (включая 30% двигателей или коробок передач в течение 4-х лет), производственные мощности должны достичь: 350 тыс. а/м в течение 3-х лет после подписания соглашения для существующих отдельных автопроизводителей; 300 тыс. а/м в течение 4-х лет для строящихся производств); -
государственная поддержка развития производств.
Основные тенденции сбыта для Дивизиона «Автокомпоненты» в 2014 году:
-
Реализация антикризисной программы; -
Продолжение работы по привлечению новых потребителей.
В условиях существенного падения спроса со стороны своих традиционных потребителей – предприятий «Группы ГАЗ» и других предприятий, а также сложностей макроэкономического характера, Дивизион «Автокомпоненты» сосредоточил усилия на повышении эффективности бизнеса, сокращении затрат, выполнении антикризисной программы.
В рамках реализации стратегии развития партнерств с иностранными производителями автокомпонентов стартовало производство крепежа «Bulten Rus».
В 2015 году деятельность Дивизиона, в частности, будет направлена на:
-
Реализацию антикризисной программы. -
Развитие экспортных продаж. -
Реализацию программы импортозамещения.
Управление рисками и построение максимально эффективной системы внутреннего контроля является одной из наиболее приоритетных задач корпоративного управления в Группе. Управление рисками осуществляется в рамках положений и регламентов, утвержденных на уровне ООО «УК «Группа ГАЗ», являющихся обязательными для исполнения всеми производственными подразделениями Группы. Этот процесс затрагивает всю деятельность Компании и направлен на выявление и снижение вероятности и масштаба воздействия событий, которые могут оказать негативное влияние на Компанию. Соответствующие мероприятия являются разумной гарантией реализации стратегических целей деятельности «Группы ГАЗ».
В нынешних условиях высокой макроэкономической волатильности Компания сталкивается с широким многообразием рисков. Они представляют собой проявление процессов и факторов, влияние на которые со стороны «Группы ГАЗ» является невозможным либо весьма ограниченным. Следовательно, для эффективного планирования деятельности в рамках бизнеса Компании, тщательный мониторинг внешних возможностей и угроз, эффективная их оценка и управление рисками остаются важными составляющими стратегии «Группы ГАЗ».
Вероятность усиления конкуренции со стороны совместных производств и нового импорта можно оценивать как высокую. В последние несколько лет наблюдается рост доли рынка совместных предприятий и нового импорта. Реализуются программы промышленной сборки на территории РФ крупными игроками мирового автомобилестроения. Также возможны стратегические соглашения между игроками рынка, приводящие, в большинстве случаев, к более эффективному взаимодействию и сокращению издержек.
Что касается внешнего рынка, необходимо учитывать присутствие мировых лидеров и китайских производителей на рынке СНГ, в том числе, путем локализации производства. Зафиксирован фактический рост продаж иномарок и локализованных автомобилей совместного производства в абсолютных и относительных показателях в СНГ.
Влияние на бизнес:
-
Рост импорта автомобилей в РФ, как новых, так и подержанных; -
Обострение конкуренции на автомобильном рынке;
-
Метод управления риском:-
Создание и вывод на рынок продуктов с высоким экспортным потенциалом; -
Поддержка государством технологического перевооружения российского автопрома и повышения конкурентоспособности отечественных автомобилей; -
Введение налоговых льгот для приоритетных НИОКР; -
Освобождение от НДС операций по ввозу технологического оборудования, не производимого в России; -
Сохранение программ по стимулированию внутреннего спроса на автомобили; -
Поддержка развития лизинга автомобильной техники; -
Реализация программы обновления парка автомобильной техники; -
Поддержка экспорта промышленной продукции; -
Субсидирование части процентных ставок по кредитам, предоставление государственных гарантий; -
Софинансирование региональных программ поддержки предприятий автопрома.
-
Нестабильная политическая и/или экономическая ситуация в отдельных странах СНГ ведет к возникновению трудностей с реализацией продукции и выполнением контрактов. Вероятность риска можно оценить как среднюю. Метод управления риском- разработка экспортной стратегии, фокусирование на рынках, определенных продуктово - рыночной стратегией.
Финансовые риски для компании остаются одними из наиболее существенных, учитывая неопределенность внешней среды и те ограничения на функционирование бизнеса, которые накладывает долговое бремя. К финансовым рискам относятся риски, связанные с изменением процентных ставок, валютные риски.
Изменения процентных ставок на российском и международном рынках, вызванные кредитным кризисом и снижением уровня ликвидности в банковской системе, могут существенно повлиять на стоимость заимствований и условия привлечения дополнительного капитала. «Группа ГАЗ» ведет бизнес в капиталоемкой отрасли, поэтому изменения в стоимости заимствований могут негативно сказаться на развитии Компании.
Определенную часть материалов и комплектующих компания импортирует из стран Европы, Северной Америки и Азии, а также реализует часть готовой продукции на экспорт, поэтому существует возможность недополучения прибыли в результате воздействия изменений обменного курса на ожидаемые потоки денежных средств.
-
Краткий анализ финансовой деятельности ОАО «ГАЗ»
Таблица 2.
Динамика результатов финансовой деятельности ОАО «ГАЗ» за 2013-2015 гг., млн руб.
Показатель | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | Отклонение (+,-) | |
2014 г. к 2013 г. | 2015г. к 2014 г. | ||||
Выручка | 24 352,6 | 19 846,4 | 15 465,3 | -4 506,2 | -4 381,1 |
Себестоимость продаж | 20 640,2 | 17 086,4 | 13 944,3 | -3 553,8 | -3 142,1 |
Прибыль от продаж | 1 827,7 | 953,2 | -480,4 | -874,5 | -1 433,6 |
Прибыль до налогообложения | 454,3 | -121,2 | 150,7 | -575,5 | 272,0 |
Чистая прибыль | 391,7 | 59,5 | 66,6 | -332,2 | 7,1 |
Прибыль от продаж за 2014 г составила 953,2 млн. руб.
Относительно 2013 г. прибыль от продаж снизилась на 874,5 млн. руб. Это связано со снижением выручки на 4 506,2 млн.руб. и с увеличением доли себестоимости в выручке от продаж c 84,8 % до 86,1 %. При этом рентабельность продаж снизилась с +8,86 % до +5,58%, т.е. на 3,28 процентных пункта.
Прибыль от продаж за 2015 г составила -480,4 млн. руб.
Относительно 2014 г. прибыль от продаж снизилась на 1 433,6 млн. руб. Это связано со снижением выручки на 4 381,1 млн.руб. и с увеличением доли себестоимости в выручке от продаж c 86,1 % до 90,2 %.
Таблица 3.
Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, млн руб.
№ п/п | Показатели | 2013 | 2014 | 2015 | Отклонение 2014 к 2013 | Отклонение 2015 к 2014 |
| ||||||
1 | Оборотный капитал | 8 351 | 6 522 | 6 580 | -1 829 | 58 |
2 | Краткосрочные обязательства | 4 766 | 5 633 | 6 579 | 867 | 947 |
3 | Собственные оборотные средства (п.4-п.6) | -10 793 | -11 859 | -47 736 | -1 066 | -35 877 |
4 | Собственный капитал | 17 675 | 23 631 | 23 237 | 5 956 | -394 |
5 | Долгосрочные обязательства | 14 431 | 12 797 | 47 779 | -1 634 | 34 982 |
6 | Постоянные активы | 28 468 | 35 490 | 70 973 | 7 022 | 35 482 |
7 | Заемный капитал (п.2 + п.5) | 19 197 | 18 429 | 54 358 | -767 | 35 929 |
8 | Денежные средства на счетах, краткоср. финансовые вложения | 3 384 | 510 | 521 | -2 875 | 11 |
9 | Перманентный капитал (п.4 + п.5) | 32 106 | 36 428 | 71 015 | 4 322 | 34 588 |
10 | Дебиторская задолженность | 4 422 | 5 674 | 5 580 | 1 252 | -94 |
11 | Кредиторская задолженность | 2 759 | 2 076 | 2 634 | -683 | 558 |
12 | Коэффициент абсолютной ликвидности (п.8 / п.2) норма: >=0,2 | 0,71 | 0,09 | 0,08 | -0,62 | -0,01 |
13 | Коэффициент текущей ликвидности (п.1 / п.2); норма: от 1 до 2 | 1,75 | 1,16 | 1,00 | -0,59 | -0,16 |
14 | Коэффициент маневренности (п.3 / п.9); норма: >= 0,5 | -0,34 | -0,33 | -0,67 | 0,01 | -0,35 |
15 | Коэффициент мобильности оборот. кап-ла, (п.8 / п.1) норма: от 0,1 до 0,3 | 0,41 | 0,08 | 0,08 | -0,33 | 0,00 |
16 | Коэффициент независимости (п.4 / (п.4 + п.7)) норма: >= 0,5 | 0,48 | 0,56 | 0,30 | 0,08 | -0,26 |
17 | Коэффициент обеспеч.собственными обор.средствами (п.3 / п.1) норма: >= 0,1 | -1,30 | -1,83 | -7,26 | -0,53 | -5,43 |
Из анализа динамики приведенных показателей следует, что в отчетном периоде финансовое состояние ОАО «ГАЗ» на фоне экономически нестабильной ситуации в стране несколько ухудшилось (увеличился дефицит собственных оборотных средств, сократился коэффициент независимости).
В целом, учитывая сложившуюся экономическую ситуацию на автомобильном рынке, «Группа ГАЗ» сохранила свою долю на рынке и начинает стабилизировать уровень своей чистой прибыли.
В 2013 году отделы логистики всех 13 предприятий, входящих в «Группу ГАЗ», были расформированы для централизации логистического сервиса компании на одном предприятии, расположенном в Нижнем Новгороде.
-
Организация логистической системы ОАО «ГАЗ»
Составляющие логистической системы «Группа ГАЗ»:
-
Процесс снабжения:
Задачи закупочной логистики в «Группе ГАЗ» решаются исходя из плана продаж, поступающего из отдела продаж, так как на предприятии управление материальными потоками осуществляется способом «тянущей системы». План составляется ежемесячно согласно заказам для каждого подразделения и всех видов продукции. Информационный поток исходит из отдела продаж в производственный отдел в виде плана закупок, на основе которого составляется план производства. План производства в свою очередь передается в управление номенклатурного планирования, и в зависимости от вида необходимого сырья, составляется план для одного из отделов: управления обеспечения материально-производственных запасов российских поставщиков, управления обеспечения материально-производственных запасов импортных поставщиков или управления обеспечения материально-производственных запасов металлических материалов. Такие же шаги проходит исходящий информационный поток. Главной задачей каждого из отделов является своевременное и оптимальное обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами соответствующего качества.
Поставщики ищутся при помощи тендеров. Критериями выбора поставщика являются: цена и качество сырья, надежность и сроки поставки, возможность выбора оптимального способа доставки, время на доставку сырья, стоимость доставки. «Группа ГАЗ» работает с множеством поставщиков из различных городов и регионов, поставки для каждого из 13 предприятий проходят обработку на нижегородском предприятии ГАЗ. Так как на предприятии используется «тянущая система», одним из важнейших критериев является время доставки и качество продукции.