Файл: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики Факультет менеджмента ниу вшэ Нижний Новгород.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • девальвация рубля;

  • спрос на автомобильном рынке;

  • создание новых СП на территории РФ;

  • закон о промышленной сборке (требование локализации до 60% стоимости автомобиля (включая 30% двигателей или коробок передач в течение 4-х лет), производственные мощности должны достичь: 350 тыс. а/м в течение 3-х лет после подписания соглашения для существующих отдельных автопроизводителей; 300 тыс. а/м в течение 4-х лет для строящихся производств);

  • государственная поддержка развития производств.

Основные тенденции сбыта для Дивизиона «Автокомпоненты» в 2014 году:

  • Реализация антикризисной программы;

  • Продолжение работы по привлечению новых потребителей.

В условиях существенного падения спроса со стороны своих традиционных потребителей – предприятий «Группы ГАЗ» и других предприятий, а также сложностей макроэкономического характера, Дивизион «Автокомпоненты» сосредоточил усилия на повышении эффективности бизнеса, сокращении затрат, выполнении антикризисной программы.

В рамках реализации стратегии развития партнерств с иностранными производителями автокомпонентов стартовало производство крепежа «Bulten Rus».

В 2015 году деятельность Дивизиона, в частности, будет направлена на:

  • Реализацию антикризисной программы.

  • Развитие экспортных продаж.

  • Реализацию программы импортозамещения.

Управление рисками и построение максимально эффективной системы внутреннего контроля является одной из наиболее приоритетных задач корпоративного управления в Группе. Управление рисками осуществляется в рамках положений и регламентов, утвержденных на уровне ООО «УК «Группа ГАЗ», являющихся обязательными для исполнения всеми производственными подразделениями Группы. Этот процесс затрагивает всю деятельность Компании и направлен на выявление и снижение вероятности и масштаба воздействия событий, которые могут оказать негативное влияние на Компанию. Соответствующие мероприятия являются разумной гарантией реализации стратегических целей деятельности «Группы ГАЗ».

В нынешних условиях высокой макроэкономической волатильности Компания сталкивается с широким многообразием рисков. Они представляют собой проявление процессов и факторов, влияние на которые со стороны «Группы ГАЗ» является невозможным либо весьма ограниченным. Следовательно, для эффективного планирования деятельности в рамках бизнеса Компании, тщательный мониторинг внешних возможностей и угроз, эффективная их оценка и управление рисками остаются важными составляющими стратегии «Группы ГАЗ».


Вероятность усиления конкуренции со стороны совместных производств и нового импорта можно оценивать как высокую. В последние несколько лет наблюдается рост доли рынка совместных предприятий и нового импорта. Реализуются программы промышленной сборки на территории РФ крупными игроками мирового автомобилестроения. Также возможны стратегические соглашения между игроками рынка, приводящие, в большинстве случаев, к более эффективному взаимодействию и сокращению издержек.

Что касается внешнего рынка, необходимо учитывать присутствие мировых лидеров и китайских производителей на рынке СНГ, в том числе, путем локализации производства. Зафиксирован фактический рост продаж иномарок и локализованных автомобилей совместного производства в абсолютных и относительных показателях в СНГ.

Влияние на бизнес:

        • Рост импорта автомобилей в РФ, как новых, так и подержанных;

        • Обострение конкуренции на автомобильном рынке;

      • Метод управления риском:

        • Создание и вывод на рынок продуктов с высоким экспортным потенциалом;

        • Поддержка государством технологического перевооружения российского автопрома и повышения конкурентоспособности отечественных автомобилей;

        • Введение налоговых льгот для приоритетных НИОКР;

        • Освобождение от НДС операций по ввозу технологического оборудования, не производимого в России;

        • Сохранение программ по стимулированию внутреннего спроса на автомобили;

        • Поддержка развития лизинга автомобильной техники;

        • Реализация программы обновления парка автомобильной техники;

        • Поддержка экспорта промышленной продукции;

        • Субсидирование части процентных ставок по кредитам, предоставление государственных гарантий;

        • Софинансирование региональных программ поддержки предприятий автопрома.

Нестабильная политическая и/или экономическая ситуация в отдельных странах СНГ ведет к возникновению трудностей с реализацией продукции и выполнением контрактов. Вероятность риска можно оценить как среднюю. Метод управления риском- разработка экспортной стратегии, фокусирование на рынках, определенных продуктово - рыночной стратегией.

Финансовые риски для компании остаются одними из наиболее существенных, учитывая неопределенность внешней среды и те ограничения на функционирование бизнеса, которые накладывает долговое бремя. К финансовым рискам относятся риски, связанные с изменением процентных ставок, валютные риски.



Изменения процентных ставок на российском и международном рынках, вызванные кредитным кризисом и снижением уровня ликвидности в банковской системе, могут существенно повлиять на стоимость заимствований и условия привлечения дополнительного капитала. «Группа ГАЗ» ведет бизнес в капиталоемкой отрасли, поэтому изменения в стоимости заимствований могут негативно сказаться на развитии Компании.

Определенную часть материалов и комплектующих компания импортирует из стран Европы, Северной Америки и Азии, а также реализует часть готовой продукции на экспорт, поэтому существует возможность недополучения прибыли в результате воздействия изменений обменного курса на ожидаемые потоки денежных средств.


    1. Краткий анализ финансовой деятельности ОАО «ГАЗ»

Таблица 2.

Динамика результатов финансовой деятельности ОАО «ГАЗ» за 2013-2015 гг., млн руб.

Показатель

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Отклонение (+,-)

2014 г. к 2013 г.

2015г. к 2014 г.

Выручка

24 352,6

19 846,4

15 465,3

-4 506,2

-4 381,1

Себестоимость продаж

20 640,2

17 086,4

13 944,3

-3 553,8

-3 142,1

Прибыль от продаж

1 827,7

953,2

-480,4

-874,5

-1 433,6

Прибыль до

налогообложения

454,3

-121,2

150,7

-575,5

272,0

Чистая прибыль

391,7

59,5

66,6

-332,2

7,1


Прибыль от продаж за 2014 г составила 953,2 млн. руб.

Относительно 2013 г. прибыль от продаж снизилась на 874,5 млн. руб. Это связано со снижением выручки на 4 506,2 млн.руб. и с увеличением доли себестоимости в выручке от продаж c 84,8 % до 86,1 %. При этом рентабельность продаж снизилась с +8,86 % до +5,58%, т.е. на 3,28 процентных пункта.

Прибыль от продаж за 2015 г составила -480,4 млн. руб.

Относительно 2014 г. прибыль от продаж снизилась на 1 433,6 млн. руб. Это связано со снижением выручки на 4 381,1 млн.руб. и с увеличением доли себестоимости в выручке от продаж c 86,1 % до 90,2 %.

Таблица 3.

Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, млн руб.


№ п/п

Показатели

2013

2014


2015

Отклонение 2014 к 2013

Отклонение 2015 к 2014




1

Оборотный капитал

8 351

6 522

6 580

-1 829

58

2

Краткосрочные обязательства

4 766

5 633

6 579

867

947

3

Собственные оборотные средства (п.4-п.6)

-10 793

-11 859

-47 736

-1 066

-35 877

4

Собственный капитал

17 675

23 631

23 237

5 956

-394

5

Долгосрочные обязательства

14 431

12 797

47 779

-1 634

34 982

6

Постоянные активы

28 468

35 490

70 973

7 022

35 482

7

Заемный капитал (п.2 + п.5)

19 197

18 429

54 358

-767

35 929

8

Денежные средства на счетах, краткоср. финансовые вложения

3 384

510

521

-2 875

11

9

Перманентный капитал (п.4 + п.5)

32 106

36 428

71 015

4 322

34 588

10

Дебиторская задолженность

4 422

5 674

5 580

1 252

-94

11

Кредиторская задолженность

2 759

2 076

2 634

-683

558

12

Коэффициент абсолютной ликвидности (п.8 / п.2) норма: >=0,2

0,71

0,09

0,08

-0,62

-0,01

13

Коэффициент текущей ликвидности (п.1 / п.2); норма: от 1 до 2

1,75

1,16

1,00

-0,59

-0,16

14

Коэффициент маневренности (п.3 / п.9); норма: >= 0,5

-0,34

-0,33

-0,67

0,01

-0,35

15

Коэффициент мобильности оборот. кап-ла, (п.8 / п.1) норма: от 0,1 до 0,3

0,41

0,08

0,08

-0,33

0,00

16

Коэффициент независимости (п.4 / (п.4 + п.7)) норма: >= 0,5

0,48

0,56

0,30

0,08

-0,26

17

Коэффициент обеспеч.собственными обор.средствами (п.3 / п.1) норма: >= 0,1

-1,30

-1,83

-7,26

-0,53

-5,43




Из анализа динамики приведенных показателей следует, что в отчетном периоде финансовое состояние ОАО «ГАЗ» на фоне экономически нестабильной ситуации в стране несколько ухудшилось (увеличился дефицит собственных оборотных средств, сократился коэффициент независимости).

В целом, учитывая сложившуюся экономическую ситуацию на автомобильном рынке, «Группа ГАЗ» сохранила свою долю на рынке и начинает стабилизировать уровень своей чистой прибыли.

В 2013 году отделы логистики всех 13 предприятий, входящих в «Группу ГАЗ», были расформированы для централизации логистического сервиса компании на одном предприятии, расположенном в Нижнем Новгороде.


    1. Организация логистической системы ОАО «ГАЗ»

Составляющие логистической системы «Группа ГАЗ»:

  1. Процесс снабжения:

Задачи закупочной логистики в «Группе ГАЗ» решаются исходя из плана продаж, поступающего из отдела продаж, так как на предприятии управление материальными потоками осуществляется способом «тянущей системы». План составляется ежемесячно согласно заказам для каждого подразделения и всех видов продукции. Информационный поток исходит из отдела продаж в производственный отдел в виде плана закупок, на основе которого составляется план производства. План производства в свою очередь передается в управление номенклатурного планирования, и в зависимости от вида необходимого сырья, составляется план для одного из отделов: управления обеспечения материально-производственных запасов российских поставщиков, управления обеспечения материально-производственных запасов импортных поставщиков или управления обеспечения материально-производственных запасов металлических материалов. Такие же шаги проходит исходящий информационный поток. Главной задачей каждого из отделов является своевременное и оптимальное обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами соответствующего качества.

Поставщики ищутся при помощи тендеров. Критериями выбора поставщика являются: цена и качество сырья, надежность и сроки поставки, возможность выбора оптимального способа доставки, время на доставку сырья, стоимость доставки. «Группа ГАЗ» работает с множеством поставщиков из различных городов и регионов, поставки для каждого из 13 предприятий проходят обработку на нижегородском предприятии ГАЗ. Так как на предприятии используется «тянущая система», одним из важнейших критериев является время доставки и качество продукции.