Файл: Методические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы по междисциплинарному курсу.doc
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пример
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. охарактеризовать понятие, виды экспертизы качества товаров;
2. проанализировать нормативно-правовое регулирование экспертизы качества товаров;
3. исследовать понятие, виды и сущность экспертизы качества товаров;
4. выявить проблемы экспертизы качества товаров в современных Российских условиях и пути их решения;
5. представить общую характеристику коммерческого предприятия ПАО Магнит;
6. оценить финансовое состояние предприятия ПАО Магнит за 2019 – 2021 гг.;
7. провести анализ экспертизы качества товаров предприятия ПАО Магнит;
8. представить рекомендации по развитию экспертизы качества товаров;
9. провести расчёт экономической эффективности от реализации рекомендаций.
-
Объект исследования курсовой работы – это то, что будет взято для изучения и исследования. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.
Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
-
Предмет исследования - это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые будут исследованы в работе. Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается? Предмет исследования очень близок к названию темы курсовой работы.
Например, тема курсовой работы: «Экспертиза и оценка качества одной из групп потребительских товаров (на примере предприятия)»
Объект – товароведная деятельность предприятия.
Предмет – анализ, экспертиза и оценка качества товара.
-
База исследования – это организация или предприятие, на примере которого проводится исследование. -
Методы - это способы, приемы познания объекта; совокупность рациональных действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.
В любой курсовой работе используется метод анализа литературы, анализа нормативно-правовой документации по теме курсовой, а также анализ документов, архивов и проч.
В курсовой работе могут использоваться следующие методы исследования:
-
Теоретические (экономического/статистического/математического анализа; анализа литературы; анализа нормативно-правовой документации по теме курсовой работы; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; синтез; теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, классификация, обобщение, исторический метод, -
Практические (сравнение; интервьюирование, анкетирование, опрос, тестирование; моделирование, специально-юридический и сравнительно-правовой).
-
Практическая значимость обуславливает необходимость написания курсовой работы. Иными словами, определить практическую значимость - значит определить результаты, которые требуется достигнуть. Это очень важный элемент введения к курсовой работе. -
Краткое описание содержания курсовой работы и логический переход на первую главу.
В конце раздела «Введение» необходимо описать структуру курсовой работы.
Пример
«Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматривается история и общая характеристика экспертизы качества товаров.
Вторая глава посвящена анализу, экспертизе и оценке качества одной из групп потребительских товаров, а также разработке рекомендаций по совершенствованию качества товаров.
В заключении подводятся итоги проделанной работы, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме».
В конце Введения должен быть логический переход на первую главу.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ должна быть разбита на две главы, а каждая глава разделена на два параграфа. Каждая глава должна состоять примерно из 7 – 9 страниц. Каждый параграф состоит примерно из 3-5 страниц. После каждого параграфа делается вывод. Кроме того, обязательно должен быть вывод после каждой главы.
Для курсовой работы практического характера схема описания первой и второй главы может быть следующая:
Структуру первой главы рекомендуется сформировать в виде двух параграфов, в первом из которых приводятся основные теоретические аспекты темы: понятие, сущность, классификация, нормативно-правовое регулирование предмета исследования. Во второй части первой главы автор курсовой работы должен критически охарактеризовать существующие концепции, подходы и дать им собственную интерпретацию, учитывающую специфику объекта и предмета исследования, представить существующие методики оценки или анализа предмета исследования.
ПЕРВАЯ ГЛАВА ОСНОВНОЙ ЧАСТИ курсовой работы (ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ) должна отражать знакомство автора с литературой по вопросам:
1. Теоретико-методологических основ изучаемого явления или процесса в товароведении продовольственных и непродовольственных товаров: определение, экономическая сущность, классификация и нормативно – правовое регулирование явления или процесса в товароведении продовольственных и непродовольственных товаров.
2. Сравнительного исследования зарубежного опыта по решению аналогичных проблем в товароведении продовольственных и непродовольственных товаров.
3. Принципов и методов, используемых для решения исследуемой проблемы на практике в товароведении продовольственных и непродовольственных товаров.
В этой части необходимо представить основные теоретические положения по теме исследования.
В первой главе должны быть раскрыты понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки и др. Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научная обоснованность. Термины, употребляемые в курсовой работе, должны быть обоснованными (например, понятия из законов РФ) либо со ссылкой на исследования ученых и практиков.
Описание изучаемой проблемы товароведной деятельности и динамика развития явлений должны иллюстрироваться графическими материалами: справочными и обзорными таблицами, выполненными, главным образом, самостоятельно. Только в отдельных случаях можно заимствовать некоторые таблицы из литературных источников с обязательной ссылкой на первоисточник. В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны. По объему первая глава рекомендуется в пределах 8-10 страниц работы.
Вывод по главе. В выводе обобщается материал, изложенный в параграфах главы. Вывод должен отражать результаты, полученные в данной главе. В выводе по первой главе должен быть логический переход на вторую главу.
Вторая глава должна быть практической (практикоориентированной), то есть содержать данные о конкретной практической стороне изучаемой проблемы. Здесь студентом исследуются и обобщаются практические данные по выбранной теме, проводится анализ изучаемого предмета на базе конкретного коммерческого предприятия.
Основой такого анализа и обобщений служит использование широкого круга учебных материалов по дисциплине. В процессе сбора и анализа данных рекомендуется использовать формы бухгалтерской (финансовой) отчетности, размещенной и опубликованной официально на сайте коммерческого предприятия (в разделе «Акционерам и инвесторам»).
ВТОРАЯ ГЛАВА ОСНОВНОЙ ЧАСТИ курсовой работы (ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ) представлена:
1. Характеристикой исследуемого предприятия или товара (продовольственного или непродовольственного).
В общей характеристике предприятия необходимо раскрыть:
- год создания, организационно-правовую форму и основной вид деятельности предприятия;
- анализ конкурентоспособности и SWOT-анализ предприятия.
2. Анализом исследуемого процесса или явления в рамках предприятия.
3. Разработкой рекомендаций по оптимизации деятельности предприятия в рамках рассматриваемой и решаемой проблемы товароведной деятельности.
Эта часть курсовой работы должна содержать общую характеристику предприятия - базы исследования, используемые методы и результаты экономического анализа его производственно-хозяйственной деятельности.
Здесь студентом исследуются и обобщаются практические данные по выбранной теме, проводится анализ изучаемого предмета на примере конкретной организации. Основой такого анализа и обобщений служат практические материалы, собранные на базе исследуемого предприятия во время прохождения практики, а также использование широкого круга учебных материалов учебных курсов.
Если тема связана с деятельностью торгового предприятия, то, прежде всего, необходимо ознакомиться с фактическим ассортиментом продукции основных поставщиков (фирм-изготовителей) и имеющейся документацией (спецификации, к договору, технические описания моделей, товарные альбомы, каталоги). Все сведения об образцах товаров получают путем их личного изучения в торговом предприятии. Многое в этом, плане может дать маркировочно-справочная и эксплуатационно-справочная информация о товаре — маркировочные ярлыки, товарные ленты, аннотации, руководства по эксплуатации и др.
Характеристика ассортимента рассматриваемой группы товаров иллюстрируется фотографиями, рисунками, а при возможности и натуральными образцами исходных материалов (кожи, тканей, трикотажа, древесины, лаков, красок и т. д.). В тексте работы по мере изложения на них делаются ссылки. Изучая ассортимент, необходимо обратить внимание на качественные изменения в нем.
Оценка ассортимента рассматриваемой группы товаров проводиться с целью установления его широты, полноты, стабильности, степени обновления, улучшения, (ухудшения) в качественном отношении, оптимальности и тенденций изменения в дальнейшем.
Для получения более достоверных результатов при изучении ассортимента товаров и потребительских предпочтений, а также оценке потребительских свойств продукции можно использовать социологический и экспертный методы, широко применяющиеся во всех областях деятельности.
Практическая часть курсовой работы экспериментального характера должна содержать результаты проведенных студентом исследований по сравнительной характеристике и оценке свойств показателей, сопоставлению методов исследований, экспериментальному определению весомости свойств товаров, сравнительной характеристике систем классификации и кодировании товаров, расчету уровня качества, определению и характеристике факторов качества и сохранности товаров, сравнительной характеристики состава, свойств и пищевой ценности продовольственных товаров и другим вопросам.
Курсовые работы с экспериментальной частью содержат литературный обзор и исследовательскую часть, в которой описываются объекты исследования, методы, результаты проведенного эксперимента.
Экспериментальные исследования проводятся на конкретном товаре или группе товаров, либо применительно к определенному производителю или региону потребления.
Весьма эффективной формой экспериментальной работы студента является социологический опрос потребителей по рассматриваемой теме, что дает возможность конкретизировать предложения по курсовой работе.
Анализируемые данные представляются в виде таблиц, сгруппированных по качественному признаку. Все материалы, представленные в виде таблиц, должны сопровождаться выводами и иными характеристиками.
На основе проведенного анализа студентом определяются причины, снижающие эффективность функционирования рассматриваемого предприятия путем выявления недостатков действующей системы управления, степени оптимальности принимаемых решений и ряда других отрицательно воздействующих факторов. На основе полученных результатов исследования формулируются основные направления оптимизации функционирования предприятия, а также задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.
Представленные в курсовой работе показатели и сравнительный анализ исследуемых образцов необходимо представлять в виде таблиц, примеры которых представлены ниже.
Пример 1
Таблица 1.1 – Показатели безопасности стиральных порошков
Наименование показателя | Норма |
1. Массовая доля пыли, %, не более | 5 |
2. Показатель концентрации водородных ионов, единиц рН | 7,5-11,5 |
3. Массовая доля фосфорнокислых солей (в пересчете на Р2О5 ), %, не более | 22 |
4. Пенообразующая способность (для порошков с пониженным пенообразованием), мм, не более | 200 |
устойчивость пены, единиц, не более | 0,3 |
5. Моющая способность, %, не менее | 85 |
6. Отбеливающая способность (для порошков, содержащих химические отбеливатели), %, не менее | 80 |
7. Внешний вид | Гранулированный порошок от белого до светло-желтого цвета или окрашенный. Допускается присутствие окрашенных частиц компонентов сырья. |
8. Цвет: белизна (для неокрашенных порошков), %, не менее | 60 |