Файл: Литература по теме Тема Личность в системе организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23
Устойчивость коллектива – это развитие трудового потенциала, его работников в процессе работы организации.
Профессиональная устойчивость трудового потенциала
работника – это его способность к сохранению и использованию в процессе труда первоначально приобретенного (или близкого к нему) потенциала при смене рабочего места или предприятия.
Устойчивость в отношении производственного коллектива – способность работника в процессе изменения трудового потенциала адаптироваться к новому содержанию и условиям труда, обусловленным организационно-технической перестройкой производства. Она связана с подвижностью рабочего относительно рабочего места и его движением внутри предприятия.
Каждый из входящих в систему элементов воздействует на трудовой потенциал организации при помощи целенаправленных перемещений и совершенствования потенциала отдельных работников.
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите особенности организационного поведения в организациях Западной Европы.
2. Каковы важнейшие средства мотивации в японских организациях?
3. Какие особенности у американской модели организационного поведения?
4. Какие особенности организационного поведения в современных российских организациях?
5. Что можно отнести к достоинствам организационного поведения в российских организациях?
6. В чем суть концепции организационного развития?
7. В чем заключается разница между структурным и кадровым аспектом концепции организационного поведения?
8. Раскройте понятие «организация» с позиции системного подхода.
9. Что в себя включает понятие «деловая среда организации»?
10. Какова взаимосвязь между мобильностью рабочей силы, устойчивостью коллектива и оптимальной стабильностью в системе организационного поведения?

24
Литература по теме:
Основная литература:
1. Семенов А.К., Набоков В.И. Организационное поведение: учеб.
– М.: Дашков и К°, 2018. – 272 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/
Дополнительная литература:
1. Чепурова И.Ф. Содержание и основные направления поведенческого маркетинга в организации // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2014. № 1 (7). С. 94–110.
2. Школа поведенческих наук (бихевиоризм) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vadim-galkin.ru/

Тема 2. Личность в системе организации
Цели изучения темы:
 получение начального представления о функциональных личностно-организационных ролях;
 осознание важности влияния отдельной личности и группы людей на систему работы организации.
Задачи изучения темы:
 ознакомление с понятиями личность и поведение в системе организации;
 получение представления о функциональных и профессиональных ролях работников;
 получение знаний об основных поведенческих стереотипах;
 ознакомление с закономерностями оперантных поведенческих реакций.
Успешно изучив тему, Вы:
получите представление о:
 роли различных функциональных и профессиональных направленностях современного работника;
 сущности и основных закономерностях личностного развития в системе организации.
будете знать:
 основные функциональные роли работников;
 характеристики видов поведения личности в системе организации;
 основные правила введения человека в организацию.

25
Вопросы темы:
1. Факторы поведения личности в социальной и организационной среде.
2. Введение и вхождение человека в организацию.
3. Теория и практика научения человека в системе организационного развития.
Вопрос 1. Факторы поведения личности в социальной и
организационной среде.
Изучение проблемы детерминации человеческого поведения в деловой среде предполагает анализ причинно-следственных связей, выявление социально-психологических механизмов, лежащих в основе взаимодействия между нашим «Я» и социальной средой организации.
Наиболее существенные с точки зрения ориентации в реальных жизненных ситуациях целостные образы социальных явлений именуются
знаковыми системами, или значениями. Усвоенные индивидом значения играют роль эталонов, регуляторов поведения. Частным видом значений являются социальные стереотипы.
Социальные стереотипыэто матрицы, образцы восприятия и поведения для наиболее часто повторяющихся ситуаций.
Социальные стереотипы поддаются классификации и одновременно встречаются в организационной среде.
Основной набор поведенческих стереотипов формируется в процессе социализации личности под воздействием:
 макро- и микросреды;
 коллективного и индивидуального опыта;
 обычаев и традиций.
Причем решающая роль здесь принадлежит внешним источникам социального знания, а не познавательной активности нашего «Я».
Социальные стереотипы играют огромную роль в повседневном организационном взаимодействии благодаря целому ряду своих особенностей.
Перечислим ряд закономерностей стереотипов:
1. Они как бы предопределяют восприятие конкретной рабочей ситуации, поскольку мы постигаем окружающую нас социальную действительность не напрямую, а опосредованно, через призму сложившихся в нашем сознании или усвоенных извне социальных стереотипов.
2. Социальный стереотип «экономит мышление» за счет обезличивания и формализации общения.
3. Каждый социальный стереотип включает в себя описание,
предписание и оценку ситуации, хотя и в разной пропорции, что вполне соответствует компонентам человеческого «Я».


26 4. Стереотипы очень стойки и зачастую передаются по наследству, от поколения к поколению, даже если далеки от реальности.
5. Чем дальше мы от социального объекта, тем в большей степени попадаем под влияние коллективного опыта и, следовательно, тем резче и грубее социальный стереотип.
Пример: гендерные стереотипы:
1) предназначение каждой женщины – быть хорошей матерью и верной женой;
2) женщины значительно глупее и эмоциональнее мужчин;
3) женщина – плохой руководитель;
4) все женщины стремятся выйти удачно замуж;
5) мужчины – сильный пол;
6) мужчины никогда не плачут;
7) мужчины гораздо умнее женщин;
8) только мужчина может быть хорошим руководителем и др.
В деловой сфере проявляется такая модификация поведения личности, как трудовое поведение.
Трудовое поведение проявляется в отношении к труду. Отношение к труду – это единство нескольких элементов: мотивов и ценностных ориентации, реального трудового поведения.
Факторы, влияющие на отношение к труду:
 производственные (связаны с содержанием, организацией и условиями труда);
 социальные (связаны с групповыми отношениями);
 психологические (связаны с особенностями личности).
Целевые формы поведения по определению связаны со стремлением работника к той или иной цели.
Функциональное трудовое поведение определяется содержанием и организацией труда.
Целевое экономическое поведение связано со стремлением к достижению определенного уровня благосостояния и качества жизни.
Считается, что такая форма поведения связана с постоянным сравниванием затрат собственного труда с компенсацией за них.
Выделяют в самостоятельный подвид целевого поведения
организационное поведение, которое связывают с реакцией сотрудников на применение различных методов стимулирования, регламентацию деятельности, нормативные акты, административные указания, которые обеспечивают достижение целей организации. Работник, планирующий свою карьеру, профессиональное развитие, рост квалификации с целью перемещения вверх по ступеням иерархии, проявляет целевое
«стратификационное» поведение, т.е. стремится к изменению своего статуса, страты, в которой он пребывает.

27
Особого внимания заслуживают люди с инновационным
поведением. Им часто приходят в голову нестандартные решения, они постоянно ищут пути к улучшениям в содержании, организации, условиях труда.
Ю. Чжоу, который изучал факторы влияния на инновационное поведение работников, выдвинул следующую гипотезу: «Внешнее вознаграждение имеет положительное влияние на инновационное поведение, но чрезмерные внешние стимулы могут отклонить или подорвать внутреннюю мотивацию сотрудников к креативности и уменьшить их инновационное поведение». Он назвал такое явление –
«эффект чрезмерной эрозии».
Суть эффекта чрезмерной эрозии заключается в том, что щедрое материальное вознаграждение, необоснованно высокое ни с точки зрения вложенных усилий, ни с точки зрения рыночной оценки труда, переключает внимание работников с творчества, генерации инноваций, внедрения рациональных предложений на поддержание и защиту своих завоеванных позиций в компании на внутренние переживания и доказательства окружению в организации состоятельности своего собственного положения.
Зачастую мы проявляем характерологическое поведение, когда личные особенности характера и определяют поведение человека в организации.
Целый ряд факторов влияет на индивидуальное поведение сотрудников и процесс реализации успешности его деятельности (рис. 6).
Рис. 6. Факторы, влияющие на индивидуальное поведение сотрудника и
успехи его деятельности


28
В сложных условиях взаимодействия работник демонстрирует разные формы поведения, что зависит от многих обстоятельств.
Согласно концепции американского психолога Макгвайра, классификация поведения делится на 16 типов:
1. Защитное поведение – любые реальные или воображаемые действия психологической защиты, которые позволяют создать или сохранить позитивное мнение о человеке.
2. Перцептивное поведение – стремление совладать с информационной перегрузкой за счет перцептивной категоризации, в результате которой многообразие информации классифицируется.
3. Индуктивное поведение – восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.
4. Привычное поведение – воспроизведение знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях.
5. Утилитарное поведение – стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением.
6. Ролевое поведение – происходит в соответствии с ролевыми требованиями и обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким-либо действиям.
7. Сценарное поведение – отражение правил допустимого и недопустимого в соответствии с культурными ценностями конкретного социума.
8. Моделирующее поведение – варианты поведения людей в малых и больших группах, чаще происходит по обстоятельствам.
9. Уравновешивающее поведение – происходит при столкновении двух противоположных мнений о человеке, происходит процесс «примирения» этих мнений.
10. Освобождающее поведение – происходит при стремлении человека освободить себя от реальных или воображаемых негативных условий.
11. Атрибутивное поведение – активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений.
12. Экспрессивное поведение – происходит в тех сферах в которых человек достиг высокого уровня мастерства, сохраняется высокая и стабильная самооценка.
13. Автономное поведение – чувство свободы выбора создает готовность человека преодолевать любые барьеры.
14. Утверждающее поведение – переживание своих действий как свершение своих планов при максимальном использовании внутренних собственных условий.
15. Исследовательское поведение – стремление к новизне физического и социального окружения.

29 16. Эмпатическое поведение – учет и охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия.
Все перечисленные виды поведения постоянно пересекаются между собой в организационной среде и требуют анализа и корректировки.
Последние исследования посвящены проблеме возникновения так называемого оппортунистического поведения (рис. 7).
Рис. 7. Концепции, объясняющие оппортунистическое поведение
Вопрос 2. Введение и вхождение человека в организацию.
Вхождение человека в организацию− это особый, сложный и чрезвычайно важный процесс социализации, от успешности которого зависит дальнейшее развитие, как члена организации, так и самой организации. Схематично на рис. 8 мы видим сопричастность процесса вхождения человека в организацию со многими кадровыми значимыми процессами.


30
Рис. 8. Процесс вхождения человека в организацию
Процессу вхождения человека в организацию всегда сопутствует решение нескольких проблем.
Во-первых, это проблема адаптации человека к новому окружению, решение которой не всегда проходит успешно, т.к. требуется правильное взаимодействие обеих сторон: человека и организационного окружения.
Во-вторых, проблема коррекции или изменения поведения человека, без которых во многих случаях невозможно войти в организацию.
В-третьих, это проблема изменений и модификаций в организации, которые происходят даже тогда, когда организация уже имеет вакансию, свободное место для человека и сама принимает человека на это место в соответствии с ее потребностями и критериями отбора.
От решения данных проблем зависит не только то, сможет ли человек войти в организацию, но и то, как человек будет работать в организации, как будет строиться его взаимодействие с организационным окружением, а, следовательно, то, насколько успешно будет развиваться организация.
Необходимым условием успешного вхождения в организацию является изучение системы ценностей, правил, норм и поведенческих стереотипов, характерных для данной организации.

31
Основными сторонами жизнедеятельности организации, ценностные, поведенческие и нормативные характеристики которых в первую очередь должен изучить человек, входящий в организацию, являются:
 миссия и основные цели организации;
 допустимые и предпочтительные средства, которые могут быть использованы для достижения целей организации;
 имидж и отличительный образ, который имеет и создает организация;
 принципы, правила и нормы, обеспечивающие отличительные особенности и существование организации как единого организма;
 обязанности, которые должен будет взять на себя человек, вступив в определенную роль в организации;
 поведенческие стандарты, которым должен будет следовать человек, выполняя заданную работу.
Теория научения.
В их основе лежит проблема обучения и развития людей.
Классификация теорий обучения представлена на рис. 9.
Рис. 9. Психологические теории обучения

32
Теория научения (бихевиоризм) – это крупная школа психологии, представленная работами И.П. Павлова, Д.Б. Уотсона и Б.Ф. Скиннера.
Термин «теория научения» применяется преимущественно по отношению к психологии поведения. Теория научения охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта, таких, как:
 привыкание;
 образование простейших условных рефлексов;
 сложных двигательных и речевых навыков;
 реакций сенсорного различения и т.п.
Благодаря приобретаемым навыкам поведения человек приспосабливается к среде и вырабатывает новые способы реагирования.
Пример. И.П. Павлов считал интерпретацию опытов Вольфганга
Кёлера (опыты про инсайт), считавшего, что «обезьяна подумала», неправильной: «В этом вредном, я бы сказал отвратительном, стремлении уйти от истины психологи типа Йеркса или Кёлера пользуются такими пустыми представлениями, как, например, обезьяна отошла «подумала на свободе» по-человечески и «решила это дело». Конечно, это дребедень, ребяческий выход, недостойный выход...».
Развитие Б. Скиннер отождествляет с обучением, указывая лишь на единственное их различие: если обучение охватывает небольшие отрезки времени, то развитие – относительно продолжительные периоды. Иначе говоря, развитие есть сумма обучения, растянутая на большие временные дистанции. По Б. Скиннеру поведение целиком и полностью определяется влиянием внешней среды и так же, как поведение животных, может быть «сделано» и проконтролировано.
Главное понятие Б. Скиннера подкрепление, т.е. увеличение или уменьшение вероятности того, что соответствующий акт поведения повторится снова. Подкрепление может быть положительным или отрицательным. Положительное подкрепление в случае детского поведения – это одобрение взрослых, выражаемое в любой форме, отрицательное – недовольство родителей, страх перед их агрессией.