Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на факультативе изучаем мир, играя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.К. АММОСОВА»

Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «СВФУ» в г. Нерюнгри
Кафедра педагогики и методики начального обучения

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ФАКУЛЬТАТИВЕ «ИЗУЧАЕМ МИР, ИГРАЯ»

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

Направление подготовки: 44.03.01 «Педагогическое образование»

Профиль: Начальное образование

Выполнила: студентка IV курса

Группы БА-НО-17 ТИ (ф) СВФУ

Мирзаянова Рената Рустемовна

Научный руководитель: к.п.н., доцент

кафедры ПиМНО

Мамедова Лариса Викторовна
(подпись)

Нерюнгри - 2021 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

3

10

1.1. Познавательная деятельность младших школьников: понятие, сущность, структурные единицы


10

1.2. Обобщение педагогического опыта, практиков образования по применению дидактических игр для активизации познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста на факультативных занятиях

Выводы по первой главе


17

25







2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

27

2.1. Психолого-педагогическая диагностика уровня сформированности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста


27

2.2. Факультатив «Изучаем мир, играя» как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

2.3. Итоговая диагностика уровня сформированности познавательной деятельности младших школьников и математическая обработка данных

Выводы по второй главе


33
44

48







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

51

55

ПРИЛОЖЕНИЯ


60


ВВЕДЕНИЕ

В практике современной системы образования наблюдается возрастающее внимание как отдельных образовательных организаций, так и самих педагогов к вопросам совершенствования познавательных способностей и их деятельности у учащихся разных возрастных групп. Эту проблему можно отнести к одной из самых важных и значимых на сегодняшний день. Реализация дидактического принципа активности в обучении имеет определенный смысл, который выражается в требованиях к организации его процесса таким образом, чтобы способствовать проявлению и воспитанию познавательной активности учащихся, а впоследствии иметь качественные результаты обучения.

Главной проблемой в решении задач повышения качества и эффективности учебного процесса является активизация учения у обучающихся. Значимость учения отражено в преобразующей деятельности, которая направлена не только на восприятие учебного материала, но и формирования отношения учеников к самой познавательной деятельности.

Одним из важнейших аспектов данной проблемы можно назвать следующие вопросы: «Каким образом активизировать учащихся на уроке?», «Какие методы и приемы использовать для того, чтобы повысить учебную и познавательную активность учащихся на уроке и во внеурочное время?». Ответы на них содержатся не только в специализированной научной литературе, но и профессиональной практической деятельности. В первую очередь стоит рассмотреть то, что влияет на повышение интереса учеников к учебному процессу, а затем выбрать ту форму обучения, которая в последствии даст положительный результат, основываясь и опираясь на индивидуально-личностные качества каждого ребенка.

А. В. Аверин определяет познавательную деятельность, как «сознательную деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний» [2, с. 172].

В психологическом словаре, автором которого является Р. С. Немов, познавательная деятельность описывается, как «деятельность человека или животного, направленная на познание окружающего мира, на получение знаний (информации) о нем. У человека познавательная деятельность также может быть направлена на познание своего внутреннего мира или самого себя» [30, с. 214].



Возникновение интереса к познанию окружающего мира у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики преподавания. Необходимо уделять должное внимание тому, чтобы на занятиях каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в младшем школьном возрасте, когда еще формируются, а иногда только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться развить познавательный интерес к изучению окружающего мира.

Если в урочное время учитель осуществляет свою педагогическую деятельность, опираясь на выверенную систему последовательности изучения отдельных фактов и явлений, то существенное отступление от нее невозможно, что может осложнить работу по активизации познавательной деятельности младших школьников. Одним из действенных способов выхода из подобной затруднительной ситуации является введение в курс изучения и познания окружающего мира дополнительных занятий по отдельным образовательным программам с применением видов работ, которые целенаправленно развивают самостоятельность ученика, а также его познавательную деятельность. К данному виду работы можно отнести использование дидактических игр.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения прописаны основные требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (г. 2), которые характеризуют проблему активизации познавательной деятельности младших школьников. Так основными ориентирами в профессиональной деятельности педагога, который ставит перед собой цель – развитие познания у учащихся младшего школьного звена, будут являться метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, прописанные во второй главе п. 11: «освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии» (п.п. 5); «активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач» (п.п. 7); «использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета» (п.п. 8); «овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами» (п.п. 15) и т.д. [47].


Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания и осуществления личностно-ориентированного обучения являются факультативы. Их основная задача - «углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы» [12].

В Положении о посещении необязательных занятий (об элективных курсах, факультативных и индивидуально-групповых занятиях), разработанном разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в г. 2 п. 1 факультативные занятия рассматриваются, как «одна из форм учебно-воспитательного процесса в школе», которая, согласно п. 2, имеет следующую цель: «углубление и расширение общеобразовательных знаний, образовательных компонентов инвариантной части (обязательной части) учебного плана организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также создание условий для наиболее полного удовлетворения индивидуальных запросов обучающихся, совершенствования их способов учебной деятельности, формирования разного рода компетенций. Их деятельность дает обучающимся возможность: дополнить, углубить свои знания и умения по предмету; развивать универсальные учебные действия: умение самостоятельно приобретать, применять знания, наблюдать и объяснять природные и общественные явления; развивать творческие способности; подготовиться к продолжению образования и сознательному выбору профессии» [35, с. 2].

Актуальность темы исследования обуславливается стремлением педагогических работников обеспечить целостное и всестороннее развитие каждого ученика, их самостоятельности в изучении как отдельных, так и конкретных областей научного знания, характеризующееся не только обязательным овладением определенных ЗУНов, которые предусматривает современная система образование, но и умением «выходить за рамки» не по принуждению, а по желанию. Это является приоритетным направлением работы по решению проблемы активизации познавательной деятельности учащихся. Говоря об эффективных способах повышения познавательной способности у младших школьников, следует отметить, что дидактические игры играют особую роль
, что в свою очередь положительно влияет на все компоненты познавательной деятельности: интерес, самостоятельность, продуктивность и т.д. При их систематическом использовании в образовательном процессе у детей развивается гибкость и подвижность ума, формируются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез и умозаключение.

Изучение проблемы активизации познавательной деятельности у обучающихся начальной школы путем применения дидактических игр и поисков ее решения наиболее необходимо для построения такой системы обучения детей, где опорой будет служить, как было сказано ранее, стремление к самостоятельному изучению нового, а также расширению кругозора. Педагогические и психологические исследования показывают, что сущность и способы активизации познавательной деятельности всегда интересовали педагогов и психологов, среди которых Г.И Щукина [51], А.Н. Леонтьев [26], Н.Ф. Тылызина [44], М.П. Барболин [5], Н.А. Половникова [33], В.А. Сластенин [40], Е.Н. Кабанова-Меллер [21], Б.И. Коротяев [22], Л.П. Аристова [4], Л.И. Божович [9], В.Г. Разумовский [37], А.В. Усова [46] и др. Изучением явления «познавательная активность» занимались следующие современные деятели образования: Т.И. Шамова [50], Э.А. Красновский [23], Т.Н. Мальковская [27], П.И. Пидкасистый [32], В.И. Зольникова [16]. Проблему использования игровой деятельности в обучении в отечественной педагогике и психологии разрабатывали Н.Ф. Тылызина [44], Г.И. Щукина [51], Т.Л. Блинова [7] и др.

Анализ и изучение педагогического опыта РФ и РС(Я) (Брыкова Ю.А. [10], Стрижова И.А. [42], Прокопьева М.М. [36], Турлович В.А. [45], Рогачевских С.В. [39], Бисерова В.В. [6], Матвеева Э.А. [28], Михайлова Е.С. [29], Иванова С.М. [18], Черныш О.В. [49]) в современных условиях свидетельствует о том, что проблеме, связанной активизацией познавательной деятельности у младших школьников на дополнительных занятиях, уделяется достаточное внимание.

Объектом исследования является процесс активизации познавательной деятельности у младших школьников на факультативных занятиях курса «Изучаем мир, играя».

Предмет исследования: дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности у младших школьников на факультативе «Изучаем мир, играя».

Цель исследования - изучение теоретических и практических аспектов в работе по активизации познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр на факультативе «Изучаем мир, играя».

Задачи:

  1. определить теоретические основы активизации познавательной деятельности младших школьников на факультативных занятиях посредством применения дидактических игр;

  2. обобщить педагогический опыт по подбору дидактических игр для активизации познавательной деятельности младших школьников на факультативных занятиях;

  3. составить и провести диагностику уровня сформированности познавательной активности у детей младшего школьного возраста;

  4. составить и апробировать программу факультативного курса «Изучаем мир, играя», направленную на активизацию познавательной деятельности младших школьников;

  5. проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы уровня сформированности познавательной активности младших школьников и провести математическую обработку данных.