Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на факультативе изучаем мир, играя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы по первой главе:


1. Анализ литературы позволил сделать вывод, что познавательная деятельность является основой развития личности младшего школьника, необходимым условием его продуктивной учебной деятельности, в связи с этим важен вопрос активизации познавательной деятельности учащихся. На основе разнообразия предлагаемых психолого-педагогической литературой понятий познавательной деятельности можно характеризовать ее как деятельность субъекта, осуществляющего целеполагание на основе согласования предметных и личностных задач; решение этих задач на основе универсальных способов деятельности; ориентацию на систему значимых ценностных отношений «я - мир» с целью присвоение содержания образования при содействии и поддержке педагога.

2. Эффективными средствами активизации познавательной деятельности, т.е. ее интенсификации и повышения эффективности, будут те, которые повысят познавательную активность на основе стимулирования познавательного интереса и познавательной мотивации и будут формировать познавательные универсальные действия, как основы содержательно-операционного компонента. Из этого следует, что одним из эффективных средств активизации познавательной деятельности является использование во внеурочной деятельности на различных факультативных занятиях дидактических игр, что способствует созданию у учеников положительного отношения к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность изучать окружающий его не только природный, но и социальный мир.

2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


2.1. Психолого-педагогическая диагностика уровня сформированности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста



Познавательная активность является основой научного знания о психическом развитии и о других познавательных и творческих возможностях личности. Она помогает педагогике найти эффективные пути и средства формирования личности, обеспечивающей собственное благополучие в обществе при сочетании своих личных интересов и потребностей с интересами и требованиями общества.


В настоящее время этой проблеме уделяется очень большое внимание и проводится много различных исследований. В первую очередь, такие исследования проводят для своевременного выявления способностей и склонностей ребенка.  Затем на основании полученных результатов исследования разрабатываются наиболее эффективные методы и приемы организации учебного процесса, которые вызывают у ребенка активную заинтересованность к учебе, что в следствии способствует развитию устойчивого познавательного интереса.

Следует также отметить, что особое внимание формированию познавательной активности у детей уделяется в начальных классах, т. к. уровень сформированности познавательной активности в младшем школьном возрасте определяет эффективность обучения на следующих этапах образования.

Констатирующий этап эксперимента по определению уровня сформированности познавательной активности у детей младшего школьного возраста был проведен на базе МОУ «Гимназия №1» г. Нерюнгри - класс 3Б, количество испытуемых: 24.

Для диагностики уровня сформированности познавательной активности у детей младшего школьного возраста были использованы следующие методики:

1) диагностика познавательной активности младшего школьника по А.А. Горчинской (в адаптации) [15];

2) диагностика выявления оценки уровня познавательной активности младших школьников по А.Ф. Авдюшиной [1];

3) методика, направленная на определение познавательной самостоятельности младших школьников по А.А. Горчинской (в адаптации) [15].

Рассмотрим результаты диагностики уровня сформированности познавательной активности у детей младшего школьного возраста более подробно.

1. Диагностика познавательной активности младшего школьника по А.А. Горчинской (в адаптации) [15].

Первостепенно перед нами стояла задача определить степень выраженности познавательной активности младших школьников. Для этого нами была использована методика А.А. Горчинской [15], которая была интерпретирована с целью выяснения заинтересованности младших школьников в посещении различных факультативных занятий, а также их самостоятельности в изучении дополнительного материала/литературы как по изучаемым темам, так и вне их.

В ходе проведения данной диагностики учащимся раздавались небольшие бланки, включающие в себя одиннадцать вопросов и оценочная шкала для каждого из них (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

.

Бланки обрабатывались по предоставленному методикой ключу, где определенное количество набранных учеником баллов давало свое определение оценки степени выраженности познавательной активности младших школьников.

Оценка степени выраженности познавательной активности младших школьников по определениям представлена на рисунке 1.



Рис. 1. Диагностика уровня познавательной активности младшего школьника по А.А. Горчинской (в адаптации) (10.09.2020 г.)
Результаты диагностики показывают, что из общего количества учеников 24 (100%) - у 16 (67%) учеников познавательная активность проявляется на среднем уровне (недостаточная заинтересованность в изучении материала по дополнительной литературе и получении новых знаний в урочное время, а также на факультативных/внеурочных занятиях; показывают средний уровень сообразительности), 5 (21%) учеников показывают высокий уровень познавательной активности (часто заинтересованы в изучении нового, его обсуждении и получении знаний во внеурочное время на факультативных занятиях; показывают высокий уровень сообразительности), 3 (12%) ученика демонстрируют низкий уровень познавательной активности (не заинтересованы в изучении нового познавательного материала и посещении дополнительных занятий; показывают низкий уровень сообразительности).

2. Диагностика выявления оценки уровня познавательной активности младших школьников по А.Ф. Авдюшиной [1].

Следующая методика, разработанная учителем начальных классов Авдошиной А.Ф. на основе опросника Ч.Д. Спилбергера, который в свою очередь направлен «на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности» [Иванетская].

Данная методика проводится фронтально - с группой учащихся. После раздачи бланков младшим школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем экспериментатор должен ответить на все задаваемые школьниками вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции прим. 10-15 мин. Методика состоит из 19 вопросов, оценочной шкалы и критериев, с помощью которых можно обосновать уровень познавательной активности каждого ученика индивидуально
(ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

В процентном соотношении результаты исследования представлены на рисунке 2.



Рис. 2. «Оценка уровня познавательной активности», разработанная учителем начальных классов Авдошиной А.Ф. на основе опросника Ч.Д. Спилбергера (11.09.2020 г.)
Результаты исследования показывают, что из общего числа учеников - 24 (100%) - у 12 (50%) наблюдается средний уровень познавательной активности (интерпретирующая активность), который характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. 11 (46%) учеников демонстрируют высокий уровень познавательной активности (творческий), характеризующийся интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. 1 (4%) ученик показывает низкий уровень познавательной активности (воспроизводящая активность), которая определяется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу.

3. Методика, направленная на определение познавательной самостоятельности младших школьников по А.А. Горчинской (в адаптации) [15].

В завершении нам необходимо определить степень выраженности познавательной самостоятельности младших школьников. Для этого была использована методика «Познавательная самостоятельность младшего школьника» А.А. Горчинской [15]. Данная методика была интерпретирована с целью выявление степени выраженности познавательной самостоятельности младшего школьника в учебной деятельности, проявляющейся не только в урочное, но и во внеурочное время.

Для проведения данной методики была подготовлена анкета с двенадцатью вопросами, с которыми ученик мог согласиться («+»), так и не согласиться («-»), и лист ответов, в который они должны были их вносить (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Методика выявления уровня познавательной самостоятельности, как и предыдущая, составленная А.А. Горчинской, обрабатывается с помощью ключа с интерпретацией суммарного количества баллов, набранных по всем ответам. В данном случае учитывались только «+».

Оценка степени выраженности познавательной самостоятельности младшего школьника представлена на рисунке 3.




Рис. 3. Диагностика уровня познавательной самостоятельности младшего школьника по А.А. Горчинской (в адаптации) (14.09.2020 г.)
Результаты диагностики показывают, что из общего количества учеников 24 (100%) - у 12 (50%) познавательная самостоятельность находится на достаточно высоком уровне (заинтересованность в поиске дополнительной информации по теме факультативного занятия; способность отстаивать свою точку зрения), 10 (42%) учеников показывают средний уровень познавательной самостоятельности (недостаточная заинтересованность в поиске дополнительной информации по теме факультативного занятия и стремление расширять свои знания), 2 (8%) ученика демонстрируют слабое проявление познавательной самостоятельности (абсолютная незаинтересованность в расширении своих знаний путем самостоятельного изучения дополнительного материала).

Проведенная диагностика свидетельствует о необходимости педагогической работы с учениками с целью повышения познавательной деятельности и ее активного проявления как в урочное, так и во внеурочное время. Исследование по последней методике А.А. Горчинской, предоставленной в диагностическом материале, свидетельствует о важности воспитании в ребенке самостоятельности в изучении как дополнительного материала, способного помочь в освоении новых знаний, так и изучении совершенно новой, ранее не изученной информации, влияющей на общее развитие интеллектуальных способностей.