Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на факультативе изучаем мир, играя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- Ребята, скажите мне, зачем нам нужна речь и вообще умение разговаривать? Вспомните, о чем мы разговаривали на предыдущем занятии.

- Зачем людям необходимо общаться?

Общение - это сложный процесс деятельности для установления контактов между отдельными людьми и целыми группами. Без общения человеческое общество просто не будет существовать. С самого появления первого человека, оно стало причиной и залогом возникновения общества и цивилизации.

- Что общение дает людям?

Общение с человеком, для которого жизнь очень тяжела, дает человеку, находящемуся на более привилегированном положении в обществе, возможность разбудить в себе все свои природные чувства, которые лежат в основе инстинкта самосохранения.

III. Работа по теме занятия.

- Так что же повлияло на развитие древнего языка? На возникновение языка повлияли путешествия.

Неандертальцы и сапиенсы были потомками эректусов. Именно Homo erectus - первые люди, а не мы, считает Эверетт. Изначально они и другие представители Homo были охотниками-собирателями. Поэтому им приходилось часто мигрировать - по мере истощения флоры и фауны в регионе проживания. Собиратели в среднем проходили около 15 километров в день. Предположим, они организованно мигрировали примерно четыре раза в год, а новая деревня находилась на том расстоянии, которое сборщики проходят за день. Это значит, что они перемещались на 60 километров за год. Получается, чтобы мигрировать из Африки в Евразию (например, в Пекин или в Индонезию, где были найдены окаменелые останки эректусов) им бы потребовалось 167 лет. Всего за тысячу лет (что по меркам эволюции - пустяк) эректусы спокойно могли заселить обширные области планеты.

Эверетт считает, что именно путешествие повлияло на возникновение осмысленного языка. Представители Homo erectus, по всей видимости, выступили в поход осмысленно. То есть эректусы обладали самосознанием и воображением.

Именно в ходе путешествия Homo erectus начали особо отмечать своих родных и близких и обмениваться ценностями

Стали появляться социальные роли, а знания передаваться из поколения в поколение. Homo становились умнее, культурнее. Они пересекли порог «коммуникация-язык».

«Эректусы были просто первыми прямоходящими гомининами и первыми людьми. Они были первыми интерпретаторами увиденного, поскольку стали первыми носителями культуры и рассказчиками в истории нашей планеты. Они были прародителями сапиенсов и неандертальцев». Для решения бытовых проблем эректусы опирались на культуру: чтобы добраться до части семян, они использовали не зубы, а камни. Это усиливало развитие интеллекта, благодаря чему можно было создать более совершенные инструменты.


Эверетт называет это явление «первой культурной революцией»: наши предки пошли по пути культурных преобразований, чтобы приспосабливаться к изменяющейся внешней среде.

Многие археологи указывают на наличие у эректусов технологий, который заставляют пересмотреть мнение о том, что они могли только рычать и настоящими словами не пользовались. В качестве примеров технологий и искусства у эректусов можно назвать украшения, костяные орудия, каменные артефакты, рубила (каменное долото), ножи с обушком (конструкция, позволяющая снять шкуру с крупного животного так же быстро, как и стальной нож). То есть эректусы обладали довольно развитой культурой, а значит, и языком.

- После появления языка древние люди начали общаться, но посредством чего? Ребята, как общаются люди в современном мире?

Электронная почта, мессенджеры, социальные сети, телефон, письма.

- Первые люди общались со своими собратьями так же, как общаются современные обезьяны, - при помощи набора нечленораздельных звуков. Этот язык был весьма скуден и ограничивался различными вариациями сочетания гласных с добавлением нескольких согласных звуков, а тон древнего «разговора» задавался мимикой и интонацией говорящего. На первом этапе становления человечества как вида этого было вполне достаточно: не было необходимости передавать слишком большое количество информации удаленным соседям, грядущим поколениям, да и друг другу.

- Спустя тысячелетия у человека появилась необходимость передавать сообщения, в которые было бы вложено гораздо больше смысла, чем сигнал на охоте, о нападении, о пожаре и т.д. Речь древних людей стала развиваться, и появились первые древние языки. На большие расстояния информация передавалась через людей-гонцов исключительно в устной форме.

- Одновременно с этим появилась необходимость оставлять память потомкам о событиях в отдельном племени или явлениях природы, которые волновали первых людей. Письменности в то время еще не было и особо одаренные особи придумали такой способ передачи информации, как рисунки (петроглифы). Наиболее известными примерами наскальной живописи считаются прекрасные творения древних людей в пещерах Австралии. Удивительно красивые и стильные образы, запечатленные на стенах и камнях, ученые назвали стилем «Мими».

- Дальнейшее развитие общества заставило человека изобретать новые способы общения. Появление письменности сразу дало человечеству колоссальный толчок, это было настоящее достижение человеческой мысли и один из самых первых шагов на пути к прогрессу. Письменность прошла несколько этапов развития, вначале информация передавалась

в виде предметов, которые могли нести прямой или переносный смысл, такая письменность классифицируется современными историками и археологами как предметная.

- Затем появилось пиктографическое и иероглифическое письмо. Пиктографическое письмо имело вид рисунков-символов, нарисованных на камнях, табличках, коре деревьев. Такой способ был весьма несовершенен, т.к. не мог передать информацию в более точном виде. Одной из самых удивительных разновидностей письменности является узелковое письмо, оно представляло собой текст, записанный на веревке с помощью завязанных на ней узелков. До современного человека дошло очень мало таких примеров, самые известные - узелковое письмо инков и узелковое письмо китайцев.

- Иероглифическое письмо вскоре заменило пиктографическое, и просуществовало в некоторых государствах вплоть до нескольких последних столетий. Иероглифы имели вид символов, несущих конкретный смысл. Наиболее известна китайская, японская и египетская иероглифическая письменность. Самым последним изобретением человека является алфавитная письменность. От иероглифической она отличалась тем, что записываемые знаки обозначали не конкретное слово или фразу, а отдельный звук или сочетание звуков.

- Сейчас мы с вами немного поиграем. Все знаю правила игры «Сломанный телефон»? Так вот, мы немного его изменим, разделившись на группы. Капитан команды каждой группы подходит к моему столу и вытягивает одну карточку, на которой будет написано то, как вы будете передавать информацию другим группам. Тем самым мы узнаем, насколько было удобно общаться в древнем мире.

- Давайте обсудим, какой же способ самый удобный?

IV. Рефлексия.

- Ребята, о чем шла речь на занятии? Выделите главное.

V. Подведение итогов.

- Понравилось вам играть?

- Интереснее ли запоминать информацию таким способом?

- Молодцы, ребята, вы хорошо постарались!

ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Занятие 21. «Как появилась наука?»
Цель: указать роль науки в истории жизни общества.

Задачи:

1) сформировать у детей представления об исторических источниках;

2) развивать умение элементарного анализа источников истории;

3) развивать познавательный интерес, познавательную деятельность путем использования дидактических игр.

Оборудование: проектор, компьютер, карточки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Приветствие и проверка готовности к занятию.

II. Актуализация знаний/сообщение темы занятия.


- Тема нашего сегодняшнего занятия «Как появилась наука?».

- У вас есть предположения о том, каким образом появилась наука и зачем она вообще понадобилась?

- А вы знаете, какая наука что изучает? Вот сейчас мы и проверим! На ваших партах лежат карточки, соотнесите название науки и предмет, который она изучает. Многое мы уже с вами знаем.

III. Работа по теме занятия.

- Для начала посмотрим обучающий ролик, а потом продолжим наше обсуждение.

- Наука в ходе своего развития прошла следующие этапы: древняя наука, средневековая наука, нововременная, классическая наука и современная наука.

1 этап. Наука в древности характеризует синкретичностью, нерасчлененностью знания. Знанием чаще всего становилось умение. Кроме этого, зачатки науки этого периода основывалась на религиозных, мифологических, магических воззрениях. Настоящий прорыв для науки древности и это открытия в геометрии, произведенные в Древнем Египте, Вавилоне и Древней Греции. Древние греки начинают мыслить мир абстрактными категориями, оказываются способными делать теоретические обобщения наблюдаемого. Этому доказательством служат рассуждения древнегреческих философов о первоначалах мира и природе. Предметом научных рассуждение на этапах ее зарождения являлся в целом универсум. Человек понимался как органического часть этой целостности.

2 этап. Христианский этап развития науки связан с переосмыслением античных научных достижений. Средневековая наука не отринула античное наследие, но по-своему его в себя включила. На первый план среди наук в эпоху христианства выходит теология. На развитие и уровень средневековой науки повлияло появление университетов. Предметом средневековой науки было прояснение природы Бога, мира как Его творения и взаимоотношения «Бог-человек».

3 этап. Наука Нового времени отличается антирелигиозной направленностью. Христианские максимы и положения выводятся из сферы науки, оставаясь всецело уделом теологии, которая также теряет приоритетное положение в данную эпоху. Авторитетом становится естествознание, основанное на математике. Начало эпохи Нового времени ознаменовано научной революцией. Нововременная эпоха занята выработкой методологии (Ф. Бэкон). Для Ф. Бэкона – наука это сбор эмпирических данных и их анализ. Достигнув определенного количества, знание может рождать новое качество, образовывать закономерности, тем самым расширяя представления человека о мире. Для нововременной науки крайне важен опыт и эксперимент. Наука Нового времени ввела новую онтологию, имеющую материалистические установки, окончательно утвердила гелиоцентрическую систему мира. Для ученого в XVIIв. окружающий мир – это исследовательская лаборатория, открытое для исследования пространство. В в в XVIII−XIXвв. указанные тенденции в развитии науки получили свое продолжение. Естественные науки окончательности закрепили за собой эталон научности. В эпоху Просвещения философы выступают с идеей популяризации науки. Посредством создаваемой ими «Энциклопедии» наука стала открыта более широкому кругу общественности. Наука XIX в. была ознаменована открытиями в области термодинамики и электричества, Ч. Дарвиным была сформулирована эволюционная теория и т.д. в XIXв. – расцвет классической науки. Предметом исследования нововременной науки является микромир.


4 этап. Появление современного этапа развития науки связано с развитием квантовой физики на рубеже XIX-XX вв. и открытием А. Эйнштейном теории относительности. Современная наука включает в себя неклассический и постнеклассический типы рациональности. Ее методология основывается на вероятностных и синергетических методах познания.

- Ребята, как мы знаем, наука изучает точные явления, однако, существуют еще мифы. Как вы думаете, это одно и то же или есть различия?

- Когда «наука» разрушает «миф», то это значит только то, что одна мифология борется с другой мифологией. Раньше верили в оборотничество, вернее – имели опыт оборотничества. Пришла «наука» и "разрушила" эту веру в оборотничество.

- Так как в начале наших занятий мы проходили с вами древние времена, сейчас я познакомлю вас с научными деятелями античности.

Пифагор

Фигура великого математика Пифагора является самой спорной в данном списке. Несмотря на то, что ему приписывают доказательство знаменитой математической теоремы, многими учеными этот факт оспаривается. Вполне вероятно, что Пифагор являлся лишь передатчиком знаний.

Как и большинство ученых Эллады, Пифагор активно интересовался космологией и философией. Будучи уже достаточно известным ученым, он открыл собственную школу.

Архимед

В сферу научных интересов Архимеда входили математика, механика, астрономия и инженерное дело.

Можно смело сказать, что он создал механику как науку. Здесь особенно сильно проявились инженерные способности великого ученого. Благодаря им, он создал военные машины, которые служили при обороне Сиракуз от неприятеля.

Основной темой математических исследований Архимеда были работы по исчислению объемов и площадей тел. Также важен вклад Архимеда в исследование понятий дискриминанта и числа пи.

Евклид

Перу этого ученого приписывают авторство одного из главных научных трудов в истории, книге «Начала». Это многотомное произведение посвящено теоретической математике. Аксиомы и постулаты, сформулированные Евклидом, являются основой целой науки. Фактически он систематизировал и сформулировал основные понятия геометрии: точка, прямая, плоскость.

Помимо математики Евклид оставил заметный след в астрономии (объяснил элементарные понятия сферической астрономии) и оптики (опубликовал работы по перспективе и свойствам зеркал).

IV. Рефлексия.

- Ребята, о чем мы говорили на этом занятии?

- О каких науках вы узнали?

- С какими научными деятелями познакомились?