Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на факультативе изучаем мир, играя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Содержание должно соответствовать поставленным целям и возрасту, обеспечить условия для успешного овладения им воспитанниками» [51, с. 16].

Завершается познавательная деятельность результатом, который по Г.И. Щукиной является «важным показателем развития знаний и умений личности» [51, с. 88].

Д.С. Годовикова, изучая активность ребенка, подчеркивает развивающие функции активности, рассматривая ее как предпосылку и результат развития. Активность ребенка развивается, сопровождая весь процесс становления личности. Определяя структуру активности, Д.С. Годовикова выделяет следующие ее компоненты: «готовность к деятельности, сознательность ее выполнения, стремление к самостоятельности и др.» [13, с. 36].

В связи с изменением главных целей образования, сменой образовательных ориентиров и усилением гуманистической направленности образовательного процесса современные ученые рассматривают структуру исследуемого нами понятия в новом ракурсе.

Так Т.Л. Блинова говорит о структуре познавательной деятельности в рамках личностно-ориентированного обучения.

На основе результатов анализа современной методической литературы Т.Л. Блинова определяет следующие структурные компоненты:

1. «Мотивационный компонент - (потребности, интересы, мотивы). Обеспечивает включение школьников в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания.

2. Ориентационный компонент - принятие учеником цели учебно-познавательной деятельности, планирование и прогнозирование.

3. Содержательно-операционный компонент. Состоит из системы ведущих знаний (представления, факты, понятия, законы, теории) и способов учения (познавательных универсальных учебных действий - системы способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации).

4. Ценностно-волевой компонент включает в себя такие качества личности, как внимание, волю.

5. Оценочный компонент - получение обратной информации о ходе совершения действия на основе сличения результатов деятельности с выполняемой задачей. Наличие этого компонента в составе процесса учения и взаимосвязь всех компонентов между собой обеспечивают самоуправление процессом обучения» [7, с. 59].


Предложенная Т.Л. Блиновой структура познавательной деятельности предполагает активность школьников в учебном процессе, самостоятельное приобретение знаний на основе универсальных учебных действий.

Исследование проблемы самостоятельной познавательной деятельности идет по разным направлениям:

1) поиск эффективных методов и приемов познавательной деятельности: Е.Н. Кабанова-Меллер [21], Б.И. Коротяев [22] и др.;

2) активизация познавательной деятельности обучаемых: Л.П. Аристова [4], Т.И. Шамова [50], Г.И. Щукина [51];

3) формирование познавательных интересов обучаемых: Л.И. Божович [9], Г.И. Щукина [51];

4) развитие творческо-поисковой познавательной деятельности: В.Г. Разумовский [37], А.В. Усова [46] и др.;

5) организация самостоятельной познавательной деятельности: П.И. Пидкасистый [32], Н.А. Половникова [33], Т.И. Шамова [50].

Разделяя мнение этих ученых-педагогов, на наш взгляд, необходимо особо выделить проблему активизации познавательной деятельности, на основе которой развивается познавательная самостоятельность.

Определяя познавательную самостоятельность, В.И. Зольникова подчеркивает важность познавательной активности: «Это такая деятельность, которая несет в себе элементы творчества, обязательно подразумевает активность обучаемого» [16].

Различия в степени активности учащихся в процессе познавательной деятельности, связаны с уровнем развития у младших школьников такого качества личности как познавательная активность.

Исследования Т.И. Шамовой [50] и Л.С. Кулыгиной [25] показывают, что активность играет большую роль на всех этапах выполнения деятельности: при постановке цели, выборе средств и достижении результата.

В исследованиях З.А. Абасова, П.Ф. Добрынина, Т. Рибо, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и других ученых познавательная активность рассматривается как личностное образование, которое выражает взаимосвязь регулятивных процессов, познавательного, эмоционального, отношения к объекту, процессу и результатам познания. А с точки зрения Э.А. Красновского «познавательная активность, в свою очередь выступает в качестве «пускового механизма» проявления всех сторон личности учащегося: потребностно-мотивационной, операционно-познавательной, волевой» [23, с. 11]. При всем многообразии процессов, включенных в познавательную активность, они не изолированы между собой, а представляют своеобразное интегральное личностное образование, присущее только человеку как субъекту деятельности.



Как отмечается в научной литературе, познавательная активность имеет внешнюю (результативность обучения и воспитания) и внутреннюю стороны (потребностно-мотивационная сфера, умственные, физические и пространственно-волевые усилия субъекта, направленные на достижение цели обучения, стремление реализовать свои познавательные возможности). Познавательная активность может быть потенциальной (состояние стремления и готовности к деятельности) и реальной, когда в ней реализованы готовность и стремление, в результате чего достигается поставленная цель. «Она предполагает избирательность объектов, средств, форм деятельности, что находит свое отражение в выборе оптимальных путей осуществления намеченного дела» [23, с. 57].

Таким образом, были выявлены различные определения следующих понятий: «деятельность», «познавательная деятельность» и «познавательная активность», сформулированные отечественными педагогами и психологами, где также была раскрыта их сущность и основные структурные единицы


1.2. Обобщение педагогического опыта, практиков образования по применению дидактических игр для активизации познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста на факультативных занятиях



Многие учителя, опираясь на исследования ученых, психологов, а также собственный профессиональный опыт приходят к выводу, что использование дидактических игр как в урочное, так и во внеурочное время способствуют более эффективному усвоению как новых знаний, так и проверке уже пройденного материала. Как писал советский педагог В.А. Сухомлинский «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» [43, с. 33].

В процессе рассмотрения теоретического материала по теме исследования, а также изучения педагогического опыта учителей РФ и РС(Я) по активизации познавательной деятельности во внеурочной деятельности мы выяснили, что дидактические игры по характеру используемого материала делятся на три категории:

1) игры с предметами (Брыкова Ю.А., г. Калачинск; Стрижова И.А., г. Новосибирск; Прокопьева М.М., МО «Усть-Алданский улус (район) РС(Я));

2) настольно-печатные игры (Турлович В.А., г. Новочеркасск; Рогачевских С.В., г. Каменск-Уральский);

3) словесные игры (Бисерова В.В., п. Новоперсиановка; Брыкова Ю.А., г. Калачинск; Стрижова И.А., г. Новосибирск; Матвеева Э.А., п. Звездочка РС(Я); Михайлова Е.С., г. Якутск РС(Я); Иванова С.М., Мегино-Кангаласский улус РС(Я); Черныш О.В., п. Ыллымах РС(Я)).

Рассмотрим более подробно опыт современных педагогов, разработавших программы, статьи, курсы с целью активизации познавательной деятельности младших школьников посредством применения дидактических игр.

Бисерова Валентина Витальевна - учитель начальных классов МБОУ СОШ № 68 п. Новоперсиановка применяет дидактические игры не только на уроках филологии, но и на заседаниях научного клуба «Ключ и Заря» - клуб любителей чтения и загадок русского языка. По мнению Бисеровой В.В. игры формируют все известные универсальные учебные действия, позволяют ученику становиться более внимательным на уроке, не бояться сотрудничать с другими участниками процесса обучения, высказывать собственную точку зрения, уметь добывать знания путем исследовательской и поисковой деятельности, делают занятие более интересным
, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Программа «Ключ и Заря» составлена в соответствии с обучающим материалом, рассчитанным на учеников 1-4 классов. Дидактические игры, содержащиеся в ней, могут быть применены как курсом, так и на отдельных, не связанных друг с другом, занятиях.

В программе учителя преобладают словесные игры, например, конкурс «Разминка». «Класс делится на команды, где каждая по очереди отвечает на загадки-шутки.

1.Чем кончается день и ночь?

2. Что стоит посередине земли?

3.Чем кончается лето и начинается осень?» [6].

В игре «Веселая грамматика» ученики должны преобразовывать слова единственного числа во множественное, например, «плот». Ученики отвечают «плоты» и т.д.

Брыкова Юлия Александровна - учитель начальных классов «Гимназия №1» г. Калачинск разработала программу «Учимся играя», направленную как на активизацию познавательной деятельности учеников 1 класса, так и на закрепление умений и навыков, полученных на уроках обучения грамоте, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словарного запаса младших школьников, совершенствование фонематического слуха. Брыкова Ю.А. считает, что в процессе игры дети активизируют свое внимание, память, мышление, элемент соревнования добавляет интереса к игре. Постоянная смена вида деятельности, разнообразные формы работы способствуют снятию как физической, так и моральной нагрузки, Кроме того, игра дает прекрасную возможность показать свои способности даже самым слабым учащимся. В процессе игры решается много учебных задач, а также по сохранению физического и психического здоровья.

Программа «Учимся играя» так же, как и программа «Ключ и Заря», разработанная Бисеровой В.В., может использоваться как последовательным проведением курса, так и каждого занятия отдельно в соответствии с программой 1 класса, на который она и рассчитана.

В программе «Учимся играя» наиболее сильно выделяются игры с использованием различных раздаточных материалов и предметов. Например, игра «Собери слово». Ее цель - «закрепление умений учеников составлять целое из частей. Ученикам предлагается составить целые слова из разрезанных слогов» [10].

Также в программе присутствуют словесные игры, например, игра «Три слова». «Суть игры проста: из букв заданного слова составить 3 или более слов» [10].

Стрижова Ирина Анатольевна - учитель начальных классов МОУ «СОШ №24» г. Новосибирск разработала программу факультативного курса, проводимого в 3 классе, «Игра и учеба», которая нацелена на развитие у обучающихся смекалки, находчивости, сообразительности по разным видам деятельности. Многие игры из ее программы требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий -организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.