Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на факультативе изучаем мир, играя.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2. Факультатив «Изучаем мир, играя» как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
Тема развития у детей познавательной деятельности является достаточно популярной в современной образовательной практике, т.к. именно она выступает основным компонентом любой формы активности и заинтересованности ребенка, особенно на этапе освоения знаний, предусмотренных программами начального звена.
Стремительно изменяемая жизнь, быстро меняющие взгляды и представления детей ответственны за появление новых объективных причин потери у них интереса к учению. В связи с этим остро встает потребность обогащать учебный процесс интересным содержанием, новыми формами, приемами и методами работы, применять в своей профессиональной деятельности инновационные технологии. «Содержание знаний различных областей изучения жизнедеятельности само по себе служит источником активизации познавательной деятельности» [8]. Обоснование данной функции можно найти в исследованиях Г.И. Щукиной:
Содержание знаний само по себе служит источником стимуляции познавательных интересов. Эту его функцию обосновывает в своих исследованиях Г.И. Щукиной: «Стимуляция познавательных интересов школьников поступает из содержания учебного материала, которое несет учащимся новую неизвестную еще ранее информацию, вызывающую чувство удивления перед тем, как богат мир и как мало он еще открыт ему, ученику. Содержание знаний заключает в себе возможности по-новому проникнуть в уже известное, открывать в имеющихся знаниях новое» [51, с. 127]. Учителю важно развивать познавательную деятельность младших школьников, применяя в своей работе различные методы работы, одним из которых является использование дидактических при изучении нового материала. Таким образом, активизация познавательной деятельности младших школьников актуальна и необходима.
Факультативный курс «Изучаем мир, играя» не является узкоспециализированным. В первую очередь она направлена на активизацию познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр. Помимо этого, материал, представленный в ней, можно использовать не только во внеурочное, но и в урочное время, например, при изучении близких по содержанию тем на уроках Окружающего мира.
При разработке занятий с использованием дидактических игр мы опирались на методические рекомендации, описанные в специализированных пособиях, следующих авторов: Карташева Т.Е. «Дидактические игры по окружающему миру»; Марахова Н.В. «Сборник дидактических игр 1-4 классы»; Соколова А.А. «Сборник дидактических игр, используемых на уроках окружающего мира в 1-4 классах».
Цель программы факультативных занятий «Изучаем мир, играя»: активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр.
Задачи:
1) пробуждать в каждом ученике познавательный интерес к изучению нового, положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу, желания учиться, воспитание чувства долга и ответственности за учение;
2) формировать и развивать систему получаемых знаний как основу учебных успехов;
3) развивать мыслительную активность и умственные способности как условие учебных и познавательных умений, познавательной самостоятельности учащихся;
4) усваивать приемы самообразования, самоконтроля, рациональной организации и культуры умственного труда учениками.
Принципы, выделенные Азимовым Э.Г., Вишняковой С.М., Стариковой Л.Д., которыми поддерживается программа факультативного курса «Изучаем мир, играя»:
1) принцип научности - «раскрытие причинно-следственных связей между предметами, явлениями, процессами, событиями, а также обязательное включение в содержание образования только актуальной и современной информации, отвечающей современному уровню развития науки» [3, с. 53];
2) принцип преемственности - «последовательное и систематическое обучение, обуславливающееся объективно существующими этапами понимания, существующими этапами познания» [11, с. 491];
3) принцип доступности обучения - «соответствие содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития» [41, с. 241];
4) принцип осознанности - участие детей в программе должно быть сознательным и добровольным.
Программа состоит из 24 коллективных занятий, разделенных на три основных блока и включающих в себя различные виды дидактических игр на определенных этапах их проведения.
Основная программа проводится в три этапа, разделенных на три блока.
1 блок - краткая история Вселенной (8 занятий).
Краткое содержание. Данный блок занятий направлен на формирование представления об устройстве Вселенной, этапах ее зарождения; знакомство со звездным миром; изучение планет Солнечной системы и процессов, происходящих в ней.
2 блок - краткая история Земли (8 занятий).
Краткое содержание. Второй блок занятий направлен на изучение теоретического материала по теме: океаны и их происхождение; полезные ископаемые и история их возникновения; рассмотрение различных процессов, происходящих в природе.
3 блок - краткая история цивилизации (8 занятий).
Краткое содержание. Блок «Краткая история цивилизации» направлен на знакомство учащихся с историей возникновения цивилизации, включающей в себя все этапы: начиная с возникновения различных веяний искусства, заканчивая открытием научных знаний.
Занятия проводятся в коллективной форме, один-два раза в две недели. Продолжительность каждого занятия от 40 до 45 минут (в зависимости от его программы). Вводные и заключительные занятия занимают больше учебного времени, чем все остальные. Их продолжительность составляет около 1 часа.
Структура занятия состоит из трех частей: вводная (организационный момент, сообщение темы и цели занятия/актуализация знаний), основная часть (рассмотрение нового материала), заключительная часть (рефлексия, подведение итогов). Дидактические игры не имеют строгого порядка расположения в структуре: они могут находится как в вводной части, так и в заключительной в зависимости от темы, цели и задач занятия.
Ожидаемые результаты от реализации программы факультативного курса «Изучаем мир, играя»:
1) активизация познавательной деятельности младших школьников, формирование устойчивого интереса к изучению нового материала и поиска дополнительного по ранее пройденному;
2) формирование инициативности, самостоятельности, ответственности младших школьников;
3) оптимизация межличностных отношений среди младших школьников, формирование благоприятного психологического климата, установление дружеских отношений, атмосферы взаимопонимания, доверия, поддержки;
Иными словами, после прохождения курса программы факультатива «Изучаем мир, играя» ученики должны без какого-либо принуждения со стороны педагогического коллектива и родителей проявлять познавательную активность в учебной деятельности в соответствии с собственными интересами и потребностями в развитии, при этом самостоятельно определяя область правильности выбора и фильтрации информационного потока.
Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Изучаем мир, играя» представлено в таблице 1.
Таблица 1
Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Изучаем мир, играя»
№ | Тема занятия | Цель занятия | Дидактические игры и приемы | Дата проведения |
Блок 1. Краткая история Вселенной | ||||
1 | Вводное занятие. «Наша Вселенная. Мир глазами астронома» | Знакомство учащихся с наукой, изучающей Вселенную - астрономией и наукой Космологией, изучающей свойство и эволюцию Вселенной. | 1. Дидактическая игра (с предметами) «Собери ракету. 2. Дидактическая игра (словесная) «Всезнайка». | 16.09.20 г. |
2 | «Как устроена Вселенная?» | Знакомство учащихся с краткой историей Вселенной и ее устройством. | Дидактическая игра (словесная) «Назови планету по описанию» | 23.09.20 г. |
3 | «Теория Большого взрыва: как зародилась Вселенная?» | Знакомство учащихся с Теорией Большого взрыва. | Дидактическая игра (с предметами) «Интересные факты о Теории Большого взрыва». | 30.09.20 г. |
4 | «Первое знакомство со звездами» (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) | Знакомство учащихся со звездами, созвездиями. | Подвижная игра «Звезды и созвездия». | 14.10.20 г. |
5 | «Почему зажигаются звезды?» | Знакомство учащихся с краткой историей изучения звезд и их свечения | Дидактическая игра (словесная) «Что ты знаешь о звездах?». | 21.10.20 г. |
6 | «Планеты солнечной системы» (ПРИЛОЖЕНИЕ 5) | Создание условий для ознакомления учащихся с планетами Солнечной системы | 1. Дидактическая игра (словесная) «Найди лишнее». 2. Дидактическая игра (словесная) «Почему планеты имеют такие названия?». | 28.10.20 г. |
7 | «Какие бывают и как образуются черные дыры» | Знакомство учащихся с черными дырами в космосе и какую опасность они представляют для нашей планеты. | Дидактическая игра-опыт (с предметами) «Может ли черная дыра поглотить Землю?». | 11.11.20 г. |
Продолжение таблицы 1
№ | Тема занятия | Цель занятия | Дидактические игры и приемы | Дата проведения |
8 | Заключительное занятие. «Просто космос» - тест по пройденному материалу. | Закрепление и проверка, полученных в ходе изучения блока «Краткая история Вселенной» знаний | Дидактическая игра (словесная) «Просто космос: покажи свои знания». | 25.11.20 г. |
Блок 2. Краткая история Земли | ||||
9 | Вводное занятие. «Мы и окружающий нас мир» | Формирование представления о возникновении жизни на Земле. | Дидактическая игра (словесная) «Факты, которые я знаю». | 02.12.20 г. |
10 | «Полезные ископаемые: откуда они взялись?» + настольно-печатная игра «Вперед, юный геолог!» | Знакомство учащихся с полезными ископаемыми, их происхождением, свойствами, способами добычи и применением. | Дидактическая игра (настольно-печатная) «Вперед, юный геолог!». | 16.12.20 г. |
11 | «Океаны земли: происхождение» | Формирование у учащихся представления об океанах и их происхождении. | Дидактическая игра (с предметами) «Путешествие по карте мира». | 13.01.21 г. |
12 | «Почему извергаются вулканы?» (ПРИЛОЖЕНИЕ 6) | Знакомство учащихся с вулканами, их происхождении, строении и извержении. | Дидактическая игра (с предметами) «Собирай-ка». | 20.01.21 г. |
13 | «Почему тает лед? Свойства воды в твердом состоянии» (ПРИЛОЖЕНИЕ 7) | Знакомство учащихся со свойствами льда. | Дидактическая игра-опыт (с предметами) «Свойства воды». | 27.01.21 г. |
14 | «Почему идет дождь и дует ветер?» (ПРИЛОЖЕНИЕ 8) | Расширение знаний о дожде и ветре, значении этих явлений для жизни растений, животных и человека. | 1. Дидактическая игра (словесная) «Отгадай загадку». 2. Дидактическая игра (словесная) «Аукцион знаний о Луне». 3. Дидактическая игра-опыт «Почему идет дождь?». 4. Дидактическая игра-опыт «Почему дует ветер?». | 10.02.21 г. |