Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на факультативе изучаем мир, играя.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гипотеза исследования: можно предположить, что применение различных дидактических игр (словесные («Всезнайка», «Назови планету по описанию», «Просто космос: покажи свои знания»), настольно-печатные («Вперед, юный геолог!», «Новая цивилизация») игры с предметами («Собери ракету», «Может ли черная дыра поглотить Землю?», «Собирай-ка») на факультативе «Изучаем мир, играя» способствуют активизации познавательной деятельности у учащихся младшего школьного звена.
Научная новизна исследования заключается:
1) в обобщении методов и форм работы, применяемых педагогами для активизации познавательной деятельности младших школьников на различных факультативных занятиях;
2) в составлении программы факультативного курса «Изучаем мир, играя», направленной на активизацию познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр.
Практическая значимость: составленная программа факультатива «Изучаем мир, играя» может быть применена педагогами с целью активизации познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр, а также использоваться в качестве дополнительного материала при прохождении предметного курса «Окружающий мир».
Методы исследования:
I. Теоретические методы: анализ, синтез, абстрагирование, дедукция, сравнение.
II. Эмпирические методы:
1) анализ педагогической и методической литературы;
2) анализ и обобщение педагогического опыта по теме исследования;
3) диагностика познавательной активности младшего школьника по А.А. Горчинской (в адаптации) [15];
4) диагностика выявления оценки уровня познавательной активности младших школьников по А.Ф. Авдюшиной [1];
5) методика, направленная на определение познавательной самостоятельности младших школьников по А.А. Горчинской (в адаптации) [15].
III. Вспомогательный метод: статистический критерий Т-критерий Вилкоксона.
Апробация результатов:
1) Мирзаянова Р. Р., Мамедова Л. В. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира // ООО «Научные технологии». - 2020. - №12. - С. 96-99. (ВАК)
2) Мирзаянова Р. Р. Активизация познавательной деятельности младших школьников на факультативных занятиях посредством использования дидактических игр // Иннова. - 2021. - С. 59-65. (РИНЦ)
3)
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и 50 литературных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1. Познавательная деятельность младших школьников: понятие, сущность, структурные единицы
Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии ее как активного субъекта собственной жизни и деятельности. В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 48. п. 1. п.п. 4 развитие познавательной активности у обучающихся выступает в качестве «одной из основных обязанностей педагогического работника образовательного учреждения» [48, с. 48].
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что общая теория познавательной деятельности исследована и разработана достаточно широко. Проблема развития познавательной деятельности изучалась такими учеными как Ш.А. Амонашвили, Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукиной и др.
Для того, чтобы в полном объеме раскрыть понятие познавательной деятельности рассмотрим в первую очередь ключевое понятие «деятельность». Для этого обратимся к трудам А.Н. Леонтьева. Отечественный психолог определяет деятельность как «процесс, посредством которого осуществляется связь с предметом той или иной потребности. Деятельность всегда побуждается определенными мотивами» [26, с. 38]. «Основной характеристикой деятельности является ее предметность» [26, с. 39]. Именно юпредмет деятельности и отличает различные ее виды.
В.В. Давыдов считал, что «предметом познавательной деятельности является отражение содержания научного знания, на основе выполнения определенных действий и операций» [14, с. 135].
Исходя из этого, Н.Ф. Тылызина говорит о познавательной деятельности как о «системе определенных действий ученика и входящих в них знаний» [44, с. 18].
Психологический словарь, автором которого является А.А. Реан, дает более полное определение данного понятия «сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний» [38, с. 342].
«Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности младшего школьника, которая осуществляется в учебном процессе, и таким образом стимулирует учебную деятельность» [19].
В.А. Сластенин рассматривая учебную и познавательную деятельность в единстве пишет «учебно-познавательная деятельность - это специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый» [40, с. 351].
Г.И. Щукина в своих работах рассматривает понятия «учение» и «познавательная деятельность», как «равноправные и определяет их как деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами, умениями и навыками, с помощью которых ученик получает образование» [51, с. 96].
М.П. Барболин дает определение познавательной деятельности в условиях учебного процесса «под деятельностью в условиях учебного процесса (в частности, познавательной деятельностью) мы понимаем процесс взаимодействия объекта и субъекта, ориентированный на получение нового продукта в идеальной (в форме знаний или опыта деятельности) или материальной форме, участниками которого в равной степени могут являться личности и материальные объекты» [5, с. 10].
Краткое и четкое значение рассматриваемого понятия представлено Н.А. Половниковой, «познавательная деятельность это - осознанные, целенаправленные процессы, выражающие активное отношение учащихся к овладению знаниями, умениями и навыками, а также способами их получения» [33, с. 131].
Рассмотрев сущность понятия «познавательная деятельность» раскроем ее структурные единицы. Согласно А.Н. Леонтьеву деятельность - это «форма активности, в структуру которой входят потребность, мотив, цель, действия и операции» [26, с. 40].
Исходя из этого, учеными и исследователями осуществляется анализ структуры познавательной деятельности. Детальный анализ структуры познавательной деятельности дает Г.И. Щукина, выделяя: «мотивы, цель, учебные действия и операции, основанные на содержании обучения, результат» [51, с. 55]. Рассмотрим каждый из этих компонентов в рамках традиционной системы обучения и современной принятой концепции системно-деятельностного подхода.
Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит свое выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. В статье «Формирование учебной мотивации школьников» И.А. Осипова пишет: «деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой» [31, с. 75].
Г.И. Щукина рассматривает группу мотивов, которые могут в той или иной степени быть присущи младшим школьником, при этом замечая, что «познавательную деятельность учащихся побуждает множество мотивов сразу» [51, с. 63]. Автор выделяет такие мотивы познания как социальные, познавательные, моральные, мотивы общения, мотивы самовоспитания.
Н.Ф. Тылызина разделяет мотивы учения младших школьников по содержанию на:
«1) учебно-познавательные, связанные с содержанием (изучаемым материалом) и процессом учения;
2) широкие социальные, связанные со всей системой жизненных отношений школьника (чувство долга, самосовершенствование, самоопределение, престиж, благополучие, желание избежать неприятностей и т.п.)» [44, с. 43].
Наиболее значимыми и действенными мотивами являются учебно-познавательные мотивы, которые основываются на познавательном интересе и потребности в познании. Познавательный интерес в свою очередь лежит в основе познавательной активности, самостоятельности школьников в процессе учения. Цель деятельности - важнейший компонент ее сложной структуры. «Если цель деятельности не имеет смысла для личности ребенка, то и деятельность ребенка может быть нейтральной для его развития» [27, с. 19].
Относительно целей познавательной деятельности, Г.И. Щукина пишет, что «эти цели сложные и далекие для опыта школьника, что направленность учения обусловлена деятельностью учителя и для ученика цели обучения трансформируются в мотивы познания» [51, с. 65]. Однако данные положения характеризуют лишь традиционную систему обучения.
Современная концепция системно-деятельностного подхода в обучении, принятая за основу федеральным образовательным стандартом, предполагает формирование у младших школьников действия целеполагание и осознание ими цели учебно-познавательной деятельности.
Следующим компонентом познавательной деятельности учащихся по Г.И. Щукиной являются «операции деятельности и учебные действия, которые определяются содержанием образования» [51, с. 70]. Указанные компоненты являются операционной стороной познавательной деятельности, ее процессуальной основой и заключаются в решении обучающимися познавательных и практических задач, на основе знаний, навыков и обобщенных познавательных умений, иными словами универсальных учебных действий.
Содержание познавательной деятельности - необходимый компонент рассматриваемой структуры. Содержание деятельности в педагогическом процессе определяется рамками программы, определенными требованиями, которые заключаются в цели деятельности.