ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 2324
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УП: 27.03.03_ИАС_ИК_2021.plx | | | | | стр. 5 | ||||||
- простейшими методами адекватного восприятия межкультурного многообразия общества с социально-историческом, этическом и философском контекстах; навыками общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения | |||||||||||
| | | | | | | |||||
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН | |||||||||||
| | | | | | | |||||
Знать: | |||||||||||
- закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте | |||||||||||
- основные социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, существующие в современном обществе, этические нормы общения с коллегами и партнерами. | |||||||||||
Уметь: | |||||||||||
- понимать и воспринимать разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контексте | |||||||||||
- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений, связанных с этническими, конфессиональными и культурными различиями | |||||||||||
Владеть: | |||||||||||
- простейшими методами адекватного восприятия межкультурного многообразия общества с социально-историческом, этическом и философском контекстах; навыками общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения | |||||||||||
- навыками осуществления коммуникационных процессов в межкультурной среде, приёмами ведения дискуссии и полемики для разрешения конфликтных ситуаций в сфере своей профессиональной деятельности. | |||||||||||
| | | | | | | |||||
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) | |||||||||||
| | | | | | | |||||
При проведении учебных занятий организация обеспечивает развитие у обучающихся навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений и лидерских качеств. | |||||||||||
Код занятия | Наименование разделов и тем /вид занятия/ | Сем. | Часов | Компетенции | |||||||
1. Предмет, структура и функции философии |
УП: 27.03.03_ИАС_ИК_2021.plx | | | | | стр. 6 | ||||
1.1 | Предмет, структура и функции философии (Лек). Философия как часть духовной культуры. Материальная и духовная культура. Виды духовной культуры: мифология, религия, философия, наука, искусство. Генезис философии: условия, причины, время. Специфика философского знания. Философия как любовь к мудрости. Философия как система представлений о мире в целом и месте человека в нем. Основные философские проблемы и их специфика. Предмет философии. Мир как целостная система. Соотношение «человек –мир». Специфика философских понятий. Философские категории. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм.Структура философского знания. Основные разделы: онтология, гносеология, философская антропология, социальная. Функции философии. Методологическая функция. Диалектика и метафизика. Мировоззренческая функция. Философия – ядро и теоретическая основа мировоззрения. Философия как самосознание. | 4 | 2 | УК-5.1, УК-5.2 | |||||
1.2 | Выполнение практических заданий (Пр). 1. Философия как часть духовной культуры. 2.Генезис философии и его социокультурная обусловленность. 3.Предмет и основные проблемы философии. 4.Структура философского знания. 5.Функции философии. | 4 | 2 | УК-5.1, УК-5.2 | |||||
1.3 | Подготовка к аудиторным занятиям (Ср). | 4 | 4 | УК-5.1, УК-5.2 |
УП: 27.03.03_ИАС_ИК_2021.plx | | | | | стр. 7 | |
Исторические_этапы_и_основные_направления'>2. Исторические этапы и основные направления западной философии | ||||||
2.1 | Исторические этапы и основные направления западной философии (Лек). История философии как способ самосознания европейской культуры. Античная философия. Проблема первоначала в ранней досократической философии. Открытие сверхчувственного мира и развитие теоретико-понятийного знания в философии Сократа, Платона и Аристотеля. Этические учения в античной философии: жизнь, смерть, счастье и добродетель в стоицизме и эпикуреизме. Развитие философских идей в Средние века и в эпоху Возрождения. Проблема универсалий (общих понятий) в схоластике: реализм и номинализм. Добро и зло как центральные категории средневековой этической мысли. Человек и проблемы человеческого существования в гуманистической философии XIV-XVI столетий. Проблемы бытия и познания в философии Нового времени и Просвещения. Философия о методах научного познания: эмпиризм и рационализм. Свободомыслие и рационализм эпохи Просвещения.Развитие идеалистической философии и философского материализма в XIX веке. Проблемы познания и морали в философии И. Канта. Объективный идеализм и диалектический метод в философии Гегеля. Марксистская философия и поворот к материализму. Иррационализм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Философия ХХ века: многообразие направлений и способов философствования. | 4 | 2 | УК-5.1, УК-5.2 | ||
2.2 | Выполнение практических заданий (Пр). 1. Античная философия: развитие идей метафизики и диалектики. 2. Основные проблемы средневековой схоластики. 3. Научная революция и ее влияние на философию Нового времени. 4. Основные идеи немецкой классической философии. 5. Иррационализм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. 6. Основные направления современной философии. | 4 | 2 | УК-5.1, УК-5.2 | ||
2.3 | Подготовка к аудиторным занятиям (Ср). | 4 | 4 | УК-5.1, УК-5.2 |
УП: 27.03.03_ИАС_ИК_2021.plx | | | | | стр. 8 | |
3. Философская мысль в России (XIX-XX вв.) | ||||||
3.1 | Философская мысль в России (XIX-XX вв.) (Лек). Становление и особенности русской философии (X-XVIII вв.). Религиозная философия XIX – начала XX вв. Славянофильство и западничество: спор об историческом самоопределении России. В.С. Соловьев. Философия всеединства. Софиология. Историософия. Идея теократии. Этика. Экзистенциально-персоналистическая философия Н.А. Бердяева. Философия свободы и творчества. Историософия и русская идея. «Конкретная метафизика» П.А. Флоренского как синтез философии, религии и науки. Философия русского космизма: философия «общего дела» Н.Ф. Федорова, учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере, космический взгляд на Вселенную К.Э. Циолковского и А.Л. Чижевского.Философия «высшего синтеза» А.Ф. Лосева. Философия имени, числа и мифа. Философия культуры. Философия марксизма в России. Философия Г.В. Плеханова. Неортодоксальные версии развития философии марксизма («легальный марксизм» и экономизм; эмпириомонизм А.А. Богданова; Богостроительство). Философия в СССР: диалектический и исторический материализм. Плюрализм направлений постсоветского периода русской философии. | 4 | 2 | УК-5.1, УК-5.2 | ||
3.2 | Выполнение практических заданий (Пр). 1. Славянофилы и западники о путях развития России. 2.Философия всеединства В.С. Соловьева. 3. Историософия и «русская идея» (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин). 4.Русский космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский). | 4 | 2 | УК-5.1, УК-5.2 | ||
3.3 | Подготовка к аудиторным занятиям (Ср). | 4 | 4 | УК-5.1, УК-5.2 |
УП: 27.03.03_ИАС_ИК_2021.plx | | | | | стр. 9 | ||||
4. Философия бытия (онтология) | |||||||||
4.1 | Философия бытия (онтология) (Лек). Человек и мир. «Бытие» как исходная категория философии. Эволюция представлений о бытии в истории философии. Философская картина мира, общенаучная картина мира, естественнонаучная картина мира. Единство и многообразие мира. Современная философия бытия: проблемы и категории. Бытие и небытие. Бытие, становление, реальность. Бытие и сознание. Виды реальности. Субстанция как всеобщая основа многообразия всего существующего. Монизм и дуализм субстанций. Понятие «материя» в философии и современные научные представления о структуре материи. Философские категории сущность и явление, вещь-свойство-отношение, целое и часть, содержание и форма, единичное-особенное-общее. Пространство и время. Эволюция представлений о пространстве и времени в истории философии и науки. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Общие и специфические свойства пространства и времени, качественное многообразие их форм (физические пространство и время, психологическое пространство и время, социальное пространство и время, биологическое пространство и время). Движение как свойство бытия; многообразие форм движения. Движение и развитие. Диалектико-материалистическая теория развития, законы диалектического развития. Детерминизм и индетерминизм. Категории причина и следствие, возможность и действительность, случайность и необходимость. Синергетика как теория самоорганизации систем: основные направления. Диалектика и синергетика. | 4 | 2 | УК-5.1, УК-5.2 | |||||
4.2 | Выполнение практических заданий (Пр). 1.«Бытие» как исходная категория философии. Виды бытия. Бытие и сознание: основной вопрос философии. 2.Понятие «материя» в философии и современные научные представления о структуре материи. 3.Пространство и время. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени в истории философии и науки. Психологическое пространство и время, социальное пространство и время, биологическое пространство и время. 4.Движение как свойство бытия: многообразие форм движения. Движение и развитие. Диалектико-материалистическая теория развития. Детерминизм и индетерминизм. Синергетика как теория самоорганизации систем. | 4 | 2 | УК-5.1, УК-5.2 | |||||
4.3 | Подготовка к аудиторным занятиям (Ср). | 4 | 4 | УК-5.1, УК-5.2 |