Файл: мирэа российский технологический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 2324

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



УП: 27.03.03_ИАС_ИК_2021.plx













стр. 5

- простейшими методами адекватного восприятия межкультурного многообразия общества с социально-историческом, этическом и философском контекстах; навыками общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения






















В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН






















Знать:

- закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте

- основные социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, существующие в современном обществе, этические нормы общения с коллегами и партнерами.

Уметь:

- понимать и воспринимать разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контексте

- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений, связанных с этническими, конфессиональными и культурными различиями

Владеть:

- простейшими методами адекватного восприятия межкультурного многообразия общества с социально-историческом, этическом и философском контекстах; навыками общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения

- навыками осуществления коммуникационных процессов в межкультурной среде, приёмами ведения дискуссии и полемики для разрешения конфликтных ситуаций в сфере своей профессиональной деятельности.






















4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)






















При проведении учебных занятий организация обеспечивает развитие у обучающихся навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений и лидерских качеств.

Код занятия

Наименование разделов и тем /вид занятия/

Сем.

Часов

Компетенции

1. Предмет, структура и функции философии




УП: 27.03.03_ИАС_ИК_2021.plx













стр. 6

1.1

Предмет, структура и функции философии (Лек). Философия как часть духовной культуры. Материальная и духовная культура. Виды духовной культуры: мифология, религия, философия, наука, искусство.

Генезис философии: условия, причины, время.

Специфика философского знания. Философия как любовь к мудрости. Философия как система представлений о мире в целом и месте человека в нем.

Основные философские проблемы и их специфика.

Предмет философии. Мир как целостная система. Соотношение «человек –мир».

Специфика философских понятий. Философские категории.

Основной вопрос философии. Материализм и идеализм.Структура философского знания. Основные разделы: онтология, гносеология, философская антропология, социальная.

Функции философии. Методологическая функция. Диалектика и метафизика. Мировоззренческая функция. Философия – ядро и теоретическая основа мировоззрения.

Философия как самосознание.

4

2

УК-5.1, УК-5.2

1.2

Выполнение практических заданий (Пр).

1. Философия как часть духовной культуры.

2.Генезис философии и его социокультурная обусловленность.

3.Предмет и основные проблемы философии.

4.Структура философского знания.

5.Функции философии.

4

2

УК-5.1, УК-5.2

1.3

Подготовка к аудиторным занятиям (Ср).

4

4

УК-5.1, УК-5.2




УП: 27.03.03_ИАС_ИК_2021.plx













стр. 7

Исторические_этапы_и_основные_направления'>2. Исторические этапы и основные направления

западной философии

2.1

Исторические этапы и основные направления

западной философии

(Лек). История философии как способ самосознания европейской культуры.

Античная философия. Проблема первоначала в ранней досократической философии. Открытие сверхчувственного мира и развитие теоретико-понятийного знания в философии Сократа, Платона и Аристотеля. Этические учения в античной философии: жизнь, смерть, счастье и добродетель в стоицизме и эпикуреизме.

Развитие философских идей в Средние века и в эпоху Возрождения. Проблема универсалий (общих понятий) в схоластике: реализм и номинализм. Добро и зло как центральные категории средневековой этической мысли. Человек и проблемы человеческого существования в гуманистической философии XIV-XVI столетий.

Проблемы бытия и познания в философии Нового времени и Просвещения. Философия о методах научного познания: эмпиризм и рационализм. Свободомыслие и рационализм эпохи Просвещения.Развитие идеалистической философии и философского материализма в XIX веке. Проблемы познания и морали в философии И. Канта. Объективный идеализм и диалектический метод в философии Гегеля. Марксистская философия и поворот к материализму. Иррационализм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

Философия ХХ века: многообразие направлений и способов философствования.

4

2

УК-5.1, УК-5.2

2.2

Выполнение практических заданий (Пр). 1. Античная философия: развитие идей метафизики и диалектики.

2. Основные проблемы средневековой схоластики.

3. Научная революция и ее влияние на философию Нового времени.

4. Основные идеи немецкой классической философии.

5. Иррационализм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

6. Основные направления современной философии.

4

2

УК-5.1, УК-5.2

2.3

Подготовка к аудиторным занятиям (Ср).

4

4

УК-5.1, УК-5.2




УП: 27.03.03_ИАС_ИК_2021.plx













стр. 8

3. Философская мысль в России (XIX-XX вв.)

3.1

Философская мысль в России (XIX-XX вв.) (Лек). Становление и особенности русской философии (X-XVIII вв.).

Религиозная философия XIX – начала XX вв. Славянофильство и западничество: спор об историческом самоопределении России. В.С. Соловьев. Философия всеединства. Софиология. Историософия. Идея теократии. Этика. Экзистенциально-персоналистическая философия Н.А. Бердяева. Философия свободы и творчества. Историософия и русская идея. «Конкретная метафизика» П.А. Флоренского как синтез философии, религии и науки.

Философия русского космизма: философия «общего дела» Н.Ф. Федорова, учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере, космический взгляд на Вселенную К.Э. Циолковского и А.Л. Чижевского.Философия «высшего синтеза» А.Ф. Лосева. Философия имени, числа и мифа. Философия культуры.

Философия марксизма в России. Философия Г.В. Плеханова. Неортодоксальные версии развития философии марксизма («легальный марксизм» и экономизм; эмпириомонизм А.А. Богданова; Богостроительство). Философия в СССР: диалектический и исторический материализм. Плюрализм направлений постсоветского периода русской философии.

4

2

УК-5.1, УК-5.2

3.2

Выполнение практических заданий (Пр). 1. Славянофилы и западники о путях развития России.

2.Философия всеединства В.С. Соловьева.

3. Историософия и «русская идея» (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин).

4.Русский космизм (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский).

4

2

УК-5.1, УК-5.2

3.3

Подготовка к аудиторным занятиям (Ср).

4

4

УК-5.1, УК-5.2




УП: 27.03.03_ИАС_ИК_2021.plx













стр. 9

4. Философия бытия (онтология)

4.1

Философия бытия (онтология) (Лек). Человек и мир. «Бытие» как исходная категория философии. Эволюция представлений о бытии в истории философии. Философская картина мира, общенаучная картина мира, естественнонаучная картина мира. Единство и многообразие мира.

Современная философия бытия: проблемы и категории. Бытие и небытие. Бытие, становление, реальность. Бытие и сознание. Виды реальности. Субстанция как всеобщая основа многообразия всего существующего. Монизм и дуализм субстанций. Понятие «материя» в философии и современные научные представления о структуре материи. Философские категории сущность и явление, вещь-свойство-отношение, целое и часть, содержание и форма, единичное-особенное-общее. Пространство и время. Эволюция представлений о пространстве и времени в истории философии и науки. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Общие и специфические свойства пространства и времени, качественное многообразие их форм (физические пространство и время, психологическое пространство и время, социальное пространство и время, биологическое пространство и время).

Движение как свойство бытия; многообразие форм движения. Движение и развитие. Диалектико-материалистическая теория развития, законы диалектического развития. Детерминизм и индетерминизм. Категории причина и следствие, возможность и действительность, случайность и необходимость. Синергетика как теория самоорганизации систем: основные направления. Диалектика и синергетика.

4

2

УК-5.1, УК-5.2

4.2

Выполнение практических заданий (Пр). 1.«Бытие» как исходная категория философии. Виды бытия. Бытие и сознание: основной вопрос философии.

2.Понятие «материя» в философии и современные научные представления о структуре материи.

3.Пространство и время. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени в истории философии и науки. Психологическое пространство и время, социальное пространство и время, биологическое пространство и время.

4.Движение как свойство бытия: многообразие форм движения. Движение и развитие. Диалектико-материалистическая теория развития. Детерминизм и индетерминизм. Синергетика как теория самоорганизации систем.

4

2

УК-5.1, УК-5.2

4.3

Подготовка к аудиторным занятиям (Ср).

4

4

УК-5.1, УК-5.2