Файл: мирэа российский технологический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 2320

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



УП: 27.03.03_ИАС_ИК_2021.plx













стр. 10

5. Философия познания (эпистемология)

5.1

Философия познания (эпистемология) (Лек). Познание как предмет философского анализа. Соотношение познавательной и практической деятельности человека. Социально-исторический характер познания. Виды познания: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, научное, философское познание. Взаимодействие эпистемологии и естественных, социально-гуманитарных, компьютерных наук в исследовании познания.

Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Чувственное (перцептивное) познание и его формы: ощущение, восприятие, представление. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Интуиция и творчество. Роль эмоций, веры и воли в познании.

Познание и знание. Проблема истины и критерии истинности. Корреспондентная, когерентная, прагматистская, конвенциональная концепции истины. Истина и заблуждение. Истина, оценка, ценность. Информация и знание. Знак, значение, смысл, информация. Научная рациональность как ценность культуры и ценность знания в современном информационном обществе. Коммуникативные аспекты познания: познание – диалог – понимание. «Я» и «Другой».

Проблема сознания в философии. Сущность сознания. Проблема «сознание-мозг». Сознание и бессознательное. Самосознание, самопознание и личность. Междисциплинарные исследования сознания в современной науке.

4

2

УК-5.1, УК-5.2

5.2

Выполнение практических заданий (Пр). 1. Познание как предмет философского анализа. Соотношение познавательной и практической деятельности человека. Виды познания: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское, научное.

2. Субъект познания и объект познания. Познавательные способности человека: чувственное познание, рациональное познание, интуиция. Роль эмоций, веры и воли в познании.

3. Познание и знание; знание и информация. Проблема истины в философии. Основные концепции истины. Истина и заблуждение. Познание – диалог - понимание.

4. Сознание, его происхождение и сущность. Сознание и бессознательное. Проблема «сознание-мозг». Самосознание и личность.

4

2

УК-5.1, УК-5.2

5.3

Подготовка к аудиторным занятиям (Ср).

4

4

УК-5.1, УК-5.2




УП: 27.03.03_ИАС_ИК_2021.plx













стр. 11

6. Философия науки

6.1

Философия науки (Лек). Философское осмысление науки. Наука и ее место в культуре и обществе. Идеалы и критерии научности. Системность, обоснованность, универсальность и незавершенность научного знания. Научное знание и его структура. Формы научного знания: научный факт, проблема, гипотеза, теория. Уровни научного познания и их взаимосвязь.

Основные концепции развития науки в философии науки. Кумулятивистская концепция: развитие науки как накопление знаний. Концепция научных революций Т. Куна: понятия «парадигма», «научная революция», «нормальная наука». И. Лакатос: развитие науки как смена научно-исследовательских программ. Эволюционная эпистемология о росте научного знания (К. Поппер, С. Тулмин).

Наука как социальный институт. Понятие «научное сообщество». Исторические типы научных сообществ. Дисциплинарные и междисциплинарные научные сообщества. Национальные научные сообщества. Нормы и ценности научного сообщества. Этос науки Р. Мертона: универсализм, коллективизм, бескорыстие, организованный скептицизм. Свобода научного поиска и нравственная ответственность ученого. Наука, бизнес, инновации. Социальные функции науки.

4

2

УК-5.1, УК-5.2

6.2

Выполнение практических заданий (Пр). Наука и ее роль в современном обществе. Научное знание и его формы: научный факт, проблема, гипотеза, теория. Уровни научного познания: эмпирический, теоретический и метатеоретический и их взаимосвязь. Методы научного познания.

3. Основные концепции развития науки. Научные революции и научные традиции.

4. Наука как социальный институт. Научное сообщество. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученых. Сциентизм и антисциентизм

4

2

УК-5.1, УК-5.2

6.3

Подготовка к аудиторным занятиям (Ср).

4

6

УК-5.1, УК-5.2




УП: 27.03.03_ИАС_ИК_2021.plx













стр. 12

7. Философия человека (философская антропология)

7.1

Философия человека (философская антропология) (Лек). Человек как ключевая проблема философского знания. Сущность и существование человека.

Проблема человека в истории философии. Античное понимание человека. «Этический рационализм» в философии Сократа. Образ человека в Средневековой философии. Христианская этика. Возрожденческий идеал человека: проблема гуманизма и свободы. Рациональность человека Нового времени. Образ человека разумного в эпоху Просвещения. Проблема свободы и духа человека в немецкой классической философии. Практический разум в философии И. Канта и его категорический императив. Антропологический материализм Л. Фейербаха. «Философии жизни» о морали и свободе. Социальная сущность человека в марксистской философии. Русская философская мысль о человеке.

Человек как родовое существо: единство природного, социального и духовного в человеке.Основные характеристики человеческого существования: неповторимость, творчество, свобода. Свобода выбора и ответственность. Справедливость, мораль, право. Человек как духовное существо. Духовность и бездуховность. Смысл жизни и назначение человека. Жизнь, смерть и бессмертие. Этика жизни (биоэтика).

4

2

УК-5.1, УК-5.2

7.2

Выполнение практических заданий (Пр). 1. Родовая сущность человека: многообразие подходов к проблеме.

2. Существование человека как философская проблема. Основные ценности человеческого существования.

3. Духовность как условие индивидуальности и творческого самовыражения человека.

4. Человек в системе социальных связей.

5. Философские проблемы биоэтики.

4

2

УК-5.1, УК-5.2

7.3

Подготовка к аудиторным занятиям (Ср).

4

7

УК-5.1, УК-5.2




УП: 27.03.03_ИАС_ИК_2021.plx













стр. 13

8. Социальная философия. Человек в информационном обществе

8.1

Социальная философия. Человек в информационном обществе (Лек). Предмет, проблемное поле и функции социальной философии. Основные подходы к анализу общества в историко-философском и современном аспектах.

Основные сферы (подсистемы) общества: материально-производственная, социальная, политическая, духовная. Взаимосвязь общественных сфер.

Общество как саморазвивающаяся система. Источники и механизмы социокультурных изменений. Движущие силы общественного развития, соотношение объективных и субъективных факторов. Возрастание роли личности в ходе исторического процесса. Гражданское общество и государство.

Специфика философского анализа культуры. Культура – фактор социального развития, специфически человеческий способ бытия. Типология культуры. Материальная и духовная культура. Культура, субкультура, контркультура. Культура и цивилизация: взаимосвязь и противоречия. Традиции и новации в динамике культуры. Диалог культур в современном мире. Судьбы национальной культуры в условиях глобализации социокультурного пространства.

Понятие информационной революции. Особенности современной информационной революции.Информационное общество: сущность, особенности, перспективы развития. Знание и информация – основные ресурсы развития информационного общества.

Образ жизни человека в информационную эпоху: новые возможности и риски. Проблемы самореализации и самоидентификации человека в информационном обществе. Роль человеческого капитала. Интеллектуалы (работники умственного труда) и креативный класс. Нормы и ценности интеллектуализма.

Информационное общество и глобализация. Возможности и угрозы информационной эпохи. Глобальные проблемы современности в условиях глобализации мира. Проблема информационной безопасности: социально-гуманитарный аспект.

4

2

УК-5.1, УК-5.2




УП: 27.03.03_ИАС_ИК_2021.plx













стр. 14

8.2

Выполнение практических заданий (Пр). 1. Предмет социальной философии. Понятие общества и его многозначность: К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Ю. Хабермас, Н. Луман и др.

2. Подсистемы общества как основные сферы общественного воспроизводства, их связь и многофакторная зависимость.

3. Развитие общества как смена форм его социокультурной организации. Источники и механизмы социокультурных изменений. Формы социальной динамики.

4. Общество и культура. Единство и многообразие культур. Культура и цивилизация. Россия в диалоге культур.

5 Понятие и сущность информационной революции. Специфика современной информационной революции.

6 Информационное общество: сущность, особенности, перспективы развития. Общество знаний и экономика знаний.

7 Социальная структура информационного общества. Нормы и ценности интеллектуализма.

8 Образовательная стратегия информационного общества. Качество образования.

9 Проблема идентификации и самоидентификации личности в условиях информационной цивилизации.



4

2

УК-5.1, УК-5.2

8.3

Подготовка к аудиторным занятиям (Ср).

4

7

УК-5.1, УК-5.2

9. Промежуточная аттестация (экзамен)

9.1

Подготовка к сдаче промежуточной аттестации (Экзамен).

4

33,65

УК-5.1, УК-5.2

9.2

Контактная работа с преподавателем в период промежуточной аттестации (КрПА).

4

2,35

УК-5.1, УК-5.2






















5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ






















5.1. Перечень компетенций






















Перечень компетенций, на освоение которых направлено изучение дисциплины «Философия», с указанием результатов их формирования в процессе освоения образовательной программы, представлен в п.3 настоящей рабочей программы

5.2. Типовые контрольные вопросы и задания






















1.Предмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение.

2.Философия в системе духовной культуры. Соотношение философии, мифологии, религии и науки.

3.Античная философия: первые философские школы (ионийская, элейская, пифагорейская, атомистическая школы). Космоцентризм ранней греческой философии.

4.Философия Платона. Учения об идеях, о познании, о государстве.

5.Философия Аристотеля и ее место в развитии античной философской мысли.

6.Теоцентризм как особенность мировоззрения эпохи европейского Средневековья. Средневековая философия, ее особенности и основные этапы развития. Патристика (Аврелий Августин).