ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 2320
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УП: 27.03.03_ИАС_ИК_2021.plx | | | | | стр. 10 | ||||
5. Философия познания (эпистемология) | |||||||||
5.1 | Философия познания (эпистемология) (Лек). Познание как предмет философского анализа. Соотношение познавательной и практической деятельности человека. Социально-исторический характер познания. Виды познания: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, научное, философское познание. Взаимодействие эпистемологии и естественных, социально-гуманитарных, компьютерных наук в исследовании познания. Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Чувственное (перцептивное) познание и его формы: ощущение, восприятие, представление. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Интуиция и творчество. Роль эмоций, веры и воли в познании. Познание и знание. Проблема истины и критерии истинности. Корреспондентная, когерентная, прагматистская, конвенциональная концепции истины. Истина и заблуждение. Истина, оценка, ценность. Информация и знание. Знак, значение, смысл, информация. Научная рациональность как ценность культуры и ценность знания в современном информационном обществе. Коммуникативные аспекты познания: познание – диалог – понимание. «Я» и «Другой». Проблема сознания в философии. Сущность сознания. Проблема «сознание-мозг». Сознание и бессознательное. Самосознание, самопознание и личность. Междисциплинарные исследования сознания в современной науке. | 4 | 2 | УК-5.1, УК-5.2 | |||||
5.2 | Выполнение практических заданий (Пр). 1. Познание как предмет философского анализа. Соотношение познавательной и практической деятельности человека. Виды познания: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское, научное. 2. Субъект познания и объект познания. Познавательные способности человека: чувственное познание, рациональное познание, интуиция. Роль эмоций, веры и воли в познании. 3. Познание и знание; знание и информация. Проблема истины в философии. Основные концепции истины. Истина и заблуждение. Познание – диалог - понимание. 4. Сознание, его происхождение и сущность. Сознание и бессознательное. Проблема «сознание-мозг». Самосознание и личность. | 4 | 2 | УК-5.1, УК-5.2 | |||||
5.3 | Подготовка к аудиторным занятиям (Ср). | 4 | 4 | УК-5.1, УК-5.2 |
УП: 27.03.03_ИАС_ИК_2021.plx | | | | | стр. 11 | ||||
6. Философия науки | |||||||||
6.1 | Философия науки (Лек). Философское осмысление науки. Наука и ее место в культуре и обществе. Идеалы и критерии научности. Системность, обоснованность, универсальность и незавершенность научного знания. Научное знание и его структура. Формы научного знания: научный факт, проблема, гипотеза, теория. Уровни научного познания и их взаимосвязь. Основные концепции развития науки в философии науки. Кумулятивистская концепция: развитие науки как накопление знаний. Концепция научных революций Т. Куна: понятия «парадигма», «научная революция», «нормальная наука». И. Лакатос: развитие науки как смена научно-исследовательских программ. Эволюционная эпистемология о росте научного знания (К. Поппер, С. Тулмин). Наука как социальный институт. Понятие «научное сообщество». Исторические типы научных сообществ. Дисциплинарные и междисциплинарные научные сообщества. Национальные научные сообщества. Нормы и ценности научного сообщества. Этос науки Р. Мертона: универсализм, коллективизм, бескорыстие, организованный скептицизм. Свобода научного поиска и нравственная ответственность ученого. Наука, бизнес, инновации. Социальные функции науки. | 4 | 2 | УК-5.1, УК-5.2 | |||||
6.2 | Выполнение практических заданий (Пр). Наука и ее роль в современном обществе. Научное знание и его формы: научный факт, проблема, гипотеза, теория. Уровни научного познания: эмпирический, теоретический и метатеоретический и их взаимосвязь. Методы научного познания. 3. Основные концепции развития науки. Научные революции и научные традиции. 4. Наука как социальный институт. Научное сообщество. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученых. Сциентизм и антисциентизм | 4 | 2 | УК-5.1, УК-5.2 | |||||
6.3 | Подготовка к аудиторным занятиям (Ср). | 4 | 6 | УК-5.1, УК-5.2 |
УП: 27.03.03_ИАС_ИК_2021.plx | | | | | стр. 12 | ||||
7. Философия человека (философская антропология) | |||||||||
7.1 | Философия человека (философская антропология) (Лек). Человек как ключевая проблема философского знания. Сущность и существование человека. Проблема человека в истории философии. Античное понимание человека. «Этический рационализм» в философии Сократа. Образ человека в Средневековой философии. Христианская этика. Возрожденческий идеал человека: проблема гуманизма и свободы. Рациональность человека Нового времени. Образ человека разумного в эпоху Просвещения. Проблема свободы и духа человека в немецкой классической философии. Практический разум в философии И. Канта и его категорический императив. Антропологический материализм Л. Фейербаха. «Философии жизни» о морали и свободе. Социальная сущность человека в марксистской философии. Русская философская мысль о человеке. Человек как родовое существо: единство природного, социального и духовного в человеке.Основные характеристики человеческого существования: неповторимость, творчество, свобода. Свобода выбора и ответственность. Справедливость, мораль, право. Человек как духовное существо. Духовность и бездуховность. Смысл жизни и назначение человека. Жизнь, смерть и бессмертие. Этика жизни (биоэтика). | 4 | 2 | УК-5.1, УК-5.2 | |||||
7.2 | Выполнение практических заданий (Пр). 1. Родовая сущность человека: многообразие подходов к проблеме. 2. Существование человека как философская проблема. Основные ценности человеческого существования. 3. Духовность как условие индивидуальности и творческого самовыражения человека. 4. Человек в системе социальных связей. 5. Философские проблемы биоэтики. | 4 | 2 | УК-5.1, УК-5.2 | |||||
7.3 | Подготовка к аудиторным занятиям (Ср). | 4 | 7 | УК-5.1, УК-5.2 |
УП: 27.03.03_ИАС_ИК_2021.plx | | | | | стр. 13 | ||||
8. Социальная философия. Человек в информационном обществе | |||||||||
8.1 | Социальная философия. Человек в информационном обществе (Лек). Предмет, проблемное поле и функции социальной философии. Основные подходы к анализу общества в историко-философском и современном аспектах. Основные сферы (подсистемы) общества: материально-производственная, социальная, политическая, духовная. Взаимосвязь общественных сфер. Общество как саморазвивающаяся система. Источники и механизмы социокультурных изменений. Движущие силы общественного развития, соотношение объективных и субъективных факторов. Возрастание роли личности в ходе исторического процесса. Гражданское общество и государство. Специфика философского анализа культуры. Культура – фактор социального развития, специфически человеческий способ бытия. Типология культуры. Материальная и духовная культура. Культура, субкультура, контркультура. Культура и цивилизация: взаимосвязь и противоречия. Традиции и новации в динамике культуры. Диалог культур в современном мире. Судьбы национальной культуры в условиях глобализации социокультурного пространства. Понятие информационной революции. Особенности современной информационной революции.Информационное общество: сущность, особенности, перспективы развития. Знание и информация – основные ресурсы развития информационного общества. Образ жизни человека в информационную эпоху: новые возможности и риски. Проблемы самореализации и самоидентификации человека в информационном обществе. Роль человеческого капитала. Интеллектуалы (работники умственного труда) и креативный класс. Нормы и ценности интеллектуализма. Информационное общество и глобализация. Возможности и угрозы информационной эпохи. Глобальные проблемы современности в условиях глобализации мира. Проблема информационной безопасности: социально-гуманитарный аспект. | 4 | 2 | УК-5.1, УК-5.2 |
УП: 27.03.03_ИАС_ИК_2021.plx | | | | | стр. 14 | ||||
8.2 | Выполнение практических заданий (Пр). 1. Предмет социальной философии. Понятие общества и его многозначность: К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Ю. Хабермас, Н. Луман и др. 2. Подсистемы общества как основные сферы общественного воспроизводства, их связь и многофакторная зависимость. 3. Развитие общества как смена форм его социокультурной организации. Источники и механизмы социокультурных изменений. Формы социальной динамики. 4. Общество и культура. Единство и многообразие культур. Культура и цивилизация. Россия в диалоге культур. 5 Понятие и сущность информационной революции. Специфика современной информационной революции. 6 Информационное общество: сущность, особенности, перспективы развития. Общество знаний и экономика знаний. 7 Социальная структура информационного общества. Нормы и ценности интеллектуализма. 8 Образовательная стратегия информационного общества. Качество образования. 9 Проблема идентификации и самоидентификации личности в условиях информационной цивилизации. | 4 | 2 | УК-5.1, УК-5.2 | |||||
8.3 | Подготовка к аудиторным занятиям (Ср). | 4 | 7 | УК-5.1, УК-5.2 | |||||
9. Промежуточная аттестация (экзамен) | |||||||||
9.1 | Подготовка к сдаче промежуточной аттестации (Экзамен). | 4 | 33,65 | УК-5.1, УК-5.2 | |||||
9.2 | Контактная работа с преподавателем в период промежуточной аттестации (КрПА). | 4 | 2,35 | УК-5.1, УК-5.2 | |||||
| | | | | | | |||
5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ | |||||||||
| | | | | | | |||
5.1. Перечень компетенций | |||||||||
| | | | | | | |||
Перечень компетенций, на освоение которых направлено изучение дисциплины «Философия», с указанием результатов их формирования в процессе освоения образовательной программы, представлен в п.3 настоящей рабочей программы | |||||||||
5.2. Типовые контрольные вопросы и задания | |||||||||
| | | | | | | |||
1.Предмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение. 2.Философия в системе духовной культуры. Соотношение философии, мифологии, религии и науки. 3.Античная философия: первые философские школы (ионийская, элейская, пифагорейская, атомистическая школы). Космоцентризм ранней греческой философии. 4.Философия Платона. Учения об идеях, о познании, о государстве. 5.Философия Аристотеля и ее место в развитии античной философской мысли. 6.Теоцентризм как особенность мировоззрения эпохи европейского Средневековья. Средневековая философия, ее особенности и основные этапы развития. Патристика (Аврелий Августин). |