Файл: Оренбургский государственный педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 467

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Лиственница)

-Хвойное тенелюбивое дерево. (Ель.)

-Хвойное светолюбивое дерево. (Сосна.)

-Осенью золотые хвоинки этого дерева падают на землю. (Лиственница.)

- Давайте вспомним, почему хвойные деревья не сбрасывают хвою на зиму? Какое значение имеет листопад? С чем связано изменение окраски листьев?

4.Игра “Третий лишний”. (На доске 4 группы карточек. В первой группе лишнее хвойное дерево, во второй – лиственное, в третьей – кустарник, в четвертой – лиственница среди хвойных деревьев, т.к. сбрасывает хвою на зиму)

3. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

-Закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнышко. И мы с вами оказались на лугу. Сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья. Но кто же они? Догадайтесь! (Ответы детей)

Дети называют друзей Муравьишки, учитель вывешивает на доске соответствующие картинки.

-Как назвать этих животных одним словом? (Насекомые)

-Как по-другому мы можем назвать Муравьишку? (Насекомое)

-О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (О насекомых)

Тема урока «Кто такие насекомые?» (Слайд 4)

-Какие задачи мы перед собой поставим? (Узнать, кто же такие насекомые, для чего они нужны в природе, как отличить их от остальных групп животных)

-К концу урока мы должны будем ответить на вопрос:

-Какой отличительный признак у насекомых? (проблемный вопрос) (Слайд 5)

4. Изучение новой темы

-Ребята, самая многочисленная из групп животных – это насекомые. Их так много, что из 1,5 миллионов известных ученым видов животных 1 миллион видов составляют насекомые. Они живут повсюду, за исключением морских глубин.

Самое большое насекомое – бабочка-орнитоптера с Соломоновых островов. Размах её крыльев - около 30 см. Длина жука-голиафа – более 20 см., а самое маленькое насекомое – жук-трихоптерикс. Его длина равна всего лишь третьей части миллиметра. (Слайды 6 - 7. Иллюстрируют рассказ учителя.)

Физкультминутка. Восстановление работоспособности.

-Конечно, мы с вами назвали далеко не всех насекомых. Давайте подробнее познакомимся с некоторыми из них.

Работа по группам. Каждая группа получает задание познакомиться с информацией о насекомом. Один-два хорошо читающих ученика из группы читают статью для остальных.

Бабочка

На земле очень много бабочек. Раньше всех весной вылетает яркая желтая бабочка-лимонница. Она живет дольше всех бабочек – 10 месяцев: родится летом, перезимует, весной отложит яички и умрёт. Из яичек появятся гусеницы, которые превратятся затем в куколки, а из куколки вновь вылетает красивая бабочка. Питаются бабочки нектаром цветов, а есть такие, которые вообще не едят.


Комар

Кусаются только самки-комарихи. Напьются они крови у животных или людей, переварят её и летят поближе к воде и сырой земле откладывать яички. Комар-самец кровь не пьёт. Он питается соком растений и сладким нектаром.

Тонкий писк летящего комара – дрожание крылышек.

Муравей

Муравьи – великолепные строители. Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир. Есть специальная зимняя спальня. В хлебном складе муравьи хранят зерна. В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу. Есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Еще едят грибы, сок и семена растений. В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц. За ней ухаживают рабочие муравьи.

Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».

Оса

Оса – сластена: любит полакомиться нектаром цветов, сладким соком или сиропом.

Осы подвешивают своё гнездо на ветках деревьев или на чердаках. Гнездо осы больше похоже на большой шар из серого картона.

Бумагу для изготовления гнезда осы делают сами. Сначала они соскабливают своими челюстями крошечные кусочки с дерева, потом пережевывают их и смешивают со своей слюной. Из комочков, которые у них получаются, осы делают тонкие полоски бумаги и строят из них домик.

Осы не умеют делать мёд, и домик они строят только для выведения потомства. Оса - хищное насекомое. Она выкармливает своих личинок другими насекомыми.

Стрекоза

Охотятся стрекозы в воздухе. За час стрекоза может съесть 40 комнатных мух и тут же начнет гоняться за комарами, бабочками и прочей летающей живностью, а если никого нет, то начинает хватать тех стрекоз что помельче и послабее. Одним словом, стрекоза хищник ловкий, сильный и очень глазастый.

А глаза у стрекозы всем глазам глаза. Они у нее огромные, чуть ли не во всю голову и видят во все стороны. У стрекозы глаз состоит из множества маленьких глазков, каждый из которых может посмотреть туда, куда захочет.

Погубить хотя бы одну стрекозу это все равно, что выпустить на волю целую тучу кусачих насекомых. Самих стрекоз поедают птицы, а личинки стрекоз – неплохой корм для рыб. Потому что самка – стрекоза-мама – пролетая над водоемом, роняет яйца в воду. Из яиц вылупляются личинки и живут на дне под водой. Поджидают добычу в засаде, едят мальков, головастиков.



5. Закрепление изученного.

Работа в группах. Задания каждой группе даются на карточках.

1.Проблемная ситуация:

-Один мой знакомый маленький мальчик, узнав о сегодняшнем уроке, попросил вас ответить на некоторые его вопросы. Давайте постараемся это сделать.

1. После летних каникул я опять встретился со своим лучшим другом Колей. Он пришел ко мне и хвалился коллекцией красивых бабочек, которых поймал и засушил летом. Но расстались мы с Колей, поссорившись. Как вы думаете, почему?

2. отдыхая летом в деревне, я заметил, что есть много насекомых, которые приносят вред: съедают культурные растения, даже меня всего искусали мошки и комары. Может, нужно их всех уничтожить, чтобы они нам не вредили? Как вы думаете?

3. Был я в лесу и видел муравейник, который был огорожен со всех сторон. Зачем это было сделано? Как вы думаете?

Один ученик от группы представляет ответ своей группы.

-Вы правильно ответили на все вопросы. Уничтожать насекомых действительно нельзя. Многие насекомые приносят огромную пользу человеку, животным и растениям. Многие насекомые занесены в Красную Книгу. Посмотрите на изображения некоторых из них и запомните их. Например, бабочки мертвая голова и адмирал встречаются в природе в единичных экземплярах. (Слайд 16)

2.Каждая группа получает на листе кроссворд.

-Интересные сведения о насекомых вы узнаете, разгадав кроссворд «Насекомые». А также мы проверим вашу эрудицию.

  • Какое насекомое погибает после того, как ужалит?

  • Какое насекомое поедает мух и комаров во время полета?

  • Как называется жук, который закапывает мертвых животных?

  • Какие насекомые являются самыми большими силачами?

  • Самочка этого насекомого не может отложить яйца, если не напьётся крови.

  • Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым?

Проверка по слайду. (Слайд 17. На слайде в строках кроссворда последовательно появляются правильные ответы.)

3.Работа с учебником.

-В своих путешествиях по родному лесу, по берегам чистой речки, на зелёных полянах Муравей Вопросик нередко встречал удивительных животных. Рассмотрим их на с. 32 учебника. Как вы думаете, какое из них наекомое, а какое – нет? (Дети самостоятельно находят ответ и обосновывают его.)

6. Проверка усвоения нового материала


Итоговый тест (с.13) (Проверка по слайду 18.)

Самооценка работы: с помощью шкалы дети оценивают правильность своих ответов.

7.Подведение итогов урока

– Над какой темой мы сегодня работали на уроке? (Слайд 19)

– Давайте вспомним, какие задачи мы поставили перед собой в начале урока? Решили ли мы их?

– Нам удалось выяснить, какой отличительный признак у насекомых? (Слайд 20)

– Какие знания, полученные на уроке, пригодятся нам в жизни?

8. Рефлексия деятельности на уроке

-Оцените свою работу на уроке с помощью своего жетончика, отдав его тому насекомому, чье высказывание вам подходит.

На доске – изображения насекомых.

Бабочка – было интересно.

Муравей – было трудно.

Пчела – я доволен своей работой.

Комар – было скучно.

Жук – я не доволен своей работой.

9.Рекомендации для занятий дома

Подготовить небольшое сообщение о насекомом (по желанию), выполнить задание в рабочей тетради на с.22.

Анализ урока по русскому языку

Тема урока: «Какой бывает речь?».

Цель урока: формировать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения.

Задачи урока:

1.Образовательные: изучить виды речи, научиться отличать устную, письменную и речь про себя.

2.Развивающие: развивать речь учащихся.

3.Воспитательные: воспитывать понятие речевого этикета и его соблюдение на уроке.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: таблица словарных слов

Ход урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность

учителя

Универсальные

учебные действия

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяетготовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета.

Проводит пальчиковую гимнастику

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника

II. Актуализация знаний

Чистописание (письмо буквы Д
(заглавной и строчной) в соединении с другими буквами и буквосочетаниями); письмо слогов, слов, предложений (Д, д, Ду, дл, Дуб, На опушке вырос дуб)

Формулирует задания, с помощью загадки объясняет, какую букву и слово прописывают в тетради:

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок.

(Дуб.)

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя

Беседа по теме «Роль слова в речи»

Проводит беседу по теме: Для чего нужны слова? Что можно составить с помощью слов?




III. Изучение

нового материала

Выполнить упр. 1,

с. 18.

Физкультминутка

(Приложение).

Выполнить упр. 3,

с. 19

Формулирует задание, наводящими вопросами подводит учащихся к выводу о том, что сочетание букв только тогда является словом, когда оно имеет значение: Любое ли сочетание букв может являться словом? Что же такое слово? Для чего нам нужны слова?

Проводит физкультминутку.

Формулирует задание, осуществляет индивидуальный контроль, проводит беседу по вопросам:

– Что ты представляешь, читая каждое слово? К каким словам ты можешь сделать рисунки? Какие слова ты выберешь, чтобы составить рассказ о весне?

Познавательные:

общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о том, какие слова пишутся с большой буквы;

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы, слушают и понимают речь других, оформляют свои мысли в устной речи.

Регулятивные: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные:

общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о роли слова в речи;

логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)




Выполнить упр. 4,

с. 20


Формулирует задание, наводящими вопросами подводит учащихся к выводу о том, что с помощью слов мы называем предметы, признаки и действия предметов: Назовите предметы, изображенные на рисунке. Назовите признаки предметов.

Какой кот? Какие рыбки? Какой аквариум? Назовите действия, которые совершают предметы (Какой, какие?)

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Познавательные:

общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о признаках и действиях предмета;

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы, слушают и понимают речь других, оформляют свои мысли в устной речи

IV. Первичное осмысление и закрепление

Выполнить упр. 5,

с. 20

Поясняет задания, выполняемые учащимися в учебнике, контролирует выполнение задания

Познавательные:

общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели;

логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради

V. Итоги урока. Рефлексия

Обобщить полученные на уроке сведения

Проводит беседу по вопросам:

– Для чего нужны слова в речи? Что могут называть слова? Можно ли без слов воспроизвести содержание рисунка?

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала


Анализ урока по литературному чтению