Файл: России теоретические и правовые основы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

49
Наиболее перспективным в сложившейся ситуации является подход, связанный с формирования единой консультационных структурах как на федеральном, так и на региональном уровнях государственного управления, которые бы обеспечивали разработку стратегий и методическое сопровождение стратегического планирования отдельных муниципальных образований с учетом их специфики.
Грамотное определение долгосрочных ориентиров развития муниципального образования дают возможность не только уравновесить планируемые мероприятия по организационным и ресурсным возможностям, но также снизить риски инвестиционных решений. В этой связи стратегическое планирование становится инструментом государственного регулирования экономики.
Вместе с тем низкая степень самостоятельности муниципальных образований, слабый уровень учебно-методической подготовки руководителей и специалистов местных администраций становятся главными проблемами современной системы стратегического планирования на муниципальном уровне.
Чрезмерная централизация, при которой исполнение целей стратегического развития муниципального образования зависит от регионального уровня управления и носит «остаточный характер» не позволят в полной мере реализовать положения федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Таким образом, эффективность стратегического планирования муниципальных образований может быть обеспечена реализацией ряда предложений, направленных на раскрытие потенциала местного самоуправления, использование имеющиеся у муниципалитетов ресурсов для повышения качества жизни местного населения и повышение конкурентоспособности муниципального образования.

50
1   2   3   4   5   6   7

Глава 2. Разработка и реализация документов стратегического
социально-экономического развития Ямальского района Ямало-
Ненецкого автономного округа
2.1. Структура и этапы разработки стратегических документов
развития муниципального образования
Реализация
«Стратегии социально-экономического развития муниципального образования Ямальский район на период до 2020 г.»
84
представляет собой совокупность принципов, методов, функций и инструментов управленческого воздействия на процесс социально- экономического развития муниципального образования, применяемых органами местного самоуправления для достижения стратегических целей и приоритетов муниципального развития.
Основным инструментом реализации Стратегии являются муниципальные целевые программы, определяющих основные направления социально- экономического развития территории. Эффективное функционирование механизма реализации определяется наличием соответствующего обеспечения процесса реализации, включающего в себя нормативно-правовое, методическое, организационное, ресурсное и информационное обеспечение
85
Муниципальная программа как документ стратегического планирования, содержит комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам,
84
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Ямальский район на период до 2020 года: решение Администрации муниципального образования Ямальский район от 23.04.2009. № 26
// режим доступа: http://www.mo-yamal.ru/portal/ekonomika/eko/pcmp/294 (дата обращения 15.09.2017).
85
О порядке разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ: постановление
Администрации муниципального образования Ямальский район от 14 мая 2010 г. № 435// режим доступа: http://www.mo-yamal.ru/portal/ekonomika/eko/pcmp/294 (дата обращения 15.09.2017).; Об утверждении перечня муниципальных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета муниципального образования Ямальский район в 2011 году: постановление Администрации муниципального образования Ямальский район от 26 января 2011 г. № 6// режим доступа: http://www.mo- yamal.ru/portal/ekonomika/eko/pcmp/294 (дата обращения 15.09.2017).

51 срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивает наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования.
Основой формирования муниципальных программ является ряд принципов, которые определяют их содержание:
- соответствие долгосрочным целям и задачам, закрепленным в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования Ямальский район до 2020 года;
- максимальный охват сфер социально-экономического развития и бюджетных ассигнований местного бюджета;
- определение измеримых результатов реализации программ;
- наличие полномочий у исполнителей программ достаточных ресурсов для достижения закрепленных в программах целей;
- осуществление регулярной оценки результативности и эффективности реализации программ с целью их возможной корректировки
86
Муниципальная программа, утвержденная нормативным правовым актом
Администрации муниципального образования, может включать в себя ведомственные целевые программы и подпрограммы, содержание которых конкретизируют задачи в рамках муниципальной программы. Выделение подпрограмм определяется масштабами и сложностью задач, предусмотренных содержанием муниципальной программы.
Структура подпрограммы и требования к содержанию ее разделов аналогичны требованиям к структуре и содержанию разделов муниципальных программ, которые разрабатываются на основе положений методических рекомендаций по разработке муниципальных программ.
Ответственность за разработку и реализацию муниципальной программы возлагается на отраслевой (функциональный) орган Администрации
86
Об оценке эффективности муниципальных целевых программ и оценке результативности муниципальных и ведомственных целевых программ муниципального образования Ямальский район: постановление
Администрации муниципального образования Ямальский район от 15 марта 2011 года № 270 // режим доступа: http://www.mo-yamal.ru/portal/ekonomika/eko/pcmp/294 (дата обращения 15.09.2017).


52 муниципального образования совместно с заинтересованными отраслевыми
(функциональными) органами Администрации муниципального образования.
Первые выступают в качестве ответственных исполнителей, вторые – соисполнителей программы
87
К функциям ответственного исполнителя относятся:
- обеспечение координации деятельности в процессе разработки и реализации муниципальной программы;
- организация процесса согласования и рассмотрения проекта программы, внесение изменений в муниципальную программу;
- деятельность по привлечению средств из бюджетов федерального, окружного уровней, иных источников для реализации мероприятий муниципальной программы;
- реализация мероприятий, предусмотренных программой и их мониторинг.
Соисполнители осуществляют функции по:
- участию в разработке и реализации муниципальной программы;
- участвуют в разработке мер по привлечению финансовых средств для реализации мероприятий программы;
- реализации мероприятий муниципальной программы (подпрограммы).
- представлению ответственному исполнителю предложений о внесении изменений в подпрограмму в целях повышения эффективности ее реализации и мониторингу реализации программы.
Разработка содержания муниципальной программы или подпрограммы осуществляется в рамках строго определенной структуры, которая включает в себя несколько разделов
88
:
- паспорт муниципальной программы (подпрограммы);
87
О назначении ответственных за реализацию окружных и муниципальных целевых программ, подпрограмм в 2011 году на территории муниципального образования Ямальский район: постановление
Администрации муниципального образования Ямальский район от 31 января 2011 г. № 85 // режим доступа: http://www.mo-yamal.ru/portal/ekonomika/eko/pcmp/294 (дата обращения 15.09.2017).
88
О муниципальных программах муниципального образования Ямальский район: постановление
Администрации муниципального образования Ямальский район от 18 октября 2013 №1747 // режим доступа: http://www.mo-yamal.ru/portal/ekonomika/eko/pcmp/294 (дата обращения 15.09.2017).

53
- раздел I «Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования Ямальский район»;
- раздел II «Перечень мероприятий муниципальной программы
(подпрограммы)»;
- раздел III «Перечень целевых индикаторов и показателей муниципальной программы (подпрограммы)»;
- раздел IV «Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы (подпрограммы)».
Конкретное содержание каждого из разделов муниципальной программы должно соответствовать положениям долгосрочного планирования, закрепленным в «Стратегии социально-экономического развития Ямало-
Ненецкого автономного округа до 2020 года»
89
В паспорт муниципальной программы (подпрограммы) отражаются приоритеты общегосударственного и отраслевого развития, долгосрочные цели и задачи, а также конечные результаты реализации программы. При этом в случае наличия в рамках программы подпрограмм задачи подпрограммы должны соответствовать задачам муниципальной программы.
Формулировка цели должна быть краткой и ясной, достижимой, соответствовать критерию измеримости. При этом цель не должна содержать специальных терминов, указывать на средства и методы достижения цели, а также на иные задачи или результаты, которые являются следствиями достижения главной цели программы.
Задачи муниципальной программы (подпрограммы) должны отражать предполагаемый конечный результат реализации мероприятий, предусмотренных программой. Задачи должны быть достаточны для
89
О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития
Ямало-Ненецкого автономного округа: законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 апреля 2011. № 49-ЗАО // режим доступа: http://www.mo-yamal.ru/portal/ekonomika/eko/pcmp/294 (дата обращения
15.09.2017).


54 достижения соответствующей цели. Дублирование задач подпрограммы и задач муниципальной программы не допускается.
В паспорте программы фиксируется объем ресурсов, необходимых для реализации программы. При этом может быть указана прогнозная оценка планируемых к привлечению бюджетных средств и средств внебюджетных источников. Структура финансовых ресурсов, направляемых на реализацию муниципальной программы должна предусматривать их распределение по группам источников: «в том числе средства федерального бюджета», «в том числе средства окружного бюджета», «в том числе средства муниципального бюджета»
90
Раздел I «Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования Ямальский район», включает качественную и количественную характеристику итогов развития данной сферы, выявление потенциала развития анализируемой сферы и существующих проблем в сфере реализации муниципальной программы
(подпрограммы), сопоставление существующего состояния анализируемой сферы с состоянием аналогичной сферы в среднем по России, среди субъектов
Российской Федерации, среди муниципальных образований автономного округа (при возможности такого сопоставления).
Раздел II «Перечень мероприятий муниципальной программы» включает в себя конкретный перечень мероприятий в соответствии с задачами подпрограммы, описание и характеристику мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач подпрограммы, с распределением финансовых ресурсов по ответственным исполнителям и соисполнителям, ведомственным целевым программами подпрограммам, а также по годам реализации муниципальной программы.
90
О муниципальных программах муниципального образования Ямальский район: постановление
Администрации муниципального образования Ямальский район от 18 октября 2013 №1747 // режим доступа: http://www.mo-yamal.ru/portal/ekonomika/eko/pcmp/294 (дата обращения 15.09.2017).

55
Раздел III «Перечень целевых индикаторов и показателей муниципальной программы (подпрограммы)», предусматривает описание показателей программы, которые должны обеспечить единое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей. В этой связи в рамках формулировки содержания показателя необходимо отказаться от сложных, не имеющих четкого, общепринятого понятия показателей.
Показатели эффективности реализации муниципальной программы должны отражать количественные и качественные характеристики ее реализации, достижения целей муниципальной программы. Показатели должны:
- отражать особенности развития отдельной сферы социально- экономического развития, и быть увязанными с решением задач, предусмотренных муниципальной программой;
- иметь запланированные по годам количественные значения и качественные характеристики;
- рассчитываться на основе методик, утвержденных федеральными или региональными органами государственной власти и учитывать данные государственного статистического наблюдения
91
Система показателей реализации программ в обязательном порядке должна учитывать показатели, закрепленные в указе Президента РФ от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», содержащихся в указах Президента от 7 мая 2012 года №№ 596, 597, 598, 599,
600, 601, 602, 606», а также показатели, установленные постановлением
Губернатора автономного округа от 8 октября 2012 г. № 144-ПГ «О мерах по
91
О муниципальных программах муниципального образования Ямальский район: постановление
Администрации муниципального образования Ямальский район от 18 октября 2013 №1747 // режим доступа: http://www.mo-yamal.ru/portal/ekonomika/eko/pcmp/294 (дата обращения 15.09.2017).


56 выполнению поручений и достижению целевых показателей социально- экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа.
Для каждого целевого показателя муниципальной программы
(подпрограммы) должен быть определен вес (относительная значимость) для достижения целей муниципальной программы (подпрограммы) и задач подпрограммы по годам реализации. Сумма весов целевых показателей муниципальной программы (подпрограммы) должна быть равна 1.
В случае, если целевой показатель эффективности реализации муниципальной программы определяется на основании данных официальной статистики, необходимо дать ссылку на соответствующую форму отчетности; если является расчетным, то в данном разделе приводится методика его расчета с указанием источников получения информации о значениях целевых показателей эффективности реализации муниципальной программы. Единица измерения показателя выбирается из Общероссийского классификатора единиц измерения (ОКЕИ).
Раздел IV «Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы
(подпрограммы)» закрепляется описание предполагаемых изменений и итоговых результатов осуществления муниципальной программы. Описание ожидаемых конечных результатов реализации муниципальной программы предусматривает формулировку социально-экономического эффекта от ее реализации.
Разработка и утверждение муниципальных программ социально- экономического развития предусматривает выделение нескольких этапов и оснований для их разработки.
Первый этап. Разработка проекта перечня муниципальных программ, который определяется управлением экономики
Администрации муниципального образования Ямальский район с учетом предложений отраслевых (функциональных) органов Администрации муниципального образования. Любые изменения в перечень муниципальных программ производится на основании предложений ответственных исполнителей.

57
Второй этап. Предусматривает определение:
- наименования муниципальных программ;
- наименования ответственных исполнителей и соисполнителей муниципальных программ;
- наименования подпрограмм и ведомственных целевых программ.
Третий этап предусматривает согласование проекта муниципальной программы всеми ответственными исполнителями:
- соисполнителями;
- заместителями Главы Администрации муниципального образования
Ямальский район, координирующим и контролирующим деятельность ответственного исполнителя и соисполнителей муниципальной программы;
- управлением экономики Администрации муниципального образования
Ямальский район;
- департаментом финансов Администрации муниципального образования
Ямальский район;
- в Контрольно-Счетной палатой муниципального образования Ямальский район;
- правовым управлением Администрации, который проводит экспертизу программы на предмет соответствия требованиям действующего законодательства;
- управлением документационного и кадрового обеспечения
Администрации муниципального образования Ямальский район
92
Четвертый этап предусматривает формирование пакета документов, обеспечивающих возможность правовой и экономической оценки программы, включающий:
- проект постановления Администрации муниципального образования об утверждении муниципальной программы;
92
О муниципальных программах муниципального образования Ямальский район: постановление
Администрации муниципального образования Ямальский район от 18 октября 2013 №1747 // режим доступа: http://www.mo-yamal.ru/portal/ekonomika/eko/pcmp/294 (дата обращения 15.09.2017).