ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 566
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Валидация для того, чтобы спровоцировать адаптивную эмоцию, не должна быть похожей на мошенничество. Другими словами, если вы пытаетесь избавиться от моей проблематичной реакции, валидируя что-то другое, это говорит мне о том, что моя первичная реакция не обоснована. Вся хитрость заключается в том, чтобы при поиске адаптивной эмоции мыслить диалектически, быть способным увидеть «истину» во всех реакциях и озвучивать то, что является обоснованным в каждой эмоциональной реакции. Таким образом эмоции дифференцируются, что помогает пациенту более четко воспринимать порывы к действию и информацию, предоставляемую эмоциями. Например, Гринберг (2002) воспринимает жалобное хныканье «Почему я?» как «голос протеста» и говорит о том, что таким образом может выражаться нечеткая смесь гнева и грусти. Валидация для того, чтобы дифференцировать грусть («Конечно, вы ужасно разочаровались») и раздражение («До чего удручающая ситуация!») может изменить переживания пациента и повлечь за собой другие эмоции и самоорганизацию, когда порыв к действию, обусловленный одной эмоцией, становится доминирующим и ведет к действительному совершению действия.
Провоцирование адаптивной эмоции требует от психотерапевта убежденности в том, что первичная эмоция является адаптивной и приведет к полезным изменениям в поведении пациента. Психотерапевт должен противостоять искушению помочь пациенту избежать переживания грусти или отчаяния. Первичные эмоции похожи на «прожектор, который включается для того, чтобы показать нам, что проблема требует внимания» (Greenberg, 2002). Когда эмоция четко осознается, действие, к которому она склоняет, естественным образом используется для того, чтобы решить проблему.
«Обработка» эмоции требует времени. Как и варку картофеля, ее нельзя поторопить. Но этому можно помочь. Вы пытаетесь понять, каким образом уравновесить выражение сочувствия, поддержки и указание направления, в котором следует двигаться. Подтверждайте то, что испытывает пациент, уделяйте этому внимание, одновременно давая ясные указания о том, что делать дальше, и предлагая новые стратегии решения проблем, связанных с эмоциональными переживаниями. Предлагайте указания относительно «хода развития» эмоций, как обеспечивали бы инструкциями начинающего альпиниста, взбирающегося на крутую, технически сложную скалу. Вы видите, за что ему можно дальше хвататься, он — нет. Подскажите ему, за какой выступ схватиться, объясните, как перенести вес на левую ногу, чтобы он мог подтянуться и достать до выступа. Вам виден путь, которым ему нужно двигаться, чтобы избежать того места, где не за что зацепиться. Бессмысленно говорить пациенту о трех выступах впереди него на разной высоте — давайте указания тогда, когда он в них нуждается. Далее, если альпинист начнет паниковать, вам необходимо каким-либо образом завладеть его вниманием, несмотря на его дисрегулированное состояние. Иногда пациент настолько увязает в изолирующей, наводящей ужас уязвимости, являющейся вторичной задачей, что он или она, по сути, теряет связь с вашим к нему теплым отношением и поддержкой, иногда даже в вашем присутствии. Подобно терапевту из примера с Мией, возможно, вам понадобится убедиться, что пациент действительно ощущает, что вы хорошо к нему относитесь, и что связь между вами действительно существует, чтобы смочь вызвать достаточно адаптивную эмоцию и восстановить взаимодействие и дальнейшее обучение.
Таким образом, используя валидацию для того, чтобы вызвать у пациента адаптивную эмоцию, вы усиливаете его реакции в том контексте, в котором они отсутствовали, будучи необходимыми, помогая модулировать и видоизменять эмоцию. Валидируя сложную эмоцию, избегаемую пациентом, вы вынуждаете его более интенсивно контактировать с эмоциональным переживанием и его выражением, а также принимать и то, и другое. Это может быть резкий переход из одного состояния в другое, соединение расходящихся состояний, что является основой для изменения дезадаптивных эмоций (Greenberg, 2002). В ДПТ следует усиливать одновременно и способность эффективно менять эмоции, и способность принимать переживание эмоций.
Данные стратегии валидации подробно рассмотрены в приведенном ниже клиническом примере. Вы сможете увидеть, как попытки пациента регулировать
первичную эмоцию грусти приводят к проблемному поведению в виде самоинвалидизации, а также различные уровни валидации, ее цели, как и использование валидации в качестве спонтанной экспозиции и способа провоцирования адаптивной реакции.
КЛИНИЧЕСКИЙ ПРИМЕР: ЛАРА
ЛАРА: Мне больно, и я злюсь, но я не хочу плакать из-за Нила, понимаете? Я буду похожа на ничтожество, и мне будет хуже, понимаете? Я не хочу плакать. (Избегание чувства грусти.)
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Вы чувствуете себя хуже, когда плачете? (Дает оценку тому, каким образом избегание грустиможет быть обоснованным.)
ЛАРА: Нет, я просто хочу контролировать себя, не хочу, чтобы все валилось из рук.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Разве когда вы плачете, то неспособны контролировать себя? (Мягко ставит под сомнениеубеждение пациентки в том, что выражение грусти равнозначно потере контроля— психотерапевт мягко инвалидизирует такую точку зрения как дезадаптивную реакцию.)
ЛАРА: Я буду похожа на ничтожество. Мне нужно работать, потому что я прямо сейчас похожа на ничтожество. Я просто хочу жить дальше. (Пациентка реагирует на возражения психотерапевта более интенсивным выражением ее убеждения в том, что избегать выражения грусти необходимо.)
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Вы думаете, что прямо сейчас выглядите как ничтожество? (Снова возражает
убеждению пациентки в том, что выражение грусти проблематично, и его следует избегать.)
ЛАРА: Да. Похожа. Я устала, совсем не высыпаюсь. Час ночи, два часа, а мне нужно вставать в семь. Понимаете? А мне еще нужно вернуть Нилу его вещи.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Разве вам необходимо сделать это перед работой? (Намекает на то, что это неэффективнодля пациентки.)
ЛАРА: Я просто собираюсь это сделать. (Гневно повышает голос. Чувствует инвалидизацию — не только данного поступка,но и себя самой.)
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Лара… (Пытается блокировать интенсификацию, завладев ее вниманием.)
ЛАРА: Я собираюсь это сделать.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Лара, прекрасно, что вы собираетесь это сделать. (Выражает валидацию.)(Мягко.)Я хочу помочь вам пережить этот день. Если вам это нужно,я могу вам помочь. (Предлагает пациентке помощь в видедобровольного выбора, а не принуждения.)В чем бы я еще хотела вам помочь,так это прекратить поспешно подавлять эмоции,потому что они будут возвращаться. (Ориентирует пациентку и провоцирует альтернативную адаптивную эмоциюгрусти.)
ЛАРА: (Начинает плакать.)Зря я сегодня накрасилась, теперь все растечется по лицу. Зачем сейчас все эти эмоции, зачем мне плакать? (Переключается на самоинвалидизацию, определенное избегание.)
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Я могу предположить множество причин, по которым вам сейчас может хотеться плакать. Это похоже на естественную реакцию на происходящее, Лара. (Пятый уровень валидации, обеспечивающий контакт с раздражителем, чувством грусти, который обычно избегается.)Вам пришлось пережить столько печального и болезненного, вам причинили много боли. Вы ведь правда к нему небезразличны. (Снова облегчает переживание чувства грусти, валидируя его.)
ЛАРА: Это плохо, если он мне небезразличен. (Самоинвалидизация, вторичная реакцияв виде злости на себя, функционирующая как дезадаптивная саморегуляция чувства грусти.)
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Вы можете положиться на меня. Рассчитывайте на меня, хорошо? (Блокируетизбегание.)То, что происходит сейчас — это то, что вы сейчас делаете. Эти чувствадействительно слишком сильны, эта грусть, и ощущение «Яне хочу этого делать. Не хочу потерять контроль». Таким образомваш разум реагирует на гнев. И вы чувствуете, что немного лучше контролируете ситуацию, и что чувстване настолько завладевают вами, гнев помогает вам. (Валидирует эффективностьсуществующих мыслей и эмоций.)
Таким образом, можно попробовать обратить большевнимания на грусть, и я вам помогу. Потом я помогу вам избавиться от этого чувства,и после сессии вы сможете идти и делать то, что вам нужно,вернуть его вещи, и таким образом почувствовать, что управляете ситуацией. (Ориентирует.)
ЛАРА: Но разве можно чувствовать себя достаточно хорошо, чтобы идти на работу, когда ты устал, и прочая, и прочая?
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Хм, вы не будете чувствовать себя прямо так уж хорошо, но…
ЛАРА: Я потеряю эту работу. (Для данной пациентки ощущение безнадежности является частой вторичнойреакцией, служащей для избегания.)
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Это очень безнадежная мысль. (Обозначает эмоцию для того, чтобы дистанцироватьсяот данной мысли и блокировать избегание.)
ЛАРА: Ну, так и произойдет, потому что я плохо выполняю свои обязанности. Я плохо работала в воскресенье.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Я понимаю. Что же случилось? (Поскольку у пациентки присутствуют определенные проблемына работе, психотерапевту нужно работать над вторичной терапевтической задачей, которая в данном случае заключается в оценкевероятности наступления кризиса, а также того, есть ли необходимость сменить приоритетыдля данной конкретной сессии.)
ЛАРА: Я просто чувствовала себя неуверенно. Мне было больно, и я не могла собраться с мыслями и делать то, что нужно.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Что же, получается, здесь три очень сложных аспекта — ощущение неуверенности, неспособность собраться с мыслями и неспособность выполнять функции на работе.
ЛАРА: У меня было такое ощущение, что у меня не осталось никакого уважения к себе, а ведь оно было раньше. Я его больше не чувствовала.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Хорошо, но есть ли у вас какие-то конкретные указатели на то, что вы действительно плохо работали в тот день? Или это были просто ощущения…
ЛАРА: Я работала с коллегой, и мне так тяжело было с ним… Нет, я знаю, что мой начальник хорошо ко мне относится, но я не могу работать!
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Хорошо. (Приходит к выводу, что нет угрозы наступления кризиса, поэтому возвращается к работе над переживаниеми выражением грусти без сопутствующего ей избегания.)С этим-то мне и хочетсявам помочь, потому что мне кажется, что если вы позволите себе немого больше временигрустить, это может помочь вам управлять этим ощущением, и вы тогда сможете с ним справляться.(Переориентирует пациентку на выполнение спонтанной экспозиции для того, чтобы облегчитьрегуляцию эмоций.)
Что-то происходит, вы подходите к этому, а затем убегаете— у вас никогда нет возможности пройти мимо этого.
ЛАРА: Но я же сейчас плачу, разве нет?
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Вы плачете. (Мягко.)Получается, что вам очень больно.
ЛАРА: Да.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Да. Расскажите мне об этом. (Использование валидации первого уровня для того, чтобы снова продемонстрироватьпациентке раздражитель для применения спонтанной экспозиции.)
ЛАРА: Ну, эта боль связана с пониманием того, что этот человек плохо ко мне относится, и я не могу быть с ним. Мы с ним не будем вместе.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: И что вы чувствуете, когда думаете о том, что не будете с ним вместе? (Мягко настаивает на концентрации на ощущении грусти.)
ЛАРА: Мне грустно, но в то же время я чувствую и определенное облегчение.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Правда? Вы чувствуете и то, и другое?
ЛАРА: Да.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: И что еще вы чувствуете, когда думаете о том, что не будете с ним вместе? (Продолжает мягко настаивать на концентрации на ощущении грусти.)
ЛАРА: Одиночество.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Да.
ЛАРА: Как женщина я ничего не стою.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Да.
ЛАРА: Вы понимаете меня?
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Давайте обратим на это внимание. (Чувствует, что ощущение одиночества являетсяважной первичной реакцией, вероятно адаптивной, и фокусирует внимание на данном переживании.)
ЛАРА: Но это не так. Я знаю, знаю, что могу быть лучше него.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Мм. Хмм. Получается, что-то такое вы предпринимаете для того, чтобы поддерживать ощущение, что вы контролируете ситуацию… Говорите себе, что знаете, что все будет лучше, чем сейчас. (Подчеркивает вторичную реакцию в виде мысленного встречного доказательства.)И вы знаете, что то, что вы говорите, не совсем правда.
ЛАРА: Я действительно стараюсь не злиться на себя, что часто случается с женщинами, которые остаются с мужчинами, которые не очень хорошо обращаются с ними.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Значит, следует обратить внимание на чувство одиночества. Что же — получается, у вас никого нет. (Возвращается к раздражителю.)
ЛАРА: У меня есть друзья. (Избегание.)
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Да, но мы говорим об отношениях с мужчинами. (Снова возвращается к раздражителю.)
ЛАРА: Меня звали на свидания. Завтра вечером мне предлагали встретиться. (Избегание.)
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Что же, хорошо.
ЛАРА: Это не проблема, но я не хочу прямо сейчас с кем-то встречаться.