Файл: Ивановой Екатериной Петровной (Ф. И. О.) 4 курса группы б1 (номер группы) Основная профессиональная образовательная программа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мероприятие “Доброта вокруг нас” проводилось в форме квест-игры и было посвящено неделе добра в начальных классах. Учащиеся разгадывали небольшие ребусы, отвечали на вопросы, вспоминали добрые слова, взаимодействовали друг с другом работая в группе. Мероприятие было направлено на умение употреблять вежливые слова, максимальное следование этическим нормам поведения, общения между сверстниками, а также формированию коллективизма и сплочённости между обучающимися.
Далее приближался праздник 8 марта. В честь этого праздника мы также решили провести мероприятие в формате праздника с приглашёнными мамами и бабушками. Целью мероприятия было поздравить мам и бабушек с приближающимся праздником, а также развивать творческие навыки учащихся. Обучающиеся тщательно готовились, для этого они заучили короткие четверостишия для мам и бабушек, заучили песню и нарисовали портреты своих мам. В ходе мероприятия также был включен элемент общего труда, обучающиеся по очереди рисовали общий портрет мамы. В конце мероприятия дети совместно поздравили главных женщин и подарили им заранее заготовленные открытки.
Обучающиеся заканчивали обучению по главной книге “Букварю” в честь этого мы организовали праздник “Прощание с Букварём”. Дети применили важные навыки полученные при работе с букварём, навыки чтения и заучивания стихотворений, также обобщили основные данные о букваре и показали свои знания. Также были приглашены сказочные жители Кикимора, Леший и Водяной, пытающиеся запутать обучающихся, но учащиеся показали правильные навыки чтения стихотворений и знания различных слов с правильным правописанием. Праздник прошёл в лёгкой дружеской ноте, закрепив знания обучающихся.
Внеурочное мероприятие “Вместе сделаем этот мир чище!” был проведён в формате игры. Целью мероприятия было также сплотить обучающихся, воспитывать грамотность, вежливость и любовь к природе посредством включения полученных знаний. Учащиеся разгадывали различные загадки, коллективно отвечали на поставленные вопросы, а также работали в небольших группах решая общую задачу.
“Я - лидер” - мероприятие направленное на выявление лидера, было проведено в формате тренинга. Тренинг -
форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Для этого мероприятия мы сделали общий круг из стульев и учащиеся находились в постоянном зрительном контакте. Учащиеся активно коммуницировали и выполняли различные творческие задания, как совместно, так и по одиночке. Главным элементом этого занятия было то, что в различных упражнениях необходимо было избрать лидера, либо же обучающиеся сами предлагали свою кандидатуру. Наиболее активными оказались Ирина М., Вадим В., Ратмир М.
Последнее проведённое мероприятие было создано с наибольшей степенью сплотить обучающихся и проведено в формате тренинга. Важным моментом тренинга был тактильный контакт между учащимися. В ходе тренинга был образован общий круг из участников тренинга, где учащихся поделили по парам и было проведено упражнение “Биг - мак”, в котором необходимо выбирать словосочетания, где одно слово не употребляется без другого. В конце тренинга учащиеся писали пожелания друг другу.
Использование внеурочных мероприятий положительно влияло на общую атмосферу в классе и на взаимоотношения между обучающимися. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это позволяло детям почувствовать класс более сплочённым и дружным.
2.3 Повторная диагностика уровня сформированности межличностных отношений младших школьников.
На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика уровня межличностных отношений младших школьников. Использовались те же диагностические материалы, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Для большей эффективности исследования мы видоизменили вопросы социометрии Дж. Морено. Далее составили социоматрицу по каждому из вопросов и подсчитали количество выборов по каждому ученику (Приложение 5).
Вопрос 1. Кому из детей в классе ты написал бы поздравительную открытку?
Вопрос 2. Ты переходишь в новый класс. Кого оставишь в старом классе?
Рис 5. Социограмма к вопросу №1:
“Кому из детей в классе ты написал бы поздравительную открытку?”
Рис 6. Социограмма к вопросу №2:
“Ты переходишь в новый класс. Кого оставишь в старом классе?”
Интерпретация результатов осталась та же.
Анализируя социограмму №5 можно сделать выводы, что в классе нет изолированных учащихся. Лидером осталась также Ирина М. Осталось число пренибрегаемых, в количестве трёх человек - Марсель М., Аделина Н., Ямиля Х. Все остальные относятся к предпочитаемым.
Последний вопрос анкеты имеет противоположное значение. Ученики, набравшие максимальное количество выборов, в данном случае занимают положение «отрицательных» лидеров. В нашем случае остались также Алина В. и Залия И.
Обобщив результаты по каждому вопросу анкеты, получилось следующее:
-
«Звезды» –1 человек (6%); -
«Предпочитаемые» –12 человек (72%); -
«Принятые» –4 человек (22%); -
«Изолированные» –0 человек (0%).
Сравнивая полученные данные в ходе констатирующего эксперимента и контрольного эксперимента социометрии Дж. Морено можно сделать следующие выводы: количество лидеров осталось неизменным, количество предпочитаемых увеличилось на 19%, количество принятых уменьшилось на 13%, количество изолированных учащихся сошло к нулю.
Для анализа психологического климата мы воспользовались картой-схемой А.Н. Лутошкина (Приложение 2) была выявлена средняя степень благоприятности социально-психологического климата. Данные, полученные в ходе проведения исследования, представлены в таблице:
Таблица 4
Результаты диагностики по методике А.Н. Лутошкина
№ | ФИ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Всего |
1 | Абубакиров Ильгам | 3 | 3 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 | 13 |
2 | Валитова Алина | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 9 |
3 | Валитов Вадим | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 24 |
4 | Ибрагимова Гулюза | 3 | 0 | 2 | 1 | -1 | 1 | 1 | 3 | 0 | 0 | 10 |
5 | Исанова Залияя | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 |
6 | Киленбаева Алия | 2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 3 | 1 | 0 | 12 |
7 | Курбанаева Гульназ | 2 | 2 | 3 | 0 | 1 | 1 | 2 | 2 | 0 | 0 | 13 |
8 | Курбанаев Марат | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 12 |
9 | Лапин Максим | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 7 |
10 | Маннанов Ратмир | 1 | 2 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 10 |
11 | Минибаев Марсель | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 7 |
12 | Муратова Ирина | 3 | -2 | -2 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | -1 | 1 | 0 |
13 | Нарбикова Аделина | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 17 |
14 | Сусанина Оксана | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 1 | 3 | 0 | 0 | 8 |
15 | Хайбуллина Ямиля | 1 | 2 | 1 | 3 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 8 |
16 | Халитов Эльдар | 2 | 1 | 0 | 3 | 0 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 9 |
17 | Шарипов Ильяс | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 1 | 3 | 19 |
Итого | 34 | 23 | 13 | 18 | 8 | 13 | 20 | 21 | 12 | 13 | 175 |
Исходя из данных в таблице, можно увидеть, что 12% обучающихся в классе имеют высокую степень благоприятности социально-психологического климата. Результаты около 66% детей показали, что в классе преобладает средний уровень благоприятности в коллективе. 22% результатов говорят о том, что в классе преобладает низкая благоприятность социально-психологического климата.
Обобщив полученные данные в ходе констатирующего эксперимента и контрольного эксперимента по методике А.Н. Лутошкина можно сделать выводы, что высокая степень благоприятности осталась на том же уровне (12%), средняя степень благоприятности увеличилась на 18%, низкая благоприятность социально-психологического климата уменьшилась на 19%.
Последней проведённой диагностикой на контрольном уровне являлась методика В.С. Ивашкина, В.В.Онуфриевой. Результаты последней диагностики показали, что в классе преобладает средний уровень психологического климата. Собранные данные представлены в таблице, а также произведены необходимые вычисления:
Таблица 2
Результаты диагностики по методике В.С. Ивашкина, В.В.Онуфриевой
№ | Фамилия Имя | а | б | в | Всего |
1 | Абубакиров Ильгам | 3 | 4 | 5 | 12 |
2 | Валитова Алина | 3 | 3 | 2 | 8 |
3 | Валитов Вадим | 5 | 2 | 3 | 10 |
4 | Ибрагимова Гулюза | 4 | 2 | 5 | 11 |
5 | Исанова Залия | 3 | 5 | 1 | 9 |
6 | Киленбаева Алия | 1 | 1 | 5 | 7 |
7 | Курбанаева Гульназ | 2 | 4 | 4 | 10 |
8 | Курбанаев Марат | 5 | 5 | 1 | 11 |
9 | Лапин Максим | 1 | 3 | 5 | 9 |
10 | Маннанов Ратмир | 5 | 5 | 5 | 15 |
11 | Минибаев Марсель | 5 | 5 | 1 | 11 |
12 | Муратова Ирина | 5 | 4 | 5 | 14 |
13 | Нарбикова Аделина | 3 | 5 | 5 | 13 |
14 | Сусанина Оксана | 4 | 2 | 4 | 10 |
15 | Хайбуллина Ямиля | 3 | 5 | 4 | 12 |
16 | Халитов Эльдар | 5 | 2 | 5 | 12 |
17 | Шарипов Ильяс | 2 | 2 | 3 | 7 |
Итого | 59 | 50 | 63 | 181 |
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, можно сделать выводы, что использование внеурочных мероприятий формирует позитивные межличностные отношения в коллективе младших школьников и способствует формированию благоприятного микроклимата в классе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования межличностных отношений остается актуальной в психологии. Период младшего школьного возраста психологи называют вершиной детства. Дети постепенно утрачивают детскую простоту в поведении, появляется иная логика мышления. Значимой деятельностью становится учение. В школе ребенок получает не только новые знания, умения, но и определенный статус. Меняются его интересы, ценности, весь уклад жизни. Работа над темой исследования позволила убедиться в том, что межличностные отношения младших школьников –основная воспитательная задача учителя начальных классов.
В представленной работе выявлена сущность и специфика понятия «межличностные отношения», их особенности, а также представлены формы организации внеурочной деятельности. Во время проведения опытно-поисковой работы были подобраны и описаны методики диагностирования межличностных отношений младших школьников. Выявлен уровень сформированности межличностных отношений младших школьников.
На констатирующем этапе исследования на основе анализа психолого-педагогической литературы были выделены следующие критерии для изучения качества межличностных отношений:
–уровень благополучия взаимоотношений;
–уровень психологического климата.
С учетом выделенных критериев были подобраны диагностические методики:
–социометрия Дж. Морено;
–карта-схема А.Н. Лутошкина;
–психологический климат классного коллектива (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева).
Задача проектировочной работы состояла в выявлении и повышении уровня межличностных отношений в классе посредством внеурочной деятельности.
После проведения диагностических исследований был разработан комплекс мероприятий, направленный на повышение уровня сформированности межличностных отношений младших школьников посредством внеурочной деятельности.