Файл: Ивановой Екатериной Петровной (Ф. И. О.) 4 курса группы б1 (номер группы) Основная профессиональная образовательная программа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мероприятие “Доброта вокруг нас” проводилось в форме квест-игры и было посвящено неделе добра в начальных классах. Учащиеся разгадывали небольшие ребусы, отвечали на вопросы, вспоминали добрые слова, взаимодействовали друг с другом работая в группе. Мероприятие было направлено на умение употреблять вежливые слова, максимальное следование этическим нормам поведения, общения между сверстниками, а также формированию коллективизма и сплочённости между обучающимися.

Далее приближался праздник 8 марта. В честь этого праздника мы также решили провести мероприятие в формате праздника с приглашёнными мамами и бабушками. Целью мероприятия было поздравить мам и бабушек с приближающимся праздником, а также развивать творческие навыки учащихся. Обучающиеся тщательно готовились, для этого они заучили короткие четверостишия для мам и бабушек, заучили песню и нарисовали портреты своих мам. В ходе мероприятия также был включен элемент общего труда, обучающиеся по очереди рисовали общий портрет мамы. В конце мероприятия дети совместно поздравили главных женщин и подарили им заранее заготовленные открытки.

Обучающиеся заканчивали обучению по главной книге “Букварю” в честь этого мы организовали праздник “Прощание с Букварём”. Дети применили важные навыки полученные при работе с букварём, навыки чтения и заучивания стихотворений, также обобщили основные данные о букваре и показали свои знания. Также были приглашены сказочные жители Кикимора, Леший и Водяной, пытающиеся запутать обучающихся, но учащиеся показали правильные навыки чтения стихотворений и знания различных слов с правильным правописанием. Праздник прошёл в лёгкой дружеской ноте, закрепив знания обучающихся.

Внеурочное мероприятие “Вместе сделаем этот мир чище!” был проведён в формате игры. Целью мероприятия было также сплотить обучающихся, воспитывать грамотность, вежливость и любовь к природе посредством включения полученных знаний. Учащиеся разгадывали различные загадки, коллективно отвечали на поставленные вопросы, а также работали в небольших группах решая общую задачу.

“Я - лидер” - мероприятие направленное на выявление лидера, было проведено в формате тренинга. Тренинг -
форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Для этого мероприятия мы сделали общий круг из стульев и учащиеся находились в постоянном зрительном контакте. Учащиеся активно коммуницировали и выполняли различные творческие задания, как совместно, так и по одиночке. Главным элементом этого занятия было то, что в различных упражнениях необходимо было избрать лидера, либо же обучающиеся сами предлагали свою кандидатуру. Наиболее активными оказались Ирина М., Вадим В., Ратмир М.

Последнее проведённое мероприятие было создано с наибольшей степенью сплотить обучающихся и проведено в формате тренинга. Важным моментом тренинга был тактильный контакт между учащимися. В ходе тренинга был образован общий круг из участников тренинга, где учащихся поделили по парам и было проведено упражнение “Биг - мак”, в котором необходимо выбирать словосочетания, где одно слово не употребляется без другого. В конце тренинга учащиеся писали пожелания друг другу.

Использование внеурочных мероприятий положительно влияло на общую атмосферу в классе и на взаимоотношения между обучающимися. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это позволяло детям почувствовать класс более сплочённым и дружным.

2.3 Повторная диагностика уровня сформированности межличностных отношений младших школьников.

На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика уровня межличностных отношений младших школьников. Использовались те же диагностические материалы, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Для большей эффективности исследования мы видоизменили вопросы социометрии Дж. Морено. Далее составили социоматрицу по каждому из вопросов и подсчитали количество выборов по каждому ученику (Приложение 5).

Вопрос 1. Кому из детей в классе ты написал бы поздравительную открытку?

Вопрос 2. Ты переходишь в новый класс. Кого оставишь в старом классе?




Рис 5. Социограмма к вопросу №1:

Кому из детей в классе ты написал бы поздравительную открытку?”



Рис 6. Социограмма к вопросу №2:

Ты переходишь в новый класс. Кого оставишь в старом классе?”

Интерпретация результатов осталась та же.

Анализируя социограмму №5 можно сделать выводы, что в классе нет изолированных учащихся. Лидером осталась также Ирина М. Осталось число пренибрегаемых, в количестве трёх человек - Марсель М., Аделина Н., Ямиля Х. Все остальные относятся к предпочитаемым.

Последний вопрос анкеты имеет противоположное значение. Ученики, набравшие максимальное количество выборов, в данном случае занимают положение «отрицательных» лидеров. В нашем случае остались также Алина В. и Залия И.

Обобщив результаты по каждому вопросу анкеты, получилось следующее:

  • «Звезды» –1 человек (6%);

  • «Предпочитаемые» –12 человек (72%);

  • «Принятые» –4 человек (22%);

  • «Изолированные» –0 человек (0%).

Сравнивая полученные данные в ходе констатирующего эксперимента и контрольного эксперимента социометрии Дж. Морено можно сделать следующие выводы: количество лидеров осталось неизменным, количество предпочитаемых увеличилось на 19%, количество принятых уменьшилось на 13%, количество изолированных учащихся сошло к нулю.

Для анализа психологического климата мы воспользовались картой-схемой А.Н. Лутошкина (Приложение 2) была выявлена средняя степень благоприятности социально-психологического климата. Данные, полученные в ходе проведения исследования, представлены в таблице:

Таблица 4

Результаты диагностики по методике А.Н. Лутошкина



ФИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Всего

1

Абубакиров Ильгам

3

3

0

2

1

0

0

1

1

2

13

2

Валитова Алина

2

1

0

1

0

1

1

0

1

2

9

3

Валитов Вадим

3

3

2

2

2

2

2

3

2

3

24

4

Ибрагимова Гулюза

3

0

2

1

-1

1

1

3

0

0

10

5

Исанова Залияя

0

2

0

0

0

0

1

1

1

1

6

6

Киленбаева Алия

2

2

1

1

0

1

1

3

1

0

12

7

Курбанаева Гульназ

2

2

3

0

1

1

2

2

0

0

13

8

Курбанаев Марат

3

2

1

1

2

0

1

1

0

1

12

9

Лапин Максим

1

1

0

1

0

1

1

1

1

0

7

10

Маннанов Ратмир

1

2

2

0

1

1

1

0

1

1

10

11

Минибаев Марсель

2

1

0

0

0

0

2

1

1

0

7

12

Муратова Ирина

3

-2

-2

0

0

1

0

0

-1

1

0

13

Нарбикова Аделина

3

2

2

1

1

1

1

3

2

1

17

14

Сусанина Оксана

1

0

0

1

0

2

1

3

0

0

8

15

Хайбуллина Ямиля

1

2

1

3

0

0

0

1

0

0

8

16

Халитов Эльдар

2

1

0

3

0

0

2

0

1

0

9

17

Шарипов Ильяс

2

1

3

1

1

1

3

3

1

3

19


Итого

34

23

13

18

8

13

20

21

12

13

175


Исходя из данных в таблице, можно увидеть, что 12% обучающихся в классе имеют высокую степень благоприятности социально-психологического климата. Результаты около 66% детей показали, что в классе преобладает средний уровень благоприятности в коллективе. 22% результатов говорят о том, что в классе преобладает низкая благоприятность социально-психологического климата.

Обобщив полученные данные в ходе констатирующего эксперимента и контрольного эксперимента по методике А.Н. Лутошкина можно сделать выводы, что высокая степень благоприятности осталась на том же уровне (12%), средняя степень благоприятности увеличилась на 18%, низкая благоприятность социально-психологического климата уменьшилась на 19%.

Последней проведённой диагностикой на контрольном уровне являлась методика В.С. Ивашкина, В.В.Онуфриевой. Результаты последней диагностики показали, что в классе преобладает средний уровень психологического климата. Собранные данные представлены в таблице, а также произведены необходимые вычисления:

Таблица 2

Результаты диагностики по методике В.С. Ивашкина, В.В.Онуфриевой



Фамилия Имя

а

б

в

Всего

1

Абубакиров Ильгам

3

4

5

12

2

Валитова Алина

3

3

2

8

3

Валитов Вадим

5

2

3

10

4

Ибрагимова Гулюза

4

2

5

11

5

Исанова Залия

3

5

1

9

6

Киленбаева Алия

1

1

5

7

7

Курбанаева Гульназ

2

4

4

10

8

Курбанаев Марат

5

5

1

11

9

Лапин Максим

1

3

5

9

10

Маннанов Ратмир

5

5

5

15

11

Минибаев Марсель

5

5

1

11

12

Муратова Ирина

5

4

5

14

13

Нарбикова Аделина

3

5

5

13

14

Сусанина Оксана

4

2

4

10

15

Хайбуллина Ямиля

3

5

4

12

16

Халитов Эльдар

5

2

5

12

17

Шарипов Ильяс

2

2

3

7


Итого

59

50

63

181


Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, можно сделать выводы, что использование внеурочных мероприятий формирует позитивные межличностные отношения в коллективе младших школьников и способствует формированию благоприятного микроклимата в классе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема формирования межличностных отношений остается актуальной в психологии. Период младшего школьного возраста психологи называют вершиной детства. Дети постепенно утрачивают детскую простоту в поведении, появляется иная логика мышления. Значимой деятельностью становится учение. В школе ребенок получает не только новые знания, умения, но и определенный статус. Меняются его интересы, ценности, весь уклад жизни. Работа над темой исследования позволила убедиться в том, что межличностные отношения младших школьников –основная воспитательная задача учителя начальных классов.

В представленной работе выявлена сущность и специфика понятия «межличностные отношения», их особенности, а также представлены формы организации внеурочной деятельности. Во время проведения опытно-поисковой работы были подобраны и описаны методики диагностирования межличностных отношений младших школьников. Выявлен уровень сформированности межличностных отношений младших школьников.

На констатирующем этапе исследования на основе анализа психолого-педагогической литературы были выделены следующие критерии для изучения качества межличностных отношений:

–уровень благополучия взаимоотношений;

–уровень психологического климата.

С учетом выделенных критериев были подобраны диагностические методики:

–социометрия Дж. Морено;

–карта-схема А.Н. Лутошкина;

–психологический климат классного коллектива (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева).

Задача проектировочной работы состояла в выявлении и повышении уровня межличностных отношений в классе посредством внеурочной деятельности.

После проведения диагностических исследований был разработан комплекс мероприятий, направленный на повышение уровня сформированности межличностных отношений младших школьников посредством внеурочной деятельности.