ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 1853
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
92
Глава 6
последствиями для эффективности распределения ресурсов. Приведем пример.
Предположим, что правительство решило защитить интересы малоимущих граж- дан, введя «потолок цены» на молоко. Это значит, что законодательным образом устанавливается цена, дороже которой запрещается продавать молоко. Если эта цена установлена ниже равновесной, то такая политика приведет к дефициту мо- лока на рынке.
По цене, установленной ниже равновесной, количество молока, которое хотят купить покупатели больше, чем то, которое хотят продать продавцы. Продавцы по- ставляют на рынок молока меньше, чем до введения «потолка цены», а покупатели хотят купить больше. Образуется дефицит. Покупатели начинают конкурировать друг с другом за ставшее редким молоко. При фиксированной цене их конкурен- ция не может вылиться в рост цены на молоко и, соответственно, в увеличение его количества на рынке. Однако отсутствие роста отпускной цены не означает, что стоимость молока для покупателей осталась неизменной, конкуренция всегда тре- бует жертв от того, кто хочет получить редкий товар прежде других. Теперь, если вы хотите молока, вам нужно объездить несколько магазинов, отстоять за ним оче- редь или оказать ценную услугу продавцу, чтобы тот оставил для вас пакет молока.
Фактическая цена молока для потребителя оказывается выше как «потолка цены», так и старой равновесной цены, так как молока на рынке стало меньше. На рис.
6.8 выделены денежные затраты – общая сумма, которую потребители тратят на покупку молока в магазине, и дополнительные не денежные затраты, которые по- требителям приходится тратить в дополнение к денежным.
Итак, в следствии правительственных мер, рынок переместился из эффектив- ной точки в неэффективную – молока теперь производится слишком мало. Ресурсы
Рис 6.8
Цена(P)
Кол-во (Q)
Предложение (S)
Спрос (D)
Хотят купить
Дефицит
Хотят продать
Потолок цены
Дополни- тельные затраты
Денежные затраты
93
Модель спроса и предложения. Рыночное равновесие общества тратятся на преодоление дефицита. Оправданна ли эта жертва, помогло ли фиксирование цены на молоко неимущим? Вряд ли. Теперь для того чтобы по- лучить молоко, нужно в дополнение к его отпускной цене потратить время на его поиск и стояние в очереди или же заплатить премию перекупщикам. Не исключена ситуация, что вместо того чтобы потреблять больше молока, бедняки будут его по- треблять меньше, так как его фактическая цена возрастет.
Советский Союз и экономика дефицита
Плановую экономику Советского Союза часто называют экономикой дефици- та. В СССР решения о том, сколько и чего производить и куда направлять, прини- мались центральным планирующим органом, а не частными предпринимателями.
Так же централизованно устанавливались и цены. Раз установленные, пересматри- вались они достаточно редко, так как это было сложно как организационно, так и политически. В результате механизм цен, уравновешивающих спрос и предложе- ние на рынках товаров и услуг, в СССР практически отсутствовал. Рост денежных доходов населения привел к тому, что цены на многие товары оказались ниже их равновесной рыночной цены. Очереди и пустые полки стали нормой жизни. То- вары уже не покупали, а «доставали», не продавали, а «выбрасывали» в продажу.
Жизненно важно было оказаться в нужное время в нужном месте. Выработалось правило: видишь очередь – сначала встань в хвост, а потом уже спроси что дают, сначала покупай, а потом уже думай, что будешь с этим делать. Большое количе- ство времени, в том числе рабочего, тратилось в очередях и в поиске нужных това- ров. В Москву из Подмосковья, а зачастую и из более дальних мест потянулись, так называемые, «колбасные поезда» – не имея возможности найти такие дефицитные товары, как колбаса, в своем городе люди приезжали за ними в Москву. Приехав, по- купали столько, сколько могли увезти. Часть продуктов портилась по дороге. Если не было возможности купить то, что ищешь, покупали то, что было, увеличивая дефи- цит других товаров. При полном отсутствии товаров в магазинах дома граждан часто были забиты постельным бельем, тканями и сервизами, купленными на всякий слу- чай, а в коридоре мог стоять второй холодильник, также приобретенный «по случаю».
Но даже в первый холодильник часто было нечего положить. Исчезнув из продажи, товары появлялись на «черном рынке» уже совсем по другим ценам. Падение цены на нефть – важнейшую статью экспорта, в начале 1980-х годов негативно повлия- ло на возможности государства закупать прежнее количество импортных товаров.
Предложение многих товаров дополнительно сократилось. К середине 1980-х годов
94
Глава 6
сложился дефицит практически всего. Чтобы хоть как-то обеспечить население ми- нимумом необходимых товаров впервые после войны были введены карточки
1
Экономические трудности вызвали политическую нестабильность. В 1991 СССР перестал существовать. Задача спасения от голода и экономического краха новых стран, образовавшихся на территории Советского Союза, легла на плечи их наци- ональных правительств. Первой рыночной реформой, предпринятой правитель- ством независимой России, возглавляемым Егором Гайдаром, была либерализация цен, то есть отказ от регулирования цен на большинство товаров и услуг с 2 января
1992 года. Решить проблему дефицита, с которой так никогда и не смогли справить- ся плановики Советского Союза, было поручено рыночным силам. Рыночные силы справились. В считанные месяцы магазины наполнились товаром. То изобилие, ко- торое мы видим сегодня на полках магазинов, во многом является следствием того, что цены получили возможность уравновешивать спрос и предложение.
6.4. налоги
В некоторых случаях государство вынужденно вмешиваться в работу рынка.
Государство – это экономический агент, предоставляющий уникальные услуги, жизненно необходимые для функционирования общества в целом. Что это за ус- луги, мы подробнее поговорим в Главе 9 нашего учебника. Для того чтобы иметь возможность работать, государству нужны деньги. Эти деньги собираются в виде налогов. Сложность построения налоговой системы заключается в том, что перед ней одновременно стоят, по крайней мере, три основных задачи:
1) собрать необходимые для государства средства и сделать это как можно дешевле;
2) справедливо
2
, с точки зрения общества, распределить тяжесть налогового бреме- ни на граждан страны;
3) минимизировать изменение стимулов экономических агентов в области произ- водства и потребления.
1
Талоны или карточки должны были быть использованы при покупке товаров на которые они выпускались вместе с деньгами. Талоны выдавались всем гражданам по месту жительства. В 1980-х годах по талонам продавались такие товары как сахар, крупы, сигареты, водка, мыло и т.д.
2 Под справедливым распределением налогового бремени может пониматься, например, то, что тот, кто больше выигрывает от оказанных государством услуг, тот и больше платит.
95
Модель спроса и предложения. Рыночное равновесие
Если с первыми двумя задачами все более или менее понятно, то последняя требует объяснения. Налоги не нейтральны. Нет такого налога, который не воздействовал бы на стимулы людей, как экономических агентов. Если налогом облагается доход, то это может повлиять на желание этот доход получать, если товар, то покупать и производить этот товар, а если имущество, то это имущество приобретать.
Давайте разберем последствия введения налогов на примере потоварного налога на рынке винтиков.
Потоварный налог
– это некая сумма, которую государство получает за каждую единицу проданного на рынке товара. Пусть ставка налога равна
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 31
t (от ан- глийского tax – налог) и плательщиком налога является продавец.
В этом случае продавец должен отдать государству t с каждого про- данного винтика. Это все равно, как если бы издержки продавца на производство каждого винтика увеличились на величину t. Рост издержек, как вы помните, ведет к сокращению предложения товара. На графике это будет выглядеть следующим образом.
В результате, из точки (P*, Q*) рынок переместился в точку (Pt, Qt). Количество винтиков на рынке упало. Цена винтика, которую платит покупатель, выросла.
Потоварный налог -- некая сумма, ко- торой государство облагает каждую единицу товара про- данную на рынке.
Рис 6.10
Рис 6.9
Цена (P)
Кол-во (Q)
Предложение (S)
P
t
Q
t
P
*
Q
*
Спрос (D)
t
Цена (P)
Кол-во (Q)
Предложение (S)
Цена покупателя
Цена продавца
Q
t
Спрос (D)
Доход государства =
Кол-во x
t
96
Глава 6
Однако, если вы посмотрите на рис. 6.10, то увидите, что та цена, которую пла- тит покупатель, это не та цена, которую получает продавец. Цена продавца ниже и отличается от цены покупателя на величину налоговой ставки t. Цена, которую теперь платит покупатель, больше той, которую он платил до введения налога, а цена, которую получает продавец, наоборот, меньше той, которую он получал. Та- ким образом, можно сказать, что несмотря на то, что налог собирается с продавца, налоговое бремя ложится как на продавца, так и на покупателя.
Доход государства от налога – это количество проданных винтиков умножен- ное на ставку налога. Графически его можно представить как площадь заштрихо- ванной фигуры на рис. 6.10.
Каким же образом введение налога мешает работе рынка? Как было уже ска- зано, после введения налога количество винтиков, продаваемых на рынке, умень- шилось. Однако издержки на производство винтиков для общества не изменились.
Все, что изменилось, это то, что теперь продавцу нужно отдавать часть своей выручки государству. Это никак не связано ни с производительностью ресурсов в этой отрас- ли, ни с их рыночной ценой. Получается, что из-за вмешательства государства про- изводится и продается на рынке недостаточное количество винтиков. Недостаточ- ное в том смысле, что польза для общества от дополнительного винтика превышает издержки на его производство, то есть появление налога мешает произвести часть товара, который имеет смысл производить. Иными словами, налог сдвигает рынок в сторону от равновесия в ущерб эффективности распределения ресурсов общества.
Что будет, если налог будет собираться не с продавца, а с покупателя? Теперь покупатель, заплатив за товар, должен будет дополнительно доплатить t за каждую единицу купленного товара. Таким образом, фактической ценой винтика для поку- пателя станет (Цена + t). Исходя из своего спроса на винтики, покупатель теперь за каждую дополнительный винтик будет готов платить на t меньше, чем до введения налога. Графически это будет выглядеть как параллельный сдвиг функции спроса вниз на величину t.
Рис 6.11
Цена (P)
Кол-во (Q)
Предложение (S)
Спрос (D)
P
t
Q
t
P
*
Q
*
t
97
Модель спроса и предложения. Рыночное равновесие
Как и в случае с налогом, который собирается с продавца, количество винтиков, которые продаются на рынке, упало. Цена, которую платит покупатель, снизилась.
Однако та цена, которую покупатель платит продавцу, не является фактической це- ной винтиков для покупателя. Фактически покупатель платит больше. Так же как и в предыдущем примере, цену покупателя и продавца разделяет ставка налога t.
Зависит ли количество винтиков, продаваемых на рынке, от того, с кого соби- рается налог? Рис. 6.13 показывает, что нет, не зависит. Соответственно от этого не зависит ни доход, который получает от данного налога государство, ни факти- ческая цена, которую вследствие налога платит покупатель и цена, которую полу- чает продавец.
Доход государства от налога – это налоговое бремя для по- купателя и продавца товара, на который начисляется налог.
Часть налогового бремени, которое ложится на продавца – это то, сколько он фактически потерял в цене товара (равновесная цена
Рис 6.12
Цена (P)
Кол-во (Q)
Предложение (S)
Спрос (D)
Q
t t
Цена покупателя
Цена покупателя
Цена продавца
Цена продавца
Доход государства =
Кол-во x
t
Рис 6.13
Цена (P)
Кол-во (Q)
Предложение (S)
Q
t
Q
*
Спрос (D)
t налоговое бремя экономического агента -- сумма налога, которая ложится на плечи данного экономиче- ского агента.
98
Глава 6
до налога минус фактическая цена продавца после налога), помноженное на ко- личество продаваемого товара. Часть налогового бремени, которое ложится на покупателя, – это то, сколько покупатель фактически «переплачивает» за товар
(фактическая цена покупателя после налога минус равновесная цена до налога), помноженное на количество продаваемого товара.
Какая часть налогового бремени ложится на плечи продавца, а какая на плечи покупателя, также не зависит от того, кто из них является плательщиком налога.
Цена покупателя
Бремя покупателя
Бремя продавца
Цена продавца
Рис 6.14
Цена (P)
Кол-во (Q)
Предложение (S)
Q
t
Спрос (D)
t налоги в РФ
3
Все существующие налоги можно разделить на две категории:
•
прямые налоги – те, которые уплачиваются непосредственно с дохода, при- были или имущества;
•
косвенные налоги – те, которые добавляются к цене товара или услуги. Уве- личивая цену товаров, эти налоги платятся с дохода не прямо, а косвенно.
к основным прямым налогам, собираемым на территории РФ относятся:
Налог на доходы физических лиц (подоходный налог). На момент написания этой главы в РФ, в отличие от большинства стран, ставка
4
подоходного налога не зави-
3
На начало 2014 года.
4
Ставка подоходного налога – процент от дохода, который нужно заплатить в виде налога.
99
Модель спроса и предложения. Рыночное равновесие села от размера дохода
5
. Если ставка растет вместе с доходом, то такой налог назы- вается прогрессивным, если падает, то регрессивным. Россияне платят «плоский» подоходный налог. Его ставка равна 13%. Базой для этого налога являются доходы физических лиц. Плательщиком чаще всего является работодатель, который выпла- чивает этот налог, вычитая его из зарплаты своих сотрудников.
Налог на прибыль организаций. Название говорит само за себя. Налогооблагае- мой базой для данного налога является прибыль организаций. Основная действую- щая ставка налога на прибыль равна 20%. Следует заметить, что налогооблагаемая прибыль может быть больше бухгалтерской прибыли, так как налоговые органы не относят к издержкам некоторые расходы компаний. В связи с этим фактическая ставка налога на прибыль может быть выше.
Взносы в Единый Пенсионный фонд, Фонд Социального Страхования, Фонд
Обязательного Медицинского Страхования начисляются и выплачиваются из заработной платы. Чаще всего плательщиком является работодатель. Эти взносы называются сборами, а не налогами, так как идут на определенные нужды. Данные взносы являются регрессивными и в общей сложности могут составить 30% от за- работной платы.
Также к прямым налогам относятся налоги на имущество физических лиц и ор- ганизаций и земельный налог.
Важным прямым налогом для наполнения бюджета РФ является налог на до- бычу полезных ископаемых (НДПИ). Плательщиками этого налога являются хозяй- ственные субъекты – пользователи недр нашей страны.
основными косвенными налогами, собираемыми на территории РФ являются:
Налог на добавленную стоимость (НДС). НДС – это налог, налоговой базой ко- торого являются проданные товары и услуги. Как и потоварный налог, описан- ный в настоящей главе, он увеличивает фактическую цену товара для покупателя и уменьшает ее для продавца. Однако вместо того чтобы собираться с конечно- го товара, как это делается в случае налога с продаж, НДС собирается на каждом
5
В конце 2013 года в государственную Думу был внесен законопроект о прогрессивном налогообложении.
Однако, согласно этому проекту, рост ставки подоходного налога должен будет коснуться только лиц с очень высокими доходами, составляющими менее половины процента населения страны.