Файл: Мария Бойко Мария Бойко.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1850

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

72
Глава 5
дется. Как профессиональный бухгалтер, Петр Петрович очень хорошо умеет счи- тать денежные потоки. Он посчитал, что его выручка составит 150 000 руб. в месяц, а издержки – 100 000 руб., плюс 30 000 руб., плюс 5000 руб. – итого 135 000 руб. в месяц. Его прибыль (выручка минус издержки) будет равна 15 000 руб. в месяц.
Петр Петрович остался доволен полученным результатом и вечером, придя с рабо- ты, сообщил жене о своем новом выгодном предприятии. К его большому удивле- нию, вместо того чтобы прийти в восторг от мужниной предприимчивости, жена задумалась и сказала, что что-то здесь не так. Петр Петрович показал ей свои рас- четы из которых следует, что то, что он получит, будет явно больше чем то, что он заплатит, и поэтому он, Петр Петрович, окажется в выигрыше. «Но ты не будешь больше каждый месяц приносить домой зарплату», – возразила ему жена. Теперь пришло время задуматься Петру Петровичу. А ведь и правда, его фактические из- держки окажутся выше чем, та денежная сумма, которую ему придется вынуть из кармана. Петр Петрович не учел стоимость своего рабочего времени, которое он будет тратить на управление бизнесом. Стоимость его времени равна той сумме, которую может принести его лучшее альтернативное использование, то есть его сегодняшняя работа бухгалтером на заводе. Если к явным, бухгалтерским, издерж- кам овощной палатки – выплатам за товар, аренду и зарплате продавца прибавить неявные – утраченную зарплату бухгалтера, то получится, что экономические из- держки Петра Петровича составят 155 000 руб. Вместо того чтобы остаться в выи- грыше, Петр Петрович окажется в проигрыше. Загрустил Петр Петрович, но делать нечего, с цифрами не поспоришь. Однако на этом история не закончилась. После очередного унылого рабочего дня Петра Петровича осенило. Если могут быть неяв- ные издержки, то может быть и неявная выручка. Положа руку на сердце, он может сказать, что за удовольствие быть сам себе начальником он готов платить 10 000 руб. в месяц. Итак, его экономическая выручка становится равна 160 000 в месяц, что на 5000 больше его экономических издержек. Он в деле! Гип-гип ура!
Таким образом, экономические издержки, на основании которых принимаются решения о производстве и от которых зависит, сколько товара будет производиться по какой цене, включают в себя явные или бухгалтерские издержки – те, которые могут быть зафиксированы в бухгалтерской отчетности в виде непосредственных вы- плат, и неявные, которые не фиксируются бухгалтерами, но тем не менее существу- ют. Из этого следует, что экономические издержки – это более широкое понятие, чем бухгалтерские и часто бывают больше их. В связи с этим, экономическая прибыль
(разница между выручкой и издержками) может быть меньше бухгалтерской.
Однако включением неявных издержек в экономические издержки дело не ограничивается. Не все альтернативные издержки следует принимать во вни- мание при принятии решения. Продолжим наш пример. После того, как Петр Пе-


73
Предложение – это издержки трович оплатил три месяца аренды и начал торговлю, оказалось, что его расчеты относительно месячных продаж были слишком оптимистичными. Продать овощей на сумму большую, чем 130 000 руб. в месяц никак не получается. Значит ли это, что Петр Петрович должен немедленно закрыть дело и вернуться на работу бухгал- тером? Хоть небольшой, но все же опыт предпринимательства научил Петра Пе- тровича, принимая любое серьезное решение, оценивать и взвешивать все плюсы и минусы, проистекающие от него. Итак, если Петр Петрович останется в бизнесе его месячные издержки за следующие 3 месяца будут:
Стоимость товара 100 000 руб.
+
Зарплата продавца 5000 руб.
+
Упущенная зарплата бухгалтера 20 000 руб.
125 000 руб.
Его выручка составит:
Проданный товар 130 000 руб.
+
Удовольствие работы на себя 10 000 руб.
140 000 руб.
То есть, в случае продолжения торговли его выручка будет превышать издержки на 15 000 руб. Это значит, что Петру Петро- вичу выгодно продолжать торговлю. Как же это получилось? Ведь прибыль, на которую он рассчитывал при выручке равной 160 000 руб. была равна лишь 5000 рублей в месяц. Обратите внимание, что принимая решение о закрытии дела в ближайшие три месяца,
Петр Петрович не стал учитывать в качестве издержек арендную плату. Неужели он, старый бухгалтер, забыл столь важную часть своих издержек? Вовсе нет. Все дело в том, что Петр Петрович уже выплатил аренду за три месяца и эти деньги потеряны для него безвозвратно. Продолжая торговать в течение последующих трех месяцев, ему не придется платить арендную плату, по- этому он и не должен ее учитывать, взвешивая выгоды и издержки от продолже- ния торговли в течение этого времени. В данном случае арендная плата является невозвратные издержки -- те издержки, кото- рые уже понесены и не могут изме- ниться вследствие наших решений.

74
Глава 5
примером невозвратных издержек
– тех издержек, которые уже понесены и не могут измениться вследствие наших решений. Закроет Петр Петрович свое дело сейчас или нет, деньги, выплаченные за аренду, к нему уже не вернутся. О них нуж- но просто забыть. Насовсем? Нет, конечно. Петр Петрович обязательно вспомнит об арендной плате, когда через три месяца к нему придет его сосед за деньгами за следующий период. Вот тогда, снова взвешивая все плюсы и минусы от своего предприятия, Петр Петрович увеличит свои ежемесячные издержки на величину аренды и примет вполне обоснованное решение не продолжать торговлю, которая стала для него убыточной.
Что стало бы с выручкой Петра Петровича, если бы он все же учитывал арен- ду в своих ежемесячных издержках в первые три месяца работы? В этом случае он принял бы решение закрыть свое дело немедленно. В каждый из этих месяцев его убытки составили бы 30 000 руб., заплаченные за аренду палатки, которой он не пользовался. Если же он продолжает работать в первые три месяца, то его ежемесячные убытки будут 30 000 руб. за аренду минус 15 000 руб. превышения выручки над остальными издержками. Итого всего 15 000 руб. Заплатив за арен- ду за первые три месяца Петр Петрович совершил ошибку, однако если он будет правильно рассчитывать будущие издержки и не закроет дело немедленно, то он сможет сократить свои потери.
Итак, экономические решения принимаются на основании не всех альтерна- тивных издержек, а только тех, которые зависят от принимаемого решения. Это бу- дущие издержки
, и сравнивать их надо с будущими выгодами. Экономика – это впередсмотрящая наука. Что было – то прошло, и не нужно принимать во внимание то, чего уже не вернуть, и плакать о пролитом молоке.
5.2. Предложение в трех видах: таблица, график, уравнение
По аналогии со спросом предложение товара может быть задано таблицей, гра- фиком или уравнением.
Пусть первые 100 кг помидор за месяц Петр Петрович готов продать по цене
50 руб. за кг, вторые – за 75 руб. за кг, третьи – за 100 руб. за кг.
1
В этом случае его предложение помидоров можно задать в виде следующей таблицы.
1
Почему большее количество помидор Петр Петрович готов продать только за большие деньги, будет объяс- нено позже.


75
Предложение – это издержки
Цена помидоров (руб./кг)
Величина предложения помидоров
Петра Петровича (кг)
50 100 75 200 100 300
Таблица 5.1
Перенесем точки из таблицы 5.1 на график и соединим их. Получим кривую предложения помидоров Петром Петровичем
2
Глядя на рисунок 5.1., мы можем заключить, что предложение Петра Петровича можно представить в виде линейной функции, где по аналогии с уравнением спроса роль независимой переменной будет играть цена, а зависимой – количество:
Кол-во = a + b
#
Цена (1)
Коэффициенты a и b можно найти также, как мы находили коэффициенты для функции спроса в Главе 4, подставив в формулу (1) значения цен и соответствую- щих им величин предложения из таблицы 5.1. В результате мы получаем следую- щую функцию предложения:
2 Конечно, соединяя точки из таблицы 5.1, мы делаем не само собой разумеющееся предположение о том, что издержки Петра Петровича на доставку на рынок дополнительного кг помидоров растут с одинаковой скоростью.
Рис 5.1
Цена
Кол-во помидоров (кг)
Предложение
100 75 50 300 200 100

76
Глава 5
Кол-во = – 100 + 4
#
Цена при Цена > 25 (2)
Кол-во = 0 при Цена ≤ 25
Уравнение (2) может многое рассказать. Во-первых, Петр Петрович не будет торго- вать помидорами при цене 25 руб. или ниже. Во-вторых, при цене помидоров выше чем
25 руб. увеличение их цены на 1 руб. увеличит величину предложения на 4 кг.
Также как и в нашем примере с функцией спроса, линейный вид функции пред- ложения – это случайность. То, что не является случайностью и всегда характерно для предложения, в каком бы виде оно не было представлено, это положительная зависимость между ценой и величиной предложения. Рост величины предложения товара в ответ на увеличение его цены называется
Законом предложения
. Да- вайте с ним разберемся.
Как говорилось выше, предложение отражает зависимость между количеством товара, которое продавцы готовы продать, и его ценой. От чего же зависит минимальная цена, за которую про- давец будет готов продать свой товар? Конечно от того сколько этот товар стоил ему самому, то есть от его издержек. А что происходит с издержками по мере увеличения количества товара, поставляемо- го на рынок? В какой-то момент они начинают увеличиваться. Для того чтобы понять, почему это происходит, вспомните закон убыва- ющей предельной производительности ресурсов из Главы 2 нашей книги. Ресурсы, которыми располагает каждый производитель, не однородны. Сна- чала используются самые производительные, то есть самые дешевые, потом менее производительные и так далее. Приведем пример. Ресурс, которым вы лично рас- полагаете как производитель, – это ваше время. За какое вознаграждение вы гото- вы пожертвовать первым часом своего времени в день? А пятым? А двенадцатым?
Альтернативные издержки каждого дополнительного часа рабочего времени – это ваше свободное время. Чем больше вы работаете, тем меньше свободного времени у вас остается, тем больше вы его цените по закону спроса и тем дороже его будете продавать. Если вы все же считаете, что и первый и двенадцатый час рабочего вре- мени вам обходится одинаково, то подумайте о том, сколько часов в день вы готовы бесплатно заниматься с младшим братом. Почему не больше? Увеличение издержек производства вслед за ростом количества товара означает, что большее количество товара будет продаваться по более высокой цене. Это и есть закон предложения.
Закон предложения -- увеличение величины предложения товара продавцом в ответ на увеличение его цены.


77
Предложение – это издержки
Предложение
5.3. изменение предложения и величины предложения
Кривая предложения отражает зависимость величины предложения товара от его цены. Поэтому при изменении цены на товар мы перемещаемся по кривой предложения. Сама кривая остается на месте.
Сдвиг кривой происходит из-за других факторов, влияющих на величину пред- ложения при данной цене. Такими факторами являются, во-первых, изменение из- держек производства и доставки товара на рынок, а во-вторых, изменение количе- ства продавцов на рынке товара.
Что происходит с предложением помидоров Петра Петровича летом, когда по- ставщики снижают их оптовую цену? Его издержки на доставку на рынок каждого дополнительного килограмма помидоров падают. Кривая предложения сдвигается вниз. Предложение растет.
Рис 5.2
Рис 5.3
Цена
Кол-во
Предложение
Цена
Кол-во
Цена
Кол-во
Предложение
Предложение'

78
Глава 5
Что произойдет с предложением помидоров Петром Петровичем, если муници- палитет города запретит движение грузового транспорта в районе, где находится его палатка? Теперь каждый дополнительный килограмм помидоров будет обхо- дится Петру Петровичу дороже, чем раньше, так как его станет дороже доставлять.
Кривая предложения сдвинется вверх. Предложение упадет.
Что произойдет с рыночным предложением помидоров в микрорайоне, если рядом с овощной палаткой Петра Петровича появится овощная палатка Василь Ва- силича? Допустим, что предложение помидор Василь Василичем можно предста- вить в следующем виде.
Цена помидоров (руб./кг)
Величина предложения помидоров Василь Василича (кг)
50 200 75 250 100 300
Таблица 5.2
Теперь предложение помидоров в микрорайоне можно представить следующей таблицей.
Цена помидоров
(руб.)
Величина предложения Петра
Петровича (кг)
Величина предложения Василь
Василича (кг)
Величина совокупного предложения (кг)
50 100 200 300 75 200 250 450 100 300 300 600
Таблица 5.3
Рис 5.4
Цена
Кол-во
Предложение '
Предложение

79
Предложение – это издержки
Как видно из таблицы 5.3 величина совокупного предложения двух продавцов по каждой цене выше чем у одного Петра Петровича. Рыночное предложение вы- растет. Кривая рыночного предложения сдвинется по направлению от начала коор- динат и станет более пологой.
Так же как и рыночный спрос, рыночное предложение является суммой ин- дивидуальных предложений продавцов. Для того чтобы его правильно построить, нужно сложить все индивидуальные величины предложения при каждом уровне цены, фиксируя цену и складывая количество.
Самое главное

Следует различать величину предложения – максимальное количество това- ра, которое продавцы готовы продать по данной цене, и предложение этого товара. Предложение товара – это совокупность всех возможных величин предложения.

Экономические издержки, на основании которых рыночные агенты прини- мают свои решения, – это будущие альтернативные издержки или все то, чем предстоит пожертвовать в результате данных решений.

Невозвратные издержки – то, что не изменяется в результате нашего решения и не должно учитываться при его принятии.

В основе предложения лежат экономические издержки продавцов.
Предложение
Петра Петровича
Совокупное предложение
Петра Петровича и Василь Василича
Рис 5.5
Цена
Кол-во помидоров (кг)
600 450 300 200 100 100 75 50


80
Глава 5

Закон предложения – увеличение величины предложения товара продавцом в ответ на увеличение его цены, предполагает положительный наклон кри- вой предложения. Закон предложения проистекает из закона убывающей предельной производительности ресурсов.

Рыночное предложение товара является суммой индивидуальных предложе- ний продавцов данного товара, точнее, величин их индивидуальных предло- жений при каждом уровне цены.

При изменении цены на товар изменяется величина предложения. При изме- нении экономических издержек продавца изменяется его предложение това- ра. При увеличении издержек предложение падает, а при снижении – растет.
Рыночное предложение изменяется также в результате изменения количе- ства продавцов на рынке: чем больше продавцов, – тем больше предложение.
Задачи к Главе 5
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31