Файл: Мария Бойко Мария Бойко.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1859

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

126
Глава 7
помните из Главы 6, доход правительства в случае ввода потоварного налога типа акциз – это ставка налога умноженная на количество товара, которое продается на рынке и, соответственно, подпадает под действие налога. Чем больше товара оста- ется на рынке после введения налога, тем больший доход получит правительство.
В каком случае сокращение предложения в виду введения налога ведет к меньшему сокращению равновесного количества? В том случае, если спрос на облагаемый на- логом товар менее эластичен. налог на окна
В качестве примера одного из самых необычных налогов в истории можно при- вести налог на окна в жилых домах, введенный в Англии в 1696 году. Не смотря на свою необычность этот налог просуществовал более 150-ти лет (он был упразд- нен лишь в 1851 г.). Он был попыткой налогообложения дохода населения, без не- обходимости измерения дохода как такового. Все просто – чем больше окон, тем богаче дом, тем соответственно богаче владелец, и тем больше он должен заплатить в казну. Кроме недоброй памяти о себе как о «налоге на свет и воздух», этот налог наложил свой отпечаток на архитектурный стиль тех времен. Стремясь сократить свое налоговое бремя, хозяева домов ворчали, но замуровывали уже существующие окна, а новые дома строили с меньшим количеством оконных проемов. Например, в некоторых домах вообще не было окон в спальнях – ночью все равно темно, так за- чем платить лишнее. До сих пор во многих английских городах можно увидеть эти архитектурные доказательства тому, что при введении налога налогооблагаемая база (то, на основании чего рассчитывается налог, в нашем случае –окна) всегда будет сокращаться, даже если данному товару сложно найти заменители.
Интересно отметить еще одно последствие введения налога на окна. Из-за того, что простые смертные стремились сократить количество окон из-за необходимости платить на них налог, многие аристократы, стремясь показать свое высокое поло- жение и достаток, наоборот увеличивали их количество, порой свыше необходимо- го. Мода на окна на чердаке под крышей и над входной дверью, характерная сейчас для многих английских и американских домов, появилась именно тогда. Это свиде- тельство того, что налоги не нейтральны, они способны изменять поведение людей, порой самым неожиданным образом.
В Главе 6 мы обсуждали то, что налоговое бремя ложится как на покупателя, так и на продавца вне зависимости от того, кто из них является фактическим пла-


127
Загадочное понятие эластичность
Доля покупателя
Доля продавца тельщиком налога. Однако мы не говорили о том, что оно для обоих одинаково.
Кто же платит больше? Тот, кому сложнее уйти с рынка и соответственно от налога.
Если эластичность предложения превышает эластичность спроса, то больше платит покупатель. Если эластичность предложения меньше эластичности спроса, то боль- ше платит продавец.
На рис. 7.18 показана ситуация введения налога, когда спрос в точке рыночного равновесия более эластичен чем предложение. Это мы можем заключить из того, что кривая спроса в точке равновесия более пологая чем кривая предложения. В ре- зультате цена, которую платит покупатель, меньше отклоняется от равновесной, чем та, которую получает продавец. На долю продавца выпадает большая часть на- логового бремени.
На рис. 7.19 налог введен на рынке товара, спрос на который менее эластичен чем предложение в точке рыночного равновесия. В результате большая доля нало- гового бремени ложится на покупателя.
Цена покупателя
Цена без налога
Цена продавца
Рис 7.18
Цена (P)
Кол-во (Q)
Предложение (S)
Спрос (D)
Цена покупателя
Цена без налога
Доля покупателя
Доля продавца
Цена продавца
Рис 7.19
Цена (P)
Кол-во (Q)
Предложение (S)
Спрос (D)

128
Глава 7
Самое главное

Эластичность одной переменной по другой измеряется как процентное изме- нение одной переменной в ответ на один процент изменения другой. Други- ми словами, эластичность – это значимость изменения зависимой перемен- ной в ответ на изменение независимой.

Эластичность спроса по цене определяется для конкретного значения цены товара. При изменении цены товара эластичность спроса по цене может так- же измениться.

Для линейного спроса характерно снижение эластичности (уменьшения зна- чения модуля показателя эластичности) по мере снижения цены товара.

В конкретной точке эластичность спроса/предложения тем больше, чем бо- лее пологой является кривая спроса/предложения в этой точке.

Увеличение цены на товар ведет к росту выручки продавца в случае неэла- стичного спроса и ее снижению в случае эластичного спроса.

Чем менее эластичны спрос и/или предложение на товар, тем большей будет амплитуда колебания цены на рынке этого товара.

Налоговое бремя от введения налога на продажи делится между покупателем и продавцом товара в зависимости от относительной эластичности их спроса и предложения по цене. Чем больше эластичность спроса по сравнению с эла- стичностью предложения, тем меньшая доля налогового бремени ложится на покупателей.

В отличие от эластичности спроса по цене, которая всегда отрицательна и эла- стичностью предложения по цене, которая всегда положительна, эластич- ность спроса по доходу может быть как положительной, так и отрицательной.
Для нормальных товаров характерно положительное значение эластичности спроса по доходу, а для инфериорных товаров – отрицательное.


129
Загадочное понятие эластичность
Задачи к Главе 7
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   31

1. На Лешином дне рождении при увеличении количества гостей в 1,5 раза ко-
личество съеденных пирожных увеличивается в 2 раза. Эластично ли коли-
чество съеденных пирожных по количеству гостей? Каково будет значение
эластичности съеденных пирожков по количеству гостей?
2. Ниже представлена таблица спроса на билеты в кино на вечерние сеансы
отдельно для студентов и их родителей из города N.
Цена билета, руб
Количество билетов, купленных студентами
Количество билетов, купленных их родителями
500 50 100 400 75 150 300 150 200 200 250 250 100 400 300
a.
Билет в кино стоит 300 руб. Посчитайте эластичность спроса обеих групп потребителей при увеличении цены билета до 400 руб. b.
Чем вы можете объяснить разницу в эластичности спроса на билеты сту- дентов и их родителей?
c.
Представьте, что целью руководства кинотеатра является максимально возможная выручка от продажи билетов. Нужно ли увеличивать цену на билеты для студентов, если возможно продавать билеты для студентов по специальной цене по предъявлению студенческого билета? Нужно ли увеличивать цену остальных билетов (если предположить, что на вечер- ние сеансы дети до 16-ти не допускаются, пенсионеры не ходят, родители школьников сидят дома и остаются только родители студентов)?
3. Вася каждый месяц тратит на развлечения 1/3 своего дохода. Петя каж-
дый месяц тратит на развлечения 3000 руб., также вне зависимости
от своего дохода. Чему равняется эластичность спроса каждого из них по
доходу, если цена развлечений не изменяется?
4. Иван Иваныч получил повышение по службе и его заработная плата увели-
чилась с 20 000 до 30 000 руб. Его потребление также изменилось, несмо-
тря на то, что цены на товары из его потребительской корзины остались

130
Глава 7
неизменными. В таблице приведены данные о его потреблении некоторых
товаров до и после повышения заработной платы:
Месячное потребление до
Месячное потребление после
Колбаса, кг
1 1,3
Картошка, кг
5 4
Помидоры, кг
3 5
Пельмени, кг
2 2
Баранина, кг
1 3
Какие из перечисленных продуктов являются для Иван Иваныча инфериор-
ными, продуктами первой необходимости и роскоши?
5. Посмотрите на рисунок 7.20 и скажите, какая кривая предложения может
иметь постоянную эластичность для всех значений Цены и Количества.
6. Посмотрите на рисунок 7.21 и скажите, какая кривая спроса может
иметь постоянную эластичность для всех значений Цены и Количества:
Цена
Цена
Цена
Кол-во
Кол-во
Кол-во
Рис 7.20
A
Б
С
Цена
Цена
Кол-во
Кол-во
Рис 7.21
A
Б


131
Загадочное понятие эластичность
7. В результате резкого скачка цен на нефть в 1973 – 1974 годах доходы стран
ОПЭК от экспорта нефти выросли в 11 раз.
a.
Что можно сказать о эластичности спроса на нефть исходя из этого факта? b.
Что произошло с доходами стран экспортеров при снижении цены на нефть? c.
Почему отдельные страны экспортеры находили выгодным для себя про- давать нефть по ценам ниже рыночных для того, чтобы увеличить свою долю на рынке?
8. Спрос на алкоголь является неэластичным, так как потребление алкого-
ля вызывает привыкание и делает сложной замену его на другие товары
при повышении цены на алкоголь. Исходя из этого обсудите эффектив-
ность налога на алкоголь, как меры направленной на сокращение его по-
требления в стране. Какие другие меры вы можете предложить?
9. Спрос на лицензионные компьютерные программы становится менее эла-
стичным в ходе успешной компании против компьютерного пиратства.
Уход с рынка дешевой пиратской продукции усложняет замену лицензи-
онного программного обеспечения в случае его подорожания. Изобразив
рынки лицензионных программ до и после компании против пиратства на
одном графике (как это сделано в гл. 7) проследите, что произойдет с ры-
ночным равновесием в обоих случаях при появлении на рынке более дешевых
компьютеров, на которых могут работать эти программы. В каком слу-
чае (до или после борьбы с пиратством) сильнее изменится цена? В каком
случае сильнее изменится количество?
10. Семья Петровых потребляет только два товара – хлеб и зрелища. Что мы
можем сказать об эластичности спроса по цене на зрелища, предъявляемо-
го Петровыми, если при повышении их цены при неизменном доходе семья
начинает меньше есть?

Глава 8
Внешние эффекты

133
Внешние эффекты
8.1. Что экономисты понимают под внешними эффектами
Принимая решение, люди обычно взвешивают все за и против. Однако стоит отметить, что они взвешивают все за и против, которые касаются только их самих.
Когда вы раздумываете о том, отправиться вам в школу пешком или поехать на ав- тобусе, вы сравниваете стоимость билета и экономию вашего времени и сил. Когда производитель решает, какое количество товара ему производить, он сравнивает издержки на его производство и то, сколько он получит за этот товар. Ни вы, ни он, не принимают во внимание те издержки или ту пользу, которую приносит ваше ре- шение третьей стороне. Залезая в набитый автобус в час пик, вы не беспокоитесь о том, что это увеличит давку и доставит неудобство другим пасса- жирам. Также не беспокоит производителя то, что в процессе про- изводства его товара в атмосферу могут выделяться вредные веще- ства, или то, что польза от его товара может быть больше, чем то, что за него заплатит потребитель, как это часто бывает с товарами, использующими новые технологии и знания. Побочный эффект от вашего действия для посторонних лиц, или внешний эффект
, не входит в ваши расчеты. При наличии внешних эффектов, кото- рые не принимаются во внимание, мы уже не можем утверждать, что рынок эффективно распределяет ресурсы общества. Если рас- сматривать интересы общества в целом, то получается, что това- ра, производство или потребление которого сопряжено с внешними эффектами, производится либо слишком много, либо слишком мало. Так, если в цене билета на автобус не учтены издержки других пассажиров от дополнительной поездки, то поездок будет слишком много, то есть в точке рыночного равновесия польза от дополнительной поездки будет меньше, чем издержки на нее. Для того чтобы понять, какое количество поездок будет оптимально, нужно искать точку равнове- сия не частных издержек, воплощенных в кривой предложения и частной выгоды, воплощенной в кривой спроса, а общественных издержек и общественной выгоды.
В данном примере с автобусом частные издержки от поездки ниже общественных, а частная выгода совпадает с общественной.
Внешний эффект побочный эффект от действия одно- го экономического агента на других экономических агентов, неучтенный тем, кто это дей- ствие совершает.