ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 1865
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
174
Глава 10 10.6. Фиксированные и переменные издержки
Представьте, что лес, в котором Михал Михалыч собирает грибы, находится не рядом с его домом и до него нужно доехать.
Издержки Михал Михалыча на дорогу составляют 200 руб. Эти издержки не зависят от того, сколько грибов он соберет, поэтому они называются фиксированными издержками
. Издержки, которые зависят от количества произведенной продукции, в дан- ном случае грибов, называются переменными издержками
Совокупные издержки, таким образом, состоят из фиксированных и переменных издержек.
Совокупные издержки =
Фиксированные издержки + Переменные издержки
или
TC = FC + VC, где
FC – фиксированные издержки (fixed costs)
VC – переменные издержки (variable costs)
Давайте посмотрим, что произойдет со средними и предельными издержками.
Количество десятков грибов
Q
Фиксиро- ванные издержки
FC
Переменные издержки
VC
Совокупные издержки
TC=FC + VC
Средние издержки
AC
Q
TC
=
Предельные издержки
MC
Q
TC
O
O
=
0 200 0
200
-
-
1 200 25 225 225 25 2
200 100 300 150 75 3
200 225 425 142 125 4
200 400 600 150 175 5
200 625 825 165 225 6
200 900 1100 183 275
Таблица 10.3
Если сравнить эту таблицу с таблицей 10.2, то можно увидеть, что появление фик- сированных издержек повлияло на средние, но не на предельные издержки Михал
Фиксированные издержки -- издержки, величи- на которых зависит от объема выпуска- емой продукции.
Переменные издержки -- издержки, величина которых не зависит от объема выпуска- емой продукции.
175
Теория фирмы. Главное решение, которое принимает фирма
Михалыча. Это вполне логично. Предельные издержки – это будущие издержки, отвечающие на вопрос о том, что будет, если мы увеличим количество продукции. Фиксированные издержки – это издержки прошлого, изменение количества продукции на них никак не влияет.
Говоря о фиксированных издержках, следует заметить, что их наличие является признаком, по которому экономисты раз- личают два периода времени, в которых решения фирмы о том, оставаться на рынке или нет, могут отличаться друг от друга.
В долгосрочном периоде фиксированные издержки отсутству- ют. Фирма может при желании бесконечно наращивать свое про- изводства, увеличивая количество сырья, рабочих, оборудования и площадей. В краткосрочном периоде у фирмы существуют фиксированные издержки, которые не зависят от количества вы- пускаемой продукции и которые фирма не может изменить, даже остановив производство.
10.7. Соотношение средних и предельных величин
Если внимательно посмотреть на средние и предельные издержки в таблице
10.3, то можно увидеть, что средние издержки сокращаются, когда они по величи- не больше предельных издержек и растут когда они меньше предельных издержек.
Это не случайность, а закономерность, следующая из определения средних и пре- дельных величин. Если к совокупности добавить величину большую, чем средняя по совокупности, то новая средняя будет больше, чем до этого. Так, если в класс к первоклашкам запихнуть десятиклассника, то средний рост детей в классе увели- чится. Рост десятиклассника в этом примере – предельная величина.
Это свойство предельных и средних величин имеет интересное следствие в слу- чае, когда предельные и средние издержки могут быть выражены в виде непрерыв- ной функции. Поскольку средние издержки убывают, когда они больше предельных и возрастают, когда они меньше предельных, то это означает, что предельные из- держки пересекают средние снизу в точке минимума средних издержек.
краткосрочный период -- период, в котором у про- давца существуют фиксированные из- держки, являющие- ся невозвратными.
Долгосрочный период -- период, в котором у продав- ца не существует фиксированных из- держек, являющих- ся невозвратными.
176
Глава 10 10.8. отдача от масштаба
Если средние издержки снижаются при увеличении количества производимой продукции, то экономисты называют это экономией от масштаба
. Если повышаются, то имеет место отрицательный эффект от масштаба
. Область, в которой средние издержки оста- ются неизменными при увеличении производства, называется обла- стью постоянной отдачи от масштаба
. Уровень производства, при котором средние издержки достигают своего минимума, называ- ется эффективным уровнем производства
. Это тот масштаб про- изводства, при котором на каждую единицу товара приходится меньше всего издержек. Необходимо запомнить, что отдача от масштаба – поня- тие технологическое, не имеющее отношение к прибыли фирмы.
Технология, предполагающая сначала экономию на масштабе, а затем отрицательную отдачу от масштаба, характерна для мно- гих видов деятельности. В связи с этим экономисты чаще всего изображают предельные и средние издержки в виде выгнутых вниз кривых. Однако это не обязательно. Вид средних и предельных из- держек зависит прежде всего от производственной функции или технологии, которую вы описываете. Что остается неизменным, так это соотношение средних и предельных издержек между собой.
Рис 10.2
Кол-во (Q)
Предельные издержки (MC)
Средние издержки (AC)
Экономия от мас- штаба возникает, когда средние из- держки снижаются при увеличении ко- личества производи- мой продукции.
отрицательный эф- фект от масштаба возникает, когда средние издержки растут при увели- чении количества производимой про- дукции.
Постоянная отда- ча от масштаба возникает, когда средние издержки не изменяются при увеличении количе- ства производимой продукции.
Эффективный уро- вень производства -- уровень производ- ства, при котором средние издержки достигают своего минимума.
177
Теория фирмы. Главное решение, которое принимает фирма откуда берется экономия на масштабе
В краткосрочном периоде экономию на масштабе, возникающую в начале про- изводственного процесса можно объяснить, наличием фиксированных издержек, которые не зависят от количества произведенной продукции. При увеличении про- изводства доля фиксированных издержек в каждой единице товара снижается, что ведет к снижению средних издержек.
Средние издержки =
+
Если мы говорим о долгосрочном периоде, в котором фиксированных издержек не существует, то экономия на масштабе определяется снижающимися с ростом вы- пуска предельными издержками. Это можно объяснить положительным эффектом от возможности специализации при увеличении объемов производства.
Отрицательный эффект от масштаба, включающийся при достижении объемов продукции определенного уровня, – это снижающаяся производительность фак- торов производства. В краткосрочном периоде она может возникать из-за тех же фиксированных издержек, которые невозможно изменить. Например, если мы хотим увеличивать производство, то при ограниченном количестве станков, настанет такой момент, когда рабочим придется работать в неудобные для них смены, за что им нуж- но будет дополнительно заплатить. В долгосрочном периоде отрицательная отдача от масштаба определяется растущими вместе с выпуском предельными издержками.
Их рост могут объяснить снижающееся качество доступных ресурсов и сложность эф- фективного внутреннего управления очень большим производством.
10.9. Зачем нужно считать предельные и средние издержки. Правило максимизации прибыли
Определив, каким образом издержки зависят от количества выпускаемой продук- ции, мы можем снова вернуться к главной задаче производителя: определить, при ка- ком количестве выпускаемой продукции прибыль будет максимальна. Напоминаю, что
Прибыль = Выручка – Издержки = Цена # Кол-во – Издержки или
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 31
Прибыль = PQ – TC
Фиксированные издержки
Переменные издержки
Количество
Количество
178
Глава 10
Любая дополнительно произведенная единица продукции увеличивает при- быль, если выручка от ее продажи больше, чем издержки на ее производство, и на- оборот. Таким образом, для того, чтобы получить максимальную прибыль нужно произвести все единицы продукции, для которых выручка от их реализации боль- ше, чем издержки на производство. То есть, производство нужно наращивать, пока издержки на производство дополнительной единицы продукции (предельные из- держки) меньше выручки от ее реализации (предельной выручки)
6
. Дополнитель- ную единицу продукции, для которой предельная выручка становится меньше пре- дельных издержек, производить уже не надо. Остается пояснить, что такое выручка от реализации дополнительной единицы продукции или, как любят говорить эко- номисты, предельная выручка. Если цена, за которую производитель продает свой товар, не зависит от количества товара, который он продает, то его предельная вы- ручка равняется цене товара. То, что производитель получает за каждый дополни- тельно проданный товар – это рыночная цена этого товара и больше ничего.
Если же издержки продавца, а вслед за ними и его предельные издержки могут быть представлены в виде непрерывной функцией, то есть мы можем разбить его продукт на мельчайшие части, то согласно правилу максимизации прибыли, при оптимальной величине выпуска предельные издержки должны быть равны пре- дельной выручке:
Предельные издержки = Предельная выручка
и
Предельные издержки
↑
Давайте проверим правило максимизации прибыли на примере все того же грибника Михал Михалыча. Пусть цена, за которую он может продать свои грибы будет равна 160 руб. за десяток. В этом случае, для того, чтобы получить максималь- ную прибыль, он должен собрать три десятка грибов и на этом остановится, потому что предельные издержки на дальнейший сбор, которые равны 175 руб. за допол- нительный десяток грибов, будут больше чем то, что он сможет получить за этот десяток на рынке (160 руб.).
6
Данное правило действует, если издержки производителя «хорошо себя ведут». Хорошее поведение издер- жек означает, что после достижения некоторого уровня производства, издержки на производство допол- нительной единицы продукции будут не меньше, чем на производство предыдущей единицы, то есть пре- дельные издержки не будут убывать. Этот принцип хорошо согласуется с большинством технологических процессов.
179
Теория фирмы. Главное решение, которое принимает фирма
Количество десятков грибов
Q
Совокупные издержки
TC
Средние издержки
AC
Q
TC
=
Предельные издержки
MC
Q
TC
O
O
=
Прибыль при 160 руб. за десяток
160Q – TC
0 200
–
–
– 200 1
225 225 25
– 65 2
300 150 75 20 3
425 142 125 55 4
600 150 175 40 5
825 165 225
– 25 6
1100 183 275
– 140
Таблица 10.4
Таблица 10.4 показывает, что наши рассуждения были верны. Максимальная прибыль, на которую может рассчитывать Михал Михалыч, равна 55 руб. и дости- гается при сборе трех десятков грибов.
Максимальная прибыль не обязательно должна быть больше нуля. В некоторых случаях наше правило максимизации прибыли указывает не на максимальную при- быль, а минимальный убыток. Так, если цена на грибы упадет до 130 руб. за десяток, то лучший результат, который сможет получить Михал Михалыч, будет убыток рав- ный 35 руб., который он получит, собирая те же 30 грибов. Чтобы проверить это, под- ставьте в формулу для расчета прибыли в Таблице 10.4 «130
#
Q» вместо «160
#
Q».
Проверить, в прибыли мы находимся или в убытке, можно и не производя вы- числений. Давайте еще раз посмотрим на определение прибыли.
Прибыль = PQ – TC
(2)
Вынеся Q за скобку получим:
PQ – TC = Q P – Q
TC ,
a k
(3)
где
Q
TC
это не что иное, как средние издержки АС
Таким образом,
Прибыль = Q(P – AC)
(4)
180
Глава 10
Из уравнения (4) следует, что если цена больше средних издержек, соответ- ствующих некому уровню производства, то при этом уровне производства прибыль больше нуля, а если меньше, то меньше нуля.
10.10. когда фиксированные издержки становятся невозвратными
Поскольку цель предпринимателя – это получение максимальной прибыли, то конечно, проект, прибыль по которому будет отрицательной, должен быть оста- новлен. Остается вопрос, когда это должно быть сделано. Представьте, что уже из- вестный вам грибник Михал Михалыч доехал до леса, когда ему позвонил сосед и сказал, что конкурирующая организация в лице бабы Маши и ее внуков завалила местный рынок грибами и обрушила цену до 130 руб. за десяток грибов. Что делать
Михал Михалычу? Он, как и мы с вами просчитал, что при такой цене на грибы он будет работать себе в убыток. Если бы он поговорил с соседом до того, как приехал в лес, то он бы предпочел свернуть все предприятие и остаться дома. Однако он не дома, а в лесу, и 200 руб. на проезд уже не вернуть. Эти фиксированные издержки в данной ситуации оказались невозвратными. Михал Михалычу нужно про них за- быть. А если он забудет о фиксированных издержках и при подсчете прибыли будет принимать во внимание только переменные издержки, то мы вернемся к табли- це 10.2 и ситуация окажется совсем другой. Средние переменные издержки, пред- ставленные в этой таблице при оптимальном максимизирующем прибыль коли- честве собранных грибов, равном трем десяткам, равняются 75, что меньше цены в 130 руб. за десяток. Это значит, что если Михил Михалыч все же пойдет собирать грибы, то он может улучшить свое положение. И правда, если он развернется, сядет на обратную электричку и отправится домой, то его убыток составят 200 руб. – раз- мер его фиксированных издержек. Если же он привезет на рынок три десятка гри- бов и продаст их по цене 130 рублей за десяток, то его убыток составит всего 35 руб.
(130
#
3 – 425 = – 35). Собирая грибы, он в данном случае сокращает свой убыток.
Как вы помните, ситуацию, в которой у продавца существуют фиксированные издержки, экономисты называют краткосрочным периодом, а когда этих издержек нет – долгосрочным. Таким образом, пока Михал Михалыч не купил билет на элек- тричку, он находится в долгосрочном периоде, а после того, как купил – уже в кра- ткосрочном.
181
Теория фирмы. Главное решение, которое принимает фирма некоторые общепринятые обозначения
Обозначения, которые использовались в этой главе, являются стандартными в эко- номических моделях. Мы будем продолжать пользоваться ими и в дальнейшем и по- этому предлагаю их запомнить.
ТС совокупные издержки (total costs)
AC средние издержки (average costs)
МС предельные издержки (marginal costs)
FC фиксированные издержки (fixed costs)
VC переменные издержки (variable costs)
MR предельная выручка (marginal revenue)
Самое главное
•
Целью производителя является получение максимально возможной прибы- ли. Именно с этой точки зрения он принимает решение о том, сколько товара ему производить.
•
Прибыль равна разнице между выручкой производителя и его издержками.
В силу этого, для того, чтобы получить максимальную прибыль производите- лю нужно произвести все единицы продукции, для которых выручка от про- дажи будет больше издержек на производство.
•
Принимая решение о том, сколько нужно производить для того, чтобы полу- чить максимальную прибыль производитель не должен учитывать фиксиро- ванные издержки, так как они являются невозвратными.
•
Для математического анализа задачи, которая стоит перед производителем, экономисты используют функцию издержек. В функции издержек общие из- держки фирмы ставятся в зависимость от количества производимой ею про- дукции. Функция издержек отражает минимальные затраты производителя на производство каждого уровня продукции.
•
Сформулированное выше правило максимизации прибыли можно перефра- зировать с помощью функции издержек следующим образом. Для получения максимальной прибыли производитель должен наращивать производство до тех пор, пока предельная выручка не станет меньше предельных издержек.
182
Глава 10
Задачи к главе 10
1. Представьте, что ваша строительная компания получила одинаковый
заказ в трех разных странах. Нужно выкопать яму в 20 м
3
. Факторами
производства для этого являются труд и капитал в виде экскаватора.
Ваш технолог предложил вам на выбор 3 различные технологии, представ-
ленные в таблице.
Труд (человек/час)
Капитал(экскаватор/час)
1 1
1 2
20 0
3 5
1\5
В странах, в которых вы работаете, цены на необходимые вам факторы
производства различаются.
Цена труда (человек\час)
Цена аренды экскаватора (за час)
Страна 1
$ 5
$ 500
Страна 2
$ 50
$ 100
Страна 3
$ 10
$ 100
a.
Какую из технологий вы выберете в каждой из стран?
b.
Чему будут равны ваши издержки в каждом случае?
2. Важным свойством производственных функций является характерная
для них отдача от масштаба. Это означает следующее. Если все факторы
производства увеличить в k раз, то увеличение выпуска в следствие этого
больше чем в k раз, означает возрастающую отдачу от масштаба
меньше чем в k раз, означает снижающуюся отдачу от масштаба
ровно в k раз, означает постоянную отдачу от масштаба
Что вы можете сказать по поводу отдачи от масштаба трех наиболее
распространенных производственных функций Q = f(X
1
, X
2
), где Q – количе-
ство произведенной продукции, а X
1
, X
2
– факторы производства.