Файл: Мария Бойко Мария Бойко.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1866

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

183
Теория фирмы. Главное решение, которое принимает фирма a.
Линейная производственная функция: Q = aX1 + bX2
b.
Леонтьевская производственная функция : Q = min {aX1 ,bX2}
c.
Производственная функция Кобба-Дугласа:
Q
aX X
1 2
=
a b
в случаях если:
+
a b
> 1,
+
a b
< 1
+
a b
= 1
3. Фирма «Веселые вязальщики» вяжет веники из материала клиентов. Един-
ственный фактор производства фирмы – это труд. Производственную
функцию фирмы можно представить в следующей таблице.
Труд
Веники
1 10 3
20 6
30 10 40 15 50
a.
Какова отдача от масштаба у «Веселых вязальщиков»?
b.
Цена единицы труда равна 100 руб. Представьте в таблице издержки фир- мы на производство 10, 20, 30, 40 и 50 веников.
c.
На основании совокупных издержек на производства веников, которые вы получили в пункте (b), посчитайте предельные и средние издержки для 10-го, 20-го, 30-го, 40-го и 50-го веников.
d.
Сколько веников будут производить «Веселые вязальщики», если цена ве- ников равна 35 руб. за штуку и внутри каждого десятка связанных веников предельные издержки одинаковы? Чему будет равна прибыль фирмы?
e.
Представьте, что у «Веселых вязальщиков» появились фиксированные из- держки, равные 200 руб., которые они тратят на аренду помещения. Чему будет равно количество связанных ими веников, если цена останется рав- ной 35 руб.? Чему будет равна их прибыль?
f.
Учитывая условия пункта ( E ), скажите, как изменится выпуск фирмы, если цена на веники упадет до 20 руб. за штуку? Что вы порекомендуете
«Веселым вязальщикам», если к моменту падения цены они уже внесли деньги за аренду и не могут забрать их назад?

184
Глава 10
4. Производственная функция фирмы «Рога и копыта» может быть выраже-
на следующей функцией: Q
5 L
=
, где L – это количество единиц труда.
a.
Найдите функцию совокупных издержек этой фирмы, если цена труда равна 100 руб. b.
Как изменится функция совокупных издержек фирмы, если для того, что- бы начать производство, «Рогам и копытам» нужно вложить 200 руб. в ка- честве фиксированных издержек, например заплатить за лицензию?
c.
Представьте издержки фирмы в виде таблицы для величин выпуска от 0 до 10 единиц.
d.
Чему будет равен оптимальный выпуск фирмы, если рыночная цена на производимый ею товар равна 60 руб.? Какова будет прибыль фирмы?
e.
Чему будет равен оптимальный выпуск фирмы, если рыночная цена уве- личится до 70 руб.?
f.
Чему будет равен оптимальный выпуск фирмы, если рыночная цена сни- зится до 50 руб.? Будут ли отличаться друг от друга долгосрочное и кра- ткосрочное решения фирмы?
5. На рисунках внизу забывчивый школьник нарисовал средние и предельные
издержки, но забыл их подписать. Исправьте его ошибку.
1.
2.
3.
Q
Q
Q


185
Теория фирмы. Главное решение, которое принимает фирма
6. Графически средние издержки в точке Q* можно представить, как тан-
генс угла
a
, образованного отрезком, проведенного к кривой совокупных
издержек в этой точке TC(Q*) и осью Х. Мы знаем, что на интересующем
нас промежутке чем больше тангенс, тем больше угол. Таким образом, чем
больше угол
a
, тем больше средние издержки при объеме производства
равном Q*.
Аналогично, предельные издержки можно представить как тангенс угла
b
,
образованного касательной к точке ТС (Q*) и осью Х.
Как будут выглядеть графики средних и предельных издержек в следующих
случаях?
α
Q
TC
TC
Q*
a
Q
TC
TC
b
Q*

186
Глава 10
7. Производственная функция, использующая два фактора производства Х
1
и Х
2
, выглядит следующим образом: Q =4Х
1
+ 2Х
2
a.
Чему будет равен предельный продукт каждого из факторов произ- водства? (Подсказка. Предельный продукт считается по тому же прин- ципу, что и предельные издержки. Так предельный продукт Х1 равен
X
Q
X
X
Q Q
1 1
1
=
-
-
O
O
l l
Если вы уже знакомы с понятием производной, то пре- дельный продукт фактора
X
dX
dQ
1 1
=
)
b.
Какой фактор производства будет использоваться, если цена и одного и дру- гого равна 10 руб.? Как будет выглядеть функция издержек в этом случае?
c.
Какой фактор производства будет использоваться, если цена Х1 вырас- тет до 30 руб., а цена другого фактора производства останется прежней?
Как будет выглядеть функция издержек?
MC
AC
MC
AC
MC
AC
TC
TC
TC
Q
Q
Q
Q
Q
Q

8
*
. Функция издержек фирмы имеет вид: TC = 2Q
2
+ 150.
a.
Чему будет равен оптимальный уровень производства и прибыль фирмы при рыночной цене на ее товар, равной 60?
b.
Каковы будут действия фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде, если рыночная цена на товар упадет до 20?
9. Небезызвестный отец Федор получил в подарок от царицы Тамары 50 000
руб. Теперь он может осуществить свою мечту и построить свечной заво-
дик. На эти деньги можно построить завод с максимальной мощностью
5000 свечей в месяц. Мы знаем, что для производства 1000 свечей в месяц
требуется 1 рабочий. Его зарплата равна 200 руб. Также на 1000 свечей
уходит воска на 100 руб. Процент в народном банке, куда бы отец Федор
мог положить свои деньги, равен 1% в месяц. Он может нанять менедже-
ром Остапа Бендера за 500 руб. в месяц, а может заняться управлением
сам, но тогда ему придется оставить приход, который в настоящее время
приносит ему 300 руб. в месяц.
a.
Заполните таблицу.
Свечи в месяц
Капитал
Админи- стративные издержки
Воск Труд
Сово- купные издержки
Средние издержки
Предельные издержки
0 1000 2000 3000 4000 5000
b.
Какие из его издержек являются переменными, а какие постоянными?
c.
Какой должна быть минимальная рыночная цена свечей, при которой отец Федор решится построить свой заводик?
187
Главное решение, которое принимает фирма


Глава 11
Невидимая рука рынка
Конкуренция как гарант эффективности

189
Невидимая рука рынка. Конкуренция как гарант эффективности
11.1 Сложная задача удержать прибыль
Одно дело – получить прибыль, совсем другое – ее удержать.
Прибыльный бизнес проект всегда привлекает конкурентов. Если сбор и продажа грибов приносит прибыль, то в скором времени по- явится много Михал Михалычей, которые будут привозить грибы на рынок. Предложение увеличится, цена грибов упадет, прибыль грибников сократится. Нашему Михал Михалычу такое развитие событий может не понравиться, зато потребители будут в восторге, они получают больше грибов по более низкой цене. Однако дан- ный механизм подразумевает одно важное условие – свободный вход на рынок для новых продавцов. Под входом на рынок мы по- нимаем возможность составить конкуренцию уже существующим на данном рынке продавцам. Не должно существовать так называемых барье- ров для входа на рынок
, которые могут помешать конкурентам поучаствовать в прибыльном предприятии. Эти барьеры бывают следующими.
1) Административные барьеры. Эти барьеры возникают по инициативе орга- нов власти в целях ограничения конкуренции на конкретном рынке. Они име- ют вид патентов, лицензий, разрешений, импортных пошлин и квот, а также негласной поддержки властями конкретных производителей.
2) Технологические барьеры. Очень высокие фиксированные издержки могут сде- лать появление нескольких фирм на рынке невыгодным. Единственная фирма, работающая на рынке в данной ситуации, получила название естественной монополии.
3)
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   31

Барьеры, возникающие благодаря неоднородному характе-
ру продукции. Если потребители воспринимают товар фирмы как отличный от других таких же товаров, которые производят конкуренты, благодаря бренду, рекламе, месторасположению и т.д., то они не будут моментально переключаться на потре- бление товара другой фирмы, если он будет дешевле.
Давайте рассмотрим ситуацию, в которой барьеры для входа на рынок полностью отсутствуют. Экономисты называют такую си- туацию рынком в состоянии совершенной конкуренции.
Барьеры для входа на рынок -- то, что может помешать новым продавцам, привлеченным при- былью, которую получают работаю- щие на рынке това- ра продавцы, войти на этот рынок.
Совершенная кон- куренция на рынке товара -- наличие на рынке товара большого коли- чества продавцов и покупателей, действия каждого из которых не мо- гут повлиять на ры- ночную цену товара, который они прода- ют или покупают.

190
Глава 11 11.2 Продавец на рынке в условиях совершенной конкуренции
На самом деле, с рынком в состоянии совершенной конкуренции мы с вами уже встречались. Когда мы обсуждали задачу, стоящую перед Михал Михалычем, мы поместили его именно на такой. Отличительная черта совершенно конкурентного рынка состоит в том, что отдельный продавец не может никоим образом влиять на цену, по которой он продает свой товар.
Для того чтобы рынок находился в состоянии совершенной конкуренции необ- ходимо выполнение следующих условий
1) Товар, который продается на рынке, должен быть однородным.
2) Как продавцов, так и покупателей должно быть много. Каждый продавец и по- купатель должны быть малы относительно размера рынка.
3) Продавцы и покупатели должны иметь возможность свободно входить на рынок и покидать его.
На совершенно конкурентном рынке продавец является цено- получателем
, так как цена на его товар определяется на рынке, на котором существует большое количество других продавцов. Если он задумает повысить цену на свой товар, то останется совсем без покупателей, так как они начнут покупать этот же товар у других.
В это же время по установившейся на рынке цене наш продавец мо-
Рис 11.1
P
Спрос на продукцию фирмы
Предложение
Спрос
P
Q
Q
Продавец
Рынок
Ценополучатель -- продавец, работаю- щий на совершенно конкурентном рын- ке товара.


191
Невидимая рука рынка. Конкуренция как гарант эффективности жет продать любое количество своего товара, так как, как вы помните, размер его фирмы очень мал относительно всего рынка. Таким образом, спрос на товар продав- ца, работающего на совершенно конкурентном рынке, абсолютно эластичен по цене.
Из вышесказанного следует, что цена на продукцию ценополучателя, не зависит от количества товара, поставляемого им на рынок. Таким образом, предельная вы- ручка фирмы, работающей в условиях совершенной конкуренции, равна цене товара.
Как вы помните, максимальная прибыль фирмы достигается при производстве ею такого количества товара, при котором производятся все его единицы, для ко- торых предельные издержки меньше предельной выручки. Вследствие этого кон- курентная фирма получит максимально возможную прибыль, если произведет все единицы товара, предельные издержки на которые меньше рыночной цены.
В случае, когда издержки, а вслед за ними и предельные издержки могут быть представлены в виде непрерывной функции, данное правило максимизации прибы- ли означает, что при оптимальной величине выпуска:
1) предельные издержки равняются цене;
2) предельные издержки возрастают.
Последнее условие нужно для того, чтобы мы оказались в точке максимума прибыли, а не в точке ее минимума. Как показано на рисунке 11.2, в точке мини- мальной прибыли производятся все единицы продукции, произвести которые стоит дороже, чем то, что за них заплатят.
Рис 11.2
P, MC
P, MC
MC
Р
Р
MC
+
+
-
-
Q
Кол-во при котором прибыль максимальна
Кол-во при котором прибыль минимальна
Q

192
Глава 11 11.3. Графическое представление задачи фирмы в условиях совершенной конкуренции
Пусть кривая средних издержек фирмы будет иметь стандартный вид. В этом случае решение задачи об определении уровня выпуска, при котором прибыль на- шей фирмы максимальна, будет выглядеть следующим образом.
Обратите внимание, что цена товара определяется на рынке. Отдельная фирма не может на нее влиять и поэтому принимает рыночную цену как данность.
Поскольку прибыль от продажи Q единиц товара равна Q(P – AC), то ее можно графически представить в виде площади прямоугольника с соответствующими сто- ронами.
На рис.11.4 показана максимально возможная прибыль фирмы, так как она по- считана в точке, в которой предельные издержки равны цене товара и возрастают.
Рыночная цена (P)
Предельные издержки (MC)
Q
P
Кол-во товара, при котором прибыль максимальна (Q*)
Средние издержки (AC)
Рис 11.3
Максимальная прибыль фирмы достигается в точке, в которой
МС = Р
Рыночная цена (P)
Предельные издержки (MC)
Q
P
Q*
Средние издержки (AC)
Рис 11.4
Прибыль = Q*(P–AC)