ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 1868
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. По каждому из перечисленных ниже товаров скажите, является ли рынок,
на котором этот товар продается совершенно конкурентным. Если нет,
то какое из условий, необходимое для совершенной конкуренции не выпол-
няется и почему?
a.
Пшеница.
b.
Нефть.
c.
Услуги курьера.
d.
Услуги репетитора e.
Шампунь.
f.
Сахар.
g.
Автомобили.
2. Представьте, что отец Федор все же нашел способ разбогатеть и запу-
стил свой свечной заводик. Его издержки выглядят следующим образом.
Кол-во свечей
(шт.)
Капитал
(руб.)
Администра- тивные из- держки (руб.)
Труд
(руб.)
Воск
(руб.)
0 10 50 0
0 100 10 50 50 10 200 10 50 60 20 300 10 50 90 30 400 10 50 180 40 500 10 50 290 50 600 10 50 420 60 700 10 50 570 70 800 10 50 740 80
Отец Федор – типичный производитель свечей. Издержки остальных про-
изводителей точно такие же, как и у него.
Функция спроса на продукцию отрасли может быть представлена сле-
дующей функцией:
Q
d
=12000 – 5000Р
202
Глава 11
a.
Каковы будут совокупные, средние и предельные издержки отца Федора?
b.
Какие издержки отца Федора относятся к переменным издержкам, а ка- кие к постоянным?
c.
Чему будут равны цена за одну свечу и количество проданных свечей в долгосрочном периоде?
d.
Сколько свечей будет производить отец Федор на своем заводике и како- ва будет его прибыль?
e.
Каким будет количество фирм на этом рынке?
f.
Правительство ввело на свечи, как на старорежимную продукцию, налог в 5 коп. со свечи. Какой будет новая цена долгосрочного равновесия?
g.
Как изменится объем производства свечей на заводике отца Федора в краткосрочном периоде? h.
Каким будет количество свечей на рынке в долгосрочном равновесии после введения налога? Что произойдет с количеством производителей свечей?
3. Согласны ли вы со следующими утверждениями? Прокомментируйте свой
ответ.
a.
«Экономисты ценят конкуренцию за то, что с ее помощью прибыль про- изводителя сводится к нулю».
b.
«Эффективное распределение ресурсов на совершенно конкурентном рынке достигается только за счет того, что все участники рынка макси- мизируют свою выгоду».
c.
«Абсолютно эластичный спрос на продукцию фирмы, работающей на со- вершенно конкурентном рынке, противоречит закону спроса».
4. Спрос и предложение на совершенно конкурентном рынке могут быть
представлены следующими функциями:
Q
d
= 500 – 4P Q
S
= –100+2P
a.
Чему будет равен минимум средних издержек предельной фирмы, рабо- тающей на данном рынке в долгосрочном равновесии?
b.
Чем можно объяснить положительный наклон долгосрочной кривой предложения?
203
Невидимая рука рынка. Конкуренция как гарант эффективности
5. Что из перечисленного в долгосрочном равновесии достигается за счет
усилий производителя, что за счет конкуренции?
a.
Равенство предельных издержек последней фирмы, вошедшей на рынок ее средним издержкам.
b.
Работа предельной фирмы в точке технологической эффективности.
c.
Работа каждой фирмы в точке максимально возможной прибыли при дан- ном уровне цены.
d.
Стремление прибыли к нулю.
6. Представьте, что рынок веников удовлетворяет всем условиям совершен-
ной конкуренции. Спрос на рынке веников может быть представлен как:
Q
d
= 1000 – 10P
В долгосрочном периоде функция издержек типичной фирмы, производя-
щей веники, следующая:
TC = 2Q
3
– 16Q
2
+ 40Q
a.
Найдите функции средних и предельных издержек типичной фирмы.
b.
Сколько веников будет производить каждая фирма?
c.
Каково будет совокупное предложение на рынке веников?
d.
Сколько фирм будет работать на этом рынке?
e.
Что измениться в ваших ответах на предыдущие вопросы, после введения потоварной субсидии на веники равной 2 руб.?
(Подсказка: предельные издержки могут быть найдены с помощью произ-
водной MC = TC'(Q))
7. Что из следующих утверждений верно для рынка в состоянии совершенной
конкуренции?
a.
Совокупное предложение на рынке может быть абсолютно эластично, в то время как спрос на продукцию фирмы, работающей на этом рынке, будет иметь положительный наклон.
b.
Совокупное предложение на рынке может быть абсолютно эластично, в то время как спрос на продукцию фирмы всегда абсолютно эластичен.
204
Глава 11
c.
Совокупное предложение на рынке всегда абсолютно эластично, в то вре- мя как спрос на продукцию фирмы может быть абсолютно эластичен.
d.
Совокупный спрос на рынке всегда абсолютно эластичен, в то время как спрос на продукцию отдельной фирмы может иметь наклон.
8. В настоящий момент рынок яблок находится в долгосрочном равновесии.
Покажите графически что произойдет на уровне предельной фирмы и рын-
ка в долгосрочном и краткосрочном периодах в следующих ситуациях.
a.
Доходы населения выросли.
b.
Цена других фруктов сократилась.
c.
Правительство ввело потоварную субсидию на яблоки.
d.
Глобальное потепление сделало выращивание яблок более дорогим заня- тием.
9. Представьте, что рынок услуг такси в городе N совершенно конкурент-
ный. В целях защиты интересов граждан мэр города решил обязать всех
таксистов проходить обязательное лицензирование. Количество лицен-
зий ограничено количеством такси, работающих на рынке на момент при-
нятия данного решения.
a.
Что произойдет со спросом на услуги такси по мере роста доходов горожан?
b.
Что произойдет с ценой на услуги такси?
c.
Что произойдет с прибылью таксистов, работающих на рынке?
d.
Кто, по вашему мнению, в первую очередь заинтересован в сохранении системы лицензирования?
e.
Сколько таксисты будут готовы заплатить за лицензии, если они каждый год будут продаваться на аукционе?
Глава 12
Это страшное слово монополия
206
Глава 12 12.1. От ценополучателя к ценоискателю
Совершенная конкуренция – это идеальный рынок. Однако, к сожалению, най- ти товары, рынки которых удовлетворяли бы всем требованиям совершенной кон- куренции, не так-то просто. Что произойдет, если хотя бы одно из этих требований не будет соблюдено? В этом случае конкуренция будет ограничена и продавец мо- жет не быть ценополучателем. То есть, теперь спрос на его продукцию уже не будет абсолютно эластичным по цене, а будет иметь отрицательный наклон. Представьте себе, что благообразный вид нашего грибника Михал Михалыча внушает доверие его постоянным покупателям. В этом случае его товар уже не точно такой же, как у конкурентов. Другими словами, товар на этом рынке больше не однороден. Если
Михал Михалыч захочет поднять цену на свои грибы, то он уже не будет рисковать тем, что все его покупатели убегут к конкурентам.
Теперь он может выбирать или назначать цену, зная, что увеличе- ние цены повлечет за собой не абсолютное прекращение, а лишь сокращение продаж. Иными словами, наш Михал Михалыч стано- вится ценоискателем
Ценоискателей также называют производителями, обладаю- щими монопольной властью
. Их власть заключается в способ- ности удерживать своих покупателей, несмотря на некоторое по- вышение цены на товар.
Ценоискатель -- продавец, который может выбирать цену, за которую продается его товар.
Монопольная власть -- способ- ность продавца увеличивать цену на свой товар и не потерять при этом всех покупателей.
Q
Q
P
P
Рис 12.1
Спрос на товар ценополучателя
Спрос на товар ценоискателя
Рыночная цена
207
Это страшное слово монополия
12.2. Задача ценоискателя
Ценоискатели, точно так же как и ценополучатели, стремятся получить макси- мальную прибыль. Однако задача, которая стоит перед ними, несколько другая, так как теперь количество товара, которое они смогут продать, зависит от его цены.
Итак, насколько вы помните из предыдущей главы, максимальная прибыль до- стигается при таком выпуске, при котором произведены все единицы товара, для которых предельная выручка больше предельных изержек.
MR $ MC
Предельные издержки ценоискателя ничем не примечательны, они могут быть точно такими же, как и предельные издержки ценополучателя. Так, предельные из- держки Михал Михалыча никак не изменились от того, что нашлись покупатели, которые выделили его из остальных продавцов. Что изменилось, так это предельная выручка. Теперь то, что фирма получает от продажи дополнительного товара, это уже не просто цена этого товара. Отрицательный наклон спроса на продукцию фирмы усложняет задачу. Если производитель хочет увеличить продажи, то ему нужно сни- зить цену, причем не только на последнюю произведенную единицу товара, но и на все остальные. То есть предельная выручка ценоискателя становится меньше цены.
Так как предельная выручка фирмы, обладающей монопольной властью, мень- ше цены товара при любом его количестве, то кривая предельной выручки такой фирмы лежит ниже кривой спроса на ее продукцию.
Q
P
P(Q)
Q
Q (Спрос)
MR (Предельная выручка)
MR(Q)
Рис 12.2
Предельная выручка от дополнительной единицы товара
Количество товара, продававшегося по старой цене
= Цена товара – Разница в цене товара
#
208
Глава 12
Добавив к нашему рисунку предельные издержки ценоискателя, мы поможем ему определить, при каком уровне выпуска его прибыль будет максимальна.
Итак, чтобы получить от своей деятельности максимальную прибыль, прода- вец, обладающий монопольной властью, будет продавать количество товара, рав- ное Q
m
, и продавать его по цене P
m
, так как эта та цена, за которую покупатели готовы купить данное количество товара
1
Чтобы на графике увидеть прибыль нашего продавца, нам нужно добавить его средние издержки.
1
Количество товара, которое производит ценоискатель, не является функцией цены. Максимизируя при- быль фирма одновременно выбирает и цену и количество товара. Таким образом, у ценоискателя нет кри- вой предложения, а есть точка.
Рис 12.3
Рис 12.4
Q
Q
P
P
P
m
P
m
AC(Q
m
)
Q
m
Q
m
D
D
AC
MC
MC
MR
MR
209
Это страшное слово монополия
Как вы помните, прибыль можно представить как разницу между ценой и сред- ними издержками, умноженную на количество купленного товара. Прибыль, ко- торую получает фирма, обладающая монопольной властью, называют «
моно- польной прибылью
». На рисунке 12.4 она равна площади заштрихованного прямоугольника.
Давайте вернемся к Михал Михалычу и посмотрим, как он будет решать свою задачу максимизации прибыли, превратившись из ценополучателя в ценоискателя.
Спрос на грибы Михалыча уже не абсолютно эластичен. Пусть его можно предста- вить в виде следующей таблицы.
Цена за десяток грибов
P
Количество десятков
Q
600 0
500 1
400 2
300 3
200 4
100 5
0 6
Таблица 12.1
Теперь мы можем рассчитать его предельную выручку и сравнить ее с предель- ными издержками:
Количество десятков грибов
Q
Цена за десяток грибов
P
Выручка
TR = PQ
Предельная выручка
MR = Q
TR
O
O
0 600 0
–
1 500 500 500 2
400 800 300 3
300 900 100 4
200 800
– 100 5
100 500
– 300 6
0 0
– 500
Таблица 12.2
210
Глава 12
Обратите внимание на выручку Михал Михалыча. Из-за того, что количество и цена движутся в разных направлениях, выручка сначала возрастает, а потом на- чинает убывать. В случае убывающей выручки предельная выручка отрицательна.
Для того чтобы понять, сколько ему нужно собирать и продавать грибов, чтобы получить максимальную прибыль, Михал Михалычу нужно сравнить свою предель- ную выручку с предельными издержками.
Количество десятков грибов
Q
Предельная выручка
MR = Q
TR
O
O
Предельные издержки
MC = Q
TC
O
O
Прибыль
TR – TC
0
–
–
0 1
500 25 475 2
300 75 700 3
100 125 675 4
– 100 175 400 5
– 300 225
– 125 6
– 500 275
– 900
Таблица 12.3
Как видно из таблицы 12.3, максимальная прибыль достигается при продаже двух десятков грибов. Так, при продаже второго десятка грибов предельная выруч- ка больше предельных издержек на сбор этого десятка, а при продаже третьего де- сятка уже нет, что уменьшает прибыль. Поскольку наш Михал Михалыч заинтере- сован в получении максимальной прибыли, он не будет тратить время и силы на сбор третьего десятка грибов. Он будет приносить на рынок 20 грибов и продавать их по 400 руб. за десяток, получая при этом прибыль равную 700 руб.
12.3. За что так не любят монополию
Являются ли два десятка грибов от Михал Михалыча эффективным количе- ством с точки зрения распределения ресурсов общества? Напоминаю, что под эф- фективным количеством мы понимаем такое количество, при котором собирают- ся и продаются все грибы, предельные издержки, на сбор которых меньше, чем их
211
Это страшное слово монополия предельная полезность для общества. Предельную полезность мы можем измерить ценой, которую покупатели готовы платить.
Количество десятков грибов
Q
Цена за десяток грибов
P
Предельные издержки
MC = Q
TC
O
O
0 600
–
1 500 25 2
400 75 3
300 125 4
200 175 5
100 225 6
0 275
Таблица 12.4
Судя по цифрам из таблицы 12.4, таким количеством является 4, а не 2 десятка грибов: предельные издержки на сбор 1-го, 2-го, 3-го и 4-го десятков грибов меньше чем цена , которую за них готовы платить покупатели, в то время как в случае 5-го десятка это уже не так . Итак, получается, что обладая монопольной властью, Михал
Михалыч собирает и продает неэффективно мало грибов.
К сожалению, это не частный случай, а правило. Производители, обладающие монопольной властью, производят неэффективно мало товара. В этом и именно в этом основная проблема монополии. Высокие цены, которые видит покупатель, – лишь следствие того. Представьте, что конкурентная доселе отрасль, монополизи- ровалась, то есть на месте большого количества производителей возник один.
Рис 12.5
Q
P
Монопольная цена ( P
m
)
Конкурентная цена ( P
с
)
Монопольное количество
( Q
m
)
Конкурентное количество
( Q
c
)
D
Предложение на конкурентном рынке = MC монополиста
MR монополиста
212
Глава 12
Рис. 12.5 показывает, что, поскольку предельная выручка ценоискателя, с кото- рой он соизмеряет свои предельные издержки, лежит ниже спроса, то при монопо- лизации рынка количество производимого товара уменьшится по сравнению с тем количеством, которое производилось в условиях совершенной конкуренции. Цена товара, соответственно вырастет.
Как вы помните из прошлой главы нашего учебника, конкурентный рынок эф- фективно распределяет ресурсы общества. Из этого следует, что рыночное равнове- сие при условии монополии не эффективно. А если ресурсы общества распределены неэффективно, то значит, общий пирог, который производит, а затем потребляет общество, меньше чем мог бы быть. Увеличив производство в монополизирован- ной отрасли общество в целом получит больше, чем потеряет.
Итак, обобщим. Монополизированный рынок будет производить меньше то- вара, чем конкурентный и соответственно отставать с точки зрения эффективно- сти распределения ресурсов общества. За это и именно за это монополию не жалу- ют экономисты. Цена на монопольном рынке будет выше цены на конкурентном, и поэтому монополию очень не любят потребители. Что же касается монопольной прибыли, так это просто бельмо в глазу радетелей за социальную справедливость.
Как говориться, «враг народа». Стоит заметить, однако, что монополист в своих действиях ничем не отличается от конкурентного производителя, который точно также как и он старается получить максимально возможную прибыль. Перефрази- руя известную поговорку, можно сказать, что плох тот предприниматель, который не хочет стать монополистом. Если монополия на рынке существует, то не потому, что на нем работает особый тип «нечестных» предпринимателей, а исключительно благодаря существующим барьерам для входа конкурентов на этот рынок.
12.4. Ценовая дискриминация:
Как стремление продавцов к собственной выгоде повышает эффективность
Вам, наверное, приходилось встречаться с тем, что один и тот же товар или услу- га продаются по разным ценам разным покупателям. Иногда мы это оправдываем, но часто и осуждаем. Так, возможность маленьким детям проходить в цирк бесплат- но нас умиляет, студенческие проездные большинство людей встречает с понима- нием, а более дорогие билеты в музеи для иностранцев, если, конечно, этим ино- странцем являемся мы, нас искренне возмущают. Если же не дай бог, мы узнаем, что продавец на рынке продал соседу такие же помидоры как и нам, но по более дешевой цене, то почувствуем себя несправедливо обманутыми.
на котором этот товар продается совершенно конкурентным. Если нет,
то какое из условий, необходимое для совершенной конкуренции не выпол-
няется и почему?
a.
Пшеница.
b.
Нефть.
c.
Услуги курьера.
d.
Услуги репетитора e.
Шампунь.
f.
Сахар.
g.
Автомобили.
2. Представьте, что отец Федор все же нашел способ разбогатеть и запу-
стил свой свечной заводик. Его издержки выглядят следующим образом.
Кол-во свечей
(шт.)
Капитал
(руб.)
Администра- тивные из- держки (руб.)
Труд
(руб.)
Воск
(руб.)
0 10 50 0
0 100 10 50 50 10 200 10 50 60 20 300 10 50 90 30 400 10 50 180 40 500 10 50 290 50 600 10 50 420 60 700 10 50 570 70 800 10 50 740 80
Отец Федор – типичный производитель свечей. Издержки остальных про-
изводителей точно такие же, как и у него.
Функция спроса на продукцию отрасли может быть представлена сле-
дующей функцией:
Q
d
=12000 – 5000Р
202
Глава 11
a.
Каковы будут совокупные, средние и предельные издержки отца Федора?
b.
Какие издержки отца Федора относятся к переменным издержкам, а ка- кие к постоянным?
c.
Чему будут равны цена за одну свечу и количество проданных свечей в долгосрочном периоде?
d.
Сколько свечей будет производить отец Федор на своем заводике и како- ва будет его прибыль?
e.
Каким будет количество фирм на этом рынке?
f.
Правительство ввело на свечи, как на старорежимную продукцию, налог в 5 коп. со свечи. Какой будет новая цена долгосрочного равновесия?
g.
Как изменится объем производства свечей на заводике отца Федора в краткосрочном периоде? h.
Каким будет количество свечей на рынке в долгосрочном равновесии после введения налога? Что произойдет с количеством производителей свечей?
3. Согласны ли вы со следующими утверждениями? Прокомментируйте свой
ответ.
a.
«Экономисты ценят конкуренцию за то, что с ее помощью прибыль про- изводителя сводится к нулю».
b.
«Эффективное распределение ресурсов на совершенно конкурентном рынке достигается только за счет того, что все участники рынка макси- мизируют свою выгоду».
c.
«Абсолютно эластичный спрос на продукцию фирмы, работающей на со- вершенно конкурентном рынке, противоречит закону спроса».
4. Спрос и предложение на совершенно конкурентном рынке могут быть
представлены следующими функциями:
Q
d
= 500 – 4P Q
S
= –100+2P
a.
Чему будет равен минимум средних издержек предельной фирмы, рабо- тающей на данном рынке в долгосрочном равновесии?
b.
Чем можно объяснить положительный наклон долгосрочной кривой предложения?
203
Невидимая рука рынка. Конкуренция как гарант эффективности
5. Что из перечисленного в долгосрочном равновесии достигается за счет
усилий производителя, что за счет конкуренции?
a.
Равенство предельных издержек последней фирмы, вошедшей на рынок ее средним издержкам.
b.
Работа предельной фирмы в точке технологической эффективности.
c.
Работа каждой фирмы в точке максимально возможной прибыли при дан- ном уровне цены.
d.
Стремление прибыли к нулю.
6. Представьте, что рынок веников удовлетворяет всем условиям совершен-
ной конкуренции. Спрос на рынке веников может быть представлен как:
Q
d
= 1000 – 10P
В долгосрочном периоде функция издержек типичной фирмы, производя-
щей веники, следующая:
TC = 2Q
3
– 16Q
2
+ 40Q
a.
Найдите функции средних и предельных издержек типичной фирмы.
b.
Сколько веников будет производить каждая фирма?
c.
Каково будет совокупное предложение на рынке веников?
d.
Сколько фирм будет работать на этом рынке?
e.
Что измениться в ваших ответах на предыдущие вопросы, после введения потоварной субсидии на веники равной 2 руб.?
(Подсказка: предельные издержки могут быть найдены с помощью произ-
водной MC = TC'(Q))
7. Что из следующих утверждений верно для рынка в состоянии совершенной
конкуренции?
a.
Совокупное предложение на рынке может быть абсолютно эластично, в то время как спрос на продукцию фирмы, работающей на этом рынке, будет иметь положительный наклон.
b.
Совокупное предложение на рынке может быть абсолютно эластично, в то время как спрос на продукцию фирмы всегда абсолютно эластичен.
204
Глава 11
c.
Совокупное предложение на рынке всегда абсолютно эластично, в то вре- мя как спрос на продукцию фирмы может быть абсолютно эластичен.
d.
Совокупный спрос на рынке всегда абсолютно эластичен, в то время как спрос на продукцию отдельной фирмы может иметь наклон.
8. В настоящий момент рынок яблок находится в долгосрочном равновесии.
Покажите графически что произойдет на уровне предельной фирмы и рын-
ка в долгосрочном и краткосрочном периодах в следующих ситуациях.
a.
Доходы населения выросли.
b.
Цена других фруктов сократилась.
c.
Правительство ввело потоварную субсидию на яблоки.
d.
Глобальное потепление сделало выращивание яблок более дорогим заня- тием.
9. Представьте, что рынок услуг такси в городе N совершенно конкурент-
ный. В целях защиты интересов граждан мэр города решил обязать всех
таксистов проходить обязательное лицензирование. Количество лицен-
зий ограничено количеством такси, работающих на рынке на момент при-
нятия данного решения.
a.
Что произойдет со спросом на услуги такси по мере роста доходов горожан?
b.
Что произойдет с ценой на услуги такси?
c.
Что произойдет с прибылью таксистов, работающих на рынке?
d.
Кто, по вашему мнению, в первую очередь заинтересован в сохранении системы лицензирования?
e.
Сколько таксисты будут готовы заплатить за лицензии, если они каждый год будут продаваться на аукционе?
Глава 12
Это страшное слово монополия
206
Глава 12 12.1. От ценополучателя к ценоискателю
Совершенная конкуренция – это идеальный рынок. Однако, к сожалению, най- ти товары, рынки которых удовлетворяли бы всем требованиям совершенной кон- куренции, не так-то просто. Что произойдет, если хотя бы одно из этих требований не будет соблюдено? В этом случае конкуренция будет ограничена и продавец мо- жет не быть ценополучателем. То есть, теперь спрос на его продукцию уже не будет абсолютно эластичным по цене, а будет иметь отрицательный наклон. Представьте себе, что благообразный вид нашего грибника Михал Михалыча внушает доверие его постоянным покупателям. В этом случае его товар уже не точно такой же, как у конкурентов. Другими словами, товар на этом рынке больше не однороден. Если
Михал Михалыч захочет поднять цену на свои грибы, то он уже не будет рисковать тем, что все его покупатели убегут к конкурентам.
Теперь он может выбирать или назначать цену, зная, что увеличе- ние цены повлечет за собой не абсолютное прекращение, а лишь сокращение продаж. Иными словами, наш Михал Михалыч стано- вится ценоискателем
Ценоискателей также называют производителями, обладаю- щими монопольной властью
. Их власть заключается в способ- ности удерживать своих покупателей, несмотря на некоторое по- вышение цены на товар.
Ценоискатель -- продавец, который может выбирать цену, за которую продается его товар.
Монопольная власть -- способ- ность продавца увеличивать цену на свой товар и не потерять при этом всех покупателей.
Q
Q
P
P
Рис 12.1
Спрос на товар ценополучателя
Спрос на товар ценоискателя
Рыночная цена
207
Это страшное слово монополия
12.2. Задача ценоискателя
Ценоискатели, точно так же как и ценополучатели, стремятся получить макси- мальную прибыль. Однако задача, которая стоит перед ними, несколько другая, так как теперь количество товара, которое они смогут продать, зависит от его цены.
Итак, насколько вы помните из предыдущей главы, максимальная прибыль до- стигается при таком выпуске, при котором произведены все единицы товара, для которых предельная выручка больше предельных изержек.
MR $ MC
Предельные издержки ценоискателя ничем не примечательны, они могут быть точно такими же, как и предельные издержки ценополучателя. Так, предельные из- держки Михал Михалыча никак не изменились от того, что нашлись покупатели, которые выделили его из остальных продавцов. Что изменилось, так это предельная выручка. Теперь то, что фирма получает от продажи дополнительного товара, это уже не просто цена этого товара. Отрицательный наклон спроса на продукцию фирмы усложняет задачу. Если производитель хочет увеличить продажи, то ему нужно сни- зить цену, причем не только на последнюю произведенную единицу товара, но и на все остальные. То есть предельная выручка ценоискателя становится меньше цены.
Так как предельная выручка фирмы, обладающей монопольной властью, мень- ше цены товара при любом его количестве, то кривая предельной выручки такой фирмы лежит ниже кривой спроса на ее продукцию.
Q
P
P(Q)
Q
Q (Спрос)
MR (Предельная выручка)
MR(Q)
Рис 12.2
Предельная выручка от дополнительной единицы товара
Количество товара, продававшегося по старой цене
= Цена товара – Разница в цене товара
#
208
Глава 12
Добавив к нашему рисунку предельные издержки ценоискателя, мы поможем ему определить, при каком уровне выпуска его прибыль будет максимальна.
Итак, чтобы получить от своей деятельности максимальную прибыль, прода- вец, обладающий монопольной властью, будет продавать количество товара, рав- ное Q
m
, и продавать его по цене P
m
, так как эта та цена, за которую покупатели готовы купить данное количество товара
1
Чтобы на графике увидеть прибыль нашего продавца, нам нужно добавить его средние издержки.
1
Количество товара, которое производит ценоискатель, не является функцией цены. Максимизируя при- быль фирма одновременно выбирает и цену и количество товара. Таким образом, у ценоискателя нет кри- вой предложения, а есть точка.
Рис 12.3
Рис 12.4
Q
Q
P
P
P
m
P
m
AC(Q
m
)
Q
m
Q
m
D
D
AC
MC
MC
MR
MR
209
Это страшное слово монополия
Как вы помните, прибыль можно представить как разницу между ценой и сред- ними издержками, умноженную на количество купленного товара. Прибыль, ко- торую получает фирма, обладающая монопольной властью, называют «
моно- польной прибылью
». На рисунке 12.4 она равна площади заштрихованного прямоугольника.
Давайте вернемся к Михал Михалычу и посмотрим, как он будет решать свою задачу максимизации прибыли, превратившись из ценополучателя в ценоискателя.
Спрос на грибы Михалыча уже не абсолютно эластичен. Пусть его можно предста- вить в виде следующей таблицы.
Цена за десяток грибов
P
Количество десятков
Q
600 0
500 1
400 2
300 3
200 4
100 5
0 6
Таблица 12.1
Теперь мы можем рассчитать его предельную выручку и сравнить ее с предель- ными издержками:
Количество десятков грибов
Q
Цена за десяток грибов
P
Выручка
TR = PQ
Предельная выручка
MR = Q
TR
O
O
0 600 0
–
1 500 500 500 2
400 800 300 3
300 900 100 4
200 800
– 100 5
100 500
– 300 6
0 0
– 500
Таблица 12.2
210
Глава 12
Обратите внимание на выручку Михал Михалыча. Из-за того, что количество и цена движутся в разных направлениях, выручка сначала возрастает, а потом на- чинает убывать. В случае убывающей выручки предельная выручка отрицательна.
Для того чтобы понять, сколько ему нужно собирать и продавать грибов, чтобы получить максимальную прибыль, Михал Михалычу нужно сравнить свою предель- ную выручку с предельными издержками.
Количество десятков грибов
Q
Предельная выручка
MR = Q
TR
O
O
Предельные издержки
MC = Q
TC
O
O
Прибыль
TR – TC
0
–
–
0 1
500 25 475 2
300 75 700 3
100 125 675 4
– 100 175 400 5
– 300 225
– 125 6
– 500 275
– 900
Таблица 12.3
Как видно из таблицы 12.3, максимальная прибыль достигается при продаже двух десятков грибов. Так, при продаже второго десятка грибов предельная выруч- ка больше предельных издержек на сбор этого десятка, а при продаже третьего де- сятка уже нет, что уменьшает прибыль. Поскольку наш Михал Михалыч заинтере- сован в получении максимальной прибыли, он не будет тратить время и силы на сбор третьего десятка грибов. Он будет приносить на рынок 20 грибов и продавать их по 400 руб. за десяток, получая при этом прибыль равную 700 руб.
12.3. За что так не любят монополию
Являются ли два десятка грибов от Михал Михалыча эффективным количе- ством с точки зрения распределения ресурсов общества? Напоминаю, что под эф- фективным количеством мы понимаем такое количество, при котором собирают- ся и продаются все грибы, предельные издержки, на сбор которых меньше, чем их
211
Это страшное слово монополия предельная полезность для общества. Предельную полезность мы можем измерить ценой, которую покупатели готовы платить.
Количество десятков грибов
Q
Цена за десяток грибов
P
Предельные издержки
MC = Q
TC
O
O
0 600
–
1 500 25 2
400 75 3
300 125 4
200 175 5
100 225 6
0 275
Таблица 12.4
Судя по цифрам из таблицы 12.4, таким количеством является 4, а не 2 десятка грибов: предельные издержки на сбор 1-го, 2-го, 3-го и 4-го десятков грибов меньше чем цена , которую за них готовы платить покупатели, в то время как в случае 5-го десятка это уже не так . Итак, получается, что обладая монопольной властью, Михал
Михалыч собирает и продает неэффективно мало грибов.
К сожалению, это не частный случай, а правило. Производители, обладающие монопольной властью, производят неэффективно мало товара. В этом и именно в этом основная проблема монополии. Высокие цены, которые видит покупатель, – лишь следствие того. Представьте, что конкурентная доселе отрасль, монополизи- ровалась, то есть на месте большого количества производителей возник один.
Рис 12.5
Q
P
Монопольная цена ( P
m
)
Конкурентная цена ( P
с
)
Монопольное количество
( Q
m
)
Конкурентное количество
( Q
c
)
D
Предложение на конкурентном рынке = MC монополиста
MR монополиста
212
Глава 12
Рис. 12.5 показывает, что, поскольку предельная выручка ценоискателя, с кото- рой он соизмеряет свои предельные издержки, лежит ниже спроса, то при монопо- лизации рынка количество производимого товара уменьшится по сравнению с тем количеством, которое производилось в условиях совершенной конкуренции. Цена товара, соответственно вырастет.
Как вы помните из прошлой главы нашего учебника, конкурентный рынок эф- фективно распределяет ресурсы общества. Из этого следует, что рыночное равнове- сие при условии монополии не эффективно. А если ресурсы общества распределены неэффективно, то значит, общий пирог, который производит, а затем потребляет общество, меньше чем мог бы быть. Увеличив производство в монополизирован- ной отрасли общество в целом получит больше, чем потеряет.
Итак, обобщим. Монополизированный рынок будет производить меньше то- вара, чем конкурентный и соответственно отставать с точки зрения эффективно- сти распределения ресурсов общества. За это и именно за это монополию не жалу- ют экономисты. Цена на монопольном рынке будет выше цены на конкурентном, и поэтому монополию очень не любят потребители. Что же касается монопольной прибыли, так это просто бельмо в глазу радетелей за социальную справедливость.
Как говориться, «враг народа». Стоит заметить, однако, что монополист в своих действиях ничем не отличается от конкурентного производителя, который точно также как и он старается получить максимально возможную прибыль. Перефрази- руя известную поговорку, можно сказать, что плох тот предприниматель, который не хочет стать монополистом. Если монополия на рынке существует, то не потому, что на нем работает особый тип «нечестных» предпринимателей, а исключительно благодаря существующим барьерам для входа конкурентов на этот рынок.
12.4. Ценовая дискриминация:
Как стремление продавцов к собственной выгоде повышает эффективность
Вам, наверное, приходилось встречаться с тем, что один и тот же товар или услу- га продаются по разным ценам разным покупателям. Иногда мы это оправдываем, но часто и осуждаем. Так, возможность маленьким детям проходить в цирк бесплат- но нас умиляет, студенческие проездные большинство людей встречает с понима- нием, а более дорогие билеты в музеи для иностранцев, если, конечно, этим ино- странцем являемся мы, нас искренне возмущают. Если же не дай бог, мы узнаем, что продавец на рынке продал соседу такие же помидоры как и нам, но по более дешевой цене, то почувствуем себя несправедливо обманутыми.