Файл: Мария Бойко Мария Бойко.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1870

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

222
Глава 12
изводство. Однако предельная выручка ценоискателя всегда ниже цены, ко- торую согласен заплатить за товар потребитель, то есть ниже предельной вы- ручки ценополучателя, работающего на конкурентном рынке. В результате, появление на рынке единственного продавца вместо многих снижает коли- чество продаваемого товара и увеличивает его цену.

Снижение количества товара, которое продается на монополизированном рынке по сравнению с совершенно конкурентным, ведет к потере в эффек- тивности распределения ресурсов общества. Возможность ценоискателя дис- криминировать между своими покупателями, то есть продавать различные единицы товара по различной цене, отчасти решает эту проблему.

В том случае, когда товар на рынке не является однородным, а продавцы малы относительно размера рынка, мы имеем дело с монополистической конкуренцией. Неоднородность товара предполагает наличие монопольной власти у продавцов, так как их товар не может иметь совершенного замени- теля. Не имея возможности произвести точно такой же товар, конкуренты, привлеченные возможной прибылью, будут входить на рынок с близкими заменителями этого товара. Спрос на товар продавцов, уже работающих на рынке будет падать. Прибыль фирм на рынке монополистической конкурен- ции будет стремиться к нулю.

Естественная, или технологическая, монополия возникает в тех случаях, ког- да из-за относительно высоких фиксированных издержек средние издержки продавца снижаются на всей величине спроса. В этом случае одна фирма, работающая на рынке сможет производить товар дешевле, чем несколько.
Конкуренция в данном случае невозможна, так как вторая фирма зашедшая на этот рынок не будет получать прибыли. Деятельность естественных моно- полий, имеющих большое значение для экономики в целом, обычно регули- руется государством.

Государство нередко само создает монополии, сооружая административные барьеры для входа на рынок. Часто это делается для того, чтобы перспекти- вой получения монопольной прибыли побудить производителей инвестиро- вать в рискованные и дорогостоящие проекты.

223
Это страшное слово монополия
Задачи к Главе 12
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   31

1. Предположим, что вы предлагаете на рынке свои услуги репетитора
по экономике. У вас четыре потенциальных ученика: Вася, Петя, Женя
и Эдуард. Вася готов платить за урок 1000 руб., Петя – 800, Женя – 600,
а Эдуард – 400. Свои усилия вы оцениваете в 300 руб.
a.
С кем из учеников имеет смысл заниматься с точки зрения экономиче- ской эффективности?
b.
Представьте в таблице спрос на ваши уроки.
c.
С кем вы будете заниматься, если вы должны назначить всем ученикам одинаковую цену за урок? Чему будет равна ваша прибыль?
d.
С кем вы будете заниматься, если вы можете брать с разных учеников раз- ную плату за урок? Чему будет равна ваша прибыль?
e.
Проверьте свой предпринимательский талант. Что бы вы сделали в том случае, если бы не знали, сколько каждый из них готов платить за урок?
2. Спрос на электронную версию нового музыкального альбома группы «Упс»
выглядит следующим образом (Конечно, мы предполагаем законопослуш-
ное общество, где никому даже в голову не придет нелегальное копирова-
ние диска).
Кол-во
Цена (руб.)
1000 1000 2000 900 3000 800 4000 700 5000 600 6000 500 7000 400 8000 300 9000 200 10 000 100 20 000 0

224
Глава 12
Затраты на подготовку диска составили 2 000 000 руб. Затраты на дополнитель- ную электронную копию равны нулю. a.
Сколько дисков и по какой цене будет продавать звукозаписывающая компания, задача которой состоит в получении максимальной прибыли?
Чему будет равна ее прибыль?
b.
Какое количество дисков должно быть выпущено с точки зрения эффек- тивного распределения ресурсов?
c.
Является ли данное производство естественной монополией? Если да, то нужно ли регулировать ее деятельность и почему?
d.
Чему будет равна прибыль в пункте (
b
)? Какие проблемы возникнут у ре- гулирующего органа, если он все-таки решит обязать звукозаписываю- щую студию производить на эффективном уровне?
3. Докажите, что монополия работает только на эластичной части кривой
спроса. (Подсказка: вспомните, как ведет себя выручка при эластичном и
неэластичном спросе)
4. Ответьте на следующие вопросы по рисунку
a.
Подпишите на графике кривые спроса, предельной выручки, средних из- держек и предельных издержек.
Q
P


225
Это страшное слово монополия b.
На рисунке изображено долгосрочное равновесие на уровне фирмы, вы- пускающей бирюльки. К какой из рыночных структур принадлежит дан- ная фирма:
– совершенной конкуренции
– монополистической конкуренции
– монополии
– естественной монополии c.
Обозначьте на рисунке количество бирюлек, которое будет производить фирма и их цену. Графически покажите прибыль фирмы.
d.
Покажите эффективное с точки зрения распределения ресурсов общества количество бирюлек.
e.
Покажите графически, что произойдет с количеством бирюлек и их це- ной, если на бирюльки введен потоварный налог.
f.
Что произойдет с количеством бирюлек и их ценой, если фирма должна покупать лицензию на свою деятельность? Чему может быть равна мак- симальная цена этой лицензии?
5. Рынок некоторого товара делят несколько фирм. Директор каждой из них
знает, что если он поднимет цену на товар, то его конкуренты за ним
не последуют. В связи с этим он потеряет многих клиентов . Если же он
решит снизить цену, то его конкуренты сделают то же самое и сниже-
ние цены не повлечет за собой большого увеличения величины спроса на его
товар. Таким образом, реакция величины спроса на повышение цены будет
значительно больше, чем реакция величины спроса на снижение цены.
a.
Изобразите на графике спрос на товар такой фирмы.
b.
Изобразите на графике предельную выручку такой фирмы.
c.
Что произойдет, если фирма максимизировала прибыль, устанавливая такую же цену, как и конкуренты, и у нее увеличились издержки на про- изводство? Может ли данная модель объяснить большую стабильность цен, чем предусматривает классическая модель?
6. Является ли кинотеатр в небольшом городе естественной монополией?
Нужно ли государству регулировать его деятельность?

226
Глава 12
7. Прокомментируйте высказывание с точки зрения экономиста: «Высокая
цена на патентованные жизненно важные лекарства это аморально.
Многие бедные страны не могут себе позволить их закупать. Система
патентов должна быть упразднена, так как знания принадлежат всему
человечеству».
8. Компания «Ориадна & Ко» обладает единственной в городе N лицензией на
парикмахерские услуги. Ежемесячные издержки компании можно предста-
вить следующей непрерывной функцией :
TC = 100 000 + 50Q
2
, где Q – количество обслуженных клиентов
Ежемесячный спрос на парикмахерские услуги в городе N равен:
Q = 200 – 0,02P
a.
Какое количество клиентов в месяц будет обслуживать компания? b.
Сколько будет стоить стрижка?
c.
Чему будет равна прибыль компании?
d.
Если лицензия на оказание парикмахерских услуг в течении года будет выставлена на аукцион, сколько «Ориадна и Ко» согласна будет за нее за- платить?
9. Почему кинотеатры предоставляют скидки детям и пенсионерам?
10. К какой рыночной структуре относятся рынки следующих товаров?
a.
Нефть.
b.
Кофе.
c.
Детские подгузники.
d.
Услуги мобильных операторов.
e.
Автомобили.
f.
Авиаперелеты.
g.
Патентованные лекарства.
h.
Джинсы.
i.
Молочный порошок.
j.
Молоко.


227
Это страшное слово монополия
11. Если монополистом называют единственного продавца, то монопсони-
стом – единственного покупателя.
a.
По аналогии с предельной выручкой монополиста, которая лежит ниже кривой спроса, покажите, как будут выглядеть предельные издержки мо- нопсониста относительно кривой предложения. b.
Как изменится рыночное равновесие, если вместо большого количество покупателей появится один?
c.
Приведите примеры монопсонии.

Глава 13
Рынок факторов производства
Как поделить экономический пирог

229
Рынок факторов производства. Как поделить экономический пирог
Вопрос о том, каким образом распределяется экономический пирог, создава- емый обществом, всегда очень занимал людей. Почему одним достается больше, а другим меньше? Почему одни могут себе позволить жить как короли, а другие еле сводят концы с концами? Кто решает, кому сколько достанется?
Получить свою часть производимого продукта человеку помогают либо ресур- сы, которыми он обладает и которые используются в производстве, либо обществен- ный статус, позволяющий претендовать на часть общественного продукта. Так, ра- ботающие члены семьи содержат своих детей и поддерживают стариков. Общество в целом выделяет часть своего продукта для инвалидов и неимущих. Статус граж- данина страны дает право на потребление большого количества бесплатных или субсидированных услуг, таких как образование, медицинские услуги и т.д. Какую часть общественного продукта человек должен получать в соответствии со своим статусом, решает общество, исходя из своих представлений о социальной справед- ливости. Этот вопрос очень интересен, но больше относится к политике и поэтому выходит за рамки данного учебника.
Мы с вами будем говорить о той части общественного продукта, которая доста- ется в обмен на ресурсы или факторы производства, участвующие в его создании.
Цену этих факторов производства и количество, в котором они продаются и по- купаются, определяет рынок, на котором люди выступают в качестве продавцов, а фирмы в качестве покупателей. Какие факторы производства мы с вами можем предложить на этом рынке? Во-первых, свой труд, в качестве платы за который мы будем получать заработную плату. Во-вторых, свои денежные ресурсы, или капи- тал, за который в качестве платы мы будем получать процент. В третьих, неденеж- ные ресурсы, которые мы можем предоставить в пользование другим, за что будем получать ренту. Таким ресурсом может быть, например, недвижимость, земля, ав- торские права и т.д
1
. Чтобы перечень доходов участников создания общественного продукта был полон, к нему нужно еще добавить предпринимательскую прибыль.
После того, как предприниматель рассчитался со всеми привлеченными факторами производства и вычел из оставшейся выручки плату за труд, капитал и ренту, пола- гающуюся ему самому, остается, а часто и не остается бонус за его предпринима- тельский талант и чутье, которые мы и называем прибылью.
Нет модели лучше описывающей рынок, чем уже знакомая вам модель спро- са и предложения. К ней мы и обратимся. Спрос на факторы производства, предъ- является фирмами, их нанимающими. Вне зависимости от конкретного фактора
1
Такое печальное явление жизни как коррупционные доходы также относятся к ренте. В данном случае ре- сурс, на основании которого извлекается доход, например возможность выдать или не выдать то или иное разрешение, не принадлежит чиновнику юридически, однако принадлежит фактически.


230
Глава 13
производства он подчиняется одному и тому же принципу. Поэтому в данной главе мы разберем в качестве примера только спрос на труд. Затем отдельно поговорим о предложении труда и капитала.
13.1. Спрос на факторы производства на примере спроса на труд
Спрос на фактор производства отличается от спроса на товары и услуги тем, что этот спрос является производным от того, что происходит на рынке това- ра, для производства которого этот фактор используется. Давайте разберем это на примере рынка труда.
Принимая решение о том, сколько ему нужно труда, производитель пользуется все тем же правилом максимизации прибыли, что и при принятии любого решения, то есть сравнением предельной выручки и предельных издержек. Должны быть на- няты все работники, предельная выручка от труда которых больше, чем предельные издержки от их найма. С предельными издержками все более или менее понятно.
Если работодатель является небольшим и не может влиять на заработную плату на рынке труда, то есть не обладает монопольной властью на этом рынке, то пре- дельные издержки при найме дополнительного работника равны его заработной плате
2
. Предельная выручка считается сложнее. Она равна стоимости того, что этот дополнительный работник произведет, то есть произведению количества товара, который он произведет на выручку от продажи единицы этого товара. В том случае, если работодатель не обладает монопольной властью на рынке своего товара, вы- ручка от продажи единицы товара будет равна рыночной цене этого товара. или
2
В случае крупного работодателя, который может влиять на заработную плату на рынке труда, с которого он нанимает рабочих, мы имеем дело с монопсонистом – единственным покупателем. Модель поведения монопсониста симметрична модели поведения монополиста. Издержки монопсониста на каждого допол- нительного рабочего будут выше, чем заработная плата этого рабочего по той же причине, что и выручка монополиста от дополнительно проданного товара будет ниже цены этого товара. Предложение труда име- ет положительный наклон, и нанимая дополнительного работника монопсонист должен предложить более высокую зарплату не только этому работнику, но и всем остальным.
Заработная плата
Предельный продукт труда
#
Цена товара $

231
Рынок факторов производства. Как поделить экономический пирог
MPL # P $ w, где
(1)
MPL – предельный продукт труда (marginal product of labor) – количество товара, которое произведет дополнительный работник
P – цена товара
W – заработная плата (wage)
В случае, когда мы можем выразить предельный продукт труда в виде непрерывной функции, неравенство (1) превращается в ра- венство. Дополнительные рабочие нанимаются до тех пор, пока стои- мость предельного продукта труда не сравняется с заработной платой.
Уравнение (1) и есть уравнение спроса на труд фирмы, не об- ладающей монопольной властью ни на рынке своего товара, ни на рынке труда. Что же служит уравновешивающим фактором в урав- нении (1)? Не что иное, как предельная производительность труда
(MPL), которая снижается по мере увеличения его количества.
Если мы будем добавлять один из факторов производства, фик- сируя при этом остальные, то продукт, который этот фактор произ- ведет, то есть его предельный продукт будет уменьшаться.
Интуитивно это понятно. Если у вас есть станок и вы начнете увеличивать чис- ло рабочих, которые на нем работают, то в какой-то момент продукт, который про- изводит новый добавленный рабочий, будет меньше, чем тот, что произвел преды- дущий. Это означает, что при увеличении количества рабочих предельный продукт труда снижается и стоимость предельного продукта труда вместе с ним. Здесь мы снова имеем дело с законом убывающей предельной производительности ресурсов, с которым мы уже неоднократно сталкивались в нашем учебнике. Вместе со сто- имостью предельного продукта снижается и заработная плата, которую работода- тель готов платить.
Количество труда (L)
MPL
Рис 13.1
Предельный продукт фактора производства -- количества продук- та, которое произво- дит дополнительная единица фактора производства.
Стоимость предель- ного продукта фак- тора производства -- предельный продукт фактора производ- ства помножен- ный на предельную выручку от этого продукта.