ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 1847
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
45
Обмен как способ увеличить благосостояние закционными издержками
6
. Транзакционные издержки в экономике сродни силе трения в физическом мире. Если не придавать им значения, то идеально скон- струированный двигатель может застопориться. Также как есть смазочные матери- алы для уменьшения трения, так существуют и способы для снижения транзакци- онных издержек.
Итак, для существования торговли, необходимы следующие условия.
1) Альтернативные издержки производства благ, которыми собираются обмени- ваться участники торговли, должны быть различными у разных сторон.
2) Транзакционные издержки на совершение сделки не должны превышать выи- грыш от торговли.
Можно привести много примеров благ, которые никогда не пересекают грани- цу (правда, многие из них не путешествуют и по стране). В основном это услуги.
Марокканский ресторанчик может предложить вам более вкусную и дешевую еду, чем московский, и теоретически имело бы смысл, предоставить марокканскому по- вару готовить еду, а московскому заниматься чем-то, на что у марокканца уйдет больше времени и сил, например, производить электроэнергию, однако фактиче- ски это сделать невозможно. Издержки по доставке еды из марокканского ресто- ранчика в Москву явно превысят сэкономленные таким образом ресурсы. Однако это не значит, что такая торговля никогда не станет возможной. Развитие транспор- та, коммуникаций, консервирования позволяют торговать теми товарами и услуга- ми, которые до этого потреблялись только на месте. Если свежие фрукты с другого конца света уже стали для вас нормой, то можете попробовать воспользоваться ус- лугами более дешевого репетитора по математике, который проживает где-нибудь в Минске. Вам в этом смогут помочь электронная почта и скайп.
Самое главное
•
Обмен благами между людьми способен увеличить их благосостояние. Даже если при этом не появляется новых благ, ценность уже существующих может значительно вырасти.
•
Торговля увеличивает производственные возможности и, соответственно, богат- ство торговых партнеров. Это происходит за счет того, что каждый из них произ-
6
Под транзакцией экономисты подразумевают сделку, соглашение.
46
Глава 3
водит то, что у него получается делать дешевле, чем у другого. Высвобождающиеся таким образом ресурсы используются для создания дополнительных благ.
•
В торговле важно сравнительное, а не абсолютное преимущество. Обладаю- щий сравнительным преимуществом в производстве некоторого товара, будет выступать его продавцом, а не обладающий – покупателем. Для того, чтобы по- лучить выгоду от продажи товара не обязательно тратить на его производство абсолютно меньшее количество ресурсов по сравнению с торговым партнером.
Все что необходимо, это то, чтобы альтернативные возможности использова- ния ресурсов, потраченных на производство данного товара продавцом, были хуже чем у покупателя. Таким образом, «жертва» или альтернативная стои- мость производства товара для продавца будет меньше, чем для покупателя.
•
Цена товара при совершении торговой сделки не будет превышать альтер- нативных издержек на производство данного товара покупателем и не будет ниже альтернативных издержек продавца. Цена, выходящая за этот интервал, будет не выгодна либо покупателю, либо продавцу и сделка не состоится.
•
Транзакционные издержки на совершение торговых сделок снижают выгоду от торговли и уменьшают ее объем. Технологический прогресс борется с из- держками, связанными со стоимостью транспортировки и хранения товаров, а экономисты с теми, которые связаны с протекционистской деятельностью правительственных органов.
Задачи к Главе 3
1. У Васи есть пенал, который он готов обменять на 4 порции мороженого.
За то, чтобы получить ручку своего друга Пети, он готов отдать 6 пор-
ций мороженого. В это же время Петя свою ручку готов отдать за 1 пор-
цию мороженого, а за Васин пенал готов заплатить 2 порции. Могут ли
Вася и Петя улучшить свое благосостояние, и как им это сделать?
2. Бард Симпсон может за час решить 1 задачу по математике или напи-
сать 1/2 страницы внятного текста. Лиз Симпсон за это же время реша-
ет 5 задач и пишет десять страниц текста. Время, выделенное на уроки,
составляет 4 часа.
a.
Постройте кривые производственных возможностей для Барта и для Лиз.
47
Обмен как способ увеличить благосостояние b.
Кто обладает абсолютным преимуществом при решении задач?
c.
Кто обладает абсолютным преимуществом при написании текста?
d.
Кто обладает сравнительным преимуществом при решении задач?
e.
Кто обладает сравнительным преимуществом при написании текста? f.
Как им нужно распределять свою работу, если они работают в команде?
g.
Постройте совместную кривую производственных возможностей для Барта и Лиз.
h.
Бард предлагает Лиз решать за нее задачи в обмен на то, что она будет пи- сать за него его сочинение. Разумно ли будет Лиз на это согласиться (если представить, что все что она хочет – это побыстрее освободиться, чтобы начать читать свою любимую книжку по квантовой физике).
i.
На каком количестве задач за страницу текста они договорятся, если Лиз интересуют только полностью решенные задачи?
3. Посмотрите на рис. 3.3. Какой из графиков совместных производственных
возможностей стран А и Б, производящих товары х и у, подтверждает за-
кон увеличения производственных возможностей в следствие разделения
труда, а какой ему противоречит?
4. Определите, глядя на рис. 3.4, какой товар будет продавать страна А,
а какой страна Б, если они начнут торговать друг с другом.
Рис 3.3
Рис 3.4
Х1
Х2 1)
В
А
2)
Х1
Х2
Шило
Мыло
48
Глава 3
5. Страны Сибирия и Силикония соседи. Обе страны производят 2 товара:
нефть и компьютеры. Производство нефти на одного работника в год в Си-
бирии и в Силиконии одинаково и равно 10 тоннам. По производству ком-
пьютеров Силикония опережает Сибирию. 1 работник в Силиконии может
в год произвести 300 компьютеров, а в Сибирии – 100 компьютеров.
а.
Будут ли Сибирия и Силикония торговать? Если да, то кто будет что продавать?
b.
Будет ли торговля выгодна обеим странам?
c.
Какими могут быть условия сделки? (
Подсказка: условия сделки – это об-
ласть всех возможных цен нефти, выраженной в компьютерах или компью-
теров, выраженных в нефти. Нижняя граница этой области – такая цена
нефти, выраженная в компьютерах, при которой продавцу будет безраз-
лично продавать нефть за компьютеры или производить компьютеры са-
мому, верхняя граница – такая цена нефти, при которых покупателю бу-
дет безразлично покупать нефть или производить ее самому).
d.
Страна, продавец нефти, ввела торговые пошлины, которыми облагается вывозимая из страны нефть. За 1 тонну экспортируемой нефти ее продавцы должны заплатить в бюджет 3 компьютера. Изменятся ли условия торговли?
Какой должен быть размер пошлины, чтобы торговля стала не выгодной?
e.
Как введение торговых пошлин отразится на производственных возможно- стях Сибирии и Силиконии?
6. Иван Иванович – юрист. В его работе ему часто приходится заниматься
переводами. Он может перевести с английского языка одну страницу тек-
ста за 20 минут. Его помощник может сделать это за час. За один час
своей работы в качестве юриста Иван Иванович зарабатывает 3 тыс. ру-
блей. Имеет ли смысл ему нанимать помощника для переводов, и если да,
то на какую зарплату?
7. Прокомментируйте утверждение: «Всю выгоду от торговли между раз-
витыми и развивающимися странами получают развитые, так как они
за бесценок скупают природные ресурсы развивающихся стран».
8. Верны или не верны следующие утверждения?
a.
Две страны обязательно будут торговать теми товарами, которые они про- изводят с разными альтернативными издержками.
b.
Представьте, что есть две страны и два товара, производимых в каждой
49
Обмен как способ увеличить благосостояние из этих стран. Если у одной страны есть сравнительное преимущество в производстве одного товара, то у другой страны обязательно есть сравни- тельное преимущество в производстве другого.
c.
Если одна из сторон обладает абсолютным преимуществом в производстве какого-либо товара, то она обладает и сравнительным преимуществом в его производстве.
d.
Невозможно иметь сравнительное преимущество во всех производимых товарах.
9. Почему в международной политике экономическая блокада (отказ от тор-
говли) используется в качестве наказания?
10. Обсудим проблему трудовых мигрантов с точки зрения модели торговли.
Ежегодно в Россию на работу приезжает большое количество граждан дру-
гих государств.
a.
Чем торгуют трудовые мигранты? b.
Какой выигрыш получают от подобной торговли российские граждане? c.
С кем конкурируют трудовые мигранты? d.
Кто оказывается в выигрыше, а кто в проигрыше от присутствия в России трудовых мигрантов? e.
Повышает ли наличие трудовых мигрантов благосостояние России в целом?
Глава 1 50
Глава 4
Что такое рынок.
Спрос
51
Что такое рынок. Спрос.
4.1. Рынок -- лучший администратор
Как мы увидели из предыдущей главы, для того чтобы иметь возможность уве- личить свое благосостояние, люди обмениваются принадлежащими им благами.
Возможность обмена порождает специализацию, которая увеличивается с развити- ем общества. Какой бы предмет из своего обихода вы не взяли, от карандаша до ав- томобиля, в его создании участвовало большое количество людей, часто живущих в разных концах света. Каким образом они координируют между собой свои дей- ствия? Как портной понимает, сколько и каких платьев ему нужно сшить, хозяин супермаркета – сколько работников ему нанимать, а выпускник школы – в какой вуз ему поступать? Кому в первую очередь достанутся свежие пирожки и модные стрижки? Почему, собственно говоря, люди берут на себя решение этих сложных задач, вместо того чтобы доверить это какому-нибудь планирующему органу, а са- мим жить спокойно? Все очень просто: координируя свои действия с другими, люди преследуют свою личную выгоду.
Соседи из Главы 3 начали обмениваться плодами своего труда не просто так, а потому что им это было выгодно. Каждый из них, таким образом, увеличивал свое благосостояние. То же самое происходит и в большом мире. Каждый из нас стремится улучшить свое благосостояние. В ситуации свободного обмена получить что-то можно лишь дав взамен что-то такое, что другая сторона захочет взять. Та- ким образом, говоря словами Адама Смита: «Своим обедом мы обязаны не благо- расположению мясника, пивовара или булочника, а тому, что они преследуют свой собственный интерес. Мы обращаемся не к их человеколюбию, а к их эгоизму, мы никогда не говорим с ними о наших нуждах, но только об их выгодах»
1
. Экономиче- ские агенты, заботясь исключительно о собственной выгоде, изыскивают способы предлагать миру те блага, которые увеличат благосостояние других (иначе за них никто ничего не даст). Сделать это они стараются наиболее дешевым способом, чтобы увеличить свой выигрыш. Чем выше потребность в благе, которое вы можете предложить, тем больше вам за него заплатят. Как же понять, что именно нужно другим людям?
В рыночной экономике на этот вопрос помогают отвечать цены – сигналы, по- лучаемые с рынка
2
. Кстати, рынок для экономистов это не просто место, где мно-
1
Адам Смит «О богатстве народов» 1776 (перевод автора)
2
Цены, на которые опираются в своих решениях рыночные агенты, – это прежде всего относительные, а не абсолютные цены. То, что плюшка стоит 30 руб. ничего само по себе не скажет ни булочнику, ни покупателю.
Принимая решение, делая выбор, нам нужно знать, чем мы жертвуем для получение того или иного блага.
Для этого нам нужно знать цену других благ.
52
Глава 4
жество продавцов продает много всякой всячины.
Рынок како- го-либо товара
– это совокупность покупателей и продавцов данного товара. Мы можем определять товар как очень широко, так и очень узко, в зависимости от того, что нас интересует. Мы можем говорить о рынке автомобилей, а можем говорить о рынке подержанных «жигулей». На каждом из этих рынков свои покупа- тели и продавцы, взаимодействие которых определяет рыночные цены товаров. Эти цены, как нервные сигналы в организме эконо- мики, направляют ресурсы туда, где они принесут максимальную пользу. Если в моду войдут платья мини, то количество желающих их купить увеличится, и покупатели начнут конкурировать друг с другом за то, чтобы их получить, предлагая большую цену. В этом случае портной без какого-либо указания сверху, а только ориен- тируясь на рыночную цену, начнет шить именно эти модели. Кому достанутся модные платья в первую очередь? Тем, кто готов за них больше заплатить, то есть отказаться от большего количества дру- гих товаров. Таков принцип рыночного распределения редких благ.
Вернемся к ценам. Цены, которые мы наблюдаем, являются равновесными ценами.
Равновесная цена
– это такая цена, при которой количество товара, которое хотят приобрести покупате- ли, равно количеству этого товара, которое предлагают продавцы.
То есть предложения продавцов и покупателей уравновешивают друг друга. Часто ее называют ценой очищения рынка, так как при этой цене нет ни дефицита товара, ни его излишка.
Дефицит
– пре- вышение количества товара, которое при сложившейся цене хотят купить покупатели, над тем его количеством, которое по данной цене хотят продать продавцы. избыток товара
– превышение количества товара, которое при сложившейся цене хотят продать продавцы, над тем его количеством, которое по данной цене хотят купить покупатели.
Итак, рынок – это, с одной стороны, продавцы, а с другой – по- купатели определенного товара. Они вступают во взаимодействие, в результате чего определяется равновесная цена и равновесное количество товара, которое будет продано. Чтобы лучше понять этот процесс, давайте рассмотрим по отдельности спрос – то, с чем приходят на рынок покупатели, и предложение – то, с чем приходят на рынок продавцы.
Рынок какого-либо товара -- это сово- купность покупа- телей и продавцов данного товара.
Равновесная цена -- это такая цена, при которой количество товара, которое хотят приобрести покупатели, равно количеству этого то- вара, которое пред- лагают продавцы.
Дефицит -- превы- шение количества товара, которое при сложившейся цене хотят купить по- купатели, над тем его количеством, которое по данной цене хотят продать продавцы. избыток товара -- превышение количе- ства товара, которое при сложившейся цене хотят продать продавцы, над тем его количеством, которое по данной цене хотят купить покупатели.
53
Что такое рынок. Спрос.
4.2. Спрос
Для того чтобы обобщить отношение покупателей к товару вводится понятие спрос. Спрос отражает зависимость между ко- личеством товара, которое покупатели готовы купить и его ценой.
Величина спроса на товар по цене Х
– это максимальное ко- личество данного товара, которое потребители согласны приобре- сти по цене Х. Если у нас есть информация о нескольких величинах спроса, определенных подобным образом, то мы можем говорить о спросе на товар. Таким образом, спрос на товар
– это совокуп- ность цен и соответствующих им величин спроса. Спрос показывает поведение потребителей при изменении цены на товар. Остерегай- тесь путать понятия «спрос» и «величина спроса». Утверждение типа
«В связи с увеличением цены на бензин, спрос на него упал» не кор- ректно и может завести в тупик. Как нужно сказать правильно?
Спрос на товар может быть задан таблицей, функцией и графиком. Разберем это на примере. Объясняя то, что происходит на рынке товара, экономисты оттал- киваются от того, какие решения о покупке и продаже данного товара принимают отдельные потребители и производители. Рыночный спрос состоит из суммы инди- видуальных спросов. Итак, пусть нашим товаром будет эскимо, а покупателем – Ва- ська из предыдущей главы, который оказался большим его любителем. Если эскимо на палочке стоит 20 руб., то он готов сразу купить 5 штук, если 40 – то 3 штуки, а если 60 руб., то только 1 штуку. Таким образом, величина спроса Васьки на эски- мо при цене 20 руб. равна пяти, при цене 40 руб. – трем, при цене 60 руб. – одному.
Давайте запишем это в виде таблицы:
Цена эскимо (руб.)
Величина спроса Васьки на эскимо (шт.)
20 5
40 3
60 1
Таблица 4.1
Мы получили спрос Васьки на эскимо в виде таблицы. Нанесем точки из табли- цы на график.
Величина спроса на товар по цене Х -- это максимальное количество данного товара, которое по- требители согласны приобрести по цене Х.
Спрос на товар -- совокупность цен и соответствующих им величин спроса.
54
Глава 4
Обратите внимание на то, что находится на осях нашего графика. Традиционно цену товара помещают на ось Y, а количество товара на ось Х.
Предположим, что если Васька при сокращении цены мороженого на 20 руб. увеличивает свое потребление на две порции, то при сокращении его цены на 10 руб., он увеличит свое потребление на одну порцию и так далее. Имея в виду это предположение о Васькиных предпочтениях, мы можем соединить точки на рис. 4.1 линией.
На рис. 4.2. представлен Васькин спрос на эскимо, заданный графиком.
График, который у нас получился, – это прямая линия. Уравнение прямой име- ет вид Y = a+bX. Что же нам нужно взять в качестве независимой переменной X, а что в качестве Y? Поскольку Васька принимает решение о том, сколько он купит мороженного глядя на цену, то за Х будет логично принять цену эскимо, а за Y – ве- личину Васькиного спроса на него. Итак, подставим в уравнение прямой две точки
Рис 4.1
Рис 4.2
Цена
60 50 40 30 20 10 5
4 3
2 1
Кол-во эскимо
Цена
60 50 40 30 20 10 5
4 3
2 1
Кол-во эскимо