ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 1848
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
63
Что такое рынок. Спрос.
4.6 от индивидуального спроса к рыночному
До сих пор мы говорили о свойствах спроса на товары на основании решений о потреблении, которые принимают отдельные люди. Все о чем мы говорили, ка- сается индивидуального спроса покупателей. Каким же образом из большого ко- личества индивидуальных спросов получить рыночный спрос на товар, тот самый, который нам нужен для того, чтобы определить, сколько товара будет продаваться и сколько он будет стоить? Все просто, рыночный спрос на товар состоит из инди- видуальных спросов, и для получения рыночного спроса их нужно просто сложить.
Пусть спрос на эскимо соседа Васьки, Василь Василича, может быть представ- лен следующей таблицей.
Цена эскимо (руб.)
Величина спроса
Василь Василича на эскимо (шт.)
20 4
40 3
60 2
Таблица 4.2
Для того чтобы получить их общий с Васькой спрос нужно посмотреть, сколько они вдвоем будут потреблять при каждом уровне цены, то есть сложив величины их спроса по каждой цене.
небом и землей. Чистая ткань, расстеленная на земле, тут же становится гряз-
ной, и частички сажи садятся на все вокруг.» (перевод автора)
Кроме мрака, уныния и несчастных случаев на дорогах Лондонский туман нес гибель для людей, особенно для тех, у кого были слабые легкие. К сожалению, очень похожие проблемы испытывают сейчас жители Пекина – этой новой мировой куз- ницы, которая в начале XXI века погрузилась в туман Лондона XIX века. Хочется надеяться, что рост доходов и благосостояния заставят китайцев принять реши- тельные меры против загрязнения своей окружающей среды, так же как это в свое время сделали англичане.
64
Глава 4
Цена эскимо (руб.)
Величина спроса
Васьки на эскимо
(шт.)
Величина спроса
ВасильВасилича на эскимо (шт.)
Величина совокупного спроса
20 5
4 9
40 3
3 6
60 1
2 3
Таблица 4.3
Если индивидуальные спросы представлены графиком или функцией, то сово- купный спрос получается следуя тому же принципу. Мы фиксируем цену и складыва- ем те количества товара, которые каждый покупатель готов купить по данной цене.
Что произойдет с рыночным спросом при увеличении количества покупате- лей? Очевидно, что рыночный спрос увеличится, а кривая рыночного спроса станет более пологой и сдвинется по направлению от начала координат.
Самое главное
•
В рыночной экономике решения относительно того, что и сколько произво- дить и кому распределять, принимают сами продавцы и покупатели, пресле- дующие собственную выгоду.
•
Поведение покупателей и продавцов на рынке моделируется с помощью их спроса и предложения. Количество товаров, которые продаются на рынке,
Рис 4.9
Цена
60 50 40 30 20 10 5
9 4
8 3
7 2
6 1
Кол-во эскимо
Спрос
Васьки
Совокупный спрос
Васьки и Василь Василича
65
Что такое рынок. Спрос.
и их цена стремятся к значениям, при которых спрос на эти товары равен их предложению. Это происходит потому, что в противном случае на рынке образуется дефицит или избыток товара. Равенство спроса и предложения на рынке товара называется рыночным равновесием.
•
Следует различать величину спроса – максимальное количество товара, кото- рое потребители готовы купить по данной цене, и спрос на этот товар. Спрос на товар – это совокупность всех возможных величин спроса.
•
Закон спроса, который гласит, что при увеличении цены товара величина спроса на него уменьшается, основан на том, что у всех товаров существуют заменители, на потребление которых люди переходят при росте цены. Эти заменители не обязательно должны быть очень близкими. Часто мы с вами выбираем между сильно разными вещами, например, больше работать и, как следствие, больше есть; или меньше работать и, как следствие, боль- ше спать. Закон спроса предполагает отрицательный наклон кривой спроса.
Тот факт, что при увеличении количества товара в нашем распоряжении мы начинаем меньше ценить его каждую следующую единицу, служит еще од- ним доказательством закона спроса.
•
При изменении цены товара меняется величина спроса, но не сам спрос.
Спрос на товар изменяется как следствие движения прочих факторов. Этими факторами являются, в первую очередь, предпочтения потребителей, их до- ход, а также цены на дополняющие и замещающие товары.
•
Увеличение цены товара ведет к снижению спроса на товары, его дополняю- щие, и росту спроса на товары его замещающие.
•
Изменение дохода потребителей может по-разному влиять на спрос на товар.
При росте дохода, спрос на нормальные товары возрастает, а на товары низ- кого качества снижается.
•
Рыночный спрос получается сложением индивидуальных спросов, точнее ин- дивидуальных величин спроса при каждом уровне цены.
•
Увеличение количества потребителей на рынке ведет к росту рыночного спроса, а уменьшение – к его снижению.
66
Глава 4
Задачи к Главе 4
1. На вопрос сына, какие сосиски ему купить в магазине мама ответила, что
самые дорогие. Означает ли такой мамин ответ то, что ее поведение проти-
воречит закону спроса? Какую информацию черпает мама из цены товара?
2. «Картина Пикассо стоит миллионы, а буханка хлеба – гроши. Это свиде-
тельствует о превосходстве духовной пищи над физической». Прокоммен-
тируйте утверждение исходя из закона спроса.
3. Для некоторых людей рост стоимости таких товаров роскоши, как, напри-
мер, дорогие машины, часы и сумки, не снижает, а наоборот повышает жела-
ние их покупать. Противоречит ли такое поведение закону спроса? Что кро-
ме лошадиных сил покупает человек, приобретая престижный автомобиль?
4. Найдите ошибку в высказывании: «Падение цены на кофе ведет к падению
спроса на кофе, что в свою очередь приводит к падению цены на кофе и ро-
сту спроса на этот продукт».
5. Спрос Пети, приятеля Васьки на мороженое можно представить функци-
ей Q
П
= 8 – 0,2P, где Q – величина Петиного спроса на мороженное, а P – цена
мороженного
7
. Спрос Василь Василича представлен в таблице 4.2.
a.
Пусть спрос Василь Василича на эскимо можно представить в виде линей- ной функции
Q
вв
= a – bP
Каково будет значение коэффициентов a и b? b.
Найдите функцию совокупного спроса Пети и Василь Василича. (Обрати- те внимание, что при цене выше некоторой покупателем эскимо останет- ся один Василь Василич, в связи с чем функция совокупного спроса будет состоять из двух уравнений, одно из которых будет описывать совокуп- ный спрос до этой цены, а другое – после).
с.
Нарисуйте функции спроса Пети и Василь Василича на графике и сложите их, фиксируя цену и складывая количества.
7
Традиционно экономисты обозначают количество латинской буквой Q, от английского слова quantity (коли- чество), а цену – латинской буквой P от английского слова price (цена).
67
Что такое рынок. Спрос.
6. Функция спроса на тапочки бабушки, проживающей в городе N, имеет следу-
ющий вид: Q = 10 – 0,02P, где Q – количество пар тапочек в год, а P – их цена. a.
Найдите спрос на тапочки в городе, если в нем проживают 100 бабушек с аналогичной функцией спроса, и больше покупателей тапочек в городе нет.
b.
На какое количество пар тапочек сократится величина спроса на тапочки в городе, если их цена увеличится на 50 руб.?
c.
Выше какой цены за пару тапочек их перестанут покупать в городе N?
d.
Сколько пар тапочек можно будет бесплатно раздать в городе N?
e.
Каким станет совокупный спрос на тапочки в городе N, если в качестве их покупателей к бабушкам прибавится 50 дедушек с одинаковыми обрат- ными функциями спроса P = 500 – 100Q?
f.
После повышения пенсии спрос бабушек на тапочки повысился, а спрос дедушек понизился. Как вы можете это прокомментировать?
7. На парковке в центре города выделено 100 мест для автомашин. Что про-
изойдет в следующих ситуациях со спросом и величиной спроса на парко-
вочные места? Почему? Подсказка: на графике предложение парковочных
мест можно отметить вертикальной линией.
a.
Рядом с парковкой построено новое офисное здание.
b.
Городские службы увеличили количество парковочных мест до 150.
c.
Значительно улучшилось качество пригородных электричек.
d.
Доходы населения упали из-за экономического кризиса.
8. Выберите правильный ответ. Если в экономике существуют только два
товара, то они могут быть:
a.
оба нормальными;
b.
оба инфириорными товарам;
с.
оба товарами роскоши;
d. оба товарами первой необходимости;
9. Верно ли высказывание: «Товар роскоши – это обязательно нормальный
товар, но нормальный товар – это не обязательно товар роскоши».
68
Глава 4
10. Объясните следующие факты, используя понятия нормального товара.
a.
Объясните, почему жители Швейцарии больше озабочены проблемой ох- раны окружающей среды, чем жители Китая?
b.
Объясните, почему большинство наших с вами современников работают меньшее количество часов в неделю, чем их дедушки и бабушки? Под- сказка: количество часов работы – это сознательный выбор между допол- нительным доходом и свободным временем. Свободное время так же мо- жет быть нормальным товаром.
Глава 5
Предложение -- это издержки
70
Глава 5
Спрос – это только половина уравнения, определяющего равно- весную цену на товар. Вторая половина – это предложение. Спрос представляет покупателей, предложение – продавцов.
Предложение отражает зависимость между количеством това- ра, которое продавцы готовы продать и ценой.
Величина предло- жения на товар при цене Х
– это максимальное количество товара, которое продавцы согласны продать по цене Х. Если у нас есть информация о нескольких величинах предложения, опреде- ленных подобным образом, то мы можем говорить о предложении товара. Таким образом, предложение товара
– это совокупность цен и соответствующих им величин предложения.
От чего зависит предложение товара? В рыночной экономике, исключительно от издержек продавца. Итак, давайте подробнее по- говорим о том, что такое издержки.
5.1. Что экономисты считают издержками
Принимая решение о своих действиях, каждый человек взвешивает плюсы и минусы, происходящие от этих действий. Плюсы – это та выгода, которую он по- лучит, а минусы – его издержки, которые возникнут в результате данного действия.
Все человеческие действия в любой сфере жизни сопряжены с издержками, потому что наши ресурсы ограничены и их всегда можно потратить альтернативным обра- зом, как мы уже обсуждали с вами в Главе 2. Если вы принимаете решение прийти на урок экономики, то вам придется пожертвовать сорока пятью минутами чтения любимой книги, игры на компьютере или просто прогулки. В обмен вы получите спокойную совесть, отсутствие неприятностей в школе и, может быть, некий при- рост в вашем знании предмета и, соответственно, в оценках. Каждый ученик взве- шивает плюсы и минусы и принимает для себя решение.
Обычно, когда мы говорим об издержках производства товара для производителя или стоимости этого товара для потребителя, мы по привычке думаем о количестве денег, которое нужно потра- тить для производства или потребления. Исходя из этого определе- ния, посещение урока для вас не стоит ничего. Большое количество прогульщиков доказывает, что это не так. Прогульщики – это те, для кого издержки присутствия на уроке превышают выгоды от это- го урока. «Бухгалтерский» подход к издержкам, который фиксирует только явные издержки в виде денежных выплат не дает возмож-
Величина предложе- ния на товар при цене Х -- это макси- мальное количество товара, которое продавцы согласны продать по цене Х.
Явные или бухгал- терские издерж- ки -- те издержки, которые могут быть зафиксированы в бухгалтерской отчетности.
Предложение товара -- это совокупность цен и соответствующих им величин предложения.
71
Предложение – это издержки ности понять, почему люди поступают так, а не иначе. Для получе- ния полной картины, к явным издержкам нужно добавить неяв- ные
. Неявные издержки не существуют в виде непосредственных денежных выплат, однако их вполне можно оценить в денежном эквиваленте. Сколько вы готовы заплатить за то, чтобы вас остави- ли в покое на сорок пять минут? Во сколько вы оцените отсутствие неприятностей, проистекающих от прогула урока? А спокойную совесть? Если вас смущает необходимость измерение таких дели- катных вещей в деньгах, измерьте их в конфетах или в порциях мороженого. День- ги – это лишь универсальный измеритель, линейка, с помощью которой мы можем измерить ту жертву, с которой сопряжено наше решение о действии, и те выгоды, которое оно нам принесет.
Итак, издержки, как их понимают экономисты, или «
экономические из- держки
» – это ВСЕ ТО, чем мы жертвуем в результате нашего решения поступить так или иначе. То есть это те самые альтернативные издержки
, о которых мы говорили в Главе 2 нашей книги.
Для того чтобы вычислить альтернативные издержки, проис- текающие от какого-либо действия, нужно оценить выгоду от наи- лучшего альтернативного использование ресурсов, затраченных в результате этого действия. Как вы помните, альтернативными издержками производства дополнительного хлеба в Моделии были утраченные зрелища, от производства которых пришлось отвлечь работников. Альтернативными издержками посещения урока эко- номики для любителя детективов будет упущенное удовольствие от нескольких дополнительных страниц любимой книги, а для лю- бителя футбола – упущенная радость от просмотра еще одного тайма. В то время как перед экзаменом по математике для одного и для другого экономическими из- держками сорока пяти минут занятия экономикой скорее всего будет утраченная возможность решить еще несколько задач по математике.
Для того чтобы лучше понять, что такое экономические издержки в производ- стве и чем они отличаются от бухгалтерских издержек, давайте рассмотрим сле- дующий пример. Петр Петрович Доезжайло работает бухгалтером на заводе и за- рабатывает 20 000 руб. в месяц. Ему давно хотелось заняться собственным делом и, наконец, случай представился. Его сосед предложил Петру Петровичу арендовать свою палатку, торгующую овощами за 30 000 руб. в месяц. Петр Петрович посчитал, что он может ежемесячно закупать овощи на 100 000 руб. и продавать их за 150 000 рублей. Продавцу он собирается платить 5000 руб. в месяц. Функции директора и бухгалтера он возьмет на себя, так что ему никому дополнительно платить не при- неявные издержки -- альтернативные издержки, которые не могут быть в яв- ном виде зафикси- рованы в бухгалтер- ской отчетности.
Экономические издержки -- альтер- нативные будущие издержки. Эконо- мические издержки включают в себя как явные, так и неявные издержки.