Файл: Мария Бойко Мария Бойко.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1846

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

55
Что такое рынок. Спрос.
из таблицы спроса – этого нам достаточно, чтобы найти коэффициенты a и b. Возь- мем точки (20, 5) и (40, 3) и решим систему уравнений:
3
a 40b
5
a 20b
= +
= +
&
Получаем, что a = 7, b = - 0.1. Таким образом, мы можем задать Васин спрос с помощью следующего уравнения:
Количество = 7 – 0,1 # Цена
3
Задавая спрос в виде уравнения, нужно помнить, что Васька не может потре- блять отрицательное количество, и поэтому при цене больше чем 70 руб. величина спроса его спроса будет равна 0.
Давайте решим обратную задачу и изобразим спрос, заданный полученным уравнением, на графике. На стандартном графике спроса цена находится на оси Y, а количество товара на оси X, поэтому, чтобы перенести наше уравнение на график нам нужно его «перевернуть», выразив цену через количество товара. В нашем при- мере это будет выглядеть следующим образом.
Цена = 70 – 10 # Количество
Мы получили обратное уравнение спроса. Если мы перенесем его на график, то у нас снова получится рис. 4.2.
4.3. Закон спроса
То, что Васькин спрос на мороженное описывается прямой линией, – это упро- щение, специально использованное для наглядности примера. То, что не является упрощением и характерно для спроса на любой товар любого покупателя или груп- пы покупателей – это то, что при увеличении цены товара величина спроса на товар сокращается. Отрицательная зависимость между ценой товара и величиной спроса
3
Для проверки можно подставить в это уравнение точку (60 руб., 1 эскимо). Мы получим, что данным урав- нением хорошо описываются все наблюдаемые точки, составляющие Васькин спрос.

56
Глава 4
соблюдается практически всегда и даже носит название
Закона спроса
4
Почему это происходит? Потому, что у нас с вами всегда есть возможность вы- бора. Если какое-либо благо становится дороже, то его всегда можно частично заме- нить другими благами. Нет такого блага, для которого это было бы не так. Постой- те, скажете вы, в основном это, наверное, правда: подорожавшие помидоры можно заменить кетчупом и томатным соком, но как быть с такими вещами, как, например, воздух? Без воздуха жить невозможно! Воздух, действительно, необходим человеку для жиз- ни, однако когда мы говорим о замене одного блага другими, мы не имеем в виду необходимость полного отказа. Посмотрите на лю- дей, живущих в больших городах. Все они сделали выбор между большим количеством чистого деревенского воздуха и тех благ, которые предостав- ляет город в пользу последних. Чистый воздух для них слишком дорог, им многим придется пожертвовать, чтобы получить его в большем количестве, чем они уже имеют, и они вполне удовлетворяются тем, что у них есть. Если же мы представим, что альтернативная цена воздуха еще увеличится, так как, например, упадет каче- ство деревенских школ, по сравнению со школами в больших городах, то многие се- мьи, до этого наслаждавшиеся чистым воздухом, захотят переехать в город. Таким образом, даже воздух, как и остальные блага, подчиняется закону спроса, по кото- рому увеличение стоимости блага ведет к сокращению его потребления.
4.4. Почему вода дешевле алмазов
Закон спроса подразумевает интересное наблюдение над человеческой при- родой. Чем больше мы имеем определенного блага, тем меньше мы готовы пла- тить за приобретение его дополнительной единицы. Сколько вы будете готовы отдать за свой любимый бутерброд после шести уроков? А за второй? А за третий?
А за десятый? В какой-то момент вы, наверняка, не согласитесь взять еще один даже бесплатно.
4
Исключением из этого закона являются так называемые товары Гиффена, встречающиеся крайне редко.
Они названы так по имени экономиста, который заметил, что во время картофельного голода в Ирландии в середине 19 века увеличение цены на картофель вело к росту потребления этого продукта. Понятно, что для подобного поведения покупателей нужны исключительные обстоятельства, среди которых важное ме- сто занимает отсутствие разнообразия в потреблении, что не характерно для современного общества.
Закона спроса -- отрицательная зависимость между ценой товара и величиной спроса.


57
Что такое рынок. Спрос.
Это свойство человеческих предпочтений экономисты назы- вают
Законом убывающей предельной полезности
5
– чем больше блага мы имеем, тем меньше полезности (удовлетворения) приносит нам его дополнительная единица, и, следовательно, тем меньше мы готовы за нее заплатить. Обратите внимание на слово
«предельный». Под этим термином экономисты понимают следу- ющий, дополнительный, чуть-чуть выходящий за границу того, что мы имеем сейчас. То, сколько мы готовы заплатить за каждую до- полнительную единицу товара, фиксируется нашим спросом на этот товар. Таким образом, отрицательная зависимость величины спроса и цены товара, предполагаемая законом спроса, может быть истолкована как то, что за каждую дополнительную единицу товара мы готовы платить меньше, чем за пре- дыдущую, так как ее потребление приносит нам меньшее удовлетворение.
Данное рассуждение помогает объяснить старинный парадокс: почему столь необходимая для жизни вода стоит настолько меньше, чем, скажем, вполне заме- нимые алмазы. Все дело в редкости алмазов и изобилии воды. Искатель алмазов, оставшийся без воды в пустыне, охотно отдаст все свои находки за глоток воды.
Однако то, что мы платим за воду в повседневной жизни, – это цена не первого глотка и даже не сто первого, это цена дополнительного литра воды, используемого для полива огорода или мытья машины. В связи с этим, то, что мы готовы отдать за его получение, может вполне оказаться меньше того, что мы заплатим не только за алмаз, но и за утреннюю газету.
5
Под несколько неуклюжим термином полезности экономисты понимают удовлетворение, которое прино- сит потребителю то или иное благо.
Закон убывающей предельной полезно- сти -- уменьшение дополнительной по- лезности для потре- бителя от каждой следующей едини- цы блага, которую он потребляет.
Рис 4.3
Цена
Спрос на бутерброды
По лезнос ть 1-г о б ут ербро да
По лезнос ть 2-г о б ут ербро да
Кол-во бутербродов

58
Глава 4 4.5. Факторы, от которых зависит спрос на товар
Закон спроса гласит, что при увеличении цены товара величина спроса на него снижается. Это значит, что кривая спроса должна иметь отрицательный наклон.
Если цена товара увеличивается, то количество товара, которое хотят купить по- купатели уменьшается, и мы двигаемся вверх по кривой спроса; если цена товара снижается, то количество товара, которое хотят купить, увеличивается, и мы двига- емся вниз по кривой спроса.
Что же происходит, если изменяется не цена товара, а другие факторы, от кото- рых зависит спрос на этот товар? В этом случае вся кривая спроса сдвигается. Если покупатели готовы при каждом уровне цены увеличить свои покупки, то мы гово- рим, что спрос на товар растет, и кривая спроса сдвигается от начала координат.
Если же покупатели при каждом уровне цены хотят покупать меньше товара, то мы говорим, что спрос падает, и кривая спроса сдвигается к началу координат.
Рис 4.4
Рис 4.5
Цена
Кол-во литров воды
Первый глоток
Дополнительный литр в ванной
Дополнительный литр для полива
Цена
Кол-во
Спрос
Цена
Кол-во
Спрос


59
Что такое рынок. Спрос.
Что же это за факторы, которые могут вызвать изменение спроса на товар? Да- вайте перечислим основные из них.
1)
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Предпочтения. То, чем мы с вами готовы пожертвовать для получения того или иного блага, зависит от наших предпочтений. Капризная мода часто за- ставляет двигаться спрос на тот или иной товар. Что произойдет со спросом на ранние книги автора, получившего престижную литературную премию?
А со спросом на меха, после активной компании защитников животных?
2) Цена товаров заменителей. Как мы уже говорили, у всех то- варов есть заменители. Так, апельсиновый сок можно заменить апельсинами или яблочным соком. Чем лучше товар А может за- менить товар Б в потреблении, тем больше изменения цены на товар А влияет на спрос на товар Б. Если цена некоторого това- ра растет, то спрос на его товар заменитель тоже растет, так как потребители стремятся заменить подорожавшее благо. Так, если цена на яблоч- ный сок вырастет, спрос на апельсиновый сок тоже вырастет. Это значит, что ве- личина спроса на апельсиновый сок вырастет при каждом уровне цены, и кривая спроса на апельсиновый сок сдвинется по направлению от начала координат.
Если цена на апельсины упадет, спрос на апельсиновый сок тоже упадет. То есть величина спроса на апельсиновый сок сократится при каждом уровне цены, кривая спроса на апель- синовый сок сдвинется по направлению к началу координат.
3) Цена дополняющих товаров. Некоторые товары мы потре- бляем не по отдельности, а вместе с другими товарами. Авто-
Рис 4.6
Цена
Цена
Кол-во
Кол-во
Спрос
Спрос’
Спрос’
Спрос
Товары заменители
(товары-субституты) -- товары, которые мо- гут замещать друг друга в потреблении.
Дополняющие то- вары (товары-ком- плементы) -- товары, которые потребля- ются совместно друг с другом.
Спрос на товар растет
Спрос на товар падает

60
Глава 4
мобили и бензин, ботинки и шнурки, тетради и карандаши являются товарами, дополняющими друг друга. Если цена дополняющего товара растет, то спрос на сам товар падает, так как потреблять его становится дороже. Если цена бензи- на вырастет, то спрос на автомобили, особенно на те, которые расходуют мно- го бензина, упадет. Величина спроса на автомобили при каждом уровне цены уменьшится. Кривая спроса на автомобили сдвинется к началу координат. Если цена на сахар упадет, то спрос на какао вырастет (они вместе употребляются в кондитерской промышленности для изготовления шоколада). Это значит, что величина спроса на какао при каждом уровне цен увеличится, кривая спроса на какао сдвинется по направлению от начала координат.
4) Изменение дохода. Несомненно, что то, сколько мы можем себе позволить по- треблять того или другого товара, зависит от нашего дохода. Однако при ро- сте дохода спрос на разные товары ведет себя по-разному: спрос на одни товары растет, в то время как на другие сокращается. По это- му признаку мы можем разделить все товары на 2 категории: нор- мальные товары и товары низкого качества. нормальные това- ры
– это такие товары, спрос на которые растет при увеличении дохода потребителей и снижается при уменьшении их дохода. Под инфериорными товарами (товарами низкого качества)
экономисты понимают те товары, спрос на которые снижается при росте дохода потребителей и растет при его падении. Это происхо- дит потому, что при росте дохода потребители стараются отказать- ся от дешевых товаров низкого качества, которые они вынуждены были покупать для удовлетворения своих основных потребностей.
В качестве примера товара низкого качества можно привести кар- тошку, хлеб, проезд в плацкартном вагоне и т.д.
нормальные товары -- это такие товары, спрос на которые растет при увеличении дохода потребителей и сни- жается при умень- шении их дохода.
инфериорные това- ры (товары низкого качества) -- товары, спрос на которые снижается при ро- сте дохода потреби- телей и растет при его падении.
Все товары
Нормальные товары
Доход и спрос движутся
в одном направлении
Доход
Спрос
Инфериорные товары
Доход и спрос движутся
в противоположном направлении
Доход
Спрос
Рис 4.7


61
Что такое рынок. Спрос.
Можно продолжить анализ того, как ведет себя спрос на нор- мальные товары в случае изменения дохода потребителей, и про- следить, что происходит с долей расходов на определенный товар в общих расходах потребителей. По этому признаку можно также разделить все нормальные товары на 2 группы: на товары роско- ши и товары первой необходимости.
Товары роскоши
– это то- вары, доля которых в потреблении растет вместе с ростом дохода и падает вместе с его сокращением. Это означает, что расходы на эти товары растут быстрее, чем доход
6
Товары первой необхо- димости
– это товары, доля которых в потреблении падает вме- сте с ростом дохода и растет с его сокращением. Это значит, что расходы на них растут, но медленнее чем доход. Примером товаров роскоши могут служить, например, развлечения – чем выше наш доход, тем больше, разнообразней и роскошней мы можем себе по- зволить развлекаться. Примером товаров первой необходимости может служить еда – хотя с ростом дохода мы начинаем, если не больше, то качественнее и дороже питаться, но всему есть предел.
Доля дохода, которую тратит на еду миллионер значительно ниже доли дохода, расходуемой на еду его секретаршей.
6
Доля расходов на товар в общих расходах – это дробь, где расходы на товар находятся в числителе, а об- щие расходы или доход в знаменателе. Дробь может вырасти только, если числитель растет быстрее чем знаменатель.
Товары роскоши -- это нормальныето- вары, доля которых в потреблении рас- тет вместе с ростом дохода и падает вместе с его сокра- щением.
Товары первой необходимости -- это нормальные то- вары, доля которых в потреблении пада- ет вместе с ростом дохода и растет с его уменьшением.
Рис 4.8
Нормальные товары
Товары роскоши
Доход и доля в общих расходах потребителя движутся
в одном направлении
Доход
Доля в общих расходах
Товары первой необходимости
Доход и доля в общих расходах потребителя движутся
в проти-
воположном направлении
Доход
Доля в общих расходах

62
Глава 4
Чистая окружающая среда -- это тоже нормальный товар.
Чистая окружающая среда тоже может быть отнесена к нормальным товарам, то есть к тем, спрос на который увеличивается с ростом дохода. Беспрецедентный рост производительности труда в ХХ веке значительно увеличил доходы европей- цев. Изменился и их образ жизни. Жителям современного Лондона может быть не просто узнать свой чистый, зеленый и часто солнечный город в том Лондоне XIX века, о котором писал Чарльз Диккенс.
«Лондон. Осенняя судебная сессия — «Сессия Михайлова дня» — недавно нача-
лась, и лорд-канцлер восседает в Линкольнс-Инн-Холле. Несносная ноябрьская пого-
да. На улицах такая слякоть, словно воды потопа только что схлынули с лица зем-
ли, и, появись на Холборн-Хилле мегалозавр длиной футов в сорок, плетущийся, как
слоноподобная ящерица, никто бы не удивился. Дым стелется едва поднявшись из
труб, он словно мелкая черная изморось, и чудится, что хлопья сажи — это круп-
ные снежные хлопья, надевшие траур по умершему солнцу. Собаки так вымазались
в грязи, что их и не разглядишь. Лошади едва ли лучше — они забрызганы по самые
наглазники. Пешеходы, поголовно заразившись раздражительностью, тычут друг
в друга зонтами и теряют равновесие на перекрестках, где с тех пор, как рассвело
(если только в этот день был рассвет), десятки тысяч других пешеходов успели
споткнуться и поскользнуться, добавив новые вклады в ту уже скопившуюся — слой
на слое — грязь, которая в этих местах цепко прилипает к мостовой, нарастая как
сложные проценты».
Ч. Диккенс «Холодный дом» гл. 1
Основным топливом, которым топились жилища и на котором работали много- численные производства в Лондоне того времени, был уголь. Взвесь сажи во влаж- ном воздухе и была тем знаменитым «лондонским туманом», в котором блужда- ли герои Диккенса и Конан Дойля. Вот как описал эту «лондонскую особенность»
Р. Рассел в 1880 году.
«Лондонский туман коричнев, красновато-желтоват или зеленоват, он сгуща-
ется больше чем белый туман, имеет дымный или серный запах, часто суше чем
деревенский туман и, когда сгущается, имеет удушающий эффект. Вместо того
чтобы рассеиваться, когда солнце поднимается выше, он часто становится гуще,
так что самые низкие лондонские туманы случаются в полдень или после полудня.
Иногда коричневые массы поднимаются и превращаются в густую занавесь между