Файл: Учебное пособие мтуси, 2018 предисловие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 337

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Согласно Q.1211 набор CS-1 включает 25 видов услуг, которые должны поддерживаться сетями фиксированной и подвижной связи общего пользования. Следует отметить, что определение набора услуг является одним из первых этапов при создании ИС в конкретном регионе и зависит от требований, сложившихся на местном рынке услуг связи.

7. Архитектура интеллектуальной сети
При определении правил предоставления услуг следует различать (рис.7.1):

  1. оператора интеллектуальной сети (поставщик сети, Network Provider);

  2. поставщика услуги (Service Provider) - юридическое или физическое лицо, заключающее контракт с оператором Интеллектуальной сети на установку и предоставление услуги, например, на предоставление «Услуги 800». Часто поставщиком услуги является оператор сети;

  3. абонента услуги (Service Subscriber) - юридическое или физическое лицо, заключающее контракт с оператором ИС и/или поставщиком услуги на предоставление услуги (абонирование услуги), например, фирма, абонирует услугу "800" для рекламы своих товаров;

  4. пользователя услуги (User) - объект (физическое лицо или техническое устройство), пользующееся услугой от имени абонента услуги.



Рис.7.1 Место пользователя и абонента услуги на сети ИС

На рисунке 7.2 представлена классическая схема физической архитектуры ИС, в состав которой входят следующие элементы:

SSP (Service Switching Point) - узел коммутации услуг, представляющий собой АТС с соответствующей версией программного обеспечения и выполняющий функцию управления вызовом и функцию коммутации услуги;

SCP (Service Control Point) - узел управления услугами (контроллер услуг), делает возможной работу с базой данных с транзакцией в реальном масштабе времени (РМВ). SCP интерпретирует поступающие запросы, обрабатывает данные и формирует соответствующие ответы;

SDP (Service Data Point) - узел базы данных услуг, содержащий данные, используемые программами логики услуги, чтобы обеспечить индивидуальность услуги
;

IP (Intelligent Peripheral) - интеллектуальные периферийные устройства, представляющие собой независимые от используемых приложений устройства интеллектуальных ресурсов, обеспечивающие дополнительные к SSP возможности;

SMP (Service Management Point) - узел менеджмента услуг, реализующий функции административного управления пользователями и/или сетевой информацией, включающей данные об услугах и программную логику услуги;

SCEP (Service Creation Environment Point) - узел создания услуг, выполняет функцию среды создания услуг и служит для разработки, формирования и внедрения услуг в пункте их обеспечения SMP.

Узлы упрощенной схемы ИС размещены на трех уровнях иерархии:

узел коммутации услуг SSP с интеллектуальной периферией IP;

узел управления услугами SCP с узлом данных услуги (базой данных) SDP;

узел менеджмента услуг SMP с узлом создания услуг SCEP.

Для получения услуги ИС пользователь сети набирает номер той АТС, которая обладает функциями SSP, а также код услуги и номер услуги. Пользуясь протоколом INAP, АТС с функциями SSP общается с узлом SCP и получает необходимую информацию для предоставления услуги и обслуживания вызова. В обслуживании вызова принимает участие IP (для передачи голосовых команд пользователю, сбора дополнительной информации). Общение между SCP, SSP и IP происходит в режиме РМВ с учетом временных ограничений на обслуживание телефонного вызова.

Подготовка новых услуг происходит в узле SCEP, а за введение новых услуг отвечает узел SMP. Эти два центра действуют в условиях относительного масштаба времени, и для передачи информации о новых услугах в узел SCP используется, например, протокол Х.25 или Frame Relay.


Рис.7.2. Упрощенная схема ИС

Структуру сети, представляющую интеллектуальные услуги, можно классифицировать по времени выполнения и по функциональному назначению.

По времени выполнения выделяют узлы, работающие в режиме РМВ и в режиме относительного масштаба времени. Узлы SCP, SDP, SSP и IP участвуют непосредственно в процессе обработки "интеллектуального вызова" и работают в режиме РМВ. К узлам SMO и SCEP таких условий не предъявляется. Услуги создаются и изменяются независимо от базового процесса вызова абонента. Поэтому такие работы могут производиться в любое время.



По функциональному назначению следует отделить уровень физической сети от уровня интеллектуальной услуги. К уровню физической сети следует отнести узел SSP и IP. Лишь эти два блока имеют жесткую связь с ТфОП посредством каналов связи. Взаимодействие других узлов осуществляется только через каналы сигнализации. На рисунке 7.3 представлена физическая плоскость ИС.

Основными требованиями к структуре ИС являются:

  • сетевые функции выполняются в узлах IN;

  • в узле может выполняться одна или более функций;

  • выполнение общей сетевой функции не может совместно осуществляться несколькими узлами;

  • два различных узла могут выполнять одинаковые сетевые функции;

  • узлы должны иметь стандартные интерфейсы;

  • распределение сетевых функций по узлам и стандартные интерфейсы не должны зависеть от услуг, предоставляемых сетью.




Рис.7.3. Физическая плоскость ИС (по Q.1205)

Физическая плоскость состоит из следующих физических объектов.

  1. SSP (Service Switching Point): узел коммутации услуг.
    Кроме обеспечения пользователям доступа в сеть и выполнения любых необходимых для коммутации функций, SSP обеспечивает доступ к интеллектуальной сети. Он должен быть связан с узлами, выполняющими функции управления услугами (SCF), например, с узлами управления услугами SCP. Функция управления услугами SCF декодирует полученный запрос и интерпретирует его в контексте услуг.

  2. SCP (Service Control Point): узел управления услугами.
    Этот узел имеет набор программ, обеспечивающих выполнение услуг и, возможно, обработки данных, получаемых от пользователей IN. SCP выполняет функцию управления услуг SCF и, возможно, функцию поддержки данных (SDF). SCP имеет прямой доступ к узлу поддержки данных SDP, либо может подсоединяться к нему через сеть сигнализации. При этом узел SDP может входить как в ту же сеть, что и узел SCP, так и в другие сети. Через сеть сигнализации SCP взаимодействует с узлом коммутации услуг SSP и интеллектуальной периферией IP.

  3. SDP (Service Data Point): узел поддержки данных. Данный узел содержит данные, необходимые для предоставления индивидуализированных услуг, то есть выполняет функцию поддержки данных. Доступ к SDP может быть получен либо через сеть сигнализации, либо через узел управления услугами SCP или узел обеспечения услуг SMP. Различные узлы поддержки данных могут быть связаны.


IP (Intelligent Peripheral): узел интеллектуальной периферии. Интеллектуальная периферия содержит средства, делающие услуги сети удобными для пользователей, например: запись речи пользователя, устройство распознавания речи, синтезатор речи. IP выполняет функции специализированных ресурсов (SRF), функцию коммутации услуг (SSF) и функцию управления вызовом (CCF). Последние две функции используются для обеспечения доступа к средствам, входящим в IP, который осуществляется по запросу из узла коммутации услуг SSP. Функция коммутации услуг SSF, получив от SCF подтверждение, декодирует и интерпретирует его, а затем посылает функции управления вызовом CCF инструкции о том, как осуществить процесс установления соединением.

В процессе формулирования подтверждения от SCF к SSF может потребоваться диалог между SCF и вызывающим или вызываемым абонентом. Такой диалог обычно заключается в отправке подсказки и получении некоторой последовательности цифр. Функция управления услугами SCF не имеет средств для непосредственного осуществления такого диалога, который происходит не иначе, как с помощью функции специализированных ресурсов SRF. Обычно SCF обращается к SRF с запросом о соединении абонента с соответствующим устройством, входящим в SRF (например, с речевым автоинформатором), и о необходимости получить от абонента определенные данные.

  1. AD (Adjunct): вспомогательный узел управления. Данный узел аналогичен узлу управления услугами SCP, но имеет непосредственную связь с узлом коммутации услуг SSP. Связь между вспомогательным узлом управления и узлом коммутации услуг поддерживается по высокоскоростному каналу.

  2. SN (Service Node): узел услуг. Данный узел напрямую связан с одним или более узлами коммутации услуг SSP и выполняет функции управления услугами SCF, поддержки данных SDF, специализированных ресурсов SRF, а также функции коммутации услуг SSF и управления вызовом CCF. Функции SSF/CCF в узле услуг тесно связаны с функцией управления услугами SCF и недоступны из других узлов, выполняющих функцию управления услугами. Узел имеет возможности как у узлов коммутации услуг, управления услуг и интеллектуальной периферии, вместе взятых.

  3. SSCP (Service Switching and Control Point): узел коммутации и управления услугами. Данный узел объединяет узлы коммутации и управления услугами и выполняет функции коммутации услуг SSF, управления вызовом CCF, управления услугами SCF, поддержки данных SDF, управлением доступа вызова (CCAF) и, возможно, функцию специализированных ресурсов SRF.

  4. SMP (Service Management Point): узел обеспечения услуг.
    Данный узел выполняет функцию администрирования услуги (SMF), функцию доступа администрирования услуги (SMAF) и функцию среды создания услуг (SCEF). Он может быть связан с любым узлом IN. Этот узел может управлять базами данных, тестировать сеть, управлять нагрузкой и проводить измерения различных характеристик сети.

  5. SCEP (Service Creation Environment Point): узел среды создания услуг.
    Данный узел выполняет функцию среды создания услуг и служит для разработки, формирования, тестирования и внедрения услуг в пункте их обеспечения SMP.

  6. SMAP (Service Management Access Point): узел доступа к системе эксплуатационной поддержки и администрирования услуг. Данный узел дает некоторым избранным пользователям доступ к узлам обеспечения услуг SMP.


Схема взаимосвязи функций набора услуг CS-1 представлена на рисунке 7.4. Сервис управления услугами включает три основных сервиса: адаптации услуги под заказчика, мониторинга услуг, контроля услуг.

Сервис создания услуг в свою очередь отвечает за сервисы: спецификации услуг, разработки услуг, проверки услуг, развертывания услуг, управления созданием услуг.



Рис.7.4. Архитектура распределенной функциональной плоскости
Для понимания концепции интеллектуальной сети важно знать следующее:

  1. Только функция управления вызовом CCF уполномочена контролировать процесс установления и разъединения соединения.

  2. Взаимодействие функции коммутации услуг SSF и функции управления вызовом CCF является услуго - независимым. Поэтому SSF и CCF не должны содержать ничего, зависимого от услуг, предоставляемых ИС.

  3. В случае сбоев выполнения функции управления услугами SCF возможностей функций SSF/CCF должно быть достаточно для завершения вызова и соответствующего уведомления вызывающего и вызываемого абонентов.

  4. Функция коммутации услуг SSF в любой момент времени не должна взаимодействовать более чем с одной функцией управления услугами SCF.

  5. Допускается взаимодействие между несколькими SCF и SSF, но так, чтобы не нарушалось условие 4.

  6. Только функция управления услугами SCF обладает всем необходимым для формулирования запросов к SRF, SSF и обработки ответов от них.

  7. Не допускается какого-либо взаимодействия между SSF и SRF иначе, как через SCF.

  8. Функция управления услугами SCF должна обладать возможностями для того, чтобы по инициативе вызываемого или вызывающего абонента приостановить предоставление услуги, но затем, в некоторый момент возобновить его по инициативе того же абонента.


8. Примеры реализации интеллектуальных услуг
Рассмотрим общие принципы предоставления интеллектуальных услуг на примере «Услуги 800» (Freephone, FPH).

История широкого внедрения интеллектуальных услуг началась с "Услуги 800". В 1967 году компания Bell System, в то время практически монопольно владевшая рынком услуг связи США, ввела в план нумерации Северной Америки код доступа к услуге установления телефонного соединения с оплатой за счет вызываемого абонента - "800". Первоначально возможности "Услуги 800" этим и ограничивались. Позднее в процессе эволюции алгоритм предоставления "Услуги 800" значительно изменился. Аналоги этой услуги сегодня известны во многих странах мира под различными коммерческими названиями: Услуга 130, Green Number, Numbero Vert, Linkline, 008, Freephone.