Файл: Организация системы контроля в дошкольной образовательной организации.pdf
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
50 1) Высокий уровень сформированности способности к самоконтролю показали 15% педагогов, средний уровень – 75 %, низкий уровень – 10 %;
2) Высокий уровень проведения самодиагностики показали 55 % педагогов, средний уровень – 45 %, низкий уровень – не выявлено;
3) Высокий уровень осознания собственных профессиональных затруднений показали 20 % педагогов, средний уровень – 70 %, низкий уровень – 10 %;
4) 30 % педагогов показали высокий уровень сформированности способности к взаимоконтролю и самоконтролю. Данная группа педагогов – педагоги с высоким профессиональным мастерством и методической компетентностью. Они способны работать на принципах доверия и самоконтроля. Таких педагогов руководитель посещает с целью обобщения и распространения опыта и оказания помощи в разработке и отработке различных педагогических технологий.
5) 70 % педагогов показали средний уровень сформированности способности к взаимоконтролю и самоконтролю. Некоторые педагоги данной категории нуждаются в систематическом контроле со стороны администрации (вновь принятые педагоги, молодые специалисты и педагоги с недостаточным профессиональным опытом для реализации инновационной деятельности), другие педагоги обеспечивают стабильные результаты, но еще не имеют достаточной методической компетентности для проявления творчества.
При организации контроля педагогической работы необходимо привлечь воспитателя к самостоятельному анализу своей деятельности. С данной целью предлагалось педагогам заполнить карту самоанализа профессиональной деятельности (Приложение 4), а также анкеты «Ваш инновационный потенциал», «Самооценка общественно-педагогической деятельности педагога», «Самооценка успешности деятельности педагога»
(Приложение 5) [4].
Самым перспективным направлением по повышению эффективности
51 контрольной функции деятельности МКДОУ «Детский сад «Теремок» является повышение показателей работы его педагогических и управленческих кадров, умение осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль деятельности. С целью повышения эффективности работы педагогического коллектива, необходимо оптимизировать систему контроля.
1 2 3 4 5 6 7
2.2. Организация системы контроля в дошкольной образовательной
организации
Система контроля педагогических кадров МКДОУ «Детский сад
«Теремок» направлена на создание в рамках учреждения эффективной, продуманной стратегии управления человеческим ресурсом. С позиций грамотного выстраивания менеджмента, это самый сложный компонент.
Кадровые рычаги настолько сложны в управлении (человек – не машина, управлять им – целое искусство; недаром существует понятие так называемого «человеческого фактора»), что для выстраивания подходов в этой сфере необходимы специальные механизмы и качественно продуманные методы. Именно поэтому существует острая необходимость во внедрении в
МКДОУ «Детский сад «Теремок» такой системы педагогического контроля, которая позволит создать качественный управленческий климат, а также повышение результативности и эффективности деятельности педагогов.
Осуществить управляемый качественный рост профессионального мастерства каждого педагога, рост интеграционных возможностей всего коллектива ДОУ возможно с помощью оптимизации системы контроля.
Качественный контроль, развитие способности педагогов к самоконтролю и взаимоконтролю в процессе методической работы будет эффективным, если оно основывается на теоретических положениях процесса формирования компонентов самоанализа, выстраивается поэтапно с учетом организационно-педагогического обеспечения и определяется единым методическим пространством, которое сопровождается
52 вариативностью форм и соответствующим содержанием работы с кадрами в учреждении дополнительного образования при их активной позиции.
В связи с этим, основными задачами методической работы по оптимизации системы контроля должны стать:
– организационно-педагогическое сопровождение процесса развития у педагога способности к самоконтролю и взаимоконтролю профессиональной деятельности;
– создание единого методического пространства по формированию компонентов анализа контрольной деятельности;
– повышение активности педагогов по развитию их готовности и способности к самоконтролю и взаимоконтролю профессиональной деятельности.
Для решения поставленных задач оптимизации системы контроля профессиональной деятельности необходимо изменить подход к организации методической работы, которая включает в себя:
– быстрое реагирование на требования образовательного социума;
– повышение качества методической работы;
– создание благоприятных условий для профессионального роста всего педагогического коллектива;
– активизацию деятельности педагога по развитию способности к самоконтролю и взаимоконтролю в процессе общения и самодеятельности;
– провозглашение коллегиальности в постановке целей и принятии управленческого решения.
С целью раскрытия дополнительного ресурсного обеспечения рекомендуется предварительно изучение степени востребованности педагогами методической работы. Необходимо провести анкетирование с выяснением того, что является для педагога источником повышения квалификации, и определить оптимальное содержание и формы методической работы, способствующей педагогическому самосовершенствованию. Наряду с этим, рекомендуется выявить причины,
53 тормозящие профессиональный рост.
Основная цель оптимизации системы контроля – создание единого методического пространства, для которого характерны продуманный механизм взаимодействия, отлаженная система информационных потоков, соответствующее содержание, подбор наиболее оптимальных форм и содержания работы с педагогическими кадрами по совершенствованию самоконтроля и взаимоконтроля педагогов.
Важным аспектом реализации системы контроля является теоретическая подготовка.
В соответствии с этим, рекомендуется провести учебу с педагогами по теме «Самоконтроль и взаимоконтроль педагогов как основные факторы профессиональной компетентности».
Примерные темы занятий с педагогами описаны в таблице 9.
Таблица 9
Тематическое планирование практических и лекционных занятий с педагогами «Самоконтроль и взаимоконтроль педагогов как основные факторы профессиональной компетентности»
Наименование / тема
Форма проведения
Кол-во часов
Самоконтроль – основа оптимального управления
Сущность и механизм самоконтроля профессиональной деятельности педагога лекция с элементами практики
4
Определение объекта самоконтроля практическое занятие
2
Самоанализ профессиональной деятельности как один из эффективных методов оценивания своего труда лекция с элементами практики
4
Профессиональная деятельность, ее содержание и структура практическое занятие
2
Управление детским коллективом на основе результатов самоконтроля профессиональной деятельности лекция с элементами практики
4
Самоанализ занятия, его виды и формы проведения практическое занятие
4
54
Продолжение таблицы 9
Формы определения профессиональных затруднений лекция, практическое занятие
6
Выявление противоречий, определение проблем и выдвижение гипотезы практическое занятие
4
Определение структуры и типа занятий. лекция
4
Моделирование учебно-воспитательного процесса.
Выстраивание «дерева целей» практическое занятие
4
Подведение итогов
2
Всего
40
Для проведения серии практических и лекционных занятий с педагогами «Самоконтроль и взаимоконтроль педагогов как основные факторы профессиональной компетентности» возможно привлечение сотрудников методических объединений, а также Института развития образования.
Получение теоретических знаний педагогами не обеспечивает в полном объеме развитие их способности к самоконтролю и взаимоконтролю профессиональной деятельности. Поэтому к работе подключается методическая служба учреждения дополнительного образования, в работе, которой используются тренинги, деловые и ролевые игры, способная обеспечить активную позицию педагога в развитии компетентных навыков и готовности к самоконтролю и взаимоконтролю.
При проведении заседаний методических объединений, методических дней, педагогических советов следует предоставить педагогам возможность выбирать формы работы, самим оценивать результаты деятельности по освоению умений самоконтроля и взаимоконтроля профессиональной деятельности и в соответствии с этим выстраивать собственный рейтинг.
Для того чтобы педагог осознал необходимость проведения взаимоконтроля и самоконтроля профессиональной деятельности рекомендуется активизировать практическую работу творческих групп, использовать круглые столы, практические конференции по решению конкретной (возникшей) проблемы, проводить консультации с привлечением
55 опытных педагогов учреждения. С помощью обмена опытом, теоретических лекционных и практических занятий, тренингов, деловых и ролевых игр, проблемных ситуаций и пр. педагоги получат теоретические и методические знания, практические навыки и умения при организации и проведении самоконтроля и взаимоконтроля профессиональной деятельности.
Примерные темы педагогических советов, методических объединений, круглых столов, практических конференций представлены в таблице 10.
Таблица 10
Примерные темы педагогических советов, методических объединений, круглых столов, практических конференций
№ п/п
Тема
Форма проведения
1.
Измерение и оценка качества знаний обучающихся педагогический совет
2.
Показатели успешности педагога методические объединения
3.
Анализ и самоконтроль профессиональной деятельности педагога на занятиях и в воспитательной работе педагогический совет
4.
Самообразование – один из путей повышения квалификации круглый стол
5.
Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности педагога практическая конференция
6.
Современное занятие в ДОО и самоконтроль педагога педагогический совет
7.
Оценивание деятельности воспитанника и педагога методические объединения
8.
Самодиагностика педагога как ориентация на успех круглый стол
9.
Создание ситуации успеха воспитанника педагогический совет
10.
Организация творческой деятельности воспитанников на занятиях круглый стол
11.
Проектирование и прогнозирование результатов деятельности педагога методические объединения
12.
Конфликт, его разрешение и профилактика методические объединения
13.
Педагогическая проблема и пути ее решения круглый стол
14.
Современный педагог – творческая личность практическая конференция
Совокупность предлагаемых форм работы по оптимизации системы контроля в учреждении, освоению умений самоконтроля и взаимоконтроля
56 профессиональной деятельности педагогов позволяет определить основные направления методической службы: информационно-аналитическое, диагностическое, учебно-консультативное, психологическое обеспечение.
Можно закрепить специалистов, отвечающих за состояние работы по одному из разделов программы или работающих в одном из направлений деятельности (физическое развитие, коррекционное, эстетическое и др.).
Практически каждый специалист и воспитатель должен быть включен в управленческую деятельность – ему должны делегироваться полномочия для следующих управленческих функций: планирование, организация и руководство, анализ и контроль, стимулирование (таблица 11).
Таблица 11
Включение педагогического коллектива в управленческую деятельность
№ п/п
Управленческая функция
Действия специалиста
Действия воспитателей
1.
Планирование
«взаимодействие специалистов и воспитателей»
(таблица 12) инициативные карты
2.
Организация и руководство дифференцированная работа специалиста с воспитателями
(таблица 13)
«методическая работа педагога»
3.
Анализ и контроль план контроля специалистов
(таблица 14) самоконтроль, взаимоконтроль
4.
Стимулирование совместная работа в единой команде
«характеристика методической работы педагогов»
Таблица 12
Схема взаимодействия специалистов и воспитателей
№ п/п
Сроки взаимодейс твия
Содержание деятельности
Формы
Работы
Результат
Документация
1.
Сентябрь определение уровня развития детей на начало учебного года беседа с детьми, тестовые задания определение уровня развития каждого ребенка на начало учебного года таблицы динамики развития детей
2.
Октябрь анализ и обсуждение результатов мини- педсоветы, консилиумы рекомендации воспитателям таблицы индивидуальной работы с детьми
57
Продолжение таблицы 12 3.
Ноябрь работа с воспитателями
(оказание помощи на основе диагностическ их карт, по индивидуальн ым заявкам) семинары, консультации, практикумы повышение профессиональн ого уровня воспитателей, обогащение предметно- развивающей среды, работа с родителями методический продукт
(материалы консультаций, практикумов, картотеки, игры, дидактический материал)
4.
Декабрь – январь промежуточны е срезы – тенденции в развитии ребенка беседа с детьми, тестовые задания, выявление динамики в развитии ребенка корректировка в работе воспитателей таблицы динамики развития детей, внесение корректив в индивидуальную работу с детьми
5.
Февраль – март деятельность воспитателя анализ и контроль корректировка в работе воспитателей тетради, таблицы анализа и контроля за деятельностью воспитателей
6.
Апрель –
Май результаты работы за год анализ уровня развития детей динамика в развитии каждого ребенка.
Знакомство родителей с результатами таблицы динамики развития детей
7.
Май определение перспектив деятельности итоговый педсовет формулировка проблем на новый учебный год планы индивидуальной работы с детьми на летний период, инициативные карты специалистов
Предполагаемый для осуществления в ДОО контроль поможет более эффективно реализоваться специалистами и обнаружить у них скрытые резервы.
58
Таблица 13
Профессиональный контроль специалистов
№ п/п
Специалист
ДОУ
Цели контроля
Содержание контроля
1.
Инструктор по физическому воспитанию уровень физической подготовленности детей
- уровень физической подготовленности
(сформированность двигательных навыков, физических качеств)
- создание условий и организация работы воспитателей с детьми по разделу
«Физическое воспитание»
2.
Музыкальный руководитель уровень музыкального развития детей
- усвоение программы по разделу
«Музыкальное воспитание»
- показатели развития музыкальных и театральных способностей
- организация работы по разделу
«Музыкальное воспитание» в группах, музыкальная среда
3.
Учитель- логопед уровень речевого развития детей
- уровни речевого развития детей
(звукопроизношение, лексико- грамматический строй, словарный запас, связная речь)
- выявление уровня подготовки детей к обучению грамоте
- результаты коррекционной работы
- организация работы по разделу «Развитие речи»
- речевая среда в группе
4.
Педагог- психолог адаптационный период, уровень развития ВПФ, эмоционально- личностное развитие детей
- результаты коррекционной работы
- организация работы по разделу «Социально- коммуникативное развитие»
- психологическая среда в группе
Заместитель заведующего по ВМР
предлагает каждому специалисту на учебный год составлять план контроля по схеме включающей вопросы, определенные руководителями на основе функциональных обязанностей и уровня квалификации, которые контролируют сами специалисты. Из общего перечня необходимо выбрать наиболее актуальные вопросы для текущего учебного года.
Контроль, осуществляемый каждым специалистом, позволит оценить качество работы воспитателя и оказать действенную помощь в совершенствовании их профессионального мастерства.