Файл: Программа для учащихся 14 классов Полезные привычки.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Информация для учителя
Друзья детей оказывают большое влияние на их поступки. Чаще всего употребление табака, алкоголя и других психоактивных веществ начинается с давления дружеской компании, предлагающей попробовать. Поэтому обсуждение сопротивления давлению является необходимым условием превентивного обучения.
Словарь
Давление — это когда тебя заставляют сделать что-то такое, чего ты не хочешь.
Материалы для урока
Доска, мел, рабочие тетради, карточки со способами давления.
Подготовка к уроку
Подготовьте карточки. Продумайте ролевую игру.
Рекомендации для учителя
•Попросите учеников привести примеры ситуаций, когда:
(1) ученика просят (убеждают) сделать что-то такое, чего он делать не хочет;
(2) от ученика требуют (заставляют) сделать что-то такое, чего он сделать не может;
(3) ученику угрожают.
• Выслушайте все примеры. Скажите ученикам, что каждый человек может оказаться в ситуациях, подобных перечисленным. Определите эти ситуации как ситуации давления. Приведите определение давления из словаря.
• Скажите, что давление проявляется по-разному. Предложите посмотреть ролевую игру с целью выявить и записать все виды давления, которые будут показаны. Объясните смысл ролевой игры.
Ученик в центре круга не хочет петь, но одноклассники сговорились заставить его.
• Раздайте карточки с репликами нескольким ученикам. Пригласите их выйти к доске и образовать круг. Ученик, стоящий в центре круга, будет объектом давления группы сверстников. В центр круга поставьте ученика, который в состоянии уверенно сопротивляться давлению. Члены группы, используя фразы на карточках, будут стараться заставить его спеть. Класс будет следить за игрой и фиксировать методы давления (или слова, которыми группа заставляет стоящего в центре спеть).
• Примеры карточек:
1. Спой, пожалуйста. У тебя такой красивый голос, лучше, чем у Аллы Пугачевой, (лесть,
2.Спой, пожалуйста. Учительница пения говорила, что у тебя самый красивый голос
школе, (ссылка на авторитет)
3. Спой! А если не споешь, я тебе не дам послушать новую кассету, (угроза)
. 4. Спой, пожалуйста. У меня болит голова, а от твоего пения боль сразу пройдет. Если ты не споешь, мне станет совсем плохо, (чувство вины)
5. Спой! Если не споешь, я расскажу учительнице, что ты наделал, (шантаж)
6. Спой, будь другом! Ты же знаешь, как мне нравится твое пение, (дружеское давление
7. Если ты споешь, я подарю тебе игру, о которой ты давно мечтаешь, (обещание награды)
• Попросите детей перечислить способы давления, которые использовала группа. Если дети затрудняются использовать незнакомые слова: шантаж, угроза, лесть, авторитет, — то попросите просто привести фразы, произнесенные участниками ролевой игры. Спросите у ученика, который сопротивлялся давлению группы: (1) трудно ли ему было отказываться, (2) в каком случае труднее всего. Прокомментируйте ответы и обобщите результаты обсуждения.
• Обратите внимание учеников на то, что важно уметь разбираться в давлении, чтобы самостоятельно принимать решения, не наносящие ущерба здоровью.
• Спросите учеников, как следует вести себя в ситуации давления (неагрессивно настаивать на своем, сказать "нет", уйти и др.). Выслушайте все ответы. Запишите их на доске. Обобщите ответ на вопрос, сказав, что, сопротивляясь давлению, не следует грубить или вести себя агрессивно. Это может привести к еще большему давлению. Сдержанность и твердость, наоборот, не только помогают настоять на своем, но и вызывают уважение. Предложите прочитать способы сопротивления давлению в рабочей тетради.
Выводы
•Давление на человека могут оказывать по-разному.
• Необходимо сопротивляться давлению.
• Чтобы успешно сопротивляться давлению, надо самостоятельно решить, как
поступать в каждом случае.
□ Урок 6. Учусь говорить «нет»
Цель урока
Научить учащихся навыкам отказа от употребления ПАВ .
Информация для учителя
Одной из причин, по которой подростки начинают курить или употреблять алкоголь является неумение отказываться. Формирование навыка отказа незнакомым, друзья старшим является защитным фактором, предупреждающим употребление психоактивных веществ.
Материалы для урока
Доска, мел, рабочие тетради.
Подготовка к уроку
Подготовьте короткие сценки с участием учеников вашего класса и подростков из стари классов, демонстрирующие ситуации, когда отказаться необходимо.
Рекомендации для учителя
• Скажите ученикам, что урок посвящен навыку, позволяющему с честью выходить опасных для здоровья ситуаций и выбирать ответственные способы поведен Спросите учеников, были ли в их жизни случаи, когда кто-то предлагал им попробовать сигареты или алкогольные напитки. Ученики могут привести свои наблюдения, ко эти вещества предлагали другим детям, или вспомнить сюжеты из кинофильмов и выслушайте ответы.
• Подведите к мысли, что такие ситуации иногда бывают.
• Спросите учеников: (1) Что они чувствовали? (2) Что говорили? (3) Соглашались или отказывались? (4) Если отказывались, то как? Запишите фразы, содержащие отказ, на доске. Продолжите беседу, задав вопросы: (5) Трудно ли было отказываться? (6) Кому предлагавших сигареты или алкоголь труднее всего было отказать (взрослым, сверстникам, старшим братьям, сестрам)? (7) Почему одним удается отказаться, а другим — нет?
• Обратите внимание на важность невербального компонента общения в момент oti (уверенная интонация голоса, поза, мимика, жесты).
•Предложите ответить на вопрос, почему важно научиться отказываться от предложе сигарет и алкоголя. Выслушайте все ответы. Подчеркните особую важность отказа от та
1 и алкоголя для здоровья.
• Скажите, что хотя подростки обычно много знают о вредном влиянии табака и алкоголя на здоровье и социальное благополучие, некоторые из них все-таки начинают кури употреблять спиртные напитки. Часто это происходит потому, что они не могут отказать сверстникам, знакомым или членам семьи, предлагающим сигареты или алкоголь. Сделайте утверждение, что существуют действенные формы отказа, которым можно научиться,
• Покажите классу заранее приготовленные сценки с участием старшеклассников. Ученики продемонстрируют разные способы отказа в ситуации, когда им предлагают сига старшие (школьный туалет, школьный двор, компания друзей старшей сестры в кварт: др.). Запишите удачные фразы, содержащие отказ, на доске, продолжив начатый список. Обратитесь к выражениям на доске, позволившим избежать предложения табака и алкоголя. Скажите, что эти, а также другие формы отказа помогают отказаться в сложной cитуации.
• Обсудите с учениками эффективность следующих форм отказа:
(1) «Нет, спасибо, + объяснение причины (головная боль, необходимость идти на тренировку, боязнь огорчить родителей)».
(2) «Нет, спасибо, + предложение чего-то другого (поиграть вместе, съесть конфету, предложить жвачку, игрушку)».
(3) «Нет, спасибо!» (говорится уверенным тоном без объяснения причин).
(4) Сделай вид, что не услышал/а предложения.
(5) Односложный ответ на все предложения и уговоры: «Нет!», «Не буду!», «Не хочу!».
(6) Уйти в сторону от тех, кто предлагает.
• Предложите в группах по четыре выполнить задание 16. (Одна ситуация на каждую группу.)
Пусть ученики пользуются вариантами отказа, выписанными на доске и содержащимися в
рабочей тетради. Результаты группового обсуждения ученики представят в виде короткой
ролевой игры с объяснением предпочтительной формы отказа. Обсудите результаты работы
групп всем классом. Спросите: (1) Какие формы отказа выглядели наиболее убедительно?
(2) Каким образом было легче всего отказаться?
Выводы
•
В ситуациях, опасных для здоровья, необходимо говорить «нет».
• Можно научиться вежливо, но твердо отказываться.
• Существует много эффективных способов отказаться.
□ Урок 7. Правда и ложь об алкоголе
Цель урока
Показать обучающимся пагубное влияние алкоголя на человека.
Информация для учителя
Знание фактической информации об алкоголе и понимание механизмов действия рекламы способствуют осознанному принятию решений детьми и ответственному поведению в сложных ситуациях.
Материалы для урока
Доска и мел, рабочие тетради.
Рекомендации для учителя
• Скажите ученикам, что об алкоголе и рекламе они уже говорили раньше. Практикум..
ЗАГАДКИ ОБ АЛКОГОЛЕ
правда ложь
1. Алкоголь придает силы. | | |
2. Подвыпившие люди общительны и дружелюбны. | | |
3. Употребление алкоголя не является причиной несчастных случаев и смерти подростков и молодежи в возрасте 15-24 лет. | | |
4. Алкоголь не переваривается в желудке, как пища. Он попадает прямо в кровь, а затем - в мозг. | | |
5. Алкоголем можно отравиться. | | |
6. Алкоголь способствует ясности мысли. | | |
7. От причин, связанных с употреблением алкоголя, умирает больше людей, чем от наркотиков. | | |
Сверься с ответами. Теперь ты знаешь правду. Еще раз прочитай вопросы и ответы и запомни:Не верь новой информации, пока ты не убедишься, правдивая она или ложная!
Ответы
1. Правильный ответ - "ложь". Алкоголь не придает силы, а затормаживает человека. Он относится к классу веществ, угнетающих работу нервной системы. Угнетающие вещества действуют так, что рефлексы не срабатывают быстро и эффективно.