Файл: Программа для учащихся 14 классов Полезные привычки.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
У тех мужчин, которые выкуривают по 2 пачки сигарет ежедневно, риск на 120% выше. У женщин, курящих во время беременности, в 2 раза чаще бывают выкидыши, преждевременные роды, осложнения при родах, мертворожденные. Дети курящих матерей весят меньше, чем дети некурящих.
Привыкание. Люди курят по разным психологическим и физиологическим причинам. Выделяют следующие основные причины: (1) Никотин стимулирует курильщиков, помогает им проснуться по утрам и работать; (2) Никотин дает курильщику приятное ощущение; (3) Никотин действует как транквилизатор, помогает курильщику бороться со стрессом; (4) Ритуал курения: взять сигарету, зажечь ее, держать ее - действует на курильщика успокаивающе; (5) Привычка курить часто ассоциируется с каким-нибудь местом («Я курю только на работе») или с какой-нибудь деятельностью («Я курю после хорошей еды или в компании»). Привыкшие курить зажигают сигарету машинально; (6) У курильщиков психологическая потребность в сигарете. Как только они выкурят одну сигарету, им сразу же хочется выкурить другую; (7) С первой же сигареты к никотину возникает и нарастает сопротивление организма (толерантность или переносимость, устойчивость). Это значит, что курильщику нужно все больше и больше никотина, чтобы добиться такого же эффекта. Многие курильщики хотят следующую порцию никотина уже через полчаса после того, как выкурили предыдущую.
Типичными симптомами у курильщиков при прекращении курения являются: замедление сердцебиения, головная боль, легкое головокружение, дрожание рук, потеря аппетита, желудочно-кишечные расстройства, жажда курения, желание сладкого, беспокойство, смена настроения, раздражительность, бессонница и трудности концентрации внимания. Эти симптомы со временем утихают, но продолжаться они могут недели и даже месяцы. Около половины курильщиков в старших классах школы хотят бросить курить. Многие из них думают, что они бросят курить через пять лет, но исследования показывают, что в среднем 73% продолжают курить в течение 8 лет после окончания школы. Около 70% курильщиков, бросающих курить, снова начинают курить по истечении 3 месяцев после этого или даже раньше. Но многие, кто действительно хочет бросить, в конце концов бросают. Цена курения для общества.
Курение — это тяжелое заболевание, от которого можно умереть. Но это заболевание можно предотвратить, просто не начиная курить. В развитых странах 16% смертей связаны с курением. Например, в США каждый год 390 000 умирают от последствий курения. По вине курильщиков происходит 65 000 пожаров, которые уносят 2 300 жизней, вызывают 5 000 несчастных случаев. По данным исследования, проводившегося в Москве Минздравом Российской Федерации, среди интенсивно курящих мужчин в возрасте 40-59 лет смертность в 4 раза выше, чем среди никогда не куривших.
□ Урок 8. Курение (часть 2)
Цель урока
Показать вредное влияние табачного дыма на организм.
Информация для учителя
Дети, растущие в обществе, где широко распространено курение, должны иметь информацию о табаке и никотине, чтобы сделать здоровый выбор: не курить.
Словарь
Никотин — это яд, который содержится в табаке и вызывает привыкание.
Смолы — это название нескольких веществ, которые возникают при горении табака.
Угарный газ — это один из ядов, содержащихся в табачном дыме.
Привыкание — это такое состояние, когда кажется, что бросить курить невозможно.
Материалы для урока
Рабочая тетрадь, модель курения (пластиковая бутылка, вата или марля, сигарета без фильтра, спички).
Подготовка к уроку
. Подготовить модель курения. (Попробуйте ее действие заранее!)
Рекомендации для учителя
• Спросите, кто из детей взял интервью у взрослого. Обсудите ответы взрослых из нескольких интервью.
• Спросите у учеников, что нужно для того, чтобы разгадать загадку или тайну.
Скажите детям, что они увидят эксперимент, демонстрирующий действие курения на организм. Объясните действие модели курения.
Модель курения
Возьмите пустую пластиковую бутылку большого размера. Вымойте и высушите ее. Обмотайте один конец сигареты без фильтра ватой или марлей и вставьте в горлышко бутылки свободным концом наружу. Зажгите сигарету и начните «раскуривать» ее, нажимая на бутылку, как на резиновую грушу. «Выкурите» сигарету до конца вблизи окна. Достаньте вату из бутылки и покажите детям ее цвет. Предложите понюхать.
• Продемонстрируйте курение 1-2 сигарет (около открытого окна). Передайте результаты всем ученикам, чтобы они могли посмотреть.
Предложите им представить, что происходит с легкими курильщика, если выкуривается по 10-20 и больше сигарет в день в течение многих лет.
•Подчеркните, что: (1) курильщикам трудно бросить курить из-за привыкания к никотину; (2) особенно быстро привыкание возникает у подростков.
•Спросите: (1) Что нового ученики узнали на уроках о курении? (2) Удивила ли их какая-нибудь информация? (3) У кого можно найти информацию о курении?
• Подчеркните, что информацию о воздействии табака на организм можно получить у учителя
(приведите в пример два последних урока) или у родителей (напомните об интервью).
Выводы
• Курение подрывает здоровье человека, осложняет его отношения с некурящими людьми.
• Правду о табаке и содержащихся в нем ядах можно узнать у родителей или учителей.
Примерные ПЛАНЫ УРОКОВ ДЛЯ 4 КЛАССА
□ Урок 1. Самоуважение
Цель урока
Способствовать развитию у обучающихся навыков самоуважения.
Информация для учителя
Уважение означает положительное отношение к человеку, основанное на признании его достоинств. Самоуважение — признание собственных достоинств. Каждому человеку необходимы уважение окружающих и самоуважение для самореализации и успешного взаимодействия - людьми. Самоуважение — защитный фактор против приобщения к психоактивным веществам.
Словарь
Уважение — это хорошее отношение окружающих людей к человеку, который много знает и умеет.
Самоуважение — это уважение к самому себе.
Цель — это то, к чему стремится человек.
Материалы для урока
Доска, мел, рабочие тетради, белый лист бумаги для плаката, фломастеры, картинки сюжетами.
Подготовка к уроку
Подберите рисунки с сюжетами, изображающими достойные уважения поступка Подготовьте плакат «Дерево достижений класса».
Рекомендации для учителя
• Попросите учеников рассказать о ситуациях, в которых люди или герои литературные произведений проявляли достойные уважения качества. Если возникнут затруднения предложите рассмотреть заготовленные рисунки. Выслушайте ответы и обсудите все классом несколько ситуаций.
• Предложите ученикам назвать качества, которые им нравятся в самих себе.
Закончите предложения: Я могу ______________________________________________
Я горжусь _________________________________________________________________
Лучше всего у меня получается _______________________________________________
Меня часто хвалят за________________________________________________________
Предложите закончить предложения.
Пусть желающие зачитают свои ответы вслух. Запишите их на плакате «Дерево достижений класса». Нарисуйте дерево с широкими листьями. На каждом листе напишите достижения которыми гордишься, за которые тебя уважают. Скажите ученикам, что дома они могут заполнить личные «Деревья достижений»
• Попросите учеников, работая в парах, перечислить качества личности друг друга, достойные уважения окружающих и гордости их обладателя. Выслушайте ответы пар.
• Подведите класс к выводу о том, что каждый человек должен осознавать свои положительные качества и уважать себя за них. Скажите, что когда человек достигает поставленной цели, он достоин уважения окружающих, а сам испытывает положительные чувства. Поэтому важно учиться ставить цели и добиваться их. Определите цель как то, что желательно осуществить. Скажите, что цели могут быть разные. Предложите ученикам привести примеры целей. Обратите внимание на то, что цели должны быть достижимыми. Достижение цели требует усилий. Сделайте акцент на том, что ошибки или неудачи на пути к достижению цели не должны становиться причиной для отказа от нее.
• Предложите ученикам подумать и рассказать, каковы их цели. Выслушайте всех желающих.
Подведите класс к выводу, что целеустремленность достойна уважения.
Выводы
• Многих людей можно уважать за их знания и умения.
• Каждый человек может уважать себя сам.
• Целеустремленность достойна уважения.
□ Урок 2. Привычки
Цель урока
Способствовать анализу своих привычек. Вредные и полезные привычки.
Информация для учителя
Употребление табака и алкоголя, еще не ставшее заболеванием, но уже регулярное, рассматривается некоторыми специалистами как вредная привычка (отклоняющееся поведение). Предупреждение возникновения вредных привычек у подростков является важным защитным фактором.
Словарь
Привычка — это то, что ты делаешь постоянно.
Материалы для урока
Доска, мел, рабочие тетради.
Рекомендации для учителя
• Спросите у детей, что такое привычка. Определите привычку из словаря. Вспомните поговорку «Привычка — вторая натура». Предложите ученикам попытаться объяснить ее смысл. Попросите перечислить привычки, которые ученики наблюдают у своих сверстников или знакомых взрослых. Если среди привычек названы курение или употребление алкоголя, то напомните, что по мере употребления табака и алкоголя развивается сначала привычка, а затем зависимость (болезнь). Обратите внимание учеников на то, что отказаться от курения и употребления алкоголя человеку, имеющему привычку, а тем более попавшему в зависимость, очень трудно. Например, большинство курящих людей (75%) хотели бы бросить, но не могут.
• Подведите учеников к выводу, что самый верный способ не иметь привычки курить или пить — это никогда не начинать.
Предложите ученикам выполнить задание «Привычки».
• Выбери из списка полезные привычки и поставь напротив каждой знак плюс (+).
• Выбери из списка вредные привычки и поставь напротив каждой знак минус (—).
• Если не знаешь, какая это привычка, то поставь знак вопроса (?).
Список привычек
спать с открытой форточкой……………………………………………………….
обманывать
умываться
чистить зубы
сутулиться
грызть ручки, карандаши, ногти
класть вещи на место
откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.
делать зарядку
опаздывать в школу
говорить правду
лениться
читать легка
убирать за собой игрушки, учебники
мыть за собой посуду
помогать родителям
драться
выполнять режим дня
регулярно учить уроки
бросать мусор где попало
кричать
полоскать рот после еды
• Запишите ответы на доске, разделив ее на две части: (1) хорошие привычки и (2) плохие привычки. Обсудите привычки, выслушав всех желающих высказаться.
• Скажите ученикам, что привычки есть у каждого. Они разные:
(1) плохие или вредные (грызть ногти, читать лежа, обманывать) и (2) хорошие или полезные привычки (аккуратность, делать зарядку, не опаздывать). Одни привычки со временем проходят, другие
Привыкание. Люди курят по разным психологическим и физиологическим причинам. Выделяют следующие основные причины: (1) Никотин стимулирует курильщиков, помогает им проснуться по утрам и работать; (2) Никотин дает курильщику приятное ощущение; (3) Никотин действует как транквилизатор, помогает курильщику бороться со стрессом; (4) Ритуал курения: взять сигарету, зажечь ее, держать ее - действует на курильщика успокаивающе; (5) Привычка курить часто ассоциируется с каким-нибудь местом («Я курю только на работе») или с какой-нибудь деятельностью («Я курю после хорошей еды или в компании»). Привыкшие курить зажигают сигарету машинально; (6) У курильщиков психологическая потребность в сигарете. Как только они выкурят одну сигарету, им сразу же хочется выкурить другую; (7) С первой же сигареты к никотину возникает и нарастает сопротивление организма (толерантность или переносимость, устойчивость). Это значит, что курильщику нужно все больше и больше никотина, чтобы добиться такого же эффекта. Многие курильщики хотят следующую порцию никотина уже через полчаса после того, как выкурили предыдущую.
Типичными симптомами у курильщиков при прекращении курения являются: замедление сердцебиения, головная боль, легкое головокружение, дрожание рук, потеря аппетита, желудочно-кишечные расстройства, жажда курения, желание сладкого, беспокойство, смена настроения, раздражительность, бессонница и трудности концентрации внимания. Эти симптомы со временем утихают, но продолжаться они могут недели и даже месяцы. Около половины курильщиков в старших классах школы хотят бросить курить. Многие из них думают, что они бросят курить через пять лет, но исследования показывают, что в среднем 73% продолжают курить в течение 8 лет после окончания школы. Около 70% курильщиков, бросающих курить, снова начинают курить по истечении 3 месяцев после этого или даже раньше. Но многие, кто действительно хочет бросить, в конце концов бросают. Цена курения для общества.
Курение — это тяжелое заболевание, от которого можно умереть. Но это заболевание можно предотвратить, просто не начиная курить. В развитых странах 16% смертей связаны с курением. Например, в США каждый год 390 000 умирают от последствий курения. По вине курильщиков происходит 65 000 пожаров, которые уносят 2 300 жизней, вызывают 5 000 несчастных случаев. По данным исследования, проводившегося в Москве Минздравом Российской Федерации, среди интенсивно курящих мужчин в возрасте 40-59 лет смертность в 4 раза выше, чем среди никогда не куривших.
□ Урок 8. Курение (часть 2)
Цель урока
Показать вредное влияние табачного дыма на организм.
Информация для учителя
Дети, растущие в обществе, где широко распространено курение, должны иметь информацию о табаке и никотине, чтобы сделать здоровый выбор: не курить.
Словарь
Никотин — это яд, который содержится в табаке и вызывает привыкание.
Смолы — это название нескольких веществ, которые возникают при горении табака.
Угарный газ — это один из ядов, содержащихся в табачном дыме.
Привыкание — это такое состояние, когда кажется, что бросить курить невозможно.
Материалы для урока
Рабочая тетрадь, модель курения (пластиковая бутылка, вата или марля, сигарета без фильтра, спички).
Подготовка к уроку
. Подготовить модель курения. (Попробуйте ее действие заранее!)
Рекомендации для учителя
• Спросите, кто из детей взял интервью у взрослого. Обсудите ответы взрослых из нескольких интервью.
• Спросите у учеников, что нужно для того, чтобы разгадать загадку или тайну.
Скажите детям, что они увидят эксперимент, демонстрирующий действие курения на организм. Объясните действие модели курения.
Модель курения
Возьмите пустую пластиковую бутылку большого размера. Вымойте и высушите ее. Обмотайте один конец сигареты без фильтра ватой или марлей и вставьте в горлышко бутылки свободным концом наружу. Зажгите сигарету и начните «раскуривать» ее, нажимая на бутылку, как на резиновую грушу. «Выкурите» сигарету до конца вблизи окна. Достаньте вату из бутылки и покажите детям ее цвет. Предложите понюхать.
• Продемонстрируйте курение 1-2 сигарет (около открытого окна). Передайте результаты всем ученикам, чтобы они могли посмотреть.
Предложите им представить, что происходит с легкими курильщика, если выкуривается по 10-20 и больше сигарет в день в течение многих лет.
•Подчеркните, что: (1) курильщикам трудно бросить курить из-за привыкания к никотину; (2) особенно быстро привыкание возникает у подростков.
•Спросите: (1) Что нового ученики узнали на уроках о курении? (2) Удивила ли их какая-нибудь информация? (3) У кого можно найти информацию о курении?
• Подчеркните, что информацию о воздействии табака на организм можно получить у учителя
(приведите в пример два последних урока) или у родителей (напомните об интервью).
Выводы
• Курение подрывает здоровье человека, осложняет его отношения с некурящими людьми.
• Правду о табаке и содержащихся в нем ядах можно узнать у родителей или учителей.
Примерные ПЛАНЫ УРОКОВ ДЛЯ 4 КЛАССА
□ Урок 1. Самоуважение
Цель урока
Способствовать развитию у обучающихся навыков самоуважения.
Информация для учителя
Уважение означает положительное отношение к человеку, основанное на признании его достоинств. Самоуважение — признание собственных достоинств. Каждому человеку необходимы уважение окружающих и самоуважение для самореализации и успешного взаимодействия - людьми. Самоуважение — защитный фактор против приобщения к психоактивным веществам.
Словарь
Уважение — это хорошее отношение окружающих людей к человеку, который много знает и умеет.
Самоуважение — это уважение к самому себе.
Цель — это то, к чему стремится человек.
Материалы для урока
Доска, мел, рабочие тетради, белый лист бумаги для плаката, фломастеры, картинки сюжетами.
Подготовка к уроку
Подберите рисунки с сюжетами, изображающими достойные уважения поступка Подготовьте плакат «Дерево достижений класса».
Рекомендации для учителя
• Попросите учеников рассказать о ситуациях, в которых люди или герои литературные произведений проявляли достойные уважения качества. Если возникнут затруднения предложите рассмотреть заготовленные рисунки. Выслушайте ответы и обсудите все классом несколько ситуаций.
• Предложите ученикам назвать качества, которые им нравятся в самих себе.
Закончите предложения: Я могу ______________________________________________
Я горжусь _________________________________________________________________
Лучше всего у меня получается _______________________________________________
Меня часто хвалят за________________________________________________________
Предложите закончить предложения.
Пусть желающие зачитают свои ответы вслух. Запишите их на плакате «Дерево достижений класса». Нарисуйте дерево с широкими листьями. На каждом листе напишите достижения которыми гордишься, за которые тебя уважают. Скажите ученикам, что дома они могут заполнить личные «Деревья достижений»
• Попросите учеников, работая в парах, перечислить качества личности друг друга, достойные уважения окружающих и гордости их обладателя. Выслушайте ответы пар.
• Подведите класс к выводу о том, что каждый человек должен осознавать свои положительные качества и уважать себя за них. Скажите, что когда человек достигает поставленной цели, он достоин уважения окружающих, а сам испытывает положительные чувства. Поэтому важно учиться ставить цели и добиваться их. Определите цель как то, что желательно осуществить. Скажите, что цели могут быть разные. Предложите ученикам привести примеры целей. Обратите внимание на то, что цели должны быть достижимыми. Достижение цели требует усилий. Сделайте акцент на том, что ошибки или неудачи на пути к достижению цели не должны становиться причиной для отказа от нее.
• Предложите ученикам подумать и рассказать, каковы их цели. Выслушайте всех желающих.
Подведите класс к выводу, что целеустремленность достойна уважения.
Выводы
• Многих людей можно уважать за их знания и умения.
• Каждый человек может уважать себя сам.
• Целеустремленность достойна уважения.
□ Урок 2. Привычки
Цель урока
Способствовать анализу своих привычек. Вредные и полезные привычки.
Информация для учителя
Употребление табака и алкоголя, еще не ставшее заболеванием, но уже регулярное, рассматривается некоторыми специалистами как вредная привычка (отклоняющееся поведение). Предупреждение возникновения вредных привычек у подростков является важным защитным фактором.
Словарь
Привычка — это то, что ты делаешь постоянно.
Материалы для урока
Доска, мел, рабочие тетради.
Рекомендации для учителя
• Спросите у детей, что такое привычка. Определите привычку из словаря. Вспомните поговорку «Привычка — вторая натура». Предложите ученикам попытаться объяснить ее смысл. Попросите перечислить привычки, которые ученики наблюдают у своих сверстников или знакомых взрослых. Если среди привычек названы курение или употребление алкоголя, то напомните, что по мере употребления табака и алкоголя развивается сначала привычка, а затем зависимость (болезнь). Обратите внимание учеников на то, что отказаться от курения и употребления алкоголя человеку, имеющему привычку, а тем более попавшему в зависимость, очень трудно. Например, большинство курящих людей (75%) хотели бы бросить, но не могут.
• Подведите учеников к выводу, что самый верный способ не иметь привычки курить или пить — это никогда не начинать.
Предложите ученикам выполнить задание «Привычки».
• Выбери из списка полезные привычки и поставь напротив каждой знак плюс (+).
• Выбери из списка вредные привычки и поставь напротив каждой знак минус (—).
• Если не знаешь, какая это привычка, то поставь знак вопроса (?).
Список привычек
спать с открытой форточкой……………………………………………………….
обманывать
умываться
чистить зубы
сутулиться
грызть ручки, карандаши, ногти
класть вещи на место
откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.
делать зарядку
опаздывать в школу
говорить правду
лениться
читать легка
убирать за собой игрушки, учебники
мыть за собой посуду
помогать родителям
драться
выполнять режим дня
регулярно учить уроки
бросать мусор где попало
кричать
полоскать рот после еды
• Запишите ответы на доске, разделив ее на две части: (1) хорошие привычки и (2) плохие привычки. Обсудите привычки, выслушав всех желающих высказаться.
• Скажите ученикам, что привычки есть у каждого. Они разные:
(1) плохие или вредные (грызть ногти, читать лежа, обманывать) и (2) хорошие или полезные привычки (аккуратность, делать зарядку, не опаздывать). Одни привычки со временем проходят, другие