Файл: Программа для учащихся 14 классов Полезные привычки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
появляются, третьи остаются с человеком всю жизнь.

. Подчеркните, что вредные привычки не только наносят ущерб здоровью, но и портят отношения с людьми так как могут раздражать окружающих.

Обсуждая вредные привычки подчеркните, что вредные привычки не только наносят ущерб здоровью, но и портят отношения с людьми.

Обсудите хорошие привычки. Скажите, что человек имеющий полезные привычки, не только реже болеет. С ним приятно общаться, так как подтянутый вид, точность и аккуратность вызывают положительные чувства у окружающих

Предложите желающим перечислить привычки необходимые для здоровья, успешной учебы. Разделите доску на две части и запишите привычки. Обсудите поступки, делающие учеников здоровыми, успешными в учебе приятными в общении. Предложите подумать, как следует поступать, чтобы не приобретав вредных привычек. Обсудите, что можно посоветовать тому, кто хочет избавиться от вредной привычки. Познакомьте класс с «Шагами избавления от плохой привычки». Обратите внимание на то, что полезные привычки можно в себе развивать.

Выводы

•         Существуют разные привычки: вредные и полезные.

•         Надо стараться вести себя так, чтобы не приобретать вредных привычек.

 

Урок 3. Дружба (часть 1)

Цель урока

Помощь учащимся определиться в понятии Дружба.

Информация для учителя

Дружба - важное явление возрастного развития. Наличие друзей означает, что ребенок социально и эмоционально здоров. Для совсем маленьких детей, если они растут среди взрослых вне детского коллектива, «другом» может стать любимая игрушка. Друзьями подростков являются, как правило, сверстники. Умение отличать дружбу от конформного подчинения давлению сверстников является защитным фактором употребления психоактивных веществ.

Словарь

Дружба — это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу.

Материалы для урока

Доска, мел, рабочие тетради, кружки из бумаги красного, зеленого и желтого цвета для игры «Светофор».


Подготовка к уроку

Вырезать кружки по три для каждого ученика для игры «Светофор».

Рекомендации для учителя

•Скажите, что урок посвящен близким отношениям людей — дружбе. Попросите учеников перечислить существительные, подходящие по смыслу к своим прилагательным: дружный (класс, отряд, хор), дружная (семья, команда), дружные (соседи, девочки и мальчики, братья и сестры). Запишите перечни на доске. Попросите определить, что такое дружба. Дайте определение из словаря.

•         Предложите ученикам в группах по четыре человека, Попросите взрослых вспомнить примеры дружбы, которая связывала людей на протяжении многих лет.

Спроси их:

Как друзья познакомились………………………………………………………………………

 

Что их объединило……………………………………………………………………………

• Если тебе не удастся поговорить со взрослыми, вспомни известные тебе примеры дружбы из художественной литературы, например дружбу Малыша и Карлсона.

• Вспомни:

Как они познакомились? ___________________________________________________

Что их объединяло? ________________________________________________________

Обсудите: (1) Что отличает дружных людей, что присуще их отношениям? (2) Что несвойственно дружеским отношениям? Каждая группа ответит только на один вопрос. Разделите доску на две части. На первой запишите отношения, характерные для дружбы (доверие, искренность, взаимопонимание и др.). На второй — то, что не характерно для дружбы (зависть, драки, насмешки и др.). Спросите у учеников: (1) Почему отношения из второй колонки несовместимы с дружбой? (2) Почему отношения из первой колонки укрепляют дружбу?

Спросите: (1) Между кем отношения более дружеские: знакомыми, приятелями, друзьями? (2) В чем разница отношений этих людей? Подчеркните возможность дружбы разных людей. Попросите привести примеры того, как отношения из знакомства перерастали в дружбу. Выслушайте ответы. Обобщите высказывания учеников.

• Предложите в группах обсудить: (1) Почему люди дружат? (2) Почему ценят дружбу? Выслушайте ответы. Сделайте обобщающий комментарий.

•         Подводя итоги работы в группах и классной дискуссии, заметьте, что чем лучше люди знают

друг друга, тем больше вероятность дружеских отношений.

•         Скажите ученикам, что люди, чтобы быть здоровыми, обязательно должны дружить. С другом можно поделиться, друг поймет и поможет. По желанию учителя ученики индивидуально могут выполнить два дополнительных задания.

Задание 1. Заготовьте по листу бумаги с нарисованными на нем четырьмя концентрическими кругами для каждого ученика. Предложите написать в центре одно слово "Я". Затем пусть перечислят близких друзей в прилежащем к кругу кольце. Второе кольцо заполняется хорошо знакомыми людьми. Внешнее кольцо будет содержать людей, которых дети знают. Попросите учеников подумать над тем, что у них получилось, и ответить на вопросы: (1) Кого они больше всего любят? (родителей, братьев и сестер...) (2) К кому они очень хорошо относятся? (друзьям, одноклассникам...) (3) Кого они просто знают? (родствен­ников, соседей...).

Задание 2. Предложите на обратной стороне того же листа бумаги поставить точку и обозначить ее «Я», затем расположить имена людей, с которыми ученики дружат, соединяя каждый раз имя человека с точкой, обозначенной «Я», отрезком прямой. Длина отрезка в этом задании будет тем больше, чем дальше от ученика (эмоционально) находится данный человек. Предложите начертить 5-7 отрезков, а затем подумать и ответить на вопросы: (1) Что нового о самом себе ты узнал/а во время выполнения этого задания? (2) Хотел/а бы ты иметь больше друзей? (3) Почему?

•         Подчеркните, что здоровье — это не только отсутствие болезней в организме, но также социальное и эмоциональное благополучие человека. Умение дружить играет для здоровья важную роль.

•Попросите учеников объяснить смысл поговорки «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

Если позволит время, то предложите поиграть в «Светофор». Перечисляйте разные качества.
Когда называется качество, способствующее дружбе, ученики поднимут вверх круг зеленого
цвета, когда мешающее - красного, когда нейтральное - желтого. Список качеств можно заимствовать в уроке 3 для третьего класса.

Выводы

Дружбу можно создавать, укреплять, разрушить.
•Дружба зависит от наших качеств и качеств наших друзей.

Домашнее задание

Предложите ученикам дома подумать, какие качества им следует развивать, чтобы дружить.


Урок 4. Дружеское общение

Цель урока

Научить обучающихся отличать истинную дружбу от мнимой.

Информация для учителя

Дружба возможна только при соблюдении определенных условий, важнейшими из которых являются уважение прав друг друга, умение признавать свои ошибки, обязательность, отсутствие споров о вкусах, терпимость и конструктивная критика. Дружеские отношения могут оказывать разные влияния на подростков. Поэтому знание условий дружбы и ее возможных влияний позволит подросткам отличать дружбу от иных отношений.

Словарь

Конструктивная, или созидающая критика, — это когда разные качества человека обсуждают для того, чтобы похвалить за достоинства и предложить способы устранения недостатков.

Критиканство, или разрушающая критика, — это способность во всем находить только недостатки.

Материалы для урока

Доска, мел, рабочие тетради.

Рекомендации для учителя

Напомните детям тему прошлого урока и скажите, что она будет продолжена на этом уроке Предложите ученикам в группах по четыре человека подумать, что можно посоветовал сверстникам для улучшения дружеских отношений. Выслушайте ответы всех групп.

Подведите учеников к мысли, что дружба возможна лишь при соблюдении определенны) условий. Предложите, сидя в группах, выполнить задание истинный друг. Последовательно предлагайте группам обсуждать ситуацию за ситуацией. Выслушивайте ответы каждой группы, советь друзьям, как поступить, объяснение причин поведения персонажей, подобные ситуации из реальной жизни и др. После этого сделайте свой комментарий. Каждая ситуация и краткий вывод, который следует сделать учителю после выслушивания ответов групп, приведены в таблице.

 

 

Ситуации «Истинный друг»

Вывод учителя

У Маши и Ани разные собаки, и они без конца выясняют, чья лучше.

О вкусах не спорят!

Антон считал, что в космос первым полетел советский космонавт, а Дима - что американец. Прав оказался Антон, и Дима теперь злится.

Нужно иметь мужество признавать свои ошибки.

Наташа и Марина - подруги с детства. Наташа не хочет, чтобы Марина еще с кем-то дружила, ходила гулять или играла на переменках. Марина хочет дружить со всеми ребятами класса.

Права друзей следует уважать.

Оля с Ритой договорились пойти на каток. Оля обещала зайти за Ритой в три часа, но потом передумала. Оля не пошла на каток, а Рите даже не позвонила.

Необязательность не способствует дружбе.

Рома считает, что раз он Костин друг, то должен во всем его поддерживать, со всем соглашаться. Иногда ему не нравится то, что Костя говорит или делает, но он все равно Косте не возражает.

Следует отличать конструктивную критику от критиканства. Конструктивная критика полезна в дружбе.

Федор часто при всех высмеивает своего одноклассника Гену. Он подчеркивает свое превосходство и недостатки Гены.

Критиканство разрушает дружбу.


• Запишите на доске «формулы»: (1) признания своих ошибок, (2) несогласия с чьим-то мнение (3) конструктивной критики. Предложите ученикам привести примеры признания своих ошибок, несогласия с мнением одноклассников, конструктивной критики из жизни класса и закончить соответствующие предложения на доске.

Я была не права. Теперь я__________________________________________________

Я ошибся, но впредь_________________________________________________________

Мне трудно с этим согласиться, потому что___________________________________

У меня другое мнение по этому поводу. Я считаю, что____________________________

Это сделано хорошо, но можно сделать еще лучше, если___________________________

Да, это так, но давай обсудим еще и __________________________________________

Подчеркните разницу между конструктивной критикой и критиканством. Определите оба
понятия из словаря. Попросите детей привести несколько примеров того и другого.
Объясните, что конструктивная критика позволяет улучшить отношения, а критиканство
разрушает дружбу.

Попросите учеников объяснить смысл поговорки «С кем поведешься, от того и наберешься».
•Подведите к мысли, что друзья влияют друг на друга. Попросите привести примеры влияния

друзей. Разделите доску на две части. Записывайте отдельно примеры положительного и отрицательного влияния. Предложите подумать, чем отличается влияние в двух столбцах. Получив правильный ответ, озаглавьте столбцы. Подведите учеников к мысли, что важно, чтобы друг поступал хорошо.

Спросите, что можно сделать, если друг поступает плохо. Выслушайте всех желающих. Если
дети упомянут предложения друзей попробовать сигареты или алкогольные напитки,
обсудите варианты ответственного поведения в этих ситуациях подробно. Подведите к
мысли, что есть несколько способов поведения, например: (1) конструктивная критика,
(2) поиск новых друзей.

Выводы

Настоящая дружба - когда уважают права друга и критикуют конструктивно.

Не надо поддаваться плохому влиянию друзей.

 

Урок 5. Учусь сопротивляться давлению

Цель урока

Познакомить учащихся со способами давления и выработать навыки сопротивления давлению