Файл: Программа для учащихся 14 классов Полезные привычки.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
•тонкие детские книжки с русскими народными сказками.
Рекомендации учителю
• Скажите детям, что наша страна богата культурными памятниками. История, прошлое традиции народа ценны для нас, современников. Покажите несколько плакатов или фотографий. Предложите детям назвать известные им достопримечательности Хабаровска.
• Обратите внимание на то, что мы являемся продолжателями древней культуры, которую важно изучать. Культура — это не только здания, монументы, картины, национальны костюмы, но также и сказки, танцы, игры, песни, загадки, пословицы, поговорки.
• Предложите детям назвать любимые сказки. Пусть вспомнят как можно больше. Спросите, кп им читает сказки дома. Подчеркните, что в народном творчестве много поучительного. Например смысл сказки "Репка" в том, что цели легче добиться общими усилиями. Раздайте детям книжн со сказками и попросите детей в парах или группах по четыре человека обсудить их смысл.
• Запишите в тетради какими напитками необходимо угощать детей в день рождения.
• Спросите детей, знают ли они пословицы или поговорки. Предложите назвать поговорки которые они слышали в семье. Скажите, что родители узнали эти поговорки от свои: близких. Так из поколения в поколение передаются родной язык, сказки, песни. Попросит записать несколько поговорок и предложите в группах по четыре обсудить их смысл.
• Попросите детей вспомнить, как веселились сказочные персонажи. Попросите рассказать как празднуют то или иное событие, дату в их семье. Как отмечают праздники в народе Что им нравится на этих праздниках, а что - нет? Подчеркните негативную оценку употребления табака и алкоголя во время праздников.
Скажите детям, что употребление табака и крепких алкогольных напитков не был традиционным на Руси до XVI века. Наши предки не пили и не курили. Они освоили большую территорию, выиграли много сражений. Кольчуги их были тяжелыми, так что воины должны были иметь хорошее здоровье. Попросите детей подумать, что укрепляло здоровье людей в былые времена. Правильный ответ: это закаливание, летом — ходьба босиком, купание в реке, а зимой - в проруби, физическая работа (они кололи дрова, валили лес, пахали, сеяли, косили, собирали ягоды, грибы), соблюдение личной гигиены и чистоты (мылись в бане, чистили речным песком или золой посуду, скребли некрашеные полы).
Выводы
• Культура России - одна из самых богатых и развитых культур мира. Нам повезло, что мы можем продолжать культурные традиции России.
• Одна из традиций, которую мы должны продолжать, - это традиция здорового образа жизни.
□ Урок 3 Чувства
Цель урока
Дать детям представление о различных чувствах людей и возможности управления ими.
Информация для учителя
Ученые различают эмоции и чувства. Чувства меньше зависят от ситуации и более продолжительны, чем эмоции. Умение распознавать эмоции и чувства окружающих и правильно выражать свои повышает социальную компетентность детей. Для простоты на уроке используется один термин — чувства.
Словарь
Чувства — это переживания, которые человек испытывает в разных ситуациях.
Материалы для урока
Мел, доска, рабочие тетради, фотографии, иллюстрации, репродукции с изображением людей с различными чувствами.
Подготовка к уроку
Подберите фотографии, иллюстрации из книг, репродукции картин с изображен различных чувств людей.
Рекомендации учителю
• Сообщите ученикам, что урок посвящен чувствам.
• Предложите детям в парах по очереди изобразить радость, а затем рассказать о том, как ее выражали. Дети назовут смех, улыбки, веселые восклицания и выражение глаз, то, некоторые прыгали, хлопали в ладоши. Предложите детям в парах изобразить и рассказать, как они узнали, что изображалось горе. Дети назовут такие признаки, опущенная голова, вздохи, слезы на глазах.
• Скажите, что радость и горе, которое дети показывали друг другу, и состояние сказочных героев, изображенное на картинках, называются чувствами.
• Попросите детей из двух чувств — радость и горе — выбрать то, которое они хотел переживать чаще. Спросите, почему. Подведите детей к мысли о том, что приятное чувство связано с хорошими событиями. Задайте подобный вопрос относительно горя. Подведите,
детей к мысли, что горе связано с неприятными событиями.
• .Попросите назвать известные им чувства. Запишите чувства на доске. Зачитайте полученный список. Дополните список сами. Объясните детям, что означают названные вами чувства, если, они о них не знали. Выберите подходящие чувства из списка: тревога, гордость, ревность, в обида, любовь, безнадежность, ненависть, зависть, злоба, удовольствие, ликование, восторг, воодушевление, уверенность, сострадание, жалость, нежность, сомнение, стыд, переживание, умиление, страх, гнев, счастье, скука.
•Скажите детям, что сейчас они, как актеры, будут изображать разные чувства. Изобразить чувство легче, если представить себе ситуацию, которая его вызывает. Поэтому ученики разыграют сценки, которые сопровождаются чувствами.
(1) гордость — мальчик в победной позе распахивает пиджак, а на его груди висит Meдаль;
(2) дружба — мальчик дает девочке игрушку, воздушный шар или цветок;
(3) жалость — девочка плачет, а другая гладит ее по голове;
(4) страх — дети вздрагивают от звука лопнувшего воздушного шарика;
(5) скука — дети скучают, смотря скучную передачу по телевизору. (Если задание вызывает трудности, сценки можно подготовить заранее.)
• Попросите детей рассказать, какими выразительными средствами они пользовались. Дети назовут жесты, мимику, позы, междометия. Предложите: (1) понаблюдать за окружающими людьми, за актерами, играющими роли, и (2) подумать, какими выразительными средствами они пользуются. Подчеркните, что, наблюдая за людьми, мы многое можем узнать и об их чувствах.
• Развесьте картинки, изображающие людей с различными чувствами. Попросите детей угадать чувства. Подведите к выводу о разнообразии чувств, среди которых есть приятные и неприятные.
•Скажите, что: (1) чувствами важно управлять, (2) управлению чувствами можно научиться. Спросите желающих рассказать, как они справляются с неприятными чувствами. Дети могут назвать несколько способов: (1) лечь спать или съесть что-то
вкусное; (2) рассказать о происшествии, вызвавшем неприятные чувства, маме, папе или бабушке; (3) посмеяться над тем, что произошло; (4) погулять; (5) сходить в зоопарк; (6) поиграть в любимую игру; (7) почитать; (8) погладить собаку. Предложите детям нарисовать разные способы преодоления неприятных чувств.
Выводы
• Каждый человек переживает разные чувства в разных ситуациях своей жизни.
• Каждый человек может научиться управлять своими чувствами.
□ Урок 4. О чем говорят чувства
.
Цель урока
Показать детям способы предупреждения и преодоления отрицательных чувств.
Материалы для урока
Доска, мел, рабочие тетради.
Подготовка к уроку
Не требуется.
Рекомендации учителю
• Попросите детей перечислить приятные и неприятные чувства, о которых говорилось на прошлом уроке.
• Напишите на доске в две колонки список детей и подарков, которые они хотели бы получить. Произвольно проведите линии от списка детей к списку подарков. Некоторые дети обрадуются. Спросите почему одни подарки вызывают радость, а другие нет.
• Попросите в парах обсудить, как отнесутся к оценке «четыре» Галя и Костя. Галя хочет получить пятерку. Костя думает, что больше тройки ему не поставят. Спросите, почему отметка одна и также, а чувства разные. Подведите детей к выводу о том, что чувства зависят от ожиданий.
• Спросите, что мы можем предположить об ожиданиях двух людей, выигравших одну и туженебольшую сумму денег в лотерею. Один расстроился, а другой обрадовался. Кто ждал крупный выигрыш?
• Задайте ученикам, объединенным в группы по четыре человека, вопрос: как можно
догадаться, что человеку нравится, а что — нет. Попросите представить, что дети наблюдают; за кем-то на выставке, на концерте, в магазине, у театральной кассы, у телевизора, на уроке в транспорте. Ученики могут изобразить избранные ситуации, обращая внимание на чувства моделируемых героев. (Если детям трудно импровизировать, то подготовьте оценки заранее.
Примеры сценок: восхищение красивой картиной, страх при просмотре фильма, радость при виде нужной игрушки в магазине, огорчение, что ее нет.) Подведите детей к мысли, чувства говорят о том, что нам нравится.
•Дети должны понять, что неприятных чувств можно избежать, если думать о последствиях
своих действий. Например: Петя съел слишком много мороженого; Аня слишком долго гуляла в холодную погоду. В результате оба заболели. Спросите, как Петя и Аня могли избежать болезней.
• .Задайте вопрос о том, кому из пешеходов угрожает большая опасность и кто больше рискует пережить испуг: тот, кто идет на красный свет, или тот, соблюдает правила уличного движения?
• Спросите учеников, в каких ситуациях они испытывают неприятные чувства. Что или кто помогает преодолеть их? Скажите, что есть приемы, которые снижают страх, тревогу. Примеры приемов:
—Напрячь все мышцы, а затем резко расслабиться.
—Сделать медленный, глубокий вдох, а затем глубокий, медленный выдох.
—Для успокоения полезно повторять специальные слова, например: «Я спокоен!»
• Попробуйте выполнить эти упражнения все вместе.