Файл: Программа для учащихся 14 классов Полезные привычки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


•тонкие детские книжки с русскими народными сказками.

Рекомендации учителю

• Скажите детям, что наша страна богата культурными памятниками. История, прошлое традиции народа ценны для нас, современников. Покажите несколько плакатов или фотографий. Предложите детям назвать известные им достопримечательности Хабаровска.

Обратите внимание на то, что мы являемся продолжателями древней культуры, которую важно изучать. Культура — это не только здания, монументы, картины, национальны костюмы, но также и сказки, танцы, игры, песни, загадки, пословицы, поговорки.

Предложите детям назвать любимые сказки. Пусть вспомнят как можно больше. Спросите, кп им читает сказки дома. Подчеркните, что в народном творчестве много поучительного. Например смысл сказки "Репка" в том, что цели легче добиться общими усилиями. Раздайте детям книжн со сказками и попросите детей в парах или группах по четыре человека обсудить их смысл.

Запишите в тетради какими напитками необходимо угощать детей в день рождения.

Спросите детей, знают ли они пословицы или поговорки. Предложите назвать поговорки которые они слышали в семье. Скажите, что родители узнали эти поговорки от свои: близких. Так из поколения в поколение передаются родной язык, сказки, песни. Попросит записать несколько поговорок и предложите в группах по четыре обсудить их смысл.

Попросите детей вспомнить, как веселились сказочные персонажи. Попросите рассказать как празднуют то или иное событие, дату в их семье. Как отмечают праздники в народе Что им нравится на этих праздниках, а что - нет? Подчеркните негативную оценку употребления табака и алкоголя во время праздников.

Скажите детям, что употребление табака и крепких алкогольных напитков не был традиционным на Руси до XVI века. Наши предки не пили и не курили. Они освоили большую территорию, выиграли много сражений. Кольчуги их были тяжелыми, так что воины должны были иметь хорошее здоровье. Попросите детей подумать, что укрепляло здоровье людей в былые времена. Правильный ответ: это закаливание, летом — ходьба босиком, купание в реке, а зимой - в проруби, физическая работа (они кололи дрова, валили лес, пахали, сеяли, косили, собирали ягоды, грибы), соблюдение личной гигиены и чистоты (мылись в бане, чистили речным песком или золой посуду, скребли некрашеные полы).


 

 

Выводы

•  Культура России - одна из самых богатых и развитых культур мира. Нам повезло, что мы можем продолжать культурные традиции России.

•  Одна из традиций, которую мы должны продолжать, - это традиция здорового образа жизни.


Урок 3 Чувства

Цель урока

Дать детям представление о различных чувствах людей и возможности управления ими.

Информация для учителя

Ученые различают эмоции и чувства. Чувства меньше зависят от ситуации и более продолжительны, чем эмоции. Умение распознавать эмоции и чувства окружающих и правильно выражать свои повышает социальную компетентность детей. Для простоты на уроке используется один термин — чувства.

 

Словарь

Чувства — это переживания, которые человек испытывает в разных ситуациях.

Материалы для урока

Мел, доска, рабочие тетради, фотографии, иллюстрации, репродукции с изображением лю­дей с различными чувствами.

 

Подготовка к уроку

Подберите фотографии, иллюстрации из книг, репродукции картин с изображен различных чувств людей.

Рекомендации учителю

• Сообщите ученикам, что урок посвящен чувствам.

Предложите детям в парах по очереди изобразить радость, а затем рассказать о том, как ее выражали. Дети назовут смех, улыбки, веселые восклицания и выражение глаз, то, некоторые прыгали, хлопали в ладоши. Предложите детям в парах изобразить и рассказать, как они узнали, что изображалось горе. Дети назовут такие признаки, опущенная голова, вздохи, слезы на глазах.

Скажите, что радость и горе, которое дети показывали друг другу, и состояние сказочных героев, изображенное на картинках, называются чувствами.

• Попросите детей из двух чувств — радость и горе — выбрать то, которое они хотел переживать чаще. Спросите, почему. Подведите детей к мысли о том, что приятное чувство связано с хорошими событиями. Задайте подобный вопрос относительно горя. Подведите,

детей к мысли, что горе связано с неприятными событиями.

• .Попросите назвать известные им чувства. Запишите чувства на доске. Зачитайте полученный список. Дополните список сами. Объясните детям, что означают названные вами чувства, если, они о них не знали. Выберите подходящие чувства из списка: тревога, гордость, ревность, в обида, любовь, безнадежность, ненависть, зависть, злоба, удовольствие, ликование, восторг, воодушевление, уверенность, сострадание, жалость, нежность, сомнение, стыд, переживание, умиление, страх, гнев, счастье, скука.

•Скажите детям, что сейчас они, как актеры, будут изображать разные чувства. Изобразить чувство легче, если представить себе ситуацию, которая его вызывает. Поэтому ученики разыграют сценки, которые сопровождаются чувствами.

(1)      гордость — мальчик в победной позе распахивает пиджак, а на его груди висит Meдаль;

(2)      дружба — мальчик дает девочке игрушку, воздушный шар или цветок;

(3)      жалость — девочка плачет, а другая гладит ее по голове;

(4)      страх — дети вздрагивают от звука лопнувшего воздушного шарика;

(5)      скука — дети скучают, смотря скучную передачу по телевизору. (Если задание вызывает трудности, сценки можно подготовить заранее.)

 

Попросите детей рассказать, какими выразительными средствами они пользовались. Дети назовут жесты, мимику, позы, междометия. Предложите: (1) понаблюдать за окружающими людьми, за актерами, играющими роли, и (2) подумать, какими выразительными средствами они пользуются. Подчеркните, что, наблюдая за людьми, мы многое можем узнать и об их чувствах.

 

Развесьте картинки, изображающие людей с различными чувствами. Попросите детей угадать чувства. Подведите к выводу о разнообразии чувств, среди которых есть приятные и неприятные.

•Скажите, что: (1) чувствами важно управлять, (2) управлению чувствами можно научиться. Спросите желающих рассказать, как они справляются с неприятными чувствами. Дети могут назвать несколько способов: (1) лечь спать или съесть что-то

вкусное; (2) рассказать о происшествии, вызвавшем неприятные чувства, маме, папе или бабушке; (3) посмеяться над тем, что произошло; (4) погулять; (5) сходить в зоопарк; (6) поиграть в любимую игру; (7) почитать; (8) погладить собаку. Предложите детям нарисовать разные способы преодоления неприятных чувств.


Выводы

 

•  Каждый человек переживает разные чувства в разных ситуациях своей жизни.

•  Каждый человек может научиться управлять своими чувствами.

 

Урок 4. О чем говорят чувства

.

Цель урока

Показать детям способы предупреждения и преодоления отрицательных чувств.

Материалы для урока

Доска, мел, рабочие тетради.

Подготовка к уроку

Не требуется.

Рекомендации учителю

• Попросите детей перечислить приятные и неприятные чувства, о которых говорилось на прошлом уроке.

Напишите на доске в две колонки список детей и подарков, которые они хотели бы получить. Произвольно проведите линии от списка детей к списку подарков. Некоторые дети обрадуются. Спросите почему одни подарки вызывают радость, а другие нет.

Попросите в парах обсудить, как отнесутся к оценке «четыре» Галя и Костя. Галя хочет получить пятерку. Костя думает, что больше тройки ему не поставят. Спросите, почему отметка одна и также, а чувства разные. Подведите детей к выводу о том, что чувства зависят от ожиданий.

Спросите, что мы можем предположить об ожиданиях двух людей, выигравших одну и туженебольшую сумму денег в лотерею. Один расстроился, а другой обрадовался. Кто ждал крупный выигрыш?

• Задайте ученикам, объединенным в группы по четыре человека, вопрос: как можно

догадаться, что человеку нравится, а что — нет. Попросите представить, что дети наблюдают; за кем-то на выставке, на концерте, в магазине, у театральной кассы, у телевизора, на уроке в транспорте. Ученики могут изобразить избранные ситуации, обращая внимание на чувства моделируемых героев. (Если детям трудно импровизировать, то подготовьте оценки заранее.

 

Примеры сценок: восхищение красивой картиной, страх при просмотре фильма, радость при виде нужной игрушки в магазине, огорчение, что ее нет.) Подведите детей к мысли, чувства говорят о том, что нам нравится.

•Дети должны понять, что неприятных чувств можно избежать, если думать о последствиях
своих действий. Например: Петя съел слишком много мороженого; Аня слишком долго гуляла в холодную погоду. В результате оба заболели. Спросите, как Петя и Аня могли избежать болезней.

.Задайте вопрос о том, кому из пешеходов угрожает большая опасность и кто больше рискует пережить испуг: тот, кто идет на красный свет, или тот, соблюдает правила уличного движения?

Спросите учеников, в каких ситуациях они испытывают неприятные чувства. Что или кто помогает преодолеть их? Скажите, что есть приемы, которые снижают страх, тревогу. Примеры приемов:

—Напрячь все мышцы, а затем резко расслабиться.

Сделать медленный, глубокий вдох, а затем глубокий, медленный выдох.

Для успокоения полезно повторять специальные слова, например: «Я спокоен!»

Попробуйте выполнить эти упражнения все вместе.