Файл: Учебное пособие СанктПетербург 2020 2 ббк 65. 05 Удк 338. 984 Публикуется по решению ученого совета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

84
Государственный и муниципальный кредит помимо распределительной выполняет регулирующую функцию, основанную на том, что в условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования средств, выделенных на возвратной и платной основе, выше, чем эффективность использования средств, выделенных на безвозвратной и бесплатной основе.
В аспекте регулирования важно, что кредитование создает мультипликативный эффект и у государства появляется дополнительная возможность стимулировать развитие отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд.
Регулирующая функция проявляется и при получении
Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п. Реализуя регулирующую функцию, государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.
Государственный и муниципальный кредит выполняет также функции учета, целевого и рационального
использования кредита, выделяемого государством, и
контроля за ним. Эти функции возложены на соответствующие институты на федеральном, региональном

85 и муниципальном уровнях. При этом, контроль осуществляется по следующим основным направлениям:
1) за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;
2) за соблюдением условий кредитного договора;
3) за целевым использованием заемщиком выделенных средств;
4) за выполнением дополнительных обязательств, принятых субъектами
РФ и органами местного самоуправления и по некоторым другим.
К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:
• решение проблем финансирования бюджетного дефицита;
• проведение региональной финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально- экономических условий жизни населения и функционирования региональной экономики;
• поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;
• поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.
По предоставленным государственным и муниципальным кредитам заемщиков возникают долговые
обязательства перед Российской Федерацией, субъектом

86
РФ и муниципальным образованием как кредиторами.
Государственные кредиты образуют государственные внутренние и внешние активы Российской Федерации.
Долговые обязательства перед
Российской
Федерацией, субъектами
РФ, муниципальными образованиями как кредиторами составляют внутренний и внешний долг заемщиков. Размеры и структура долга по видам долговых обязательств и заемщикам рассматриваются вместе с законом о бюджете на очередной финансовый год. Законом о бюджете утверждаются:
• суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;
• размер долга иностранных государств на конец финансового года;
• предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, за исключением государственных кредитов, предоставляемых государствам
– участникам СНГ;
• предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом РФ государствам – участникам СНГ;
• программа предоставления Российской Федерацией, субъектом РФ государственных кредитов иностранным


87 государствам, их юридическим лицам и международным организациям.
Целевые
бюджетные
кредиты
являются источникамифинансирования отраслевых инвестиционных программ, конверсии оборонной промышленности, пополнения оборотных средств предприятий др. Такие кредиты предусматриваются в бюджете на текущий финансовый год. Однако поскольку их выделение связано с финансированием мероприятий долгосрочного характера, возникает необходимость в преемственности программ кредитования на протяжении нескольких финансовых лет.
Средства федерального бюджета на возвратной основе предоставляются через федеральные органы исполнительной власти, администрации субъектов РФ, банки и другие российские юридические лица, являющиеся агентами Правительства РФ.
При предоставлении бюджетных кредитов иногда используется вексельная форма оформления задолженности. Средства бюджета на возвратной основе не предоставляются предприятиям с иностранными инвестициями. В качестве их обеспечения выступает залог инвестора, находящегося в собственности заемщика, а также гарантии российских коммерческих банков.
Особое значение имеет сезонное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Оно проводится на условиях и за счет фонда льготного

88 кредитования. В этот фонд направляются средства федерального бюджета, поступающие в виде платы за пользование товарным кредитом, поступающие в счет погашения бюджетных ссуд, выделенных из федерального бюджета для кредитования крестьянских и фермерских хозяйств, и суммы, поступающие в виде пени за просрочку основной суммы долга по ранее выданным из этого фонда бюджетным ссудам.
Средства федерального бюджета предоставляются предприятиям и организациям на финансирование инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности на возвратной основе через государственный фонд конверсии.
Разновидностью государственного кредита следует считать задолженность организаций по обязательным
платежам в бюджет.
Наличие просроченной задолженности бюджету вызывает необходимость ее реструктуризации. Решение о реструктуризации принимается в рамках закона о бюджете на соответствующий финансовый год. Порядок и правила реструктуризации на федеральном уровне устанавливает
Правительство РФ, на региональном уровне – органы исполнительной власти субъектов РФ.
Решение о реструктуризации задолженности юридического лица по обязательным платежам в федеральный бюджет принимается Министерством РФ по


89 налогам и сборам при наличии соответствующего заключения Федеральной службы России по финансовому оздоровления и банкротству.
Отсрочки и рассрочки по уплате налогов означают изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, на срок от 1 до
16 месяцев с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности. Они предоставляются при одном из условий:
• при задержке финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного государственного оборонного заказа – без начисления процентов на сумму отсроченной задолженности;
• при угрозе банкротства при единовременной выплате налога;
• нанесении ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы либо другого непреодолимого обстоятельства;
• если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
• сезонном характере производства и реализации товаров, работ, услуг;
• по основаниям, предусмотренным Таможенным кодексом РФ.

90
Кроме того, проводится реструктуризация задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом по налогам, сборам и начисленным пеням, штрафам за нарушение налогового законодательства.
Организации предоставляется право равномерной уплаты задолженности в течение шести лет, по пеням и штрафам – в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
Организации, не имеющие задолженности по налогам и сборам, вправе погашать задолженности по пеням и штрафам в течение 10 лет.
Решением о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в соответствии с предоставленной организации рассрочкой устанавливается график погашения задолженности. Организация имеет право полностью или частично погасить задолженность с опережением сроков, установленных графиком.
Организация может потерять право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, если в течение действия графика погашения реструктурируемой задолженности осуществляет текущие платежи по налогам и сборам несвоевременно или не в полном объеме.
Контроль за исполнением организацией, в отношении которой принято решение о реструктуризации ее задолженности по обязательным платежам, обязательств, вытекающих из утвержденного графика погашения

91 задолженности, а также обязательств по своевременной и полной уплате текущих платежей в течение всего срока регистрации, осуществляется налоговым органом, принявшим соответствующее решение.
Разновидность реструктуризации – ее проведение путем передачи имущества (ценных бумаг) в федеральную собственность. Такая реструктуризация проводится, как правило, на основе федерального закона «О федеральном бюджете». В качестве ценных бумаг используются облигации, конвертируемые в обычные именные акции реструктурируемых АО.
Государственные
кредиты
государствам

участникам СНГ по межправительственным договорам
предоставляются,как правило,приусловии выполнения ими обязательств по уплате процентных платежей и сумм в погашение основной суммы долга по ранее предоставленным кредитам.
Государственные
кредиты
иностранным
государствам, их юридическим лицам и международным
организациям РФ предоставляет врамках соответствующих долгосрочных программ, в которых учтены геополитические интересы РФ.
Программа предоставления таких кредитов за счет средств федерального бюджета включает перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели их предоставления, наименования получателей, общего


92 объема, а также кредитов, предоставленных в данном финансовом году.
Правительство РФ предоставляет иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям кредиты свыше предельного объема государственных кредитов, если новые кредиты выделяются в порядке реструктуризации долга иностранных заемщиков перед РФ и условия обслуживания долга иностранных заемщиков перед РФ для нее не ухудшаются.
Договоры о предоставлении РФ государственных кредитов, выполнение которых влечет за собой увеличение их предельных объемов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, заключаются только после внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.
Договоры о предоставлении названных кредитов утверждаются
Федеральным
Собрание в форме федерального закона, например, в следующих случаях:
• если предусмотренные этими договорами государственные кредиты не включены в программу предоставления
РФ государственных кредитов и предоставляемые по ним финансовые средства превышают сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США, на весь срок кредита;
• если исполнение таких договоров требует увеличения предельного объема предоставления

93 государственных кредитов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете.
Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед
Российской Федерацией ратифицирует Государственная
Дума, кроме случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия Российской Федерации в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников этих организаций и клубов.
Возможна уступка прав требований по долговым обязательствам иностранных государств перед Российской
Федерацией. Она осуществляется в соответствии со специальным федеральным законом либо с положением о соответствующей уступке прав требований, содержащимся в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
1   2   3   4   5   6   7

2.2.2. Кредиты финансово-кредитных организаций
Одна из главных форм финансового обеспечения функционирования социально-экономической системы является кредитование за счет ресурсов финансово- кредитных организаций, которое является важнейшим элементом функционирования субъекта хозяйствования.
Данный процесс состоит в предоставлении денег в долг, с

94 уплатой процентов, на определенный срок, под письменные обязательства клиента т.е. основан на общих принципах возвратности, срочности и платности кредита. При этом принцип платности реализуется путем установления ссудного процента, который обеспечивает перераспределение прибыли юридических и физических лиц, регулирование производства и обращения путем распределения ссудных капиталов на межотраслевом и международном уровнях и антиинфляционную защиту денежных накоплений клиентов банка.
В зависимости от того, какими финансовыми инструментами опосредуются отношения между кредитором и заемщиком ссудный процент может принимать различные формы: банковский процент, являющийся одним из главных условий кредитного договора, дисконт (скидка, удерживаемая при выдаче ссуды), характерный для вексельных кредитных сделок и краткосрочных облигационных займов, процентная выплата по средне и долгосрочным облигациям и другие.
Основными типами финансово-кредитных организаций, осуществляющими кредитование предприятий, являются коммерческие банки и страховые организации.
Коммерческие банки могут быть универсальными и выполнять весь спектр кредитных операций для любого субъекта хозяйствования, или специализированными,

95 ограничивающие свою деятельность определенными рамками, например, составом заемщиков
(банки потребительского кредитования), отраслью национальной экономики (сельскохозяйственные, промышленные и иные банки). Основной особенностью коммерческих банков является их общая ориентация на кредитование торгового оборота и, соответственно, на короткие сроки и товарное обеспечение кредитов.
Страховые организации действуют, в основном, в другом сегменте рынка кредитов и являются, например, крупными кредиторами государства
(держателями государственных облигаций), обслуживают сделки с недвижимостью и инвестируют в развитие предприятий путем приобретения целевых корпоративных облигаций.
Кредитование финансово-кредитными организациями основывается на трех главных принципах:
• обеспеченность кредита, создающая защиту имущественныхинтересов кредитора при возможном нарушении заемщиком принятых на себя обязательств;
• целевой характер кредита, состоящий в обязанности заемщикаиспользовать средства, полученные от кредитора строго на цели, предусмотренные кредитным договором;
• дифференцированность кредита,предполагающая особый подходсо стороны КБ к различным категориям потенциальных заемщиков.