Файл: Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Глава 2. Экспериментальное исследование развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

  1. Организация и методы исследования развития воображения у детей старшего дошкольного возраста


Экспериментальная база исследования: детский сад МБОУ "Ленинская школа-сад".

Экспериментальная группа исследования: 5 детей от 6 лет 1 мес. до 6 лет 9 мес. (2 мальчика и 3 девочки).

Цель исследования: определение уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Оценка развития воображения детей старшего дошкольного возраста.

  2. Изучение особенностей творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Критериальную базу исследования составили оригинальность и уникальность высказываемых идей и создаваемых образов, их продуманность и детальность, гибкость воображения.

В соответствии с выделенными критериями была составлена диагностическая программа исследования, представленная в Таблице 1.

Таблица 1

Содержание диагностической программы

№ п/п

Название методики и автор

Цель методики

Исследуемые параметры

1

«Придумай рассказ»

из книги Р.С. Немова «Психология. Книга 3»

Выявление уровня развития воображения

  • скорость придумывания рассказа;

  • необычность, оригинальность сюжета;

  • разнообразие образов, используемых в рассказе;

  • проработанность и детализация образов, представленных в рассказе;

  • впечатлительность, эмоциональность образов, имеющих­ся в рассказе

2

«Нарисуй что-нибудь»

из книги Р.С. Немова «Психология. Книга 3»

Выявление уровня развития воображения

  • оригинальность и необычность рисунка;

  • детальность и образность проработки рисунка;

  • оказываемое рисунком впечатление на зрителя;

3

«Придумай игру»

из книги Р.С. Немова «Психология. Книга 3»

Выявление уровня развития воображения

  • оригинальность и новизна;

  • продуманность условий;

  • наличие различных ролей для разных ее участников;

  • наличие определенных правил;

  • точность критериев оценки успешности проведения игры

4

«Заданные фигуры»

из книги Р.С. Немова «Психодиагностика»

Изучение особенностей творческого воображения

  • изображены ли все заданные объекты;

  • реалистичность изображения (степень похожести на заданный объект);

  • уникальность изображения;

  • использование в изображении всех предложенных фигур


Таблица 2

Список участников экспериментальной группы

№ п/п

Имя участника

Возраст (лет, мес.)

1

Даниил Б.

6,3

2

Никита И.

6,9

3

Валерия Н.

6,1

4

Ольга П.

6,6

5

АленаТ.

6,7

Рассмотрим методики, вошедшие в диагностическую программу.

  1. «Придумай рассказ» Р.С. Немова [18, c. 19]. Ребенку нужно придумать рассказ о ком- или о чем-либо за минуту, а затем пересказать его за две минуты. Ребенок может придумать как рассказ, так и историю или сказку.

Критериями оценки воображения выступают такие параметры рассказа, как: скорость придумывания; необычность, оригинальность сюжета; разнообразие используемых образов; проработанность и детализация образов; впечатлительность, эмоциональность образов.

Каждый признак оценивает от 0 до 2 баллов в соответствии с выраженностью перечисленных признаков.

По итогу подсчитывается и сравнивается с предложенной шкалой количество полученных баллов по всем критериям.

  1. «Нарисуй что-нибудь» Р.С. Немова [18, c. 28]. Ребенок получает лист бумаги и фломастеры. Он должен придумать и нарисовать что-либо необычное. Работа длится четыре минуты. После этого производится оценка рисунка в баллах по заданным критериям, среди которых оригинальность рисунка, его проработанность и детальность, красочность, эмоциональность.

По итогу подсчитывается и сравнивается с предложенной шкалой количество полученных баллов по всем критериям.

  1. «Придумай игру» Р.С. Немова [18, c. 41]. Ребенок должен за пять минут придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней. Психолог помогает ребенку наводящими вопросами: Как называется игра? В чем она состоит? Сколько человек необходимо для игры? Какие роли получают участники в игре? Как будет проходить игра? Каковы ее правила? Чем должна будет закончиться игра? Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдель­ных участников?

Оценке подлежит содержание придуманной игры. Она производится по таким критериям, как: оригинальность и новизна; продуманность условий; наличие в игре различных ролей для разных ее участников; наличие в игре определенных правил; точность критериев оценки успешности проведения игры.


Каждый признак оценивает от 0 до 2 баллов в соответствии с выраженностью перечисленных признаков.

По итогу подсчитывается и сравнивается с предложенной шкалой количество полученных баллов по всем критериям.

  1. «Заданные фигуры» Р.С. Немова [18, c. 54]. Детям даются листы с изображением геометрических фигур: круга, квадрата, трапеции, прямоугольника, треугольника. Они должны дорисовать фигуры так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета, среди которых: лицо, клоун, домик, кошка, дождь, радость. Фигуры можно использовать неоднократно, комбинировать, изменять размеры, иные фигуры или линии добавлять запрещается.

Результаты оцениваются по критериям: изображены ли все заданные объекты; реалистичность изображения (степень похожести на заданный объект); уникальность изображения; использование в изображении всех предложенных фигур.

Затем в зависимости от соответствия этим критериям выставляется от одного до четырех баллов по каждому из них. По сумме баллов делаются выводы в соответствии со шкалой.

Результаты диагностики рассмотрены в следующем параграфе.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8

Анализ результатов развития воображения у детей старшего дошкольного возраста


Методика «Придумай рассказ»

При выполнении задания один ребенок смог почти за минуту придумать небольшой рассказ про зайчика, который, гуляя по лесу, подружился с лисой, волком и мишкой. Персонажи были описаны довольно детально, по несколько слов было сказано об их характере (лисичка – хитрая, волк – страшный, злой, мишка – добрый, большой, помогает маленьким зверям). Рассказывал ребенок довольно эмоционально. В итоге за выполнение задания он набрал 8 баллов, что говорит о высоком уровне развития воображения.

Еще двое детей за минуту придумали рассказ, в котором использовались персонажи мультфильма «Маша и медведь». Дополнительных персонажей в рассказе не было, но сами Маша и мишка были описаны подробно. Рассказ был довольно эмоциональным. В итоге за выполнение задания дети получили по 6 и 7 баллов, что говорит о среднем уровне развития воображения.

Двое детей к рассказу приступили, подумав несколько секунд. В рассказе использовали персонажей мультфильма «Смешарики» и «Фиксики». Было похоже, что они пересказывают какой-то небольшой фрагмент мультфильма. Персонажей использовалось несколько, но детально дети их не описывали. Рассказ не сопровождался ярко выраженными эмоциями. По итогу дети получили по 3 балла, что говорит о низком уровне развития воображения. Данные представлены в таблице 3 и на рисунке 1.

Таблица 3

Уровни развития воображения у детей старшего дошкольного возраста

№ п/п

Баллы

Уровни развития воображения

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

Очень высокий

1

7







+







2

8










+




3

3




+










4

6







+







5

3




+