Файл: Пояснительная записка к дипломному проекту дп 23. 05. 03. 04. 153. Пз студент гр. 153 Д. Ю. Дроголов Консультант по безопасности жизнедеятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 302

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 АНАЛИЗ КОНСТРУКЦИЙ ПРОТИВОБОКСОВОЧНЫХ СИСТЕМ

1.1 Релейные противобоксовочные системы

1.2 Электронные противобоксовочные системы

1.3 Системы регулировки проскальзывания колёсных пар

1.4 Другие противобоксовочные системы

2 АНАЛИЗ СИЛОВОЙ СХЕМЫ ЭЛЕКТРОВОЗА 2ЭС5К

2.1 Электрические цепи первичной обмотки тягового трансформатора

2.2 Электрические цепи вторичной обмотки трансформатора и тягового электродвигателя в режиме тяги

2.3 Электрические цепи вторичной обмотки трансформатора и тягового электродвигателя в режиме рекуперации

2.4 Электрические цепи защиты

3 АНАЛИЗ ПРОТИВОБОКСОВОЧНОЙ СХЕМЫ С УРАВНИТЕЛЯМИ

3.1 Принцип работы противобоксовочной схемы

3.2 Модернизация схемы на новые элементы

3.3 Моделирование и анализ

3.4 Управление системой ЭСО

4 ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОВОЗА 2ЭС5К

4.1 Изначальная компоновка оборудования в секции

4.2 Модернизированная компоновка оборудования в секции

4.3 Монтаж электрических цепей

5 ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИИ ЭЛЕКТРОВОЗА

5.1 Общие требования безопасности

5.2 Меры безопасности при входе в высоковольтную камеру

5.3 Меры безопасности при поднятии токоприёмника

5.4 Меры безопасности при поднятом токоприёмнике

5.5 Меры безопасности при питании электровоза от сети депо

5.6 Меры безопасности при устранении неисправностей в пути следования

5.7 Меры безопасности при ремонте электровоза

6 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ

6.1 Общая характеристика показателей оценки экономической эффективности технических решений

6.2 Определение затрат на внедрение и реализацию противобоксовочной системы

6.3 Определение экономического эффекта

6.4 Определение показателей экономической эффективности

6.5 Итоговые положения о целесообразности модернизации электровозов 2(3)ЭС5К «Ермак»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников


Трогание с места электровоза зачастую сопровождается разгрузкой первых по ходу движения осей колёсных пар каждой из тележек. Это зачастую приводит к возникновению боксования со всеми вытекающими из этого последствиями. Однако другие режимы движения тоже могут привести к возникновению боксования колёсных пар ТЭД, питаемых от разных ВИП. Поэтому исследование этого вида боксования является актуальным.

Зададимся условием, что в боксования срываются колёсные пары первого и третьего ТЭД.

На рисунке 3.16 отображены величины разности потенциалов между средними точками ТЭД. График токов якорей ТЭД аналогичен предыдущему виду боксования (рисунок 3.13) за исключением лишь того, что в момент начала боксование снижение тока якоря произойдёт у двигателя, питаемого от другого ВИП. Поэтому данный график не приводится. График перетекания уравнительных токов представлен на рисунке 3.17.


г)

в)

б)

а)


Рисунок 3.16 – Величина напряжений между средними точками ТЭД в режиме боксования:

а – между 1 и 2 ТЭД; б – между 2 и 3 ТЭД; в – между 3 и 4 ТЭД; г – между 4 и 1 ТЭД



Рисунок 3.17 – Осциллограмма уравнительных токов:
верхний график – токи подпитки первого ТЭД боксующей КП; средний график – ток
подпитки третьего ТЭД боксующей КП; нижний график – уравнительные токи от второго и четвёртого ТЭД небоксующих КП

Данный вид боксования очень схож с предыдущим по возникающим процессам в силовой схеме и при условии одновременного начала боксования КП повторяет рисунок 3.14. Поэтому было смоделировано последовательное вступление колёсных пар в процесс боксования, сначала первая КП, а затем третья и данный вариант перетекания токов был зафиксирован на рисунке 3.17.

3.3.7 Моделирование боксования при разности диаметров бандажей КП


Согласно [20] электровозы «Ермак» имеют номинальный диаметр КП по кругу катания 1250 мм. Однако тем же документом устанавливается, что допустимо устанавливать КП с диаметром, не менее 1205 мм, причём у комплекта колёсных пар, подкатываемых под электровоз, разница диаметров бандажей не должна превышать 8 мм.

Произведём моделирование наихудших условий. Для этого примем диаметр бандажа Dб одной КП 1205 мм, а другой – 1213 мм. При этом в подсхемах Vn1–Vn4 изменятся коэффициенты. Для случая Dб = 1205 мм вид подсхемы представлен на рисунке 3.18, для случая Dб = 1213 мм – на рисунке 3.19.



Рисунок 3.18 – Вид подсхем Vn1 и Vn3 для случая разностных диаметров колёсных пар



Рисунок 3.19 – Вид подсхем Vn2 и Vn4 для случая разностных диаметров колёсных пар

В ситуации, когда боксование отсутствует, величины разности потенциалов между средними точками ТЭД отображены на рисунке 3.20.


г)

в)

б)

а)


Рисунок 3.20 – Величина напряжений между средними точками ТЭД в статическом режиме:

а – между 1 и 2 ТЭД; б – между 2 и 3 ТЭД; в – между 3 и 4 ТЭД; г – между 4 и 1 ТЭД

По значениям разности потенциалов можно удостовериться, что неравенство бандажей КП повышает величину разности относительно ситуации, в которой все бандажи колёсных пар равны Dб = 1250 мм (рисунок 3.8). Однако это повышение не так существенно и восприниматься, как боксование, не будет.



В момент начала боксования датчики напряжения покажут значения, представленные на рисунке 3.21, из которых можно сделать вывод о том, что разность диаметров бандажей КП несколько повышает величину разности потенциалов.


г)

в)

б)

а)


Рисунок 3.21 – Величина напряжений между средними точками ТЭД в режиме боксования:

а – между 1 и 2 ТЭД; б – между 2 и 3 ТЭД; в – между 3 и 4 ТЭД; г – между 4 и 1 ТЭД

Диаграмма начала боксования представлена на рисунке 3.22.



Рисунок 3.22 – Осциллограмма уравнительных токов при боксовании

Из последнего представленного рисунка можно убедиться в том, что разница диаметров бандажей КП повышает величину уравнительного тока, подпитывающего обмотку возбуждения боксующего ТЭД.

3.3.8 Выводы по результатам моделирования


Упрощённое моделирование работы электровоза позволило подтвердить некоторые положения и прийти к следующим выводам:

- в статическом режиме между средними точками ТЭД действительно существует разница потенциалов, а при разности диаметров бандажей КП она увеличивается;

- при боксовании КП одного ТЭД подпитка его обмотки возбуждения уравнительным током осуществляется в своём преимущественном большинстве соседствующим с ним по ВИП двигателем;

- боксование КП двух ТЭД в равной степени перераспределяет уравнительные токи между ТЭД боксующих КП и подпитывающих ТЭД;

- за счёт датчиков напряжения можно распознавать виды боксования, что важно не только в целях дополнительной информативности, но и для наилучшего предотвращения возникшего боксования.


Срабатывания датчиков напряжения для каждого из режимов боксования сведены в таблицу 3.1.

Таблица 3.1 – Соответствие сигналов датчиков напряжения ДН1–ДН4 режимам возникшего боксования

Вид боксования

ДН1

ДН2

ДН3

ДН4

Боксование КП 1 ТЭД

+V





-V

Боксование КП 2 ТЭД

-V

+V





Боксование КП 3 ТЭД



-V

+V



Боксование КП 4 ТЭД





-V

+V

Боксование КП 1 и 2 ТЭД



+V



-V

Боксование КП 2 и 3 ТЭД

-V



+V



Боксование КП 3 и 4 ТЭД



-V



+V

Боксование КП 4 и 1 ТЭД

+V



-V



Окончание таблицы 3.2

Вид боксования

ДН1

ДН2

ДН3

ДН4

Боксование КП 1 и 3 ТЭД

+V

-V

+V

-V

Боксование КП 2 и 4 ТЭД

-V

+V

-V

+V

Боксование КП 1, 2 и 3 ТЭД





+V

-V

Боксование КП 2, 3 и 4 ТЭД

-V





+V

Боксование КП 3, 4 и 1 ТЭД

+V

-V





Боксование КП 4, 1 и 2 ТЭД



+V

-V



Распознавание начавшегося боксования и его вида позволит автоматике принять соответствующие меры для его подавления.

3.4 Управление системой ЭСО


Система управления ЭСО представлена на рисунке 3.23.



Рисунок 3.23 – Принципиальная схема системы управления ЭСО

Данная система управления подаёт импульсы на драйвер IGBT-модуля Uвых в моменты боксования и снимает его по моменту восстановления работы
электровоза в статическом режиме (без боксования). Элементы, используемые в схеме на рисунке 3.23, сведены в таблицу 3.2.
Таблица 3.2 – Соответствие обозначений на схеме системы управления ЭСО
элементной базе

Обозначение

Марка

Номинал

А1

К140УД7



V1

Д818Е



V2

КД509А



V3

КТ630



V4

КТ818В



V5

КД210В



С1

К-73-16

2,2 мкФ, 160 В

R1, R2

МПТ-0,5

4,7 кОм

R3

МПТ-0,5

240 кОм

R4

МПТ-0,5

300 кОм

R5

МПТ-0,5

470 кОм

R6

МПТ-0,5

300 Ом

R7

МПТ-0,5

1 кОм

R8

МПТ-0,5

4,3 кОм

R9

МПТ-0,5

180 Ом

R10

МПТ-2

51 Ом

R11

ПЭВ-25

10 Ом

Схема узла автоматической подсыпки песка представлена на рисунке 3.24, а её компоненты – в таблице 3.3.

Таблица 3.3 – Соответствие обозначений на схеме системы автоматической
подсыпки песка элементной базе

Обозначение

Марка

Номинал

А1, А2

К140УД7



V1, V2, V5–V7

КД209А



V3

Д818Е



V4

КТ630



С1

К-50-29

100 мкФ, 100 В

С2

К-73-16

2,2 мкФ, 160 В

К

РКС-3



R1, R2

МПТ-0,5

1 кОм

R3

МПТ-0,5

1,8 кОм