Файл: Практические занятия по дисциплине Безопасность жизнедеятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 439
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы
1.Типы социальных ЧС.
2.Объект и субъект безопасности общества.
3.Что относят к опасностям и угрозам обществу.
4.Превентивные мероприятия по предотвращению СЧС (личностно ориентированные, мотивационные, социально обусловленные, политически оправданные).
5.Последствия социальных ЧС для: государства; общества; мировой цивилизации; индивидуума.
6.«Катализаторы» социальных ЧС. Их значение для разных слоев общества.
7.Социальная катастрофа – предпосылки возникновения, этапы развития ЧС, последствия.
8.Социальные угрозы сформулированные в Концепции национальной безопасности РФ.
9.Классификация социальных опасностей.
10.Классификация видов СЧС по конфликтной деятельности человека.
11.Показатели (индикаторы) измерения рисков в социальной сфере.
13.Что такое страховая стоимость, страховой интерес? Можно ли заключить договор страхования, не имея страхового интереса?
14.Какие функции выполняет страхование в рыночной экономике?
15.Каковы основные механизмы страхового возмещения ущерба от ЧС?
16.Назовите основные условия ответственности за причинение вреда.
17.Перечислите основные объекты страхования.
Практические задания
Задание 1.
Используя литературу и интернет ресурсы найдите пример договора страхования. Оцените эффективность его заключения.
Задание 2.
Используя литературу и интернет ресурсы найдите пример добровольного или обязательного личного страхования работников работодателями, например от производственных рисков. Оцените эффективность его заключения.
3.Выберите рисунок (Рис. 1 – 4), приведите пример и охарактеризуйте взаимоотношения субъектов страхования ответственности перед третьими лицами.
Тема.6. РСЧС. Мониторинг. Методы прогноза.
Концепция создания и развития Российской системы гражданской защиты до 2020 г.
Концепция - официально принятая система взглядов на создание и развитие Российской системы гражданской защиты (РСГЗ) до 2020 года и её место в общей системе национальной безопасности Российской Федерации.
На основе данной Концепции органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации разрабатывают и реализуют планы конкретных мероприятий по созданию, становлению, функционированию и развитию РСГЗ и её составных частей (элементов).
Концепция разработана с учётом опыта функционирования системы гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), а также аналогичных по назначению систем зарубежных государств.
Правовую и методологическую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации в сфере государственного управления и обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в этой сфере.
В Концепции отражены целесообразность, возможность и принципы создания РСГЗ, её основные задачи, организационные основы и порядок функционирования, финансовое обеспечение, направления дальнейшего развития, рассмотрены этапы создания и развития системы.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) организационная система, объединяющая органы, пункты, средства управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций, предназначенная для выполнения комплекса обще-государственных мероприятий, обеспечивающих в мирное время защиту населения, территории, окружающей природной среды, социально-экономического комплекса, материальных и культурных ценностей государства от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного, экологического и иного характера.
Основные принципы создания и функционирования РСГЗ:
Исходя из требований Конституции РФ, законодательной и нормативной правовой базы в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС, основными принципами создания и функционирования РСГЗ следующие:
-организация и функционирование РСГЗ являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения национальной безопасности страны;
-правовая обусловленность деятельности системы;
-признание (при любых усилиях по их противодействию) сохраняющихся рисков возникновения ЧС;
-планирование и осуществление мероприятий ГЗ проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС;
-объем и содержание мероприятий ГЗ определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;
-территориально-производственный принцип построения системы;
-соответствие структуры системы государственному устройству РФ и решаемым задачам;
-разделение полномочий и ответственности между элементами системы с учетом разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;
-заблаговременная подготовка государства к осуществлению мероприятий ГЗ при возникновении ЧС;.
-построение финансово-экономических механизмов системы на основе сочетания элементов «гражданской» и военной экономики;
-интеграция с международными и иностранными системами гражданской защиты, в том числе сближение отечественной и международной нормативной правовой базы.
Основные задачи РСГЗ - Федеральный закон «О гражданской защите»:
-разработка и реализация правовых и экономических норм по гражданской защите;
-обучение населения в области ГЗ;
-прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций, оценка их масштабов в случае реализации;
-предупреждение аварий, катастроф, опасных природных явлений и других бедствий;
-повышение устойчивости функционирования и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов в чрезвычайных ситуациях, подготовка к осуществлению мероприятий ГЗ в военное время;
-оповещение и информирование населения об опасностях при возникновении ЧС и о действиях в складывающейся обстановке;
-эвакуация (отселение) населения, вывоз материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
-инженерная, радиационная, химическая и медико-биологическая защита населения;
-защита водоисточников и систем водоснабжения, продовольствия, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений от радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения;
-проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки объектов экономики и инфраструктуры;
-ликвидация ЧС, в том числе проведение АСДНР;
-борьба с пожарами при чрезвычайных ситуациях или обуславливающими возникновение ЧС;
-создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
-первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего от ЧС, в том числе медобслуживание, включая оказание первой медпомощи, срочное предоставление жилья, осуществление мероприятий по социальной защите и принятие других необходимых мер;
-восстановление и поддержание порядка в пострадавших районах;
-срочное захоронение трупов в военное время;
-осуществление госнадзора и контроля в области ГЗ;
-обеспечение готовности органов управления, сил и средств РСГЗ, организация управления мероприятиями по гражданской защите;
-международное сотрудничество в области ГЗ;
-иная деятельность, необходимая для решения задач гражданской защиты, включая планирование и организацию проведения ее мероприятий.
Гражданская защита - комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, земельного, водного и воздушного пространства, материальных и культурных ценностей страны (далее - населения и территорий) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (далее - от чрезвычайных ситуаций).
Ведение гражданской защиты - выполнение мероприятий гражданской защиты на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях.
Российская система гражданской защиты (единая государственная система защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций) - объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение безопасности населения – комплекс правовых, организационных, контрольных, надзорных, профилактических, поисково - и аварийно-спасательных мероприятий, направленных на защиту населения от чрезвычайных ситуаций.
Критически важные объекты - объекты, нарушение или прекращение функционирования которых может создать угрозы для национальной безопасности государства или оказать негативное влияние на обеспечение национальных интересов Российской Федерации, или привести к существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на её территории, на длительный период времени.
Потенциально опасные объекты - объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, которые создают реальную угрозу возникновения источников чрезвычайных ситуаций.
Объекты защиты – критически важные объекты, административные центры субъектов Российской Федерации и другие населённые пункты, в которых находятся объекты с массовым пребыванием людей.
РСГЗ объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в полномочия которых входит решение вопросов гражданской защиты.
Организация, состав сил и средств, порядок функционирования РСГЗ определяются Положением о ней, утверждаемым Правительством РФ.
РСГЗ состоит из:
-систем ГЗ федеральных органов исполнительной власти и организаций,
-систем ГЗ субъектов РФ и функциональных систем РСГЗ.
Осуществляется связь территориальных и функциональных подсистем и звеньев, образуя систему защиты различного уровня.
Уровней пять: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.
Системы ГЗ федеральных органов исполнительной власти и организаций строятся по производственному принципу.
Создаются в федеральных органах исполнительной власти и организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (акционерные общества и компании, общества с ограниченной ответственностью и др.), для снижения риска ЧС и защиты персонала в подведомственных организациях в случае их возникновения.