Файл: Практические занятия по дисциплине Безопасность жизнедеятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 450
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Системы ГЗ субъектов РФ строятся по территориально-производственному принципу.
Создаются в пределах территорий субъектов для снижения риска ЧС и защиты населения и территорий от них в случае возникновения и состоят из систем ГЗ муниципальных образований, входящих в состав соответствующего субъекта РФ, и систем ГЗ объектов, учредителем которых являются данный субъект или муниципальное образование, входящее в его состав.
Функциональные системы РСГЗ, как правило, комплексные (система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, система службы медицины катастроф и др.), решают функциональные задачи в области гражданской защиты в интересах страны, ее регионов и муниципальных образований.
Создаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями на базе подведомственных специализированных систем и организаций.
Перечень создаваемых функциональных систем РСГЗ на федеральном уровне определяется Правительством РФ, на региональном - органами исполнительной власти субъектов РФ, на муниципальном - органами местного самоуправления.
Задачи, организация, состав сил и средств систем ГЗ и функциональных систем РСГЗ, порядок их деятельности определяются положениями о них.
Положения о системах ГЗ на всех уровнях утверждаются руководителями (главами) органов, их создающих (руководителями организаций), по согласованию с соответствующими органами, уполномоченными на решение задач в области ГЗ - органами гражданской защиты МЧС России, его региональные центры и главные управления по субъектам РФ, подразделения по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления).
Положения о функциональных системах РСГЗ утверждаются: на федеральном уровне Правительством РФ по согласованию с МЧС России, на региональном и муниципальном уровнях - главами администраций субъектов РФ и органов местного управления по согласованию с вышестоящими органами ГЗ.
Общее руководство функционированием РСГЗ осуществляет Правительство РФ, систем ГЗ субъектов РФ, муниципальных образований, организаций и объектов - соответственно главы исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления, руководители организаций и объектов (руководители ГЗ).
Общее руководство функционированием систем ГЗ федеральных органов исполнительной власти и организаций, отраслей и объектов, входящих в их состав, осуществляют соответственно руководители федеральных органов исполнительной власти, организаций, отраслей и объектов, где созданы эти системы (руководители ГЗ).
-деятельностью функциональных систем РСГЗ осуществляют руководители федеральных органов исполнительной власти и руководители уполномоченных организаций, на базе которых сформированы такие системы.
В случае комплексных функциональных систем их руководители (головные организации) определяются Правительством РФ.
При переводе государства или отдельных его регионов на военное время руководители ГЗ федеральных органов исполнительной власти и организаций, субъектов РФ, муниципальных образований и организаций (объектов) приобретают статус начальников ГЗ и полномочия, определяемые законодательством РФ.
Непосредственное управление функционированием РСГЗ и ее элементов на всех уровнях осуществляют органы гражданской защиты.
На каждом уровне создаются свои координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, эвакуационные органы, силы и средства, резервы финансовых и материально-технических ресурсов, продовольственные, медицинские и иные запасы, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Координационные органы - комиссии по ГЗ предназначены для координации деятельности органов управления, сил и средств по выполнению задач, возложенных на систему гражданской защиты федерального органа исполнительной власти (субъекта РФ, муниципального образования, организации или объекта), в том числе по вопросам обеспечения пожарной безопасности, эвакуации населения, материальных и культурных ценностей.
Состав комиссии и положения о них утверждаются соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и организаций, главами администраций субъектов РФ и органов местного самоуправления, руководителями организаций и объектов.
Координационными органами РСГЗ являются:
-на федеральном уровне - Правительственная комиссия по гражданской защите, комиссии по гражданской защите в федеральных органах исполнительной власти и организациях;
-на региональном, муниципальном и объектовом уровнях - комиссии по гражданской защите субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и объектов.
В пределах федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций, организации взаимодействия указанных органов с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями в области ГЗ осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента России в федеральном округе.
Постоянно действующими органами управления РСГЗ являются органы, уполномоченные на решение задач в области гражданской защиты:
-на федеральном уровне - МЧС России, в федеральных органах исполнительной власти и организациях - специальные структурные подразделения по чрезвычайным ситуациям;
-на межрегиональном уровне - региональные центры МЧС России, осуществляющие руководство расположенными на территории федерального округа силами и средствами МЧС России, координацию в установленном порядке функционирования систем гражданской защиты субъектов РФ и организаций на территории соответствующего федерального округа;
-на региональном уровне - главные управления МЧС России по субъектам РФ и специальные структурные подразделения по чрезвычайным ситуациям в организациях, действующих на территории регионов;
-на муниципальном уровне - структурные подразделения по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления и организаций;
-на объектовом уровне - отделы (сектора или специально назначенные лица) по чрезвычайным ситуациям на объектах.
Органы повседневного управления РСГЗ:
-на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России, информационные центры (дежурно-диспетчерские службы) федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, формирующих функциональные системы РСГЗ;
-на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС России, информационные центры (дежурно-диспетчерские службы) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и организаций;
-на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ, информационные центры (дежурно-диспетчерские службы) органов исполнительной власти субъектов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и организаций;
-на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
-на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
К силам и средствам РСГЗ относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти и организаций, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, объектов и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для ведения гражданской защиты.
Состав сил и средств на федеральном уровне определяется Правительством РФ, на региональном, муниципальном и объектовом - соответственно органами исполнительной власти субъектов, органами местного самоуправления и руководителями организаций.
В их состав входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).
Эвакуационные органы, подчиняющиеся комиссии по гражданской защите, создаются на всех уровнях в соответствии с Положением об эвакуации, утверждаемым Правительством РФ, для планирования, организации и проведения эвакуационных мероприятий в случае их необходимости.
Для решения задач РСГЗ могут привлекаться силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, а также Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Силы и средства Вооруженных Сил и других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определяемом Президентом России, а силы и средства органов внутренних дел МВД используются в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:
-резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации ЧС;
-запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва;
-резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
-резервы финансовых и материально-технических ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и объектов.
Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материально-технических ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, организаций и объектов.
Номенклатура и объем резервов материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом по согласованию с вышестоящими постоянно действующими органами управления РСГЗ.
Управление РСГЗ осуществляется с использованием системы связи и автоматизированных систем управления и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил и средств связи, автоматизации и оповещения, сетей связи различного назначения, сетей вещания стационарных и подвижных узлов связи и телекоммуникационных центров, обеспечивающих передачу информации и доведение сигналов оповещения до органов управления, сил РСГЗ и населения.
Информационное обеспечение осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС РСГЗ), включающей персонал, технические средства и комплексы автоматизации и информационные ресурсы, обеспечивающие обмен данными, сбор, хранение, обработку и анализ информации, а также Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН).
Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 112.
Сбор и обмен информацией в области гражданской защиты осуществляются федеральными органами исполнительной власти и организациями, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и объектами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок функционирования РСГЗ
В мирное и военное время в зависимости от обстановки, характера и масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением Президента России, Правительства РФ, Правительственной комиссии по гражданской защите, соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, руководителей организаций и объектов в пределах конкретной территории (объекта) может устанавливаться один из следующих режимов функционирования РСГЗ:
-повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической, пожарной и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и угроз военного характера;
-повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической, пожарной, гидрометеорологической, эпидемиологической,