Файл: Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе по дисциплине маркетинг для обучающихся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 252
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 2
Показатели товарной номенклатуры
Показатели | Номенклатура | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
| 0,86 | 0,11 | 1,44 | 1.3 | 1,6 | 1,67 | 0,6 | 0,7 | 0,44 |
| 2 | 1,6 | 0,7 | 1,2 | 1,5 | 0,1 | 1,9 | 1 | 0,5 |
| 32,7 | 8,5 | 1,7 | 31,4 | 5,8 | 1,3 | 4,5 | 8,9 | 5,2 |
Для выполнения задания воспользуйтесь материалами в приложении 2. Для построения матрицы по оси у отложите «Темп роста рынка» (1), а по оси х «Долю рынка» (2), далее найдите точку на графике и обведите в кружок, величина круга зависит от размера «Доли продукции в общем объеме продаж» (3).
Задание 3
Маркетинговые исследования
Внесите характеристики трех направлений исследований, особенно важных для выбранного вами товара, в табл. 3.
Проясните по словарю понятия «цель», «объект», «результат» исследования.
Таблица 3
Основные сведения о направлениях маркетинговых исследований
Направление маркетингового исследования | Цель | Объект | Результат | Эти сведения позволяют… |
1-е | | | | |
2-е | | | | |
3-е | | | | |
Далее заполните таблицу 4 применительно к выбранному товару. В колонку 1 поместите два направления исследований (по выбору) из предыдущей табл. 2.
В колонку 2 поместите временной период, который вы предполагаете анализировать.
В колонку 3 внесите необходимые обоснования временного периода для анализа (месяц, год и др.).
В колонке 4 укажите название информации, или показатели из приложения 2, или необходимые, на ваш взгляд, дополнительные показатели. Следует назвать не менее четырех данных по каждому направлению исследования.
В колонке 5 отметьте первичность или вторичность информации по каждому из четырех данных.
В колонке 6 отметьте источник информации (газета, журнал, радио и др.) по каждому данному.
В колонке 7 укажите точное библиографическое название источника информации или статистический источник, адрес в сети Интернет и т.д. Например, журнал «Внешняя торговля», данные комитета по статистике Маркетинг- ttp:/www.marketing.spb.ru и др.
Таблица 4
Маркетинговая информация и источники её получения
Направление маркетингового исследования | Период, отражаемый информацией | Обоснование периода | Название информации | Классификационный признак | Источник получения | Название источника |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | | | | | |
| | | | | | |
3.3. Самостоятельная работа
Самостоятельная работа студентов включает подготовку к практическим и семинарским занятиям, написание рефератов по теоретическим и практическим вопросам маркетинга, выполнение практического задания – маркетингового исследования товарного рынка (рынка услуг) и его итоговую публичную защиту.
Для подготовки к практическим и семинарским занятиям по темам дисциплины рекомендованы следующие источники литературы.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
-
Современные концепции маркетинга. -
Проблемы развития информационного рынка и информационных технологий в России. -
Влияние внешней среды на маркетинговые решения. -
Анализ макро- и микросреды предприятия. -
Оценка емкости рынка: методы оценки и прогнозирования. -
Информационно-аналитическое обеспечение этапов маркетингового исследования. -
Влияние рекламы на покупательское поведение. -
Психографическая сегментация. -
Инновации в маркетинге. -
Методы оценки конкурентоспособности предприятия. -
Ценовая политика в маркетинге. -
Методы определения бюджета маркетинговых коммуникаций. -
Мотивация потребителя средствами маркетинга. -
Средства стимулирования посредников. -
Личные продажи в маркетинге. -
Выставки и ярмарки в системе маркетинговых коммуникаций предприятия. -
Информационное обеспечение процесса управления маркетингом на предприятии. -
Планирование в маркетинге. -
Выбор конкурентной стратегии предприятия. -
Разработка план маркетинга предприятия. -
Направления контроля маркетинга. -
Маркетинговый аудит предприятия. -
Оценка эффективности маркетинговой деятельности предприятия. -
Становление и развитие социально ответственного маркетинга. -
Маркетинговая деятельность на зарубежных рынках.
ПРОВЕДЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В рамках изучения дисциплины студентам может быть рекомендовано преподавателем, ведущим практические занятия, проведение маркетингового исследования потребительского рынка товаров и услуг (на примере конкретного предприятия), и за счёт бюджета времени, предусмотренного учебным планом на самостоятельную работу.
Маркетинговое исследование целесообразно проводить группой из 3 – 5 человек, последовательно реализуя его этапы в соответствии с приведённой методикой.
Результаты исследования оформляются в виде отчёта, который защищается студентами в форме презентации. Консультирование студентов по разделам исследования осуществляется в часы индивидуальных консультаций преподавателей кафедры маркетинга.
Выполнение данного задания способствует развитию навыков самостоятельной работы с практическими данными, закреплению теоретического материала. Сбор данных осуществляется на основе полевых и кабинетных исследований: данные наблюдений, опросов, работа с интернет-ресурсами.
Презентация результатов исследования ориентирована на развитие навыков работы с рыночной информацией, использование информационных технологий и современного инструментария маркетинговых исследований. Немаловажным аспектом в процессе презентации является формирование умений дискутировать по обозначенным в исследовании вопросам, проблемам, аргументировано обсуждать выявленные проблемы и пути их решения.
Студенты самостоятельно выбирают объект исследования (товар, услугу), после чего определяют организацию, которая этот товар (услугу) производит и реализует на рынке. Последовательность дальнейшей творческой работы представлена разделами.
Раздел 1. Выбор объекта исследования.
1.1. Предприятие.
1.2. Профиль деятельности.
1.3. Наименование.
1.4. Ассортимент выпускаемых товаров, оказываемых услуг.
1.5. Выбор товара (услуги).
Раздел 2. Анализ рыночных возможностей фирмы (исходя из данных раздела 1).
2.1. Определение позиции фирмы на рынке.
2.2. Изучение маркетинговой среды деятельности фирмы.
2.3. Определение рынков индивидуальных потребителей продукции (услуг) фирмы.
2.4. Анализ рынков предприятий, других рынков.
Раздел 3. Сегментация рынка.
3.1. Изучение спроса на продукцию (услуги) фирмы.
3.2. Сегментация рынка (выбор критериев сегментирования и составление характеристик полученных сегментов).
3.3. Выбор целевых сегментов рынка, наиболее привлекательных для фирмы.
3.4. Позиционирование товаров (услуг) на рынке.
Раздел 4. Разработка комплекса маркетинга.
4.1. Направления товарной политики.
4.2. Ценовая политика на товары (услуги) фирмы.
4.3. Методы распределения товаров.
4.4. Продвижение товаров (услуг). Стимулирование сбыта товаров (услуг) фирмы: объекты, методы, способы стимулирования.
Раздел 5. Реализация маркетинговых мероприятий.
5.1. Разработка базовой стратегии развития фирмы.
5.2. Планирование маркетинга.
5.3. Контроль выполнения маркетинговых мероприятий.
При выполнении данного задания его можно модифицировать по содержанию, объёму поставленных задач, интересам студентов.
4. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
4.1 Основная учебная литература | |
1 | Маркетинг : учебник / С.У. Нуралиев. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 305 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5b177ff4775454.87516182. - Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=954382 |
2 | Маркетинг : учеб. пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 233 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; - Режим доступа: http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/18431. - Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=939196 |
3 | Маркетинг: экономика, финансы, контроллинг : учеб. пособие / Т.Н. Рыжикова. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 225 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/24399. - Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=965203 |
4.2 Дополнительная учебная литература | |
4 | Акулич, М. В. Интернет-маркетинг : учебник для бакалавров / М. В. Акулич. — Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. — 352 с. - ISBN 978-5-394-02474-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1091183 (дата обращения: 13.04.2021) |
5 | Кислицына, В. В. Маркетинг : учебник / В. В. Кислицына. — Москва : ФОРМ : ИНФРА-М, 2020. — 464 с. : ил. — (Высшее образование). - ISBN 978-5-8199-0490-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1079856 |
6 | Маркетинг (ситуационные задачи и тесты) : практикум / М. Б. Щепакин, В. М. Михайлова, Д. Г. Куренова, Е. В. Кривошеева. — Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2020. — 512 с. - ISBN 978-5-9776-0524-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1083170 |
7 | Рыжикова, Т. Н. Аналитический маркетинг: что должен знать маркетинговый аналитик : учебное пособие. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 288 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/1450. - ISBN 978-5-16-005383-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1226832 |
8 | Секерин, В. Д. Инновационный маркетинг : учебник / В.Д. Секерин. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 237 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-011323-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1081623 9 Интегрированные маркетинговые коммуникации. Теория и практика рекламы : учеб. пособие / О.Г. Кузьмина, О.Ю. Посухова. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2018. - 187 с. - (Высшее образование). - DOI: https://doi.org/10.12737/01756-2. - Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=953324 |