Файл: Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе по дисциплине маркетинг для обучающихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 250

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные характеристики этапов жизненного цикла продукта

Характеристика
Этап
выведения на рынок
роста
зрелости
упадка
Сбыт




Прибыль




Цена




Затраты на маркетинг






Задание 8.5. Фирма, для определения стратегии своего развития выясняет возможность и целесообразность производства новой продукции. Идея нового товара может:

а) возникнуть у руководства фирмы;

б) высказана торговыми агентами (посредниками);

в) исходить от покупателей;

г) быть вызовом конкурентов.

Проанализируйте предложенные варианты с точки зрения практики, оцените каждый из предложенных вариантов. Назовите дополнительные источники появления идеи нового товара. Укажите необходимое информационное обеспечение этапов разработки нового товара.

Тема 9. Ценовая политика


Вопросы для обсуждения


        1. В чём заключаются функции цены в маркетинге?

        2. Какова взаимосвязь между потребительской ценностью товара и рыночной ценой? Обоснуйте свой ответ на примерах.

        3. Какие рыночные факторы определяют уровень цен?

        4. Какие рынки наиболее чувствительны к изменению спроса и последующей реакцией со стороны цен? Обоснуйте свой ответ на примерах.

        5. Каковы особенности ценовой политики на рынке инновационных товаров? Обоснуйте свой ответ на примерах.

        6. Может ли повлиять изменение средств комплекса маркетинга на изменение ценовой политики? Приведите пример.

        7. Каковы формы ценового соперничества между конкурентами на рынках потребительских товаров и услуг?

        8. Какие виды цен используются в международной практике?

        9. В чём заключается сущность регулирования цен? На рынках каких товаров и услуг используется практика регулирования цен? Приведите примеры.

        10. Какие методы ценообразования учитывают факторы спроса, реакции потребителей?

        11. Каковы направления реализации ценовой политики предприятия?

        12. Какие стратегии ценообразования применяют на практике?



Задание 9.1. В российской практике найдите примеры соответствия / несоответствия цены и качества товара и объясните их.
Таблица 9.1
Взаимосвязь между уровнями цен и качеством товаров




Каче­ство


Цена





Высокая


Средняя


Низкая


Высо­кое


стратегия премиальных наценок


стратегия глубокого проникновения на рынок

стратегия повы­шенной ценностной значимости

Среднее


стратегия завышенной цены


стратегия среднего уровня


стратегия добро­качественности


Низкое


стратегия ограбления


стратегия показного блеска


стратегия низкой ценностной

значимости


Задание 9.2. На товар Х необходимо назначить конкурентоспособную цену. Аналогичный товар Y - товар - конкурент успешно продается по цене 6 тыс. руб./ед. Группа экспертов провела сравнительное тестирование основных свойств этих товаров, а также ранжировала их по важности для потребления, приняв за единицу наименее важное свойство (табл. 9.2)

Таблица 9.2

Результаты экспертной оценки параметров продукта


Свойства

a

b

c

d

Ранг важности (баллы)

1

2

3

4

Оценка товаров в баллах

Х

5

3

4

3




Y

4

5

4

5


Задание 9.3. Определите, для каких промышленных и по­требительских товаров, банковских, финансовых и коммер­ческих услуг и других товарных продуктов более подходит каждая из представленных ниже четырех стратегий (рис. 9.1).


Затраты на продвижение






Низкие

Высокие




  • Стратегия медленного получения прибыли

  • Стратегия медленного проникновения на рынок

Высокая

Цена





Низкая

  • Стратегия быстрого получения прибыли

  • Стратегия быстрого проникновения на рынок






Рис. 9.1 Стратегии проникновения на рынок
Задание 9.4. Расставьте нижеприведенные виды цен на товары по соответствующим признакам в таблице 9.3. Конкретизируйте свой ответ на примерах.

Таблица 9.3

Зависимость названия цены от соответствующего признака


Признак цены

Цена

1. Используется для определения сорта или качества товара

……

2. Определяемая условиями поставки, обусловленными в контракте

……

3. Определяемая уровнем цен стран экспортеров (импортеров), бирж

…………

4. Устанавливаемая монополиями выше (ниже) цен производства

…………

5. Публикуемая в прейскурантах; справочниках и биржевых котировках

……………

6. По которой поставляется крупными партиями товар

………

7. Указанная в официальном предположении продавца без скидок

…………

8. Равная издержкам производства плюс средняя прибыль на весь авансированный капитал

……………

9. По которой продажа ведется отдельными покупателями малыми партиями

……………

10. По которой идет купля-продажа на данном рынке

………

11. Которая устанавливается договором в зависимости от некоторых условий на определенную дату

……………

12. Которая складывается на рынке покупателя

………

13. Которая устанавливается в договоре купли-продажи и не подлежит изменению

……………



Виды цен:

а) оптовая;

б) мировая;

в) монопольная;

г) предложения;

д) продажи/купли;

е) базисная;

ж) розничная;

з) цена производства;

и) номинальная;

к) рыночная;

л) твердая;

м) скользящая;

н) цена спроса.
Задание 9.5. Охарактеризуйте направления модификации цен в разрезе следующих направлений: «портфельное» ценообразования (дифференциация цен в разрезе ассортимента), «психологическое» ценообразование, географическое ценообразование, ситуационное ценообразование на примере рынков:

а) минеральная вода;

б) «быстрое» питание;

в) шоколад;

г) спортивная обувь;

д) услуги салона красоты;

е) головные уборы;

ж) кондитерские изделия;

з) мягкие игрушки;

и) услуги фитнеса;

к) планшетные ноутбуки;

л) йогурты;

м) услуги швейного ателье.
Задание 9.6. В магазине «Светотень» в отчетном периоде были зафиксированы следующие данные (табл. 9.4).

Таблица 9.4

Средние цены и объём продаж светильников

Ассортимент

Объем продаж, т. р.

Цена, тыс. руб.

август 2011 г.

ноябрь 2011 г.

август 2011 г.

ноябрь 2011 г.

1

2

3

4

5

Люстры класса «эконом»

2560

2420

17

21

Люстры класса «мидл»

2130

2100

45

49

Люстры класса «люкс»

1760

1820

123

142

Светильники класса «эконом»

1980

1910

8,5

9,3

Светильники класса «мидл»

1430

1415

11,5

12,3

Продолжение табл. 9.4

1

2

3

4

5

Светильники класса «люкс»

1120

1116

73

81

Бра класса «эконом»

2170

2050

4,3

5,2

Бра класса «мидл»

2010

1970

7,5

8,1

Бра класса «люкс»

950

957

35

39,5



Определите эластичность спроса по цене для каждой ассортиментной группы и сделайте выводы, на какие товары торговое предприятие «Светотень» может повышать цену, не задумываясь о последующем снижении цен, а на какие нет.
Тема 10. Каналы распределения товаров. Сбыт
Вопросы для обсуждения


              1. Какие факторы влияют на формирование системы распределения товаров? Какие задачи ставятся перед службой продаж?

              2. Каковы преимущества привлечения посредников в системе распределения товаров? В каких случаях целесообразно использовать прямой сбыт? Обоснуйте свой ответ на примерах.

              3. Чем определяется количество уровней канала товародвижения? Какие показатели используют при проектировании каналов товародвижения?

              4. Какие показатели определяют результативность сбытовой политики предприятия?

              5. Каковы виды вертикальных систем распределения? Какие виды получили наибольшее распространение в российской практике? Приведите примеры.

              6. В каких сферах потребительского рынка товаров и услуг распространён франчайзинг? В чём его преимущества и ограничение? Обоснуйте свой ответ на примерах.

              7. Каковы тенденции развития форм продажи потребительских товаров? В чём заключаются преимущества интернет-торговли? Каковы риски потребителя при покупке товаров через Интернет?

              8. Каковы области применения методов распределения: интенсивного, селективного и эксклюзивного? Приведите примеры.

              9. По каким критериям проводят оценку торговых посредников? Какие факторы определяют выбор посредника? Обоснуйте свой ответ на примерах.

              10. В чём заключается сущность стратегии «притягивания», стратегии «проталкивания» в системе реализации сбытовой политики предприятия?

              11. Какова роль розничных сетей на современном этапе развития российского потребительского рынка? Какие торговые сети относятся к федеральным, региональным? Приведите примеры.

              12. Каковы сервисные функции торговли?


Задание 10.1. Обоснуйте решение по выбору канала товародвижения, пользуясь критерием эффективности затрат (расчеты в тыс. руб.).

Канал нулевого уровня –

расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией собственной розничной торговой сети – 280;

издержки обращения (оптово-сбытовые и розничные) – 100;

прибыль от реализации товаров – 300;

Одноуровневый канал (прямые связи с розничной торговлей) -