Файл: Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе по дисциплине маркетинг для обучающихся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 250
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные характеристики этапов жизненного цикла продукта
Характеристика | Этап | |||
выведения на рынок | роста | зрелости | упадка | |
Сбыт | | | | |
Прибыль | | | | |
Цена | | | | |
Затраты на маркетинг | | | | |
Задание 8.5. Фирма, для определения стратегии своего развития выясняет возможность и целесообразность производства новой продукции. Идея нового товара может:
а) возникнуть у руководства фирмы;
б) высказана торговыми агентами (посредниками);
в) исходить от покупателей;
г) быть вызовом конкурентов.
Проанализируйте предложенные варианты с точки зрения практики, оцените каждый из предложенных вариантов. Назовите дополнительные источники появления идеи нового товара. Укажите необходимое информационное обеспечение этапов разработки нового товара.
Тема 9. Ценовая политика
Вопросы для обсуждения
-
В чём заключаются функции цены в маркетинге? -
Какова взаимосвязь между потребительской ценностью товара и рыночной ценой? Обоснуйте свой ответ на примерах. -
Какие рыночные факторы определяют уровень цен? -
Какие рынки наиболее чувствительны к изменению спроса и последующей реакцией со стороны цен? Обоснуйте свой ответ на примерах. -
Каковы особенности ценовой политики на рынке инновационных товаров? Обоснуйте свой ответ на примерах. -
Может ли повлиять изменение средств комплекса маркетинга на изменение ценовой политики? Приведите пример. -
Каковы формы ценового соперничества между конкурентами на рынках потребительских товаров и услуг? -
Какие виды цен используются в международной практике? -
В чём заключается сущность регулирования цен? На рынках каких товаров и услуг используется практика регулирования цен? Приведите примеры. -
Какие методы ценообразования учитывают факторы спроса, реакции потребителей? -
Каковы направления реализации ценовой политики предприятия? -
Какие стратегии ценообразования применяют на практике?
Задание 9.1. В российской практике найдите примеры соответствия / несоответствия цены и качества товара и объясните их.
Таблица 9.1
Взаимосвязь между уровнями цен и качеством товаров
Качество | Цена | ||
| Высокая | Средняя | Низкая |
Высокое | стратегия премиальных наценок | стратегия глубокого проникновения на рынок | стратегия повышенной ценностной значимости |
Среднее | стратегия завышенной цены | стратегия среднего уровня | стратегия доброкачественности |
Низкое | стратегия ограбления | стратегия показного блеска | стратегия низкой ценностной значимости |
Задание 9.2. На товар Х необходимо назначить конкурентоспособную цену. Аналогичный товар Y - товар - конкурент успешно продается по цене 6 тыс. руб./ед. Группа экспертов провела сравнительное тестирование основных свойств этих товаров, а также ранжировала их по важности для потребления, приняв за единицу наименее важное свойство (табл. 9.2)
Таблица 9.2
Результаты экспертной оценки параметров продукта
Свойства | a | b | c | d | |
Ранг важности (баллы) | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Оценка товаров в баллах | Х | 5 | 3 | 4 | 3 |
| Y | 4 | 5 | 4 | 5 |
Задание 9.3. Определите, для каких промышленных и потребительских товаров, банковских, финансовых и коммерческих услуг и других товарных продуктов более подходит каждая из представленных ниже четырех стратегий (рис. 9.1).
Затраты на продвижение
Низкие
Высокие
-
Стратегия медленного получения прибыли -
Стратегия медленного проникновения на рынок
Высокая
Цена
Низкая
-
Стратегия быстрого получения прибыли -
Стратегия быстрого проникновения на рынок
Рис. 9.1 Стратегии проникновения на рынок
Задание 9.4. Расставьте нижеприведенные виды цен на товары по соответствующим признакам в таблице 9.3. Конкретизируйте свой ответ на примерах.
Таблица 9.3
Зависимость названия цены от соответствующего признака
Признак цены | Цена |
1. Используется для определения сорта или качества товара | …… |
2. Определяемая условиями поставки, обусловленными в контракте | …… |
3. Определяемая уровнем цен стран экспортеров (импортеров), бирж | ………… |
4. Устанавливаемая монополиями выше (ниже) цен производства | ………… |
5. Публикуемая в прейскурантах; справочниках и биржевых котировках | …………… |
6. По которой поставляется крупными партиями товар | ……… |
7. Указанная в официальном предположении продавца без скидок | ………… |
8. Равная издержкам производства плюс средняя прибыль на весь авансированный капитал | …………… |
9. По которой продажа ведется отдельными покупателями малыми партиями | …………… |
10. По которой идет купля-продажа на данном рынке | ……… |
11. Которая устанавливается договором в зависимости от некоторых условий на определенную дату | …………… |
12. Которая складывается на рынке покупателя | ……… |
13. Которая устанавливается в договоре купли-продажи и не подлежит изменению | …………… |
Виды цен:
а) оптовая;
б) мировая;
в) монопольная;
г) предложения;
д) продажи/купли;
е) базисная;
ж) розничная;
з) цена производства;
и) номинальная;
к) рыночная;
л) твердая;
м) скользящая;
н) цена спроса.
Задание 9.5. Охарактеризуйте направления модификации цен в разрезе следующих направлений: «портфельное» ценообразования (дифференциация цен в разрезе ассортимента), «психологическое» ценообразование, географическое ценообразование, ситуационное ценообразование на примере рынков:
а) минеральная вода;
б) «быстрое» питание;
в) шоколад;
г) спортивная обувь;
д) услуги салона красоты;
е) головные уборы;
ж) кондитерские изделия;
з) мягкие игрушки;
и) услуги фитнеса;
к) планшетные ноутбуки;
л) йогурты;
м) услуги швейного ателье.
Задание 9.6. В магазине «Светотень» в отчетном периоде были зафиксированы следующие данные (табл. 9.4).
Таблица 9.4
Средние цены и объём продаж светильников
Ассортимент | Объем продаж, т. р. | Цена, тыс. руб. | ||
август 2011 г. | ноябрь 2011 г. | август 2011 г. | ноябрь 2011 г. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Люстры класса «эконом» | 2560 | 2420 | 17 | 21 |
Люстры класса «мидл» | 2130 | 2100 | 45 | 49 |
Люстры класса «люкс» | 1760 | 1820 | 123 | 142 |
Светильники класса «эконом» | 1980 | 1910 | 8,5 | 9,3 |
Светильники класса «мидл» | 1430 | 1415 | 11,5 | 12,3 |
Продолжение табл. 9.4
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Светильники класса «люкс» | 1120 | 1116 | 73 | 81 |
Бра класса «эконом» | 2170 | 2050 | 4,3 | 5,2 |
Бра класса «мидл» | 2010 | 1970 | 7,5 | 8,1 |
Бра класса «люкс» | 950 | 957 | 35 | 39,5 |
Определите эластичность спроса по цене для каждой ассортиментной группы и сделайте выводы, на какие товары торговое предприятие «Светотень» может повышать цену, не задумываясь о последующем снижении цен, а на какие нет.
Тема 10. Каналы распределения товаров. Сбыт
Вопросы для обсуждения
-
Какие факторы влияют на формирование системы распределения товаров? Какие задачи ставятся перед службой продаж? -
Каковы преимущества привлечения посредников в системе распределения товаров? В каких случаях целесообразно использовать прямой сбыт? Обоснуйте свой ответ на примерах. -
Чем определяется количество уровней канала товародвижения? Какие показатели используют при проектировании каналов товародвижения? -
Какие показатели определяют результативность сбытовой политики предприятия? -
Каковы виды вертикальных систем распределения? Какие виды получили наибольшее распространение в российской практике? Приведите примеры. -
В каких сферах потребительского рынка товаров и услуг распространён франчайзинг? В чём его преимущества и ограничение? Обоснуйте свой ответ на примерах. -
Каковы тенденции развития форм продажи потребительских товаров? В чём заключаются преимущества интернет-торговли? Каковы риски потребителя при покупке товаров через Интернет? -
Каковы области применения методов распределения: интенсивного, селективного и эксклюзивного? Приведите примеры. -
По каким критериям проводят оценку торговых посредников? Какие факторы определяют выбор посредника? Обоснуйте свой ответ на примерах. -
В чём заключается сущность стратегии «притягивания», стратегии «проталкивания» в системе реализации сбытовой политики предприятия? -
Какова роль розничных сетей на современном этапе развития российского потребительского рынка? Какие торговые сети относятся к федеральным, региональным? Приведите примеры. -
Каковы сервисные функции торговли?
Задание 10.1. Обоснуйте решение по выбору канала товародвижения, пользуясь критерием эффективности затрат (расчеты в тыс. руб.).
Канал нулевого уровня –
расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией собственной розничной торговой сети – 280;
издержки обращения (оптово-сбытовые и розничные) – 100;
прибыль от реализации товаров – 300;
Одноуровневый канал (прямые связи с розничной торговлей) -