Файл: Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе по дисциплине маркетинг для обучающихся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 249
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Сибирский университет потребительской кооперации» |
Методические указания и задания
к занятиям семинарского типа, контрольной
и самостоятельной работе по дисциплине:
«МАРКЕТИНГ»
для обучающихся
направления подготовки
42.03.01 Реклама и связи с общественностью,
направленность (профиль):
Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере
Новосибирск
2022
Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе по дисциплине «Маркетинг» для обучающихся направления подготовки 42.03.01 Рекламы и связей с общественностью / [сост. Л.Н. Стребкова, канд. экон. наук, доцент, В.В. Салий, д-р экон. наук, профессор]; АНОО ВО Центросоюза СибУПК. – Новосибирск, 2022.
Рецензент: Е.Б. Сваровская, канд. филос. наук, доцент кафедры торгового дела и рекламы
Методические указания и задания утверждены и рекомендованы к использованию в учебном процессе кафедрой торгового дела и рекламы, протокол от 25 мая 2022г., № 8.
© Сибирский университет
потребительской кооперации, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Общие положения………………………………………………………. | 4 |
2. | Темы и их краткое содержание………………………………………… | 5 |
3. | Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе……………………………… | 9 |
4. | Список рекомендуемой литературы …………………………… | 73 |
5. | Современные профессиональные базы данных и информационные справочные системы …………………………………………………… | 74 |
6. | Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства………. | 75 |
7. | Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся …………………………………………………………. | 75 |
| | |
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Цель освоения дисциплины "Маркетинг" - подготовить выпускника к созданию коммуникационного продукта и продвижению его путём взаимодействия с социальными группами, организациями и персонами с помощью различных каналов коммуникации.
Освоение дисциплины способствует подготовке выпускника к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:
маркетинговый:
1) исследование, анализ, оценка потребностей реальных и потенциальных покупателей;
2) разработка нового товара (услуги);
3) формирование маркетинговых коммуникаций;
4) исследование, анализ, оценка и прогнозирование состояния реальных и потенциальных рынков;
5) исследование деятельности конкурентов;
6) сбыт товара (услуги);
7) формирование ассортиментной политики;
8) формирование и реализация ценовой политики фирмы;
9) формирование стратегии поведения фирмы.
Дисциплина относится к части, формируемой участниками образовательных отношений учебного плана.
Освоение дисциплины необходимо как предшествующее при изучении следующих дисциплин: Коммуникации и конкурентные преимущества организации, Технологии маркетинговых коммуникаций, Интегрированные маркетинговые коммуникации в местах продажи, Стратегический маркетинг, Проектирование рекламных кампаний
2. Темы и их краткое содержание
Тема 1. Социально-экономическая сущность и содержание маркетинга
Концепции рыночной экономики. Понятие рынка. Основные модели рынка: монополия, чистая конкуренция, олигополия, монополистическая конкуренция. Емкость рынка.
Спрос и предложение в условиях рыночной экономики. Понятие предложения. Факторы, определяющие предложение на рынке. Понятие спроса. Спрос как основной объект постоянного наблюдения, детального изучения и воздействия. Основные закономерности спроса: зависимость спроса от цен, зависимость спроса от дохода.
Тема 2. Составляющие элементы маркетинговой деятельности: цель, задачи, принципы
Понятие о маркетинге. Маркетинговая деятельность в современных условиях как система управления производством, распределением и реализацией товаров, услуг и других видов человеческой деятельности.
Основные субъекты и объекты маркетинга
Цели маркетинга. Принципы маркетинга. Функции маркетинга: аналитическая, производственная, сбытовая, управления и контроля.
Концепции маркетинга.
Роль специалиста «экономика и бухгалтерский учет» в маркетинговой деятельности предприятия.
Тема 3. Маркетинговая среда и её структура
Многофакторная среда маркетинга: понятие и классификация. Понятие о внешней и внутренней средах маркетинга предприятия.
Основные факторы внешней и внутренней среды, влияющие на деятельность предприятия.
Контролируемые и неконтролируемые факторы маркетинговой среды их характеристика и анализ.
Тема 4. Маркетинговые исследования и маркетинговая информация
Понятие маркетингового исследования. Основные направления исследований в маркетинге. Процесс маркетингового исследования.
Методы сбора первичной информации: опрос, эксперимент, наблюдение. Выборка. Требования к составлению анкеты. Виды вопросов. Технология подготовки и проведения анкетного опроса.
Значение информации для маркетинга. Виды информации. Первичная и вторичная информации. Источники получения.
Тема 5. Поведение потребителей
Понятие потребителя и потребности. Причины изучения потребностей.
Модель покупательского поведения потребителей. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение потребителей. Процесс принятия решения о покупке.
Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей. Нормативные документы по защите прав потребителей.
Тема 6. Сегментация рынка
Сегментация рынка, ее сущность и значение. Принципы сегментации. Критерии сегментации рынка.
Выбор целевых сегментов рынка. Стратегии охвата рынка: недифференцированный маркетинг, дифференцированный маркетинг, концентрированный маркетинг.
Понятие позиционирования товара на рынке. Роль и значение позиционирования в маркетинговой деятельности.
Тема 7. Комплекс маркетинга
Понятие и сущность комплекса маркетинга. Элементы и стратегия комплекса маркетинга. Товарная политика. Ценовая политика. Сбытовая политика. Коммуникационная политика.
Тема 8. Исследование продукции СМИ и товарная политика
Понятия товара, качества и конкурентоспособности товара. Товар как средство удовлетворения потребностей. Уровни товара: ключевая ценность, основной товар, ожидаемый товар, улучшенный товар, потенциальный товар. Классификация товаров.
Понятие жизненного цикла товара. Этапы жизненного цикла товара.
Разработка нового товара. Понятие нового товара. Этапы разработки нового товара в маркетинге.
Тема 9. Ценовая политика организации
Цена как категория рыночной экономики. Роль цены на рынке. Понятие и функции цены. Классификация цен. Структура цены. Регулирование цен. Факторы, влияющие на уровень цен.
Типы рынков, определяющих ценовую политику.
Процесс ценообразования.
Понятие ценовой стратегии. Типы ценовых стратегий.
Тема 10. Каналы распределения товаров. Сбыт
Понятие сбытовой политики предприятия. Понятие товародвижения. Каналы распределения товаров. Уровни каналов, их функции и роль в распределении товаров. Прямая и косвенная формы реализации товаров.
Критерии выбора торгового посредника. Сотрудничество и конфликты в каналах товародвижения.
Методы реализации: исключительное распределение, выборочное распределение, интенсивное распределение.
Роль специалиста в выборе поставщиков и рационализации товародвижения.
Тема 11. Продвижение товаров организации
Понятие маркетинговых коммуникаций, целевой аудитории. Процесс коммуникаций. Наиболее распространенные формы коммуникаций: реклама, связи с общественностью, мероприятия по стимулированию сбыта, прямой маркетинг, личная продажа.
Разработка эффективной коммуникации: выявление целевой аудитории, определение желаемой ответной реакции, выбор обращения, выбор средств распространения информации, учет потоков обратной связи.
Методы расчета общего бюджета на продвижение.
Тема 12. Стратегии маркетинга
Стратегии маркетинга. Понятие маркетинговой стратегии. Необходимость разработки маркетинговой стратегии. Виды маркетинговых стратегий, их характеристика.
Планирование маркетинга. Понятие и необходимость планирования маркетинга.
План маркетинга. Структура плана маркетинга, его связь с бизнес-планом. Маркетинговая часть бизнес-плана. Способы определения бюджета маркетинга.
Тема 13. Управление маркетингом и разработка плана маркетинга
Понятие управления маркетингом. Процесс управления маркетингом.
Анализ рыночных возможностей: выявление новых рынков, оценка маркетинговых возможностей.
Отбор целевых рынков: определение величины спроса, сегментация рынка, выбор целевых сегментов, позиционирование на рынке.
Разработка комплекса маркетинга: товар, цена, сбыт, продвижение.
Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.
Тема 14. Маркетинг и общество
Концепция маркетинга как философия бизнеса. Влияние глобализации. Регулирование маркетинга. Социально-ответственный маркетинг. Консьюмеризм и инвайронментализм.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ К
ЗАНЯТИЯМ СЕМИНАРСКОГО ТИПА, КОНТРОЛЬНОЙ
И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
3.1.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ К
ЗАНЯТИЯМ СЕМИНАРСКОГО ТИПА
РАЗДЕЛ 1. Понятие маркетинга и основные концепции его
развития
Тема 1. Социально-экономическая сущность
и содержание маркетинга
Вопросы для обсуждения
1. Что понимают под маркетингом? Обоснуйте практическую необходимость изучения дисциплины «Маркетинг».
2. Чем маркетинг отличается от традиционной сбытовой, рекламной деятельности?
3. Как можно применить понятия маркетинга (нужда, потребность, спрос, обмен, сделка, потребление) при описании процесса покупки потребительских товаров, услуг?
4. В чём особенности понимания маркетинга как философии управления, как набора методов анализа рынка, как набора средств проникновения на рынок?
5. В каких сферах деятельности используется маркетинг?
6. Перечислите цели маркетинговой деятельности и дайте их характеристику.
7. Укажите недостатки подходов, соответствующих выполнению маркетинговых целей. Какие правовые акты регламентируют деятельность маркетинга?
8. По каким показателям можно судить о достижении целей маркетинга?
9. В чём проявляется интегрирующая функция маркетинга в процессе управления предприятием?
Задание 1.1. Подберите реальные примеры для заполнения таблицы 1.1.
Потребности: жажда, голод, здоровье, тепло, защита от неблагоприятных погодных условий, защита от неблагоприятных социальных условий, уют, комфорт, любовь, уважение, обучение, проявление статуса, принадлежность к социальной группе.
Таблица 1.1
Потребности и средства их удовлетворения
Формулирование нужды (потребности) | Товары, удовлетворяющие потребность |
физиологические потребности | |
| |
потребности в самосохранении | |
| |
социальные потребности | |
| |
потребности в уважении | |
| |
потребности в самоутверждении | |
| |