Файл: Методические указания и задания к занятиям семинарского типа, контрольной и самостоятельной работе по дисциплине маркетинг для обучающихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 247

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Типы стратегий маркетинга в зависимости от целей формы




Ситуация

Стратегия


Фирма стремится расширить сбыт имеющихся товаров на существующих рынках посредством интенсификации товародвижения, поступательного продвижения самых конкурентоспособных товаров.




Фирма делает упор на новые модели, улучшенные качества товаров, разрабатывает новые или модифицированные товары для существующих рынков.




Фирма выпускает новые товары, ориентированные на новые рынки. Цели распределения, сбыта и продвижения отличаются от традиционных для фирмы.




Фирма стремится расширить свой рынок, возникают новые сегменты на рынке; для хорошо известной продукции выявляются новые области применения.





Задание 12.3. Предприятие «Молоко» производит кисло-молочную продукцию. Объем реализации за последние пять лет и доля рынка предприятия и основного конкурента по каждому виду продукции представлены в таблице 12.2. Какова товарная стратегия предприятия «Молоко» согласно матрице БКГ?

Таблица 12.2

Исходные данные для выбора стратегии маркетинга

на основе матрицы БКГ


Продукция

Объем реализации

по годам, млн. руб.

Доля рынка,

2012 г., %

2007

2008

2009

2010

2011

«Молоко»

Конкурент


Кефир 1%


2200


2280


2300


2350


2390


33


18

Кефир 2,5%


-


560


578


586


590


15


10


Творожок


5670


5890


5960


6020


6160


21


30

Творожок со злаками


-


-


-


230


540


5


8


Йогурт


6890


6800


6900


6880


6950


11


9

Питьевой йогурт


3700


3610


3500


3320


3100


40


22



Задание 12.4. Укажите, к каким из приведенных альтернативных стратегий маркетинга относятся следующие определения.

Стратегии:

  1. Диверсификации.

  2. Развития рынка.

  3. Проникновения на рынок.

  4. Разработки товара.

Определения:

а) фирма стремится расширить сбыт имеющихся товаров на существующих рынках при помощи интенсификации товародвижения, поступательного продвижения самых конкурентоспособных товаров;

б) фирма делает упор на новые модели, улучшение качества, разрабатывает новые или модифицированные товары для существующих рынков;

в) фирма выпускает новые товары, ориентированные на новые рынки; цели распределения, сбыта и продвижения отличаются от традиционных для фирмы;

г) фирма стремится расширить свой рынок, возникают новые сегменты на рынке; для хорошо известной продукции выявляются новые области применения.
Задание 12.5. Расположите последовательно этапы прогресса стратегического планирования.

  1. Установление целей маркетинга.

  2. Реализация тактики.

  3. Слежение за результатом.

  4. Определение задачи организации.

  5. Ситуационный анализ.

  6. Создание стратегических хозяйственных подразделений.

  7. Разработка стратегии маркетинга.



Тема 13. Управление маркетингом и

разработка плана маркетинга
Вопросы для обсуждения


  1. Каково содержание понятия «управление маркетингом»? Какие элементы содержит процесс управления маркетингом?

  2. Какие цели и задачи выполняются в результате разработки стратегического плана? Каких принципов придерживаются в ходе маркетингового планирования?

  3. Что входит в систему маркетинговых планов?

  4. Поясните, что понимают под стратегическим и тактическим планированием маркетинга?

  5. Какие составляющие включает план маркетинга?

  6. Какие методы прогнозирования применяются при планировании маркетинга на предприятии?

  7. Какие основные элементы содержит программа маркетинга?

  8. Какие выделяют виды контроля маркетинговых мероприятий? Какие показатели деятельности предприятия соответствуют каждому виду контроля?

  9. Каким образом можно оценить маркетинговые ситуации?

  10. Какие процедуры включает процесс разработки бюджета маркетинга?



Задание 13.1. Поставьте в логической последовательности следующие этапы стратегического планирования:

  1. Формулирование или корректировка миссии.

  2. Формулирование маркетинговых целей и задач.

  3. Анализ факторов внешней среды.

  4. Формулирование стратегий маркетинга.

  5. SWOT-анализ.

  6. Разработка бюджета маркетинга.

  7. Разработка маркетинговых программ.

  8. Упорядочение маркетинговых действий во времени.

  9. Корректировка целей, стратегий и действий при выполнении планов маркетинга.

  10. Контроль результатов выполнения программ маркетинга.

  11. Реализация маркетинговых программ.


Задание 13.2. Дирекция сети продуктовых магазинов самообслуживания «Лелея» приняла решение об открытии отдела быстрого питания. Определите основные мероприятия плана маркетинга для отдела быстрого питания на ближайшее время? Ответ оформите в виде таблицы 13.1.

Таблица 13.1

Основные мероприятия плана

маркетинга для отдела быстрого питания


Мероприятие

Содержание

1.




2.




3.




4.




5.





Задание 13.3.Составить программу маркетинговых действий на предстоящий период.

В соответствии с выбранной маркетинговой стратегией предусмотреть конкретные мероприятия по каждому элементу комплекса маркетинга (не менее пяти по каждому элементу). Результаты оформить в таблице 13.2.

Таблица 13.2

Конкретные мероприятия по элементам стратегии маркетинга


Товар

Цена

Распределение товара

Продвижение товара

на рынок



















































Задание 13.4. Руководитель предприятия по производству кондитерских изделий прогнозирует финансовый результат на следующий месяц. Постоянные затраты в предыдущем месяце составили 1450 тыс. руб., переменные затраты за единицу продукции – 7 руб., а средняя цена реализации продукции 12 руб. В следующем месяце ожидается рост переменных затрат на 10% и постоянных затрат – на 5 %, связанный с повышением заработной платы персонала. Цену планируется поднять на 7%. По результатам экспертного опроса объем продаж составит: минимальный – 280 500 ед., максимальный – 320 000 ед. Каковы маржинальный доход на единицу продукции, точка безубыточности в натуральном и стоимостном выражении, прибыль (убыток) при минимальном, максимальном и наиболее вероятном объеме продаж?
Задание 13.5. Корректировка маркетинговой стратегии связана с мерами, которые имеют стоимостное выражение. Фирма «Транзит» в минувшем году имела валовую прибыль 14,2 млн. руб. В текущем году с изменением стратегии фирмы валовая прибыль выросла на 10%. Общая сумма затрат на стратегические изменения составила 432 тыс. руб. Каковы годовой экономический эффект от новой стратегии фирмы и рентабельность затрат на корректировочные мероприятия?

Тема 14. Маркетинг и общество


Вопросы для обсуждения

  1. Какие существуют основные положения общественной критики маркетинга?
  2. Какие существуют движения общественности, направленные на регулирование маркетинга?
  3. Какие действия осуществляют предприниматели в направлении становления социально ответственного маркетинга?
  4. Что понимают под просвещенным маркетингом? Дайте характеристику основным положениям просвещенного маркетинга.
  5. Каким образом следует разрабатывать корпоративную этическую политику маркетинга?
  6. Вопросы этики ставят перед международными производителями специфические задачи, например существенные различия в нормах деловой этики, используемые в разных странах. Следует ли фирме адаптировать свои этические нормы для эффективной работы в странах с отличающимися нормами?
  7. Какие выделяют принципы взаимоотношений общества и маркетинга?
  8. Создает ли маркетинг барьеры для выхода на рынок или, наоборот, снимает их?
  9. Сравните концепцию маркетинга с концепцией социально-этического маркетинга. Следует ли предпринимателям придерживаться концепции социально-этичного маркетинга? Обоснуйте ответ.
  10. Каким образом можно изменить систему маркетинга? Какие улучшения вы бы внесли в эту систему как потребитель и как участник рынка?



Задание 16.1. Фирмы сталкиваются с принятием сложных решений, выбирая между прибыльным обслуживанием потребителей, с одной стороны, и попытками достижения соответствия между нуждами и желаниями потребителей и благополучием общества в целом – с другой. Маркетинг подвергается критике со стороны общественности. Часть этой критики оправдана, но большая часть – нет.

Определите, какие виды маркетинговой деятельности наносят вред отдельным потребителям, обществу в целом и другим фирмам. Назовите основные аргументы критиков маркетинга. Опровергните их на конкретных примерах.
Задание 16.2. Перечислите причины, возникновения движений, направленных на расширение и защиту прав потребителей.

Что является основой таких движений как консьюмеризм и инвайронментализм. В чем состоит отличие консьюмеризма от инвайронментализма?
Задание 16.3. Обеспокоенность граждан практикой маркетинга обычно приводит к соответствующим законодательным инициативам. Проекты законов обсуждаются, многое в них отвергается, часть – видоизменяется, и лишь совсем немногое превращается в действующие законы.

В странах действуют разные законы, многие из них имеют отношение к маркетинговой деятельности. Эти законы должны быть понятными всем маркетологам, принимающим решения о конкурентных отношениях, ценах, продвижении и каналах распространения.

Перечислите и дайте характеристику юридическим проблемам, возникающим при управлении маркетингом.
Задание 16.4. Большинство фирм с пониманием относятся к правам потребителей и предпринимают ряд действий в направлении становления социально ответственного маркетинга. Какие виды маркетинга могут применять фирмы, реализуя данное направление?

В чем состоит «этика предпринимателя»? Каковы ее основные положения?
Задание 16.5. Несмотря на наличие множества вопросов, связанных с маркетингом социальной ответственностью, фирмы должны учитывать принципы взаимоотношений общества и маркетинга. Перечислите принципы взаимоотношений общества и маркетинга, дайте им характеристику.